Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И ПОДГОТОВКЕ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ





Существенными целями применения видеозаписи в психотерапии больных неврозами являются углубление и совершенствование личностной диагностики в связи с конкретными психотерапевтическими задачами, оптимизация действия лечебных механизмов психотерапии, объективизация динамики ряда клинико-психологических показателей, влияющих на оценку эффективности психотерапии. Анализ видеозаписи в начальный период психотерапии позволяет более точно идентифицировать неосознаваемые вербальные и невербальные элементы реагирования и поведения пациентов в индивидуальной беседе или групповом занятии для уточнения психотерапевтических «мишеней» в сфере самооценки, конфликта, психологической зашиты.

Применение видеозаписи может быть полезным при необходимости возвращения и проработки некоторых проблемных ситуаций, возникающих в ходе психотерапии, при использовании самоконфронтации пациентов. Уже сам по себе просмотр видеозаписи может повлиять на формирование более объективной самооценки пациента, развитие более искренних отношений с психотерапевтом. Повторный показ пациенту видеозаписи его беседы с психотерапевтом может иметь положительное (подкрепляющее) значение для проведения поведенческой терапии.

Программы видеотренинга составлены в соответствии с общепризнанной системой непрерывной последовательной многоэтапной подготовки психотерапевтов.

Первичная специализация по психотерапии (первая ступень подготовки психотерапевтов) имеет основной целью обеспечить врачей базисной или общей информацией об основных направлениях в психотерапии и методах психологической коррекции в клинике. На этой ступени обучающимся на материале специально смонтированных видеозаписей реальных групповых психотерапевтических занятий показывается и комментируется набор основных жестомимических комплексов с перечислением наиболее распространенных вариантов их значений, т. е. предъявляется четко очерченный «алфавит» невербальных знаков с относительно жестко ограниченным набором значений каждого из них. Таким образом, у начинающих психотерапевтов формируется первичная основа (ориентировочная основа деятельности), позволяющая в дальнейшем успешно распознавать как отдельные эмоции, так и сложные эмоциональные состояния пациентов.

Вербальный материал, составленный из видеозаписей разных психотерапевтических линий подвергается анализу с точки зрения соответствия высказываний членов группы обшей теме коммуникации, частоты и продолжительности высказываний отдельных участников коммуникации, использования ими речевых шаблонов («как все люди...», «все должны»...», «как обычно...» и т. п.) для обезличивания эмоционального отношения к предмету обсуждения {к собственной проблематике) и т. д. На этом этапе внимание обучающегося специально не фиксируется на скрытых подтекстах речевых сообщений, проявляющихся в рассогласованности смыслового содержания и невербального поведения, а лишь сообщается о подобных феноменах коммуникативного акта. Таким образом, начинающий психотерапевт получает возможность сам, на основе имеющегося «алфавита» исследовать реальные коммуникативные структуры и создавать свой индивидуальный опыт распознавания сложных рассогласованных (неконгруэнтных) сообщений и вариантов верификации и использования результатов своих исследований в контексте психотерапевтического занятия.

Основная задача тренинга на первой ступени подготовки с использованием видеообратной связи — развитие у обучающихся способностей к восприятию и анализу межперсональных взаимодействий в тренинговой группе, а также рефлексии своих переживаний в ходе групповой работы. Психотерапевты обучаются быстрому сознательному перецентрированию фокуса внимания с себя на события в группе и с событий в группе на себя. На этом этапе проводится социально-психологический тренинг межперсонального взаимодействия с отдельными элементами Т-группы. Подобное направление первичного тренинга объясняется в частности тем, что у начинающих психотерапевтов прослеживается выраженная тенденция к подмене действительно реальных событий своими стереотипными представлениями о реальности. В то же время все участники тренинга довольно быстро научаются выявлять друг у друга изменения в поведении в соответствии с меняющейся структурой группы, они также без больших затруднений идентифицируют (называют) свои эмоциональные состояния, возникающие в процессе разнообразных коммуникативных актов (интеракций) и, наконец, делают попытки описания недостаточно адаптивных паттернов поведения у партнеров по группе с намерением выявить их психологические механизмы.

