Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 44«Э.М.РЕМАРК. «ТРИ ТОВАРИЩА». Г.МАРКЕС «СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА». П. КОЭЛЬО «АЛХИМИК».





Ремарк

Эрих Мария Ремарк — псевдоним известного немецкого писателя Эриха Пауля Ремарка, который принес с собой в литературу понятие «потерянное поколение».

Родился Ремарк в 1898 году, а в 1929 написал роман «На западном фронте без перемен», который сделал его популярным. В этом произведении автор показал изнутри весь кошмар войны, все несчастья и потери, которые видели солдаты, а не пафос и лозунги, которые провозглашала власть.

Лейтмотивом всей творчества Эриха Марии было крушение установленных стандартов, полный переворот европейского мира. У него было много успешных популярных произведений, но навсегда эталоном, который затмевал других своей славой оставался его первый великий роман.

Ремарк был рожден в небогатой семье в провинции Нижняя Саксония. Его семейные корни были французскими, но в 19 веке предки переехали в Германию. Отец известного писателя Питер Франц Ремарк работал переплетчиком. Он зарабатывал мало, и семья не имела большого достатка. Не смотря на то, что отец не особо интересовался наукой и литературой, питал глубокий интерес к оккультизму и потустороннему, Эрих Мария рос очень умным, начитанным мальчиком. В классе он был лучшим учеником, а так же проявлял недюжинные способности к музыке. Дома у них стояло фертепиано, и в детстве шестилетнему Эриху пророчили успешную музыкальную карьеру.

Учебу в университете города Мюнстера прервала война. Ремарк был призван в армию и 18 лет ушел на фронт. Он воевал за свою страну, был ранен неоднократно, из-за чего остаток войны ему пришлось пробыть в госпитале. Еще до окончания войны он пошел на преподавательские курсы для ветеранов и вскоре после этого устроился на работу в школу. Проработав год, он переехал в Берлин и пытался устроить свою жизнь, найти свое место в обществе. Он работал каменщиком, водителем-испытателем на фирме, которая изготавливала шины, профессиональным автогонщиком, журналистом, перевозил надгробные памятники, играл на органе в часовне, расположенной при клинике для душевнобольных.

Нигде он долго не задерживался. Работая журналистом, он писал спортивные репортажи для журнала «Спорт в иллюстрациях». Это было движущим началом его литературного творчества. В 1919 году, сразу по окончании войны Ремарк издал в печать повесть, которая называлась «Женщина с молодыми глазами». Через год за ней последовал роман под названием «Мансарда снов». Уже в этих первых произведениях присутствовала характерная Ремарку манера излагать события просто, незамысловато, понятным языком с остроумно подмеченными деталями. Но в первые послевоенные годы это не было оценено читателями, и романы остались незамеченными в массе хлынувшей бульварной литературы. В 1925 году писатель получил место редактора в спортивной газете, для которой писал репортажи.

Эрих Мария был женат, но не отличался исключительной верностью, как, в прочем, и его супруга. Это был свободный брак. Эго жена Ильза Ютта Цамбона сама рассказывала, что прообразом героинь книг ее мужа была его подруга Лени Рифеншталь. Она была известна благодаря постановке пропагандистских фильмов о Гитлере и нацизме. Эта эпатажная дама была, как героини романов Ремарка, красивая, стройная, всегда ярко и со вкусом одетая.

«Три товарища»

Роман Э. М. Ремарка «Три товарища» был написан в 1936 году. Но, не смотря на это, он остается актуален и по сей день. Так в чем же секрет этого романа?

Три молодых парня вернулись с войны. Пять лет они видели смерть, пять лет они вынуждены были убивать. Они одиноки, опустошены, разочарованы и разбиты, но, вопреки всему, они сумели сохранить душевную чуткость и добру. Они вернулись в жизнь, где приходится не просто жить, а выживать: послевоенная Германия, мировой кризис. «Mы живем в эпоху отчаяния», — говорит один из героев романа. Им приходится приспосабливаться к новой жизни. Те, у кого это не получится, обречены на одиночество. Внезапно оказалось, что война и первые послевоенные годы уничтожили не только миллионы жизней, но и идеи, понятия. Они пробовали бороться с системой, но потерпели поражение. Они постарели, не зная юности.

