Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА - ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа





Редактор Э.М. Тахтарова

Корректор В.Н. Фомичева

Компьютерная верстка О. А. Анфиногенова

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-19078 от 08.12.2004 г.

Подписано в печать 26.05.2010. Формат 60x90 '/|6. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Печ. л. 2,0.

ООО «Чистые пруды», ул. Киевская, д. 24, Москва, 121 165 Тел. (499) 249-28-77, ЬПр://\у\у\у. 1 $ер1етЬег.ги

Отпечатано в филиале ГУЛ МО «КГ» «Раменская типография». Московская обл., г. Раменское, Сафоновский пр., я 1- Тел.(496)46-393-65 Заказ№1045 ТиражбЗОО


I8ВN 978-5-9667-0728-6

 

 

© ООО «Чистые пруды», 2010

 

Отрывать психологию от законов мозга

значило бы делать не меньшую ошибку,

чем трактовать ее как чисто биологическую науку.

А.Р. Лурия

НЕСКОЛЬКО ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ

Коррекционно-развивающая программа разработана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих особенности в раз­витии (ЗПР).

Разработка программы базировалась на результатах научных исследований В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, Е.М. Мастюковой, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнер, У.В. Ульенковой.

Общими диагностическими признаками для всех вариантов ЗПР являются повышенная истощаемость и нарушение произвольной регуляции:

•импульсивность;

•нестойкость внимания;

•слабость контроля.

На основе комплексного нейропсихологического исследования были вы­явлены коррекционные приемы, приводящие к большей устойчивости психи­ческого тонуса:

1.Речевое программирование, проговаривание последовательности действий, сравнение предварительного плана с полученным результатом.

2.Организация внимания.

3.Смысловая организация движения, усиление речевого контроля.

4.Актуализация мотива деятельности.

5.Эмоциональная стимуляция.

Программа состоит из 17 занятий. При соблюдении режима проведения (2 занятия в неделю) цикл рассчитан на два месяца. Последнее занятие пла­нируется полностью посвятить релаксационному тренингу.

Цель программы: формирование межфункционального взаимодействия ВПФ у старших дошкольников с ЗПР. Задачи программы

1. Развитие пространственных представлений:

а) формирование устойчивых координат («право-лево», «верх-низ»);,

б) формирование сомато-пространственного гнозиса (название частей тела);

в) формирование зрительно-пространственного восприятия;

г) формирование тактильного гнозиса;

д) формирование зрительно-моторных координации.

2. Развитие двигательной сферы:

а) развитие тонкой моторики — возможность точного выполнения изоли­рованных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;

б) развитие плавности, переключаемости точности движений;

в) повышение общей подвижности ребенка;

г) развитие произвольной регуляции движений.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы:

а) умения адекватно выражать эмоциональные состояния;

б) произвольной регуляции своего эмоционального состояния;

в) произвольной регуляции поведения;

г) умения произвольно улавливать основные телесные ощущения;

д) снятие тревожности.

4. Повышение групповой сплоченности.

Время проведения: 40-50 минут.

Максимальное число участников: 8 человек.

Возраст: 5,5-9 лет. При усложненном варианте программы возраст детей может варьироваться от 7 до 11 лет. При необходимости цикл может быть продлен за счет комбинации игр и упражнений.

В программе используются упражнения, разработанные А.Л Сиротюк, А.В Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаевой, С.В. Покровской, С.Л. Ан­тоновой, Р.В. Овчаровой.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГРАММЫ

На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункцио­нального взаимодействия и образования новых психологических и функцио­нальных систем.

Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право-лево» и «верх-низ», сомато-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного воспри­ятия, тактильного гнозиса, зрительно-моторных координации. Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и др.

Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр (игры в мяч), дви­гательных ритмов, констуктивной деятельности (вырезание ножницами, работа с конструкторами), рисования, выполнения движений по речевой инструкции, игрой «Запрещенные движения».

Метод двигательных ритмов

Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: фор­мирование слухомоторных координации, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемости, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и др. Таким образом повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.

Метод тактильного опознания предметов

Направлен на повышение точности тактильного восприятия, развитие меж­модального переноса, формирование тонкой моторики рук.

Метод звукодыхательных упражнений

Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает само­контроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек, — ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

Релаксационный метод

Направлен на формирование произвольного внимания, дифференциро­ванных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипер­тонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела).

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с за­конами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответ­ственно от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).

Метод подвижных игр

Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкине­зий, мышечных зажимов,

В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют развитие мозолистого тела.

При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций.

Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, пере­живания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.

Метод визуализации

Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффек­тивно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга.

Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к кон­центрации внимания, развивает воображение (центральное новообразование дошкольного периода).

Арт-терапевтический метод

Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов, зоны ТРО.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.