Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ознакомление с географическими картами различной тематики.





ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Цель: составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и

процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

Оборудование: географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, цветные карандаши, ручка.

Задания для работы:

Задание 1.

Рассмотрите Атлас География (10 класс). Перечислите тематики карты.

Задание 2.

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также знания из школьного курса истории и географии. Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов интернета.

Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (и их столиц), появившихся на политической карте мира в конце ХХ – начале ХХI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы:

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы:

Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы:

Задание 3.

Составьте картосхему ранее существовавшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), на которой покажите границы вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц.

Задание 4.

Для выполнения задания используйте контурную карту мира.

На контурной карте мира найдите государства, входящие в состав «Большой семерки». Выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите название стран и их столиц.

Задание 5.

Для выполнения задания используйте данные таблицы №1.

Постройте круговую диаграмму соотношения запасов железных руд в первой пятерке стран. Для этого сумму запасов железных руд первой пятерки надо принять за 100%, а затем вычислить долю каждой страны и отметить соответствующий сектор в круговой диаграмме. Отдельные секторы необходимо выделить определенными цветами или видами штриховки. Составьте легенду к диаграмме.

Таблица №1. Разведанные запасы железных руд в странах мира (2014 г.)

Место в мире Страна Регион Запасы, млрд т
  Бразилия Латинская Америка  
  Австралия Австралия  
  Россия Европа, Азия  
  Китай Азия  
  Украина Европа  
  Индия Азия 4,5
  Казахстан Азия 3,3
  Венесуэла Южная Америка 2,4
  Канада Северная Америка 2,3
  США Северная Америка 2,1

 

Задание 6 (дополнительное).

Предложите варианты критериев разделения десяти стран, указанных в таблице №1, на группы по объемам разведанных запасов железных руд. Запишите свои предложения.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

ТЕМА: Составление таблицы «Государственный строй стран мира»

Цель: Закрепить знания о государственном строе стран мира: формах правления и административно-территориального устройства.

Учиться составлять систематизирующие таблицы.

Базовые понятия: государственный строй, форма правления, административно-территориальное устройство, республика, монархия, унитарное государство, федерация.

Требуемое время: 1 час.

Предварительное домашнее задание: учебник В. П. Максаковский «География 10 класс», стр. 11-24.

Оборудование:

1. Политическая карта мира.

2. Географические атласы.

3. Учебник «География»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

На основе «визитной карточки» стран на форзацах учебника составьте систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира», используя следующую форму:

Форма правления Форма административно-территориального устройства
Республики Монархии Унитарные государства Федеративные государства
конституционные абсолютные
         
         

 

В каждую графу выпишите названия стран со столицами (по вариантам):

I ВАРИАНТ – республик Европы и Азии; конституционных монархий; федеративных государств.

II ВАРИАНТ – республик Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и Океании; абсолютных монархий; унитарных государств Европы и Азии.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА.

Сдать тетрадь с заполненной таблицей.

УРОК № 11-12

Тема: МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

ЛЕКЦИЯ

 

В биосфере человека привлекают, прежде всего, природные ресурсы.

Природные ресурсы – компоненты окружающей среды, которые непосредственно используются в производстве, служат его сырьевой и энергетической базой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

По видам: земельные, водные, минерально-сырьевые, лесные, биологические, рекреационные, климатические.

По исчерпаемости:

1. Исчерпаемые:

а) возобновимые – растительный и животный мир, некоторые виды минерального сырья;

б) невозобновимые минеральные.

2. Неисчерпаемые:

а) космические – солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов;

б) климатические – атмосферный воздух, влага, энергия ветра.

По качеству: содержание полезного компонента, например, в рудах.

 

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Минеральные ресурсы – совокупность разведанных запасов полезных ископаемых, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности.