Какой путь выбрали для себя эти ребята? Пошли грабить, убивать ради наживы? Нет, эти уставшие от жизни молодые старики нашли поддержку в верной дружбе фронтовых товарищей. Душевно опустошенные, они до конца верны своим простым принципам, они еще сохраняют доверие к дружбе, к простой человечности. Он любит своих героев, любит их такими, какие они есть: несчастными, опустошенными жизнью, легкими пьяницами.

В главных героях романа, Робби, Кестере и Ленни, прослеживаются наиболее часто встречающиеся увлечения мужчин: любовь, бизнес, политика. Но ни один из них не добивается своих целей, все они терпят неудачу. Любовь Робби Патриция умирает, Кестер, владеющий собственным автомобилем и автомастерской продает их, так как друзья нуждаются в деньгах, чтобы платить за лечение Патриции, Ленц выступает в роли активного участника борьбы против фашизма и его убивают на одном из митингов. Они не могут стереть из своей памяти ужасы войны, суровая реальность пытается сломить их. Общество, в котором они живут, не принимает их. Именно поэтому о них говорят «потерянное поколение».

"Мы хотели было воевать против всего, всего, что определило наше прошлое, — против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких ни когда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось. А тому, кто не умел забывать, оставались только бессилие, отчаяние, безразличие и водка. Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовались дельцы. Продажность. Нищета.«,- так рассуждает один из главных героев романа.

В романе трое главных героев, но есть еще и образ героини — Патриции или Пат, как ее называют друзья. Читая критику или рецензии романе «Три товарища» очень редко можно встретить упоминания о героини. Справедливо ли это? Возможно, справедливо, ведь основным мотивом произведения является искренняя мужская дружба, дружба, которую не каждому удается встретить в жизни. Именно о ней повествует автор, ведь роман так и называется «Три товарища».

Рассказ ведется от первого лица и это не случайно: так Ремарк выражает свое личное отношение к происходящему. Во многом главный герой романа Роберт Локамп списан с самого Ремарка: он также циничен и также осуждает политику правительства, хотя узость духовных интересов отличает Локампа от Ремарка. Ремарк повествует объективно, хотя и очень лирично.

В своем романе Ремарк старается никого не судить, а лишь быть сторонним наблюдателем и повествовать нам о событиях. Писатель как бы самоустраняется от злобы дня. Но не возможно не заметить, насколько сильно ненавистна ему война, политический режим правящей партии.

Роман «Три товарища» оказывается поворотным моментом в творчестве Ремарка. Это последняя книга, в которой писатель повествует о фронтовых товарищах, своих ровесниках. Точнее сказать, он еще вернется к своим героям военных лет, но будет это не скоро. Таким образом в этом романе происходит прощание автора с героем, о котором он писал последние тридцать лет.

Ведущая мелодия романа трагически печальна. Читателя даже может показаться, что писатель описывает лишь безнадежность и отчаяние. Особенно ярко это выражено в последних главах романа: смерть, нищета, безысходная тоска, отчаяние... Но писатель оставляет нам надежду, надежду на силу верной дружбы и настоящей любви, потому что любовь и дружба сильнее смерти.

 

Габриэ́ль Хосе́ дела Конко́рдиа «Габо» Гарси́а Ма́ркес (GabrielJosédelaConcordia"Gabo"GarcíaMárquez) — знаменитый колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель; лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года. Представитель литературного направления «магического реализма».

Габриэль Гарсиа Маркес родился 6 марта 1927 года, в колумбийском городке Аракатака (департамент Магдалена). В детстве воспитывался у бабушки и деда по материнской линии. Именно эти родственники познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества.

