Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политэкономия провала. Природа и последствия рыночных «реформ» в России / Под ред. Колганова А.И. М.: Едиториал УРСС, 2013. - 400 с.





Политэкономия провала. Природа и последствия рыночных «реформ» в России / Под ред. Колганова А.И. М.: Едиториал УРСС, 2013. - 400 с.

Колганов А.И. (ред.) Политэкономия провала. Природа и последствия рыночных «реформ» в России. М.: Едиториал УРСС, 2013. - 400 с.

Политэкономия провала 2013 =Колганов

 

 

ББК 65.9(2) 66.3(2Рос)

Политэкономия провала: Природа и последствия рыночных «реформ» в России / Под ред. А. И. Колганова. — М.: Едиториал УРСС, 2013. — 400 с. (Библиотека журнала «Альтернативы».)

Цель этой книги — не высказать моральное негодование по поводу произошедшего со всеми нами за годы рыночных реформ и не возбудить вопрос о личной ответственности «реформаторов». Наша цель — внести вклад в теоретический анализ процесса, который одни называют переходом от плановой экономики к рыночной, другие — переходом от социализма к капитализму; третьи же уверяют, что это был возврат на путь цивилизованного развития. Мы же избрали для определения нашей научной задачи образное, но очень емкое выражение «политическая экономия провала». Нужно понять, почему и как произошел этот провал, как бороться с его последствиями и что нужно сделать, чтобы из провала выкарабкаться. В этой книге мы предоставляем слово тем, кто ведет научный анализ случившегося.

Книга предназначена для ученых-экономистов и представителей других общественных наук, для всех интересующихся историей рыночных реформ и корнями сложившейся сегодня в России социально-экономической ситуации.

Издательство «Едиториал УРСС».

117312, Москва, пр-т Шестидесятилетия Октября, д. 9.

Формат60x90/16. Печ. л. 25. Зак. № ВС-58.

Отпечатано в ООО «ЛЕНАНД».

117312, Москва, пр-т Шестидесятилетия Октября, НА, стр. 11.

ISBN 978-5-354-01459-0

ID 170522

© Коллектив авторов, 2013

9 "785354 014590"

 

НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
§ E-mail: URSS@URSS.ru Каталог изданий в Интернете: http://URSS.ru Тел./факс (многоканальный): + 7 (499) 724 25 45
URSS

Все права защищены. Никакая часть настоящей книги не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то элек­тронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, а также размещение в Интернете, если на то нет письменного разрешения владельца.

Содержание

 

Авторы 5

Предисловие (А. И. Калганов) 7

Часть 1. Реформы: странное лицо российского капитализма

К.А. Хубиев. Большой трансформационный цикл: 9

«реформы» или развал?

А.В. Бузгалин. Результаты «реформ» в России: рынок

и капитал.,

В.Т. Рязанов. Экономические реформы и кризисы

в России 82

Д.Б. Эпштпейн. Экономика России в результате ее

«либерального реформирования» 101

Э.Н. Соболев. Механизмы и факторы деформаций в сфере

оплаты труда 128

Л.А. Булавка. Постсоветская культура: принуждение

к мутации 151

Часть 2. Реформы: отторжение инноваций

М.И. Воейков. К вопросу о результатах российских

«реформ»: состоялась ли модернизация? 171

Содержание

Е.В. Красникова. Парадокс российской модели капита­лизма: слабая восприимчивость к инновациям 195

А.И. Калганов. Ресурсные и институциональные

ограничения инновационного развития в российской 216

экономике А.И. Московский. 20 лет упадка и извращения смысла

науки и образования 247

Часть 3. Реформы: невыученные уроки

Р.С. Гринберг. Невыученные уроки 282

В.М. Кульков. О национальной адекватности

экономических преобразований в России 298

В.В. Букреев, Э.Н. Рудык. Приватизация в России:

выйти из плена старой идеологии 309

Часть 4. Реформы: что дальше?

Г.И. Ханин. От экономики разрушения к экономике

созидания: как провести этот переход с умом 334

Г.И. Ханин, Д.А. Фомин. Деньги для модернизации:

сколько нужно и где их взять? 343

С.Н. Бобылев. Нужна ли России «зеленая экономика»? 362

О.Н. Смолин. Будущее образования в постсоветской

России 389

Авторы

Бобылев Сергей Николаевич - доктор экономических наук, профес­сор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член Высшего экологического совета России, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Бузгалин Александр Владимирович - доктор экономических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.