По использованию в хозяйстве минеральные ресурсы делят на:

- топливные (энергетические) – каменный и бурый уголь, нефть, газ, уран, торф;

- рудные – руды черных и цветных металлов;

- нерудные – металлургические, горно-химические, технические, строительные.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Вид Закономерности распространения
Топливные Имеют преимущественно осадочное происхождение; образуются, как правило, в пределах тектонических впадин и предгорных прогибах. 80% мировых запасов угля находится в России, США и Китае. Более 50% мировых разведанных запасов нефти сосредоточено в странах Ближнего и Среднего Востока
Рудные Имеют преимущественно магматическое и метаморфическое происхождение. Приурочены к фундаментам платформ и складчатых поясов земной коры. Крупнейшими запасами рудного сырья владеют США, Канада, Австралия, Китай, Россия. В развивающихся странах размещаются 30% мировых запасов кобальта, около 90% олова, 75% бокситов, 60% меди.
Нерудные Имеют разнообразное происхождение и широкое распространение. Важное значение принадлежит сырью для производства минеральных удобрений. Значительными запасами калийных солей владеют США, Канада, Германия, Россия, Беларусь. Основные месторождения фосфатов сосредоточены на севере Африки, на Аравийском полуострове, в США.

 

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Земельные ресурсы – земли, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека.

Земельные ресурсы (без Антарктиды) занимают 134 млрд га, что составляет 26,2% от общей площади поверхности Земли.

Структура мирового земельного фонда

- сельскохозяйственные земли (35%):

- пахотные земли (пашни, сады, плантации) – 11%;

- луга и пастбища – 24%;

- леса и кустарники – 29%;

- населенные пункты, транспортные пути – 3%;

- малопродуктивные земли (болота, пустыни, ледники) – 33%.

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ

Для количественной оценки лесных ресурсов мира используются следующие показатели: лесная площадь, лесистость, т.е. доля лесной площади во всей территории, и запаса древесины.

Лидирующее место в мире по всем «лесным» показателям занимает Латинская америка. Далее идут СНГ, Северная Америка и Африка. Зарубежная Азия, имея высокие общие показатели, имеет самую низкую обеспеченность лесными ресурсами в расчете на душу населения. Менее богатые лесными ресурсами регионы Зарубежной Европы и Австралии с Океанией.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Водные ресурсы – поверхностные и подземные воды, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности.

Главным источником пресной воды являются реки, доля которых очень мала.

Страны мира обеспечены речной водой неравномерно.

Наиболее обеспечены страны, расположенные в умеренном и экваториальном поясах (Конго, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Либерия, Венесуэла, Бразилия, Россия).

Страны с многочисленным населением имеют низкий душевой показатель. Ниже мирового уровня обеспеченность водой рек у Китая, Индии, а также у стран с пустынным климатом.

Страны Азии обеспечивают водой реки – Янцзы, Ганг, Брахмапутра.

В Южной Америке важнейшее значение имеют Амазонка, Ориноко, Парана.

В Северной Америке важную роль играе Миссисипи.

В СНГ – Енисей и Лена.

В Африке – Конго и Замбези.

Растущий дефицит воды связан:

- с быстрым ростом численности населения Земли;

- с увеличением расхода воды в сельском хозяйстве и промышленности;

- с возрастанием загрязнения гидросферы и снижением способности водоемов к самоочищению.

Мировые запасы воды

- воды рек и озер, ледники, подземные воды – 3,5%;

- воды Мирового океана – 96,5%.

Доступные человеку для непосредственного использования пресные воды составляют менее 1% от всех запасов воды на Земле.

Один из способов обеспечения населения пресной водой – опреснение соленых вод.

Большая часть пресной воды находится в ледниках. Особенно перспективны для использования ледники Антарктиды, которые состоят из материковых льдов, шельфовых льдов и айсбергов. В шельфовых ледниках содержится 600 тыс. км3 воды, что превышает в 120 раз мировое потребление воды.

Водные ресурсы включают

Гидроэнергетические ресурсы – запасы энергии рек и водоемов, расположенные выше уровня моря.

Они составляют почти 10 трлн кВт · ч. Половина этих запасов приходится на Китай, США, Россию, ДРК (Заир), Канаду, Бразилию.