В 1940 году, в возрасте 12 лет, Габриэль получил стипендию и начал учёбу в иезуитском колледже городка Сипакира, в 30 км к северу от Боготы. В 1946 году, по настоянию родителей, поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, Мерседес Барча Пардо. Прервав учёбу раньше срока, решил посвятить себя журналистике и литературе. Особое влияние на него оказали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф, Франц Кафка. С 1954 года, Маркес работает в газете «Эль Эспектадор», публикуя небольшие статьи и рецензии на фильмы. В качестве корреспондента его посылают в Италию, Польшу, Францию, Венесуэлу и США. В 1957 году, 30-летний Гарсиа Маркес был корреспондентом на московском фестивале молодежи и студентов. Воспоминания об этом событии запечатлены в эссе «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!». В 1959 году, в Нью-Йорке у него рождается сын. Параллельно Маркес занимается писательством, сочиняя рассказы и киносценарии. Первая повесть Гарсиа Маркеса - «Палая листва» (La hojarasca, 1955 год) открывает обширный прозаический цикл о Макондо, знойном прибрежном городке, погруженном в атмосферу катастроф, эпидемий и чудес. Хронику Макондо, продолжает повесть «Полковнику никто не пишет» (El coronel no tiene quien lo escribе, 1961 год) и роман «Недобрый час» (La mala hora, 1966 год), а завершает ее знаменитый роман «Сто лет одиночества» (Cien anos de soledad, 1967 год), в котором прослеживается судьба шести поколений Буэндиа, обреченных на полное одиночество. В этих произведениях, писатель экспериментирует с техникой «магического реализма», сочетая точную детализацию с эксцентрическими характерами и сверхъестественными событиями, описанными сухим фактографическим языком.

Перу Гарсиа Маркеса принадлежат также сборник рассказов «Похороны Большой Мамы» (Los funerales de mama grande, 1962 год), романы «Осень патриарха» (El otono del patriarca, 1975 год), «Хроника смерти, объявленной заранее» (Cronica de una muerte anunciada, 1981 год) и «Любовь во время чумы» (El amor en los tiempos de colera, 1986 год). В 1989 году, врачи обнаружили у писателя раковую опухоль в легких, которая, вероятно, была следствием его пристрастия к курению — за работой он выкуривал по три пачки сигарет в день. После операции в 1992 году, болезнь приостановилась. Но писатель продолжал испытывать проблемы со здоровьем. Медицинское исследование в 1999 году, выявило у него другую форму рака — лимфому. В результате, ему пришлось перенести две сложнейшие операции в США и Мексике и долгий курс лечения.

В 2002 году, была издана первая книга из запланированной автором биографической трилогии — «Жить, чтобы рассказать о жизни», которая в испаноязычном мире стала бестселлером. Книга написана в жанре «магического реализма». В августе 2004 году, Маркес продал права на экранизацию своего романа «Любовь во времена холеры» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures». Бюджет киноленты составил 40 млн. долларов. Съёмки проходили в 2006 году, в Картахене, на карибском побережье Колумбии.

26 января 2006 года, вместе с Фрейем Бетто, Эдуардо Галеано, Пабло Миланесом, Эрнесто Сабато и другими известными деятелями культуры, Маркес выступил с требованием о предоставлении независимости Пуэрто Рико. Осенью 2010 года, года выходит сборник ранее не публиковавшихся выступлений Маркеса за период 1944-2007 годы, «Я здесь не для того, чтобы говорить речи» (Yo no vengo a decir un discurso).

«…У меня была жена и двое маленьких сыновей. Я работал пиар-менеджером и редактировал киносценарии. Но чтобы написать книгу, нужно было отказаться от работы. Я заложил машину и отдал деньги Мерседес. Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, и все, что необходимо для работы. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны мяснику 5000 песо — огромные деньги. По округе пошел слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес. Узнав об этом, она сказала: „Не хватало только, чтобы роман оказался плохим“».

РОМАН «СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА»

Над романом «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес работал восемнадцать месяцев. Ради одной из самых популярных книг XX века писатель рискнул всем: отказался от должности пиар-менеджера, заложил машину, перестал общаться с друзьями и переложил все семейные проблемы на плечи жены. Законченное в 1966 году произведение было впервые опубликовано в июне 1967 года, в Буэнос-Айреса. К началу XXI века переведённые на тридцать пять языков «Сто лет одиночества» разошлись по миру тиражом более чем в тридцать миллионов экземпляров.

Написанный в стиле фантастического (магического) реализма роман представляет собой всестороннее исследование проблемы человеческого одиночества. «Внутренний сюжет» произведения писатель раскрыл через сюжет внешний, выстроенный как подробное описание жизни рода Буэндия – первое поколение которого (Хосе Аркадио и Урсула) стало основателем места действия романа – посёлка/города Макондо.

Хронотоп романа ограничен на пространственном и проницаем на временном уровне. История основания Макондо имеет непосредственную параллель с грехопадением Адама и Евы и изгнанием их из рая: заключение брака между двоюродным братом и сестрой и последующее убийство Пруденсио Агиляра вынуждает Хосе Аркадио и Урсулу покинуть родную деревню и основать свою, в которой не будет места призракам былого.