Букреев Виктор Вениаминович - доктор экономических наук, про­фессор Российского государственного геологоразведочного уни­верситета.

Булавка Людмила Алексеевна - доктор философских наук, главный научный сотрудник Российского института культурологии.

Воейков Михаил Илларионович - доктор экономических наук, про­фессор, заведующий сектором Института экономики РАН.

Гринберг Руслан Семенович - член-корр. РАН, директор Института экономики РАН.

Калганов Андрей Иванович - доктор экономических наук, заведую­щий лабораторией экономического факультета МГУ им. М.В. Ло­моносова.

Красникова Евгения Васильевна - кандидат экономических наук, доцент экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Кульков Виктор Михайлович - доктор экономических наук, про­фессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Московский Александр Иванович - кандидат экономических наук, доцент экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Рудык Эмиль Николаевич - доктор экономических наук, профессор Международного университета природы, общества и человека «Дубна».

Авторы

Рязанов Виктор Тимофеевич - доктор экономических наук, профес­сор, заведующий кафедрой экономической теории Санкт-Петер­бургского государственного университета.

Смолин Олег Николаевич - доктор философских наук, член-корр. РАО, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию.

Соболев Эдуард Неньевич ~ доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.

Фолшн Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, доцент Новосибирского государственного технического универ­ситета.

Ханин Гирш Ицыкович - доктор экономических наук, профессор Сибирской академии государственной службы.

Хубиев Кайсын Азретович - доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова

Эпштейн Давид Беркович - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Северо-Западного НИИ экономики сельского хозяйства РАСХН.

Предисловие

Более двадцати лет назад, 2 января 1992 года, в России был дан старт так называемым радикальным рыночным реформам. Рассмотрению предпосылок, хода и результатов этих реформ была посвящена научная конференция «20 лет рыночных реформ в Рос­сии», организованная при участии ИЭ РАН, экономического факуль­тета МГУ им. М.В.Ломоносова, МФЮУ, Фонда Фридриха Эберта и Фонда «Альтернативы». Доклады, представленные на этой конферен­ции, легли в основу данной книги. Для придания ей более целостного характера в нее были включены в новой редакции также некоторые ранее опубликованные материалы.

Началу рыночных реформ предшествовали длительные научные дискуссии. Однако в конце 1991 года реформаторы отбро­сили данные предварительных научных экспертиз, ясно показывав­ших перспективы этих реформ как с точки зрения формирования неэффективной социально-экономической модели, чреватой тяже­лейшими социальными последствиями, так и с точки зрения прямых макроэкономических результатов, которые иначе как катастрофиче­скими нельзя было назвать. Правительство Ельцина-Гайдара пред­почло пойти на поводу корыстных интересов тех, кто собирался ло­вить рыбку в мутной воде, пользуясь тем, что лоббируемая ими мо­дель реформ снимала с бизнеса не только социальную, но зачастую и всякую правовую ответственность.

С тех пор и большинство наших граждан, и представители биз­неса не раз имели возможность убедиться в том, что повторять, как заклинание, слово «рынок» совершенно недостаточно для того, что­бы выстроить обещанные нам эффективную экономику и цивилизо­ванное общество. Падение реальных доходов подавляющего боль­шинства населения, деградация науки, образования, здравоохране­ния, культуры, упадок национального производства, почти полная гибель высокотехнологичных отраслей промышленности, потеря продовольственной безопасности... На фоне всего этого происходило

Предисловие

невиданно быстрое даже по меркам совсем не цивилизованных стран обогащение кучки стервятников, допущенных до дележа общенарод­ного достояния. Однако даже для выросшего, как на дрожжах, нового слоя предпринимателей эти реформы далеко не всегда поворачива­лись лицом. Сколько их погибло в настоящих гангстерских войнах за передел собственности и сколько еще продолжает гибнуть?

Цель этой книги, однако, не моральное негодование по поводу произошедшего со всеми нами за годы рыночных реформ и не воз­буждение вопроса о личной ответственности «реформаторов». Наша цель - внести вклад в теоретический анализ процесса, который одни называют переходом от плановой экономики к рыночной, другие -переходом от социализма к капитализму, третьи же уверяют, что это был возврат на путь цивилизованного развития. Мы же избрали для определения нашей научной задачи образное, но очень емкое выра­жение - политическая экономия провала. Нужно понять, почему и как произошел этот провал, как бороться с его последствиями, и что нужно сделать, чтобы из провала выкарабкаться.