РЕСУРСЫ МИРОВОГО ОКЕАНА

Ресурсы Мирового океана – совокупность биологических, минеральных и энергетических ресурсов, минеральных солей и пресной воды, содержащихся в Мировом океане.

По мнению многих ученых-океанологов, Мировой океан представляет собой огромную кладовую различных природных ресурсов, которые вполне сравнимы с ресурсами земной суши.

Ресурсы Мирового океана

Во-первых, к таким богатствам относится сама морская вода. Объем ее составляет 1370 млн. км3, или 96,5% всей гидросферы. На каждого жителя Земли приходится примерно 270 млн. м3 морской воды. К тому же в морской воде содержится 75 химических элементов: поваренная соль, магний, калий, бром, уран, золото. Морская вода служит также источником получения йода.

Минеральные:

- запасы нефти и газа (половина мировой добычи нефти приходится на морские месторождения);

- рассыпные месторождения алмазов, платины, оловянных и титановых руд, магнетита;

- железомарганцевые конкреции;

- нерудное сырье;

- запасы питьевой воды на шельфе.

Энергетические:

- энергия морских и океанических течений;

- энергия приливов (в мире существуют 4 мощные приливные электростанции);

- волновая энергия (в Японии 300 маяков и буев питаются электроэнергией волновых электростанций);

- энергия ветра в океанах и морях;

- термоэнергетический потенциал водных масс, обусловленный разницей температур воды на поверхности и глубине.

Биологические:

- морской и океанический промысел: вылов рыбы, бесхребетных, водорослей, морских млекопитающих (китов) и ластоногих;

- аквакультура – размножение и выращивание рыбы, ракообразных моллюсков, водорослей;

- более 180 тыс. животных;

- более 20 тысяч растений;

Концентрация наибольшего количества морских организмов – на континентальном шельфе, особенно на мелководье. Поэтому – развивается.

 

РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Рекреация – восстановление израсходованных в процессе трудовой деятельности физических и духовных сил человека, повышение его здоровья и работоспособности.

Рекреационные ресурсы – природные и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, оздоровительная значимость.

Все рекреационные ресурсы можно разделить на 2 подтипа:

- Природно-рекреационные ресурсы – благоприятные климатические условия: постоянство погоды, длительность безморозного периода; разнообразие ландшафтов, наличие санаториев, домов отдыха, кемпингов, лыжных баз и т.д.

- Антропогенно-рекреационные ресурсы (культурно-исторические) – памятники истории, археологии, архитектуры, искусства.

Рекреационные ресурсы – это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме.

На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании.

К рекреационным ресурсам относятся:

- природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоемы, растительность, животный мир);

- культурно-исторические достопримечательности;

- экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы.

Опрос по теме (письменно).

1. Охарактеризуйте существующие классификации природных ресурсов.
2. Дайте количественную оценку мировых топливных и рудных ресурсов.
3. Объясните основные закономерности размещения топливных и рудных ресурсов.
4. Расскажите о размерах и структуре мирового земельного фонда.
5. Назовите причины деградации земельных (почвенных) ресурсов мира.
6. Дайте характеристику водных ресурсов суши.
7. Расскажите о мировом лесном фонде.
8. Дайте оценку энергетических и биологических ресурсов Мирового океана.
9. Дайте краткую характеристику рекреационных ресурсов. На какие типы и классы они подразделяются?

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник с. 30-50, конспекты.

Дать характеристику климатическим ресурсам

УРОК № 13-14

Тема: РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ

ЛЕКЦИЯ

 

Природно-ресурсный потенциал (ПРП) – совокупность природный ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций развития науки и техники.

Природные ресурсы являются необходимым, но не обязательным условием развития стран. В последние десятилетия некоторые страны, не владеющие достаточным количеством запасов минеральных ресурсов, демонстрируют высокие темпы экономического роста. Н

Соотношение между ПРП и размерами его использования называется ресурсообеспеченностью.

Ресурсообеспеченность – соотношение между размерами запасов природных ресурсови размерами их использования.