Рождённые молодой четой дети – сыновья Хосе Аркадио-младший и Аурелиано и дочь Амаранта закладывают основу для реализации идеи преемственности родовых черт:

  • тяги к науке (Хосе Аркадио-старший, Хосе Аркадио Второй и Аурелиано Хосе);
  • домовитости (Урсула и Амаранта Урсула);
  • красоты (Ремедиос, Ремедиос Прекрасная и Рената Ремедиос (Меме));
  • постоянной жажды телесных наслаждений (Хосе Аркадио-младший, произвёдший на свет семнадцать сыновей от разных женщин полковник Аурелиано Буэндиа, ненасытная Ребека, Аурелиано Второй, Аурелиано Вавилонья и Амаранта Урсула);
  • сексуальной заинтересованности близкими родственниками (Урсула и Хосе Аркадио-старший – двоюродные брат и сестра (брак), Хосе Аркадио-младший и Ребека – троюродный племянник и тётя (брак), Аркадио и Пилар Тернера – сын и мать (попытка инцеста со стороны Аркадио), Аурелиано Хосе и Амаранта – племянник и тётя (секс), Аурелиано Вавилонья и Амаранта Урсула – племянник и тётя (брак));
  • воинственности и тяги к власти (полковник Аурелиано Буэндиа, Аркадио);
  • стремлении к бесконечному созиданию и последующему разрушению (делающий ограниченное количество золотых рыбок полковник Аурелиано Буэндиа, приводящая дом в порядок и тут же нарушая сделанное Амаранта Урсула);
  • склонности к убийству (Амаранта подсыпает морфий в кофе Ремидиос, Ребека убивает своего мужа Хосе Аркадио-младшего).

В рамках локально-ограниченной территории Макондо реализуется модель национального бытия, состоящая из реальных исторических (двадцатилетней войны между либералами и консерваторами, расстрелом трёх тысяч бастующих рабочих Банановой компании, ростом города и появлением в нём – первого кинотеатра, железной дороги, фабрики льда и т.п.), мифологических (сосуществование живых людей с призраками умерших, появление в Макондо Вечного Жида, пятилетний дождь – Всемирный потоп, гибель птиц и разрушение Макондо ураганом - Апокалипсис), аллегорических (научный прогресс и географические открытия, совершаемые Хосе Аркадио в рамках одного поселения) и бытовых (ежегодного прихода цыган, празднеств, устраиваемых в построенном Урсулой огромном доме, свадеб, рождений, смертей, похорон и т.п.) событий, в которых принимают непосредственное участие члены семьи Буэндиа.

Образ Макондо в романе имеет мифологическую основу – для большинства членов семьи Буэндиа он становится землёй обетованной, раем, из которого они либо не хотят, либо не могут уйти, а если и уходят, то всегда возвращаются, как, например, это сделала Амаранта Урсула, получившая в Европе прекрасное образование, большое количество денег и безмерно обожающего её мужа. Огромный каштан, растущий во дворе выстроенного Урсулой дома, около которого заканчивают свои последние дни родоначальник рода – Хосе Аркадио Буэндиа и его сын – полковник Аурелиано, - классический мифологический архетип мирового древа, связывающего воедино все сферы мироздания – небо, земную жизнь и преисподнюю.

Фантастические элементы (появление призраков, ясновидческие способности полковника Буэндиа, вознесение Ремедиос Прекрасной на небо (подобно тому, как была взята на небо Дева Мария – и душой, и телом), разговор Амаранты со Смертью, жёлтые бабочки, неизменно сопровождающие Маурисио Вавилонью, история рода Буэндиа, написанная на санскрите цыганом Мелькиадесом и др.) выступают в романе в качестве средств обнаружения глубинных смыслов реальности. Включённая в бытовой, приземлённый контекст фантастика позволяет раскрыть, подчеркнуть, обратить внимание читателя на необычные явления, неизвестные факты, сильные страсти и яркие образы, встречающиеся в реальной жизни и являющиеся её естественным, духовным продолжением: к примеру, члены семьи Буэндиа спокойно относятся к появлению в своём доме душ умерших, что полностью соответствует христианской модели мира, в которой «для Бога все живы» - и те, у кого ещё есть земное тело, и те, кто его уже лишился.