Здесь мы предоставляем слово тем, кто ведет научный анализ случившегося. Нам предстоит ответить на вопросы о том, что же за экономическая модель возникла в результате реформаторских уси­лий; почему российская экономика упорно отворачивается от инно­ваций, а ее модернизация по-прежнему остается пустым благопоже-ланием; какие уроки прошедших реформ упорно не желают усваи­вать творцы нашей экономической политики, повторяющие перед лицом продолжающегося упадка: - «с курса реформ не свернем!»; и, наконец, какие перспективы ждут нашу экономику в тех обстоятель­ствах, в которых она очутилась.

Те, кто пытаются разобраться в этих непростых вопросах, редко занимают позицию беспристрастного наблюдателя. Большинство авторов этой книги очевидно пристрастны. И их пристрастия про­диктованы в первую очередь беспокойством за судьбу своей страны и ее народа. А в этих вопросах, полагаю, именно научная совесть не позволяет оставаться равнодушным. Имея дело с сухой экономиче­ской материей, нельзя ни на миг забывать о том, что за цифрами, графиками, статистическими таблицами стоят судьбы живых людей, наших с вами соотечественников. Именно ради них мы и ведем свою

работу.

А. И. Колганов

Часть 1

Реформы: странноемщо

Российского капитализма

К.А. Хубиев

В.Т. Рязанов

И 2009-2010 гг.

Данные Госкомстата РФ.

Примечание: приведены среднегодовые экспортные цены на российскую нефть марки Urals в долларах за баррель. В 2009 г. экспортная цена россий­ской нефти возросла с 42.8 в январе до 74 долл. за барр. в декабре. При сред­ней цене в 61.1 долл. В 2010 г. - с 75.7 в январе до 89.7 в декабре. При сред­ней цене - 78.2 долл.

Если выделить более конкретно причины наступления нового кризиса в экономике России, то обнаруживаются две из них, которые также действовали и в 1998 г. Речь идет, во-первых, о сохранившемся курсе на опережающую либерализацию финансовых рынков с их ак-

В.Т.Рязанов

Экономические реформы и кризисы в России

тивным подключением к глобальной сети, которая рассматривалась как локомотив экономического роста и условие формирование эф­фективной рыночной экономики. Вместо того чтобы государству серьезно заняться созданием работоспособных национальных фи­нансовых институтов, способных трансформировать огромные нако­пленные внутренние сбережения в инвестиции, и, тем самым, соз­дать инвестиционно-инновационную модель роста, экономические власти занимались фантастическими прожектами превращения РФ в один из регионально-мировых финансовых центров, ориентирован­ный на привлечение спекулятивного капитала, гуляющего по всему миру в поисках высоких прибылей и новых жертв своих атак. В итоге крупнейшие российские компании и банки при нарастающем из­бытке денежного капитала внутри страны в основном стали без вся­кого контроля со стороны ЦБР и других государственных институтов кредитоваться в западных банках, широко используя рискованные залоговые схемы.

Во-вторых, необходимо также отметить серьезное негативное влияние поддержания открытости экономики с реализацией экс­портно-ориентированной стратегии развития. Именно связка либе­рально-финансовых методов в экономической политике в соедине­нии с открытостью и экспортно-сырьевой стратегией не позволило своевременно провести необходимый структурный разворот россий­ской экономики. Этим только подтверждается вывод о том, что сам по себе рынок, даже в условиях беспрецедентно благоприятных внешних условий развития, не в состоянии обеспечивать крупные структурные сдвиги, во всяком случае, в приемлемые сроки.

Подчеркнем, что как раз отход от рентно-сырьевой модели по-настоящему формирует крепкую экономику, способную выдержи­вать внешние перегрузки и эффективно отвечать на экономические вызовы. Этого не было сделано и имевшийся в годы внешнеэкономи­ческого благоприятствования шанс для экономического прорыва был упущен. Не было сделано еще и потому, что в умах российских ре­форматоров до настоящего времени наблюдается пренебрежение производством и недооценка важности роли защиты национальных экономических интересов. Верность рынку и интересам глобальной элиты, либерализация финансов и борьба с инфляцией и т. п. - вот, что только их волнует.

Таковы общие итоги двадцатилетнего период проведения ради­кальных рыночных реформ. Вряд ли их можно считать успешными. Что же касается возникших периодов резкого обострения кризисных

Часть 1 Реформы: странное лицо...