2 способа выражения:

1) числом лет, на которое хватит определенного ресурса:

Запасы

Р = ------------------------------ х 1000

Ежегодная добыча

2) запасами определенного ресурса в расчете на одного человека:

Запасы

Р = ---------------------------------------

Численность населения

Ресурсообеспеченность может быть:

- недостаточная;

- достаточная;

- высокая.

Природопользование – совокупность мероприятий, осуществляемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

В процессе производства в целом или на отдельных его этапах природопользование может быть рациональным и нерациональным.

Рациональное природопользование разумная, с использованием научных методов эксплуатация природных ресурсов, при которой окружающая среда не несет существенного ущерба:

- комплексное использование природного сырья;

- утилизация отходов;

- обеспечение восстановления природной среды;

- охрана природы.

Нерациональное природопользование – неразумная эксплуатация природных ресурсов:

- истощение природных ресурсов;

- множество отходов;

- загрязнение окружающей среды и нарушение природного равновесия;

- экологические катастрофы.

Типичными признаками нерационального природопользования являются вымирание видов живых организмов, истощение плодородных почв, появление пустынь и болот, загрязнение атмосферы, поверхностных и подземных вод.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник с. 51, конспекты.

Подготовиться к практической работе

 

УРОК № 15-16

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

 

Ответить на тестовые задания и выполнить задания на контурной карте.

ТЕСТ.

1. Распределение природных ресурсов по планете объясняется:

А) различиями в климатических процессах и различными условиями образования полезных ископаемых в разные геологические эпохи;

Б) различиями в тектонических процессах;

В) различиями в тектонических, климатических процессах и различными условиями образования полезных ископаемых в разные геологические эпохи.

2. Андские страны выделяются крупными ресурсами:

А) нефти и газа;

Б) медными и полиметаллическими рудами;

В) марганца и фосфоритами.

3. Какая группа стран, имеющая практически все известные ресурсы, названа не верно:

А) Россия, США, Индия, Китай, Австралия;

Б) Россия, США, Бразилия, Китай, Аргентина;

В) Россия, США, Бразилия, Китай, Австралия.

4. Самым распространенным цветным металлом в земной коре является:

А) медь;

Б) алюминий;

В) цинк.

5. Какая группа стран обладает наибольшими запасами медных руд:

А) Замбия, Заир, Чили, Канада, США;

Б) Замбия, Заир, Чили, Россия, Индия, США;

В) Замбия, Заир, Чили, Австралия, Китай, США.

6. В структуре земельного фонда преобладают:

А) малопродуктивные и неиспользованные земли;

Б) леса и кустарники;

В) населенные пункты, промышленность и транспорт;

Г) луга и пастбища;

Д) обрабатываемые земли (пашня, сады, плантации).

7. Население какого региона обеспечено регулярным водоснабжением только на 10%:

А) Европы;

Б) Австралии;

В) Азии;

Г) Африки.

8. Государства, занимающие ведущие в мире позиции по запасам древесины:

А) Россия, Канада, США, Бразилия;

Б) Россия, Канада, Бразилия, Китай;

В) Россия, Канада, США, Конго.

9. Аквакультура – это:

А) искусственное выращивание водных организмов в морской и пресной воде;

Б) искусственное разведение водных организмов в морской воде.

10. В каком варианте количество действующих скважин нефти и газа расставлены в убывающем порядке:

А) Мексиканский залив, Северное море, Персидский залив, Гвинейский залив;

Б) Персидский залив, Мексиканский залив, Северное море, Гвинейский залив;

В) Персидский залив, Северное море, Мексиканский залив, Гвинейский залив;

Г) Мексиканский залив, Персидский залив, Северное море, Гвинейский залив.

11. Какие страны наиболее преуспели в развитии гелиоустановок:

А) США и Япония;

Б) Франция и Германия;

В) Япония и Франция;

Г) Франция и США.