Проблема человеческого одиночества объясняется в романе различными причинами – неспособностью любить (эта черта характерна почти для всех членов рода Буэндиа), внешней оторванностью от других людей (живущая в одиночестве Ребека, отправленная против своей воли в монастырь Меме, прячущиеся в комнате Мелькиадеса: от солдат – Хосе Аркадио Второй и от людей – Аурелиано Хосе) или своих любимых (отвергнутые Амарантой Пьетро Креспи и Херинельдо Маркес), внутренней (сошедший с ума родоначальник – Хосе Аркадио Буэндиа) и внешней (ослепшая под конец жизни Урсула) слепотой, а также слишком сильными страстями, полностью захватившими души людей («одиночество власти» полковника Аурелиано Буэндиа, в котором он создаёт вокруг себя круг в три метра, куда не могут попасть даже самые близкие люди, и «одиночество любви», в которую погружаются Меме и Маурисио, Аурелиано и Амаранта Урсула).

Финал романа утверждает идею конечности родовой жизни и мира, как такового, - в начале рождающегося, затем развивающегося и погрязающего в грехах и в итоге – вырождающегося и разрушающегося под воздействием естественных причин (запустения, муравьёв и т.п.).

 

Пауло Коэльо очень увлекательная и интересная. Пожалуй, начнём. Родился Пауло в Рио-де-Жанейро в благополучной семье. Отца его звали Педро, он был инженером, а мать, Лигия, - домохозяйкой. В семь лет Пауло пошёл учиться в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы. Именно в этой школе Пауло Коэльо постиг своё предназначение – стать писателем. Здесь молодой писатель получает первую литературную награду, которую ему вручили на школьном поэтическом конкурсе, а его сестра вспоминает, что получила приз за сочинение своего брата, которое она нашла в мусорной корзине. Но в то время работа писателем всерьёз считалась нищенской и унизительной, и его родители всячески противились его интересам на этом поприще. Поэтому Коэльо под давлением родителей поступает на юридический факультет местного университета, но вскоре он бросает учёбу из-за своих пристрастий к литературе. Отец решил, что желание сына стать писателем ненормально, и отправляет его в психиатрическую лечебницу. Но ни пытки электрошоком, ни второй курс лечения не изменили убеждений и желаний Пауло, и в итоге он сбегает с больницы и начинает свои скитания. Вскоре будущий писатель примыкает к театральной труппе и становится журналистом. Театрально-протестная деятельность для Коэльо заканчивается третьим курсом лечения в психиатрической больнице, откуда он вновь сбегает, но отсутствие средств вынуждает Пауло вернуться домой. После этих событий через 30 лет будет написан роман «Вероника решает умереть». В итоге, его семья смиряется с мыслью, что «нормальной» работой их сын заниматься не будет. Пауло Коэльо продолжает заниматься театром и журналистикой.

Как Вы уже поняли, биография Пауло Коэльо богата курьёзными событиями. В 1970 году начал путешествовать по Южной Америке, Европе и Северной Африке. В 1973 году Пауло Коэльо вступает в «Альтернативное общество». В этом обществе отрицали ценность капитализма, отстаивали право индивида на самовыражение. В 1992 году на основе этих событий будет написана книга «Валькирии». Коэльо начинает сочинять стихи для песен, работая со многими знаменитыми исполнителями, например, со знаменитым бразильцем Раулем Сейшасом. Но бразильские военные, пришедшие к власти ещё в 1964 году, решают, что деятельность группы подрывает репутацию государства, и сажают всех членов группы в тюрьму. Самое интересное, что Пауло Коэльо помогло освободиться своё мрачное прошлое: его отпустили, признав невменяемым и душевно больным.

В возрасте 26 лет Пауло Коэльо решает начать нормальную жизнь. Он устраивается на работу в звукозаписывающую фирму под названием «Полиграм». Там он и встречает свою будущую жену. В 1977 году супруги переезжают в Лондон. Пауло покупает себе печатную машинку и начинает писать, но пока безуспешно. Через год Коэльо возвращается на свою родину, в Бразилию. Здесь он становится администратором компании «Си-Би-Эс», но спустя 3 месяца увольняется и подаёт на развод.

