|
Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровниСтр 1 из 10Следующая ⇒
Вертикаль (Дрофа) –
Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8345090 «Право. 10—11 кл. Базовый и углублённый уровни/ А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина»: Дрофа; Москва; 2013 ISBN 978-5-358-11981-9
Аннотация
Учебник содержит материал о ключевых вопросах истории и теории права и государства, в нем рассмотрены система и важнейшие отрасли российского права – конституционное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное и др. Основной текст учебника дополняют интересные факты, сведения, документы. Развернутый методический аппарат включает вопросы для самоконтроля, темы для проектов, рефератов и обсуждения, рубрики «Это интересно», «Информация к размышлению», «Исследуем документы и материалы». В конце книги даны словарь юридических понятий и перечень интернет-ресурсов. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, одобрен РАО и РАН, включён в Федеральный перечень.
Оглавление
Предисловие Глава I Из истории государства и права § 1. Происхождение государства и права § 2*. Право Древнего мира § 3*. Право Европы в Средние века и Новое время § 4*. Становление права Нового времени в США § 5*. Развитие права в России. IX – начало XIX в. § 6*. Российское право в XIX – начале XX в. § 7*. Советское право в 1917–1953 гг. § 8*. Советское право в 1954–1991 гг. § 9. Современное российское право Глава II Вопросы теории государства и права § 10. Государство, его признаки и формы § 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права § 12. Понятие и признаки правового государства § 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей § 14*. Право и другие сферы общества § 15*. О российской философии права Глава III Конституционное право § 16. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм § 17*. Конституции в России § 18. Общая характеристика Конституции Российской Федерации § 19. Основы конституционного строя § 20. Гражданство в Российской Федерации § 21. Федеративное устройство § 22. Президент Российской Федерации § 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума § 24. Законотворческий процесс в Российской Федерации § 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации § 26. Местное самоуправление Глава IV Права человека § 27. Права и свободы человека и гражданина § 28*. Международные договоры о правах человека § 29. Гражданские права § 30. Политические права § 31. Экономические, социальные и культурные права § 32*. Право на благоприятную окружающую среду § 33*. Права ребенка § 34. Нарушения прав человека § 35. Защита прав человека в мирное время § 36*. Международная защита прав человека в условиях военного времени Глава V Избирательное право и избирательный процесс § 37. Избирательное право § 38. Избирательные системы и избирательный процесс Глава VI Гражданское право § 39. Понятие и источники гражданского права § 40. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних § 41. Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий § 42. Право собственности § 43*. Наследование. Страхование § 44. Обязательственное право. Гражданское процессуальное право § 45*. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда Глава VII Налоговое право § 46. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит § 47. Виды налогов § 48. Налогообложение юридических лиц § 49. Налоги с физических лиц § 50. Ответственность за уклонение от уплаты налогов Глава VIII Семейное право § 51. Понятие и источники семейного права § 52. Брак, условия его заключения § 53. Права и обязанности супругов § 54. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) Глава IX Трудовое право § 55. Понятие и источники трудового права § 56. Коллективный договор. Трудовой договор § 57. Рабочее время и время отдыха § 58*. Оплата труда. Охрана труда § 59. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву Глава X Административное право § 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения § 61. Административные наказания Глава XI Уголовное право § 62. Понятие и источники уголовного права § 63. Преступление § 64. «Новые» преступления § 65. Уголовная ответственность. Наказание § 66*. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание § 67. Уголовная ответственность несовершеннолетних § 68. Особенности уголовного судопроизводства (процесса) Глава XII Правовая культура § 69. Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность § 70*. Совершенствование правовой культуры Краткий юридический словарь[1] Интернет-ресурсы
А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни
Предисловие
Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике, который вы держите в руках, право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д. Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизни и деятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания сути происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее нашей великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в. Предлагаемый учебник адресован учащимся старших классов общеобразовательных учреждений, изучающим курс «Право» на базовом или углубленном уровне. Параграфы, рассчитанные на изучение курса на углубленном уровне, отмечены звездочкой (*). Вместе с тем данный учебник может быть полезен для тех старшеклассников, знакомство которых с проблемами политики, государства и права ограничивается изучением курса «Обществознание» на базовом уровне. Учебник по курсу «Право» состоит из 12 глав. В первых двух рассмотрены ключевые вопросы истории и теории государства и права. Особое внимание уделено истории и общей характеристике современного состояния права Российской Федерации, а также вкладу российских мыслителей в развитие правовой теории. В следующих девяти главах представлен обзор важнейших отраслей российского права: конституционного, избирательного, гражданского, налогового, семейного, трудового, административного, уголовного. Отдельная глава посвящена конституционному и правовому статусу, правам и свободам человека. Характеристика общих принципов сочетается с обстоятельным анализом современной нормативной базы и конкретных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Завершает учебник глава о правовой культуре общества и личности, о юридической деятельности как форме реализации права. Оптимальное содержание правового материала сосредоточено в основном учебном тексте параграфов. В каждом параграфе непосредственно в тексте приводятся отрывки из документов, произведений правоведов или историков, которые раскрывают и дополняют основной материал и могут быть использованы для коллективного обсуждения на уроке или для самостоятельной работы дома. Однако очень важные дополнительные и методические материалы помещены после параграфов. Они объединены в следующие рубрики.
Вопросы для самоконтроля помогут проверить, насколько глубоко вы поняли и усвоили содержание параграфа.
Это интересно. Цель рубрики – побудить учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, сформулировать свое мнение по проблемам, вызывающим разногласия. Именно поэтому представленные оценки, суждения, позиции не всегда могут совпадать с точкой зрения авторов или обсуждающих проблему.
Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию. В этой рубрике даны практические рекомендации, как вести себя в тех или иных конкретных ситуациях. Как правило, они связаны с темой параграфа и призваны сформировать у учащихся умения применять свои правовые знания на практике, приводить доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. Многие рекомендации посвящены защите прав потребителей, самых массовых и чаще других нарушаемых прав россиян.
Исследуем документы. Данная рубрика содержит: во-первых, извлечения из официальных документов, которые необходимы для развития навыков исследовательской деятельности, анализа и работы с источниками; во-вторых, отрывки из статей и работ правоведов, экономистов, историков или журналистов с целью формирования у учащихся умения оценивать конкретные правовые нормы и выработки правового мышления.
В первых двух главах содержатся также термины и краткие сведения о крупнейших мыслителях в области государства и права.
Темы для проектов, рефератов и обсуждения завершают каждый параграф. Для подготовки следует использовать дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы. В конце учебника помещен краткий юридический словарь. В него включены те понятия и термины, которые не раскрыты подробно в основном учебном тексте. Словарь поможет вам лучше подготовиться к урокам, проведению дискуссий, выполнить творческие задания, тесты, проекты, написать реферат. Завершает учебник перечень интернет-ресурсов.
Желаем успехов.
Авторы
Глава I ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|