12. К «грязным» производствам относят:

А) химическую, нефтехимическую, металлургическую и целлюлозно-бумажную промышленность, тепловую энергетику;

Б) химическую, нефтехимическую, металлургическую, целлюлозно-бумажную, гидроэнергетику и тепловую энергетику;

В) химическую, нефтехимическую, металлургическую, целлюлозно-бумажную промышленность, атомную и гидроэнергетику.

13. Закончите определения:

А) Ресурсообеспеченность – это …

Б) Природопользование – это…

В) Геоэкология – это…

Г) Природно-ресурсный потенциал – это…

 

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА.

1. Сдать тетрадь с тестами.

2. Сдать контурную карту с выполненными заданиями.

УРОК № 17-18

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.

ХОД УРОКА

 

Рассчитать ресурсообеспеченность можно двумя способами:

 

Запасы

1) Ресурсообеспеченность = ------------------------- х 1000;

Ежегодная добыча

 

Запасы

2) Ресурсообеспеченность = --------------------------.

Население

 

Выполнить задания и заполнить таблицы.

Задание 1

Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (каменным углём) используя данные приведённые в таблице. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран углём

Страна Запасы угля (в млрд. т) Добыча (в млн. т) Ресурсо-обеспеченность (на сколько лет хватит)
Россия      
США      
Китай      
Австралия      
Германия      
Польша      
Индия      

 

Задание 2

Определите ресурсообеспеченность стран нефтью, используя данные таблицы. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью

Страна Запасы (в млрд. т) Добыча (в млн. т) Ресурсо-обеспеченность (на сколько лет хватит)
Россия 7,2    
США 4,6    
Китай 3,2    
Нигерия 2,4    
Индия 0,36    
Австралия 0,3    
ФРГ 0,07    

 

Задание 3

Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями, используя данные таблицы. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности предлагаемых стран.

 

Страна Числ-сть населения (млн. чел.) Земельные ресурсы (млн. га) Обеспеченность на 1 жителя (га/чел.) Площадь с/х угодий (млн. га) Обеспеченность на 1 жителя (га/чел.)
США   937,3      
Япония   37,2      
ФРГ   35,7      
Франция   54,4      
Австра-лия   768,7      
Россия   1707,5   132,3  
Польша   31,3      
Бразилия   851,2      
Китай   959,6      
Индия   328,8      

 

Задание 4

Задание 5

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Конспекты.

 

УРОК № 19-20

ЛЕКЦИЯ

 

40 000 лет назад, по мнению ученых, все население Земли составляло 1 млн. человек – население одного современного города-миллионера! Демографические процессы древности настолько отличались от современных, что в демографической истории выделяют два периода:

1-й: соответствовал аграрной цивилизации и закончился в 17 веке. Прирост населения, крайне низкий, несколько увеличился при феодализме.

2-й: с 17 века по настоящее время. Население Земли возрастает ранее невозможными темпами. Хорошей иллюстрацией могут послужить такие факты: в 1900г. население составляло 1,6 млрд. чел., в 1960г. – уже 3 млрд., а в 1999г. – 6 млрд.

Необходимые термины:

География населения исследует особенности размещения и территориальной организации населения, его место в процессе общественного производства и во взаимодействии общества с природным окружением.

Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения. Она изучает процессы рождаемости, смертности, брачности, вопросы уровня образованности, занятости, миграции, возрастной и половой состав населения и т.д.

Демографическая политика – система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, направленных на изменение процесса воспроизводства населения.

Естественное движение – изменение численности и состава населения вследствие рождаемости и смертности без учета его механического перемещения (миграции).

Естественный прирост – изменение численности населения за счет рождаемости за вычетом смертности.

Воспроизводство населения – процесс беспрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.

Существуют 2 типа воспроизводства населения + переходный между ними тип:

1-й тип – современный: характеризуется:

1) низкие показатели рождаемости;

2) низкие показатели смертности;

3) естественный прирост 10-12 человек на 1000 и меньше;

4) невысокая доля молодежи в структуре населения;

5) увеличение доли людей старшего поколения – «старение нации» или «демографическая зима».