В 1979 году Пауло Коэльо встречает свою давнюю подругу Кристину Оитисию, на которой женится. Пауло по сей день живёт с Кристиной. Медовый месяц влюбленные проводят в Европе, где посещают музей концлагеря в Дахау. Именно здесь происходит самый невероятный случай в биографии Пауло Коэльо - перед будущим знаменитым писателем предстаёт в видении некий человек, которого Пауло встречает спустя 2 месяца в амстердамском кафе. Они очень долго говорили, размышляли о жизни. Кто этот загадочный человек? Коэльо решил не говорить его имя. Этот человек посоветовал Пауло вновь вернуться к католицизму, а также пройти легендарный путь Сантьяго. В 1987 году, через год после паломничества, Пауло Коэльо пишет книгу«Дневник мага», а спустя год, в 1988 году – роман «Алхимик», который принес писателю всемирную известность. После опубликования этих романов Пауло Коэльо продолжает писать книги, такие как «Вероника решает умереть», «11 минут», «Заир»и другие. Практически каждое произведение писателя – бестселлер.

РОМАН «АЛХИМИК»

Роман Пауло Коэльо «Алхимик» – один из самых модных бестселлеров 2002 года в России. Апофеозом коэльо-мании был визит автора в нашу страну в сентябре, во время Московской международной выставки-ярмарки, сопровождавшийся рядом PR-мероприятий. Кого не спросишь – все или читали, или читают, или собираются читать «Алхимика». Студенты, домохозяйки, эстетствующие интеллектуалы, крепкие хозяйственники и беловоротничковые менеджеры. Феномен «интеллектуального» бестселлера сам по себе достаточно интересен. Роман Коэльо – не детектив и не дамский роман, явно принадлежит к литературе, а не беллетристике, и при этом распространяется по всему миру миллионными тиражами. Давайте попробуем разобраться, в чем причина данного явления.

Внимательно и не без удовольствия изучив текст, я вопреки широко распространенному мнению о значительных художественных достоинствах романа, склонна в них усомниться. Хотя в издательской аннотации и написано, что роман «совсем не похож на «Чайку Джонатана» или «Иллюзии» Ричарда Баха, еще меньше похож он на «Маленького принца» Экзюпери...», именно на эти произведения «Алхимик» и похож, особенно похож на «Иллюзии». Роднит с вышеперечисленными произведениями «Алхимика» жанр сказки-притчи. С «Иллюзиями» Баха роднит тема – исполнение желаний, поиск собственного пути. По литературному качеству текста «Алхимик» проигрывает и Экзюпери, и даже Баху. Впрочем, возможно, магия португальского языка потерялась в переводе. Не в этом главное...

Главное же в «Алхимике» то, что данный роман – универсальное пособие по целеполаганию и целедостижению в художественной форме. Причем эта художественная форма сказки-притчи дает возможность проникнуться основными понятиями технологии постановки и достижения целей, как никакое другое руководство по достижению успеха в жанре поучительной проповеди. Ни Наполеон Хилл, ни Брайан Трейси, ни Стивен Кови, ни отечественный Жикаренцев не достигают в своих текстах той степени емкости и ясности ответа на извечный вопрос: как достичь желаемого, как привлечь желаемое в свою жизнь, как выстроить свою жизнь в соответствии с собой и своими желаниями. Все ответы на вопросы многочисленных дискуссий ТМ-сообщества «стоит ли ставить цели», «стоит ли стремиться к недостижимому», «что делать, когда цель достигнута», «каково сочетание предсказуемого и непредсказуемого на пути к цели», «что важнее, рациональный подход или фаталистический» содержатся в книге Пауло Коэльо.

Основная мысль романа, рефреном проходящая через все перипетии сюжета – «Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось». В большинстве статей, книг о целеполагании, много говорится о так называемых «правильно поставленных» целях, которые как бы сами способствуют движению вперед и притягивают к себе благоприятные обстоятельства. Глеб Архангельский в одной из своих статей называет такие цели «сильными». К сожалению, все слова о механизме такого целеполагания неизбежно покрываются толстым налетом банальности. Так и остается непонятным, как эти цели выкристаллизовать. Очевидно, что в их основе должно лежать настоящее, истинное желание. Олегу Смирнову принадлежит замечательная метафора: «Все люди на самом деле знают, чего хотят. Только их желания и цели похожи на медный таз, покрытый окисью цинка. Нужно этот таз достать, и как следует отчистить, чтобы он засиял».

