Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Матрица способов разрешения конфликта (Р. Блейк и Дж. Моутон)





В то же время действия сторон в конфликте могут отличаться от реальных намерений, так как на них влияет конкретная ситуация.

Чаще конфликты не саморазрешаются, а разрастаются. Поэтому руководителям приходится брать ситуацию в свои руки, разрабатывать и реализовывать варианты управления ими (по некоторым оценкам, у руководителей на это уходит до 20% рабочего времени).

 

Считается, что на начальной фазе руководитель может разрешать конфликт в 9 случаях из 10, в стадии подъема ¾ в 50%, на спаде ¾ в 20, в самом остром случае ¾ в 5%.

 

При работе с противоборствующими сторонами руководитель может использовать ряд стратегий:

1. Стратегия предупреждения конфликта представляет собой совокупность следующих мероприятий организационного и разъяснительного характера:

¨ улучшение условий труда;

¨ справедливое распределение ресурсов, вознаграждения;

¨ изменение структуры организации, системы управления ею;

¨ введение дополнительных интеграционных и координационных механизмов;

¨ обеспечение строгого соблюдения правил внутренней жизни, традиций, норм поведения, служебной этики.

2. Стратегия игнорирования конфликта целесообразна если:

¨ он сам по себе малозначим, но скрывает более серьезные проблемы и надо время для их всестороннего изучения, более важного, чем немедленное решение;

¨ предмет конфликта не имеет отношения к делу;

¨ могут уладить розногласия сами;

¨ вмешательство руководителя только подливает масло в огонь;

¨ надо дать возможность подчиненным учиться на своих ошибках;

¨ рассмотрение проблемы в данный момент не целесообразно.

 

В конце концов ресурсы сторон постепенно исчерпываются и они приходят к соглашению. Активные действия прекращаются, и возобновляется нормальная работа.

 

3. Стратегия отсрочки конфликта применяется для временного ослабления остроты ситуации и предполагает изменение отношения одной стороны к другой (силу или роль в воображении), представления сторон о ситуации (условиях, отношениях, людях), воображаемой значимости объекта конфликта, превращение его в менее нужный, не имеющий смысла.

4. Стратегия перестройки руководителем собственного поведения используется, если:

¨ в конфликте одной из сторон является он сам;

¨ необходима срочная стабилизация ситуации;

¨ предмет расхождения более существен для подчиненных;

¨ затруднительно отстаивать свою точку зрения и надо признать собственную неправоту.

Это помогает упрочить взаимное доверие.

5. Стратегия разрешения конфликта направлена на то, чтобы заставить или убедить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия и, начав переговоры между собой, найти приемлемое решение, которое не только исключает чье-то поражение, но и указывает направление мобилизации социальной энергии.

Реализуя ее, руководитель:

¨ овладевает обстановкой;

¨ выясняет восприятие сторонами конфликта, причины его возникновения (основную и вторичные), границы, интересы и позиции (общность и различия в точках зрения), психологические ощущения;

¨ убеждает в невозможности добиться путем конфликта желаемых целей;

 

Для разрешения конфликта важно знать все его скрытые и явные причины, провести анализ позиций и интересов сторон и сконцентрировать внимание именно на последних, так как в них решение проблемы.

Например, необходимо предоставить возможность конфликтующим сторонам спокойно обосновать свои претензии, сформулировать желаемый конечный результат и проблему, предложить свои соображения по ее решению.

 

¨ формулирует права конфликтующих сторон;

¨ совместно с участниками пытается найти выход из сложившегося положения.

 

Для этого руководитель должен выступить в роли нейтрального организатора встречи, который направит дискуссию в русло научного поиска путей решения проблемы и поспособствует налаживанию диалога. Демонстрация неагрессивности намерений, жеста доброй воли, а не слабости позволяет смягчить негативное восприятие сторонами друг друга.

 

При этом используются следующие приемы:

¨ консультации, переговоры;

¨ убеждение на основе общей системы ценностей, традиций, опыта;

¨ изоляция проблемы;

¨ арбитраж, посредничество;

¨ приведение сил в равновесие;

¨ устранение или подмена объекта конфликта;

¨ содействие в сохранении репутации;

¨ исключение дискриминации;

¨ активизация коммуникаций;

¨ разъяснение прав, обязанностей и ответственности;

¨ разработка и реализация общих целей;

¨ психологическое настраивание на положительные эмоции и проч.