Характерен для развитых стран Европы, США, Канады, Японии, Новой Зеландии, Китая.

В крайнем случае происходит демографический кризис – глубокое нарушение воспроизводства населения, которое несет угрозу его существованию.

Необходима демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста (ежемесячные пособия семьям, льготы одиноким родителям, пропаганда престижа материнства, оплата отпуска по уходу за ребенком).

2-й тип – традиционный. Характеризуется:

1) очень высокие показатели рождаемости;

2) высокий уровень смертности;

3) очень высокий естественный прирост;

4) преобладание молодежи в возрастной структуре – «демографическая весна».

Характерен для большинства развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В крайнем случае происходит демографический взрыв – резкое увеличение численности населения.

Необходима демографическая политика, направленная на снижение рождаемости:

- демографическая политика «одна семья – одно дитя»;

- штрафы на второго ребенка (снижение естественного прироста с 22 до 8% (Китай));

- демографическая политика «одна семья – двое детей»;

- улучшение медицинского обслуживания (снижение естественного прироста с 42 до 16% (Индия)).

Переходный. Характеризуется:

- высокая рождаемость;

- низкая смертность;

- высокий естественный прирост.

Характерен для таких стран, как Ливия, Турция, Мексика, Египет и др.

Необходима демографическая политика, направленная на снижение рождаемости.

В каких странах мира численность населения является самой большой? (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония, Мексика).

ФАКТОРЫ РОЖДАЕМОСТИ

1. Уровень детской смертности – пока родители не будут уверены, что их дети будут жить, многие из них будут стараться иметь как можно больше детей. Чем выше коэффициент детской смертности, тем выше коэффициент рождаемости.

2. Экономический фактор – в странах без пенсионного обеспечения, как правило, родители стараются иметь как можно больше детей («гарантия старости»); для аграрных стран характерно большое количество детей (работают с 5-6 лет).

3. Положение женщины в обществе (удельный вес работающих женщин) – чем больше доля работающих женщин в обществе, тем ниже коэффициент рождаемости, особенно в развитых странах (считают, что трудно совмещать карьеру и детей, работу и семью).

4. Уровень образования и культуры в обществе – чем выше уровень, тем ниже коэффициент рождаемости; Чем шире кругозор и больше интересов, тем меньше места отводится детям.

5. Материальный уровень жизни – чем выше уровень, тем меньше коэффициент рождаемости.

6. Влияние национальных традиций, религий – связь с психологией. В азиатских (мусульманских) странах считается престижным иметь 3 детей, желательно мальчиков.

ФАКТОРЫ СМЕРТНОСТИ

1. Материальный уровень жизни – чем выше, тем меньше смертность.

2. Уровень детской смертности – на 1 тысячу рожденных детей в мире умирает до 1-го года, в среднем, 50 (в Украине – около 40, в Японии – 5).

3. Уровень здравоохранения (медицинского обслуживания) – чем он выше, тем ниже смертность.

4. Резкое изменение социально-экономических условий в сторону ухудшения – войны, кризисы в экономике, эпидемии, голод, природные и техногенные катастрофы и др.

5. Возрастной состав населения – чем выше удельный вес стариков, тем выше смертность.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник С. 62-70, конспекты.

УРОК № 21-22

ЛЕКЦИЯ

Население мира можно делить по половому, возрастному, расовому, языковому, этническому, национальному и религиозному признаку. Рассмотрим их подробнее.

РАСОВЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Человеческие расы – исторически сформированные группы людей, связанные единством происхождения, что отражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках.

Человеческие расы

- европеоидная (евразийская) – 42,3%;

- монголоидная (азиатско-американская) – 30%;

- негроидная (африканская) – 7%;

- австралоидная (океаническая) – 0,3%;

- смешанные – 20,4%:

древние: эфиопы, дравиды, мальгаши;

молодые: метисы, мулаты, самбо.

ЯЗЫКОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Язык – система членораздельных звуков, которая возникла в человеческом обществе, постоянно развивается, предназначена для целей коммуникации и способна отобразить всю совокупность знаний и представлений о мире.