Принцип доброжелательства Вселенной к сильному, отчетливому желанию в романе «Алхимик» автор демонстрирует через историию главного героя, пастуха Сантьяго, испанского паренька из эпохи Средневековья. Он рано понял, что предназначение его жизни – путешествовать, и выбрал неспокойную жизнь странствующего пастуха, отказавшись от карьеры священника. «Его родители мечтали, чтобы он стал священником – гордостью простой деревенской семьи. В семинарии Сантьяго изучал латынь, испанский и богословие. Однако с детства обуревавшая его тяга к познанию мира пересилила стремление познать Бога или изучить досконально грехи человеческие. И однажды, навещая родителей, он набрался храбрости и сказал, что священником быть не хочет. Он хочет путешествовать». Не правда ли, никакой средневековый колорит не сможет затуманить актуальности проблемы выбора жизненного пути, если говорить возвышенно, или профориентации, если говорить более прозаично. Сколько мальчиков и девочек предстуденческого и студенческого возраста поступают и учатся лишь по желанию родителей, по соображениям удобства (смогли в этот вуз устроить, надо поступить, чтобы была отстрочка от армии), просто «потому что так сложилось», при этом совершенно не представляя, кем и как они будут работать или имея об этом весьма туманное представление. Такое небрежное отношение к своему выбору оборачивается небрежным отношением к своему времени, которое тратится на ненужную учебу и подготовку, а впоследствии – и к судьбе. На работе каждый из нас проводит не менее восьми часов в день. Какой потрясающей суицидальной силой – силой медленного саморазрушения является постоянное присутствие на нелюбимой работе.

Примечателен диалог Сантьяго с отцом, пытающимся отговорить сына от рискованной затеи и направить на путь истинный, т.е. на стезю священнослужителя. Все помнят, что переубедить родителей отнюдь не так легко, в 17 лет родительский гнев может показаться страшнее загубленной судьбы, даже собственной. «Сын мой, кто только не побывал в нашей деревне. Люди со всего света приходят сюда в поисках чего-то нового, но уходят, оставаясь такими же, как были. У них могут быть светлые волосы или темная кожа, но они ничем не отличаются от наших односельчан». Как часто каждому из нас приходится слышать «А зачем тебе все это надо? Что тебе и так неплохо?». Сантьяго отвечал: «Но я-то не знаю, какие замки в тех краях, откуда они родом. Я хочу повидать другие земли, посмотреть на других женщин». Тогда отец напоминает об административных преградах: «Для путешествий нужны большие деньги. А из нашего брата не сидят на одном месте только пастухи». Так Сантьяго стал пастухом. Если человек чего-то по-настоящему хочет, он найдет средства для исполнения своего желания.

Но история с профориентацией Сантьяго – это только присказка, прелюдия к основному сюжету. Проскитавшись по пастбищам родной Испании какое-то время, юноша начинает испытывать странное желание попасть к египетским пирамидам и найти спрятанное сокровище. На тот момент, когда желание зарождается в душе Сантьяго, Египет для него также далек, как и Марс. Практически недосягаем. Да и сокровища вроде бы пока ни к чему. Намного актуальнее для молодого человека дочка лавочника, что приглянулась и запала в душу. Но мозаика обстоятельств складывается таким образом, что невнятное томление по далеким странам и чудесным сокровищам крепнет и побеждает. Юноша продает свое овечье стадо и отправляется в дальний путь, к подножью пирамид, за сокровищами. Чем не стратегическая возвышающая цель?

Как только цель была ясна, а решимость двинуться в путь по ее достижению присутствовала, сработал принцип БЛАГОПРИЯТНОГО НАЧАЛА. Овечье стадо было легко продано, билет на пароход в Африку куплен. Оказалось, «всего одну овечку продать – и ты уже в Африке». Какая простая жизненная ситуация, как часто и мы с вами стоим на распутье – двинуться в неведомые дали, или спокойно осесть в своей «зоне комфорта», законсервировав свои мечты на долгие годы, а часто и навсегда. Ведь рано или поздно любые консервы неизбежно портятся.