фаз в экономике РФ в 1998 г. и в 2008-2009 гг., то при всех несовпа­дениях конкретного набора причин их наступления, они в своей ос­нове стали закономерным результатом проводимого курса реформ. Это означает, что главная причина связи реформ с кризисами заклю­чается, на наш взгляд, в том, что стратегия социально-экономи­ческого развития страны, реализуемая в своей наиболее примитив­ной форме в 1992-1998 гг., а затем скорректированная в последую­щий период, сохранила свои наиболее уязвимые элементы. Ставка на либерализацию и приватизацию в программе реформ, абсолютиза­ция роли финансовой составляющей экономической политики и не­способность обеспечить реальную диверсификацию экономики - все это в условиях высокой зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, в частности, от колебания цен на энергоресурсы и доступности к внешним финансовым ресурсам, воспроизводит угро­зы для развития российской экономики, препятствуя ей вернуться в разряд динамичных и развитых экономик.

Таким образом, объективный анализ результатов реформирова­ния экономики России, свидетельствует, что без изменения полити­ко-экономической системы страны не удастся выйти из возникшего системного тупика. Выход из него - это переориентация стратегиче­ского курса на проведение новой индустриализации страны.6 Воз­вращение России в ранг научно-индустриальной державы - это и есть магистральный путь, опирающийся на свой исторический опыт и способный на деле обеспечить нормальную жизнедеятельность и целостность страны.

Но чтобы реализовать курса на проведение новой индустриали­зации, требуется существенная коррекция в области экономической идеологии и стратегии по трем ключевым направлениям.

Во-первых, реально диверсифицировать экономику России воз­можно, если сырьевой сектор в своем непосредственно ресурсном и в финансовом (рентном) вариантах станет опорным звеном в струк­турном развороте экономики. Поэтому следует скорректировать мо­дель экспортно ориентированного экономического роста, в нашем случае закономерно превращающуюся в экспортно-сырьевую.

Во-вторых, осуществление политики реальной диверсификации экономики предполагает не менее существенную коррекцию страте-

См.: Губанов С. Неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция (о формуле развития России) // Экономист. 2008. № 9; Рязанов В.Т. От рентной экономики к новой индустриализации России // Экономист. 2011. № 8.

В.Т.Рязанов

Экономические реформы и кризисы в России

гии неолиберализма и дерегулирования. Безусловно, это предпола­гает высокую эффективность государственного управления, даже при условии неизбежных его издержках - бюрократизации и кор­рупции. Старый советский опыт хозяйствования и нынешняя прак­тика КНР показывают, что при всех недостатках такой системы она может быть перенацелена на обеспечение народнохозяйственных интересов, выступая как единственно возможная альтернатива раз­гулу и стихии частных интересов. К этому добавим, что системные риски, связанные с природными и техногенными катастрофами, перманентными террористическими угрозами и разгулом кримина­ла, лишь получат дополнительное усиление по мере свертывания го­сударственной деятельности и ослабления институтов государства. В-третьих, структурная перестройка должна рассматриваться как по­этапная и долгосрочная программа, последовательно и упорно реа­лизуемая, а не как стремительный прыжок в новое высокотехноло­гическое качество экономики или выигрышный предвыборный ход. В этом случае принципиальную роль играет даже не столько прора­ботанность долгосрочной,программы преобразовательной деятель­ности, сколько реальная перестройка интересов - в первую очередь власти и бизнеса - с их переподчинением от обслуживания экспорт­но-сырьевого сектора экономики на общенациональные интересы сбалансированного развития всего народнохозяйственного комплек­са.

Подводя итог, сделаем такое заключение. Определение страте­гического приоритета в развитии экономики России через выдвиже­ние программы проведения новой индустриализации в целях дивер­сификации российской экономики объективно назрело, учитывая хотя бы масштабы деиндустриализации в стране. Сама ее постановка может стать для власти и общества мобилизующим фактором. При всех объективных и субъективных барьерах и ограничениях, стоя­щих уже на этапе выдвижения программы, не говоря даже об ее реа­лизации, тем не менее, решаемая на ее основе цель - создание эко­номики, сбалансированной, гармоничной и независимой от внеш­них шоков, - оправдывает и исторически подкрепляет такой выбор.