 

Поскольку конфликты обычно имеют несколько причин, а стороны их оценивают по-разному и обладают неодинаковыми интересами, существует несколько вариантов снижения остроты противостояния. Поэтому для эффективного преодоления конфликта рекомендуется сочетание различных подходов, методов, действий.

 

Если стороны не желают следовать разумным доводам, требуются быстрые и решительные меры для преодоления опасной ситуации, руководитель уверен в своей правоте, а подчиненные готовы безоговорочно повиноваться, то он использует административные меры.

Для борьбы с кликами и интригами применяют более специфические методы. Например, их разлагают изнутри путем внесения в ряды участников недоверия друг к другу, подогревания недовольства и разочарования лидерами, поощрения раскольнических группировок и перебежчиков. Когда разложение достигает необходимой степени, в их ряды внедряют нового лидера, способного прекратить конфликт и подчинить их официальному руководству.

Лицам, занимающимся интригами, угрожают публичным разоблачением, но одновременно содействуют решению проблем, толкающих их к подобного рода действиям. Если известно, что угроза реальна, расплата неминуема, а ее цена выше выигрыша, то конфликт таким способом удается прекратить.

Из забастовки существует несколько путей выхода:

¨ слом с помощью силы (судебного преследования участников, организации штрейкбрехерства, физического устранения или изоляции лидеров и проч.);

¨ полное или частичное удовлетворение требований бастующих;

¨ постепенное угасание под влиянием бедственного положения семей;

¨ организованное отступление.

Силовое решение проблемы может иметь самые неоднозначные последствия: снижение трудовой дисциплины, пьянство, накал нездоровых эмоций, раскол в коллективе и проч.

Удовлетворение требований бастующих может привести к ослаблению противостояния, к выдвижению дополнительных требований и к продолжению забастовки.

Для помощи в разрешении конфликта при взаимном согласии сторон может быть приглашен консультант (посредник), функциями которого являются:

¨ прояснение сущности спора;

¨ создание благоприятных условий для преодоления и разрешения спорных вопросов;

¨ улучшение взаимодействия;

¨ формирование правил управления конфликтом;

¨ оказание помощи в нахождении альтернативных решений или «продажа» решения.

6. Стратегия вмешательства, осуществляемая консультантом и основывающаяся на завоевании авторитета у сторон, предполагает следующее:

¨ установление уже на ранней стадии конфликта доверительных отношений со всеми его участниками и обеспечение их поддержки. Это исключает отдание предпочтений любой из них (в противном случае деятельность консультанта не будет эффективной);

¨ разъяснение своих намерений относительно данной конфликтной ситуации и помощь в осознании необходимости ее урегулирования.

Если хотя бы одна из сторон не видит в этом никакого смысла, целесообразность дальнейшей деятельности консультанта вызывает сомнение;

¨ изучение взаимоотношений сторон конфликта, являющихся часто препятствием к его урегулированию, их формальных и неформальных лидеров, готовности последних к активному соучастию в этом процессе;

 

Широко распространенным методом является интервью с представителями сторон, позволяющее определить:

¨ степень авторитета консультанта;

¨ природу, характер конфликта (определенные проблемы, обиды и поводы для недовольства)

¨ группу поддержки;

¨ интенсивность конфликта;

¨ уровень симметрии и силовой баланс.

 

¨ сохранение равновесия сил сторон, без которого консультант не сможет выполнять свои обязанности (его приглашение может явиться свидетельством наличия такового и желания разрешить противоречия). Консультациям с каждой из них надо уделять примерно равное время, демонстрировать свой нейтралитет и проч.;

¨ поддержание оптимального уровня интенсивности конфликта, позволяющего контролировать и управлять им (при быстрой эскалации такая возможность исчезает), заинтересованности в его преодолении (пребывание в состоянии конфликта может войти в привычку, а выслушивание других точек зрения способствует возникновению сомнений в своей правоте);

¨ осуществление дифференцированного подхода к разным аспектам конфликта, которые могут существовать одновременно, ¾ деловому (инструментальному), эмоциональному, ресурсному и властно-силовому;

¨ поэтапное сближение позиций конфликтующих сторон и достижение компромисса на основе предложенных консультантом, по сути выполняющим роль регулятора их «мыследеятельности», мер в направлении окончательного разрешения конфликта и процедур.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.