В мире насчитывается от 2,5 до 5 тысяч языков.

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Этнос – исторически сформированная стойкая общность людей – племя, народность, нация. Основными условиями возникновения этносы считаются общая территория и язык.

Диаспора (греч. «рассеяние») часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности.

Крупнейшие диаспоры

- Китайская диаспора свыше 35 млн человек

- Индийская диаспора более 25 млн человек

- Российская диаспора более 25 млн человек

- Украинская диаспора около 12 млн человек

- Адыгская диаспора более 9 млн человек

- Армянская диаспора около 8 млн человек

- Еврейская диаспора около 8 млн человек

- Цыганская диаспора около 8 млн человек

- Греческая диаспора около 8 млн человек

- Вьетнамская диаспора более 3,5 млн человек

- Немецкая диаспора около 3,5 млн человек

- Азербайджанская диаспора около 2,4 млн человек.

На Земле около 5 тысяч народов и народностей. На Земле существует 321 народ с численностью более 1 млн. человек. На эти народы приходится 95,7% населения планеты.

Виды религий

Примитивные (99 млн. чел.):

- фетишизм – Западная Африка;

- тотемизм – коренные народы Америки и Австралии;

- шаманизм – народы Сибири и Кореи;

- культ предков – народы Восточной Азии.

Региональные (национальные) (1,1 млрд. чел.):

- индуизм – Индия;

- иудаизм – Израиль;

- конфуцианство – Китай;

- даосизм – Китай;

- синтоизм – Япония;

- джайнизм – Индия;

- зороастризм – Индия, Иран.

Мировые:

- Христианство – 1,85 млрд. чел.;

- Ислам – более 1 млрд. чел.;

- Буддизм – 400 млн. чел.

Христианство – наиболее распространенная мировая религия. Зародилось в Палестине в 1-ом тыс. до н.э. Христиане веруют в единого Бога, творца неба и земли, существующего в трех ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух, а также в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, Сына Божьего. Делится на 3 ветви – православие, католицизм, протестантизм.

Ислам (от араб. покорность) или мусульманство – самая молодая религия. Возник в арабских племенах Аравии в 7 веке. Основана на вере в единого всемогущего бога Аллаха и его пророка-посланника Мухаммеда (или Магомета, отсюда еще одно название – магометанство). Больше всего мусульман проживает в Азии и Африке.

Буддизм – древнейшая из мировых религий. Появился в 4 веке до н.э. в Северной Индии. Единственная из мировых религий, основанная не на вере в Бога, а на вере в Будду – просветленного, которым при определенных обстоятельствах может стать любой, кто освободит душу от страданий, вызванных невыполнимыми желаниями. Распространен в Индии, Монголии, Китае, Шри-Ланке, отчасти в Средней Азии и Сибири.

 

Опрос по теме (письменно).

1. Какие факторы определяют размещение населения?

2. Какие государства являются наиболее урбанизированными? В каких преобладает сельское население?

3. Какие функции могут выполнять города?

4. Какие страны проводят демографическую политику сокращения рождаемости? Увеличения рождаемости? Почему?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник с. 71-75, конспекты.

Подготовиться к практической работе.

УРОК № 23

ЛЕКЦИЯ

Население нашей планеты – чрезвычайно динамичный объект, который постоянно меняется как во времени, так и в пространстве. Поэтому, например, вводятся средние показатели плотности населения, урбанизации и т.д., поскольку получить абсолютные показатели, которые бы сохранили свою точность на протяжении более или менее длительного времени, просто невозможно. Однако динамику населения, в т.ч. и его пространственные перемещения, необходимо тщательно изучать, потому что знание определенных закономерностей позволит прогнозировать возможные изменения и готовиться к ним заранее.

Довольно сложно найти человека, который прожил на одном и том же месте всю свою жизнь. Люди постоянно перемещаются: путешествуют, ездят в командировки и на отдых, переселяются, поэтому их количество в определенном месте все время меняется. Такое изменение численности населения называется м







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.