На второй ступени обучающимся предлагается значительно больший по сравнению с первой ступенью «алфавит» невербальных эквивалентов эмоциональных состояний. При этом подчеркивается известная неопределенность (многозначимость) паттернов невербального поведения, ставится проблема контекстуальной зависимости его прочтения. На основе тренинговой группы с видеообратной связью, как и при просмотре видеозаписей реальных психотерапевтических занятий психотерапевты обучаются распознавать многообразие жестомимических комплексов и выделять их значения, а также распознавать рассогласование (неконгруэнтность) внутри структуры самих этих комплексов. Особенно важным становится умение врачей дифференцировать инвариантные по форме, но различные по содержанию группы невербальных паттернов различных эмоций, и в то же время неодинаковые по внешнему выражению аналоги последних объединять и группы по признаку единого содержания. Психотерапевты должны освоить способы выявления соответствия (конгруэнтности) и несоответствия (неконгруэнтности) вербального и невербального уровней отражения реальности субъектом, а также структуру внутри каждого из этих уровней и межструктурное переплетение.

С этой целью психотерапевтов обучают на материале видеозаписей распознавать сложную (многоуровневую) структуру высказывания, т. е. выделять его номинативное (что говорится), предикативное (как говорится) и прагматическое (с какой целью говорится) содержание. Для психотерапевтов наиболее важным является умение быстро выделить именно прагматический уровень высказывания пациента, т. к. зачастую именно этот уровень позволяет идентифицировать суть сообщения субъекта. При распознавании наиболее значительных характеристик в поведении пациентов, в первую очередь следует сопоставить невербальный рисунок поведения и прагматический уровень их высказываний. Заметные различия (неконгруэнтность) в содержании значений этих уровней указывают на зоны (сферы), в которых субъект испытывает выраженные психологические затруднения.

На третьей ступени подготовки осуществляется интегрирование предыдущих этапов с целью дальнейшего повышения уровня профессионального мастерства. При этом основной упор делается на непосредственное взаимодействие обучающегося с психотерапевтом-супервизором для углубленного анализа личного опыта данного психотерапевта-слушателя. По материалам видеозаписей психотерапевтических сеансов детально обсуждаются конкретные эпизоды работы обучающегося в качестве психотерапевта (группового и индивидуального). Обучающийся принимает участие в работе реальных психотерапевтических групп в качестве котерапевта с последующим анализом деятельности ведущего группу психотерапевта и своей собственной работы в группе, а также характера взаимоотношений, сложившихся в группе по направлениям: ведущий психотерапевт - пациенты, ведущий психотерапевт — котерапевт, котерапевт - пациенты и пациенты между собой. Психотерапевт-слушатель проводит занятия в качестве ведущего реальной психотерапевтической группы с последующим анализом его (обучающегося) деятельности в диаде с супервизором (инструктором) на предмет ее эффективности по всем установленным и общепринятым критериям. По материалам видеозаписей, наблюдая за поведением пациентов в психотерапевтической группе, обучающийся отрабатывает и закрепляет навыки психодиагностической работы с последующим обсуждением результатов этих наблюдений с групповым психотерапевтом и лечащими врачами. Обучающиеся работают также в режиме супервизоров и на моделях деятельности многих опытных групповых психотерапевтов (по материалам видеозаписей их работы в группах) с целью повышения рефлексии к тонким проявлениям интерперсонального взаимодействия и стиля ведения групп.

На этой ступени подготовки психотерапевты одновременно могут считывать уже не только вербальный и невербальный уровни сообщения, но также и структуру сенсорного баланса пациентов (ведущие репрезентативные и референтные системы, причем уровень анализа модальностного доминирования — визуального, кинестетического и аудиального — дополняется анализом структуры на субмодальностном уровне). У психотерапевтов прежде всего формируются навыки быстрого распознавания структуры сенсорного баланса пациентов и активного использования этих знаний в лечебном процессе. Неизменным залогом высокоэффективной психотерапии является, таким образом, умение психотерапевта в каждом отдельном случае структурировать собственные сообщения наиболее адекватным для данного пациента способом или, иначе, строить воздействующие сообщения с учетом структуры сенсорной организации данного пациента.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.