Как ведь обычно поступает наш человек? Допустим, ему нравится Япония, он грезит самураями, кодексом бусидо, буддизмом-синтоизмом, сочиняет хокку и танки, изучает японские иероглифы. Уже собрал библиотеку из десяти тысяч томов и зачитал их до дыр. На стене – карта Японии, в голове – древние философские трактаты. Но наш человек почему-то практически никогда не предпринимает шагов, чтобы приблизиться к предмету своей мечты. Казалось бы, продай все свои книги о Японии, подзаработай немного денег – и поезжай в японский монастырь на полгода. Поймешь, что такое настоящая Япония, а не твои фантазии по мотивам аляповатых репродукций. Но и через десять лет мы можем наблюдать нашего японофила в тех же декорациях.

Как часто в наших дискуссиях снова и снова встает вопрос – а стоит ли стремиться к желаемому? Может, в этой вожделенной Японии все совсем не так, как представлялось. В романе «Алхимик» у главного героя состоялся важный разговор с одним из персонажей, мечтающем о паломничестве в Мекку, но так и не решившимся на него. «Почему вам не отправиться в Мекку прямо сейчас?», – спрашивает юноша. «Потому что я жив только благодаря мечте о ней. Разве иначе выдержал бы я все эти дни, неотличимые друг от друга, все эти полки, заставленные моим товаром, обеды и ужины в этой мерзкой харчевне? Я боюсь, что, когда мечта станет явью, мне больше незачем будет жить на свете. Я желаю только мечтать о Мекке». Сантьяго, который в итоге достигает своей цели и находит и свою любовь, и свое счастье, всей своей судьбой подтверждает, что стремиться к исполнению своей мечты, безусловно, стоит.

Но что делать со страхом неизвестности, с вечной мукой неопределенности будущего, с сомнениями «а вдруг у меня ничего не получится, я потеряю то, что у меня было, и не приобрету ничего взамен»? Рецепты Пауло Коэльо психологи назвали бы «позитивными ментальными установками» или чем-нибудь в этом роде. Мы много читали об этом в руководствах по популярной психологии, НЛП и т.п. Когда Сантьяго неожиданно оказывается в чужой стране без денег (украли), то он сквозь отчаяние вдруг понимает, «что может смотреть на мир глазами несчастной жертвы жулика и злодея, но может и глазами отважного искателя сокровищ и приключений». На вопрос «а что, если не получится», он себе отвечает так: «Если даже мне и не суждено добраться до пирамид, я и так уже увидел гораздо больше, чем любой пастух». Действительно, жизнь регулярно доказывает, что делать что-либо намного выгоднее, чем ничего не делать. Пусть результат получиться корявый или даже не совсем тот, которого ожидали, в процессе пути человек очень много приобретает, очень многому учится. Невозможно ничем заменить практический опыт. Как говорил Мао Цзедун: «Сколько книжек не читай – императором не станешь». Главное же, пожалуй, то, что человек действующий увеличивает, наращивает свою деятельную энергию.

Использованная литература

Основные источники:

1. Русский я Обернихина Г.А., Антонова А.Г. и др. Литература: учебник для студентов учреждений СПО в 2.ч.,-М, «Академия», 2018.

2. зык. 10-11-й классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч. 1/А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 255, [1]с.

3. Русский язык. 10-11-й классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч. 2/А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 189, [3]с.

4. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / Ю.В.Лебедев. – М.:Просвещение, 2014. – 367 с.: ил.

5. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2 / Ю.В.Лебедев. – М.:Просвещение, 2014. – 368 с.: ил.

6. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.А.Смирнов, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлева. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 399с.: ил.

7. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/ [В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлева. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 445 с.: ил.

Дополнительные источники:

Интернет ресурсы:

1. Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа: www. gramota. ru

2. Электронный ресурс «Электронная версия газеты «Русский язык». Форма доступа: rus.1september.ru

3. Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www. alleng. ru

4. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit. ioso. ru

5. Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www. gramma. ru

6. Электронный ресурс «Русские словари». Форма доступа: www.slovari. Ru

7.www.eor.it.ru/eor(учебный портал по использованию ЭОР).

8.www.ruscorpora.ru(Национальный корпус русского языка— информационно-справочная

система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

9.www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

10.www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

11.www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей

«Я иду на урок русского языка».

12.www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,

компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

13.www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)

14.www.metodiki.ru (Методики).

15.www.posobie.ru (Пособия).

16.www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин-

формационные технологии на уроках русского языка и литературы).

17.www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.