Д.Б. Эпштейн

Экономика России в результате ее «либерального реформирования»

Мы рассмотрим в статье основные институциональные и экономические итоги двух десятилетий развития России, прошедших с момента уничтожения СССР. При этом мы опираемся на данные до 2007-2008 года, так как в период и после кризиса последовало их су­щественное ухудшение, но парадигма властных органов и, соответ­ственно, характер экономического развития не изменились. Это по­зволяет сделать краткие, но достаточно определенные выводы в от­ношении будущего. Мы используем в статье данные официальной статистики Роскомстата, так как альтернативные оценки представ­ляют собой отдельную задачу, хотя за последнее время появились публикации, утверждающих, что эти данные систематически иска­жаются, в том числе, чтобы замаскировать негативные итоги дея­тельности руководства страны и проводимой политики1.

Отношения собственности и социальная структура

В результате приватизации средств производства и дру­гих институциональных изменений (то есть изменений основопола­гающей системы общественных институтов) сначала в СССР, а затем в России 90-х годов, появились два новых крупных социальных слоя. Слой собственников средств производства и слой наемных работни­ков. Эти слои весьма разнородны. Так, понятие собственников средств производства включает и хозяина индивидуальной парик­махерской или киоска по ремонту обуви, и владельца крестьянского (фермерского) хозяйства, и работника сельскохозяйственного пред­приятия, имеющего большой огород и продающего свои овощи, и

' «Бывший директор НИИ статистики Росстата говорил о реальных показате­лях российской экономики»., http://worldcrisis.ru/crisis/915079. Другой пример: по расчетам Г.И. Ханина, известного в мире специалиста по альтернативным оценкам экономического роста, рост промышленности в 2005 - 2008 годы по отношению к 2004 году составил 13,3%, в то время как по данным Роскомстата он составил 21,2%. См. Ханин Г.И., Полосова О.И., Копылова Н.В. Альтернативная оценка промышленности в РФ. //Terra Economicus, №2, 2012, с. 101-112.

Д.Б. Эпштейн

Экономика России в результате.

владельца заводов и фабрик, и топ - менеджера крупной компании, если он имеет столь значительное количество акций этой компании, что может влиять на решения о ее деятельности.

Слой наемных работников включает и рядового работника крупного промышленного предприятия, и генерального директора этого предприятия, и учителя, и научного работника НИИ, и неле­гального иммигранта, который зарабатывает себе на жизнь на стройке. Слой наемных работников это тоже новый слой, так как при социализме, в условиях господства общественной собственности (в форме государственной собственности), наемные работники могут рассматриваться как со-собственники средств производства. Госу­дарственная собственность функционировала в их интересах. Можно спорить, формально или нет было участие наемных работников в присвоении результатов функционирования государственной собст­венности, но, очевидно, с 90-х годов отношение работников наемно­го труда к госсобственности изменилось кардинально: госсобствен­ность решает определенные социальные задачи, но наемные работ­ники как слой никаких преимуществ в использовании ее плодов не имеют ни де-юре, ни де-факто. К тому же, ее относительные масшта­бы в экономике резко сократились.

Называть эти слои новые слои классами нельзя, строго говоря, ввиду их неоднородности. Однако в данном случае для нас не прин­ципиален термин. Поэтому, чтобы избежать терминологических споров, мы будем далее использовать понятие «социальный слой», а не класс. Важно понимать, что мы имеем с 90 - х годов два новых социальных слоя, один из которых призван играть наиболее актив­ную роль в экономике - слой собственников средств производства. Они аккумулируют капитал, берут кредиты, вкладывают средства в бизнес и рискуют, они принимают окончательное решение о реали­зации планов, нанимают управленцев, контролируют их деятель­ность и т. д. От них в существенной степени эффективность нашей экономики.

Также мы будем в целях сокращения использовать термин «предприниматель», отождествляя его здесь с собственником средств производства, хотя в реальной экономике предпринимате­лем может выступать не только собственник средств производства или капитала, а инициатор внедрения некоторой инновации.

Центральный вопрос, который немедленно возникает при кон­статации важной роли собственников средств производства - вопрос

Часть 1 Реформы: странное лицо...

о том, насколько современные российский собственники в состоянии обеспечить:

- догоняющее (передовые страны) развитие,

- вывод российской экономики из роли поставщика на мировой рынок преимущественно сырья или продукции с небольшой добав­ленной стоимостью,

- движение к мировому уровню эффективности экономики,

- инновационное развитие и экологическую безопасность стра­ны,

- ускоренное социальное развитие страны (хотя бы путем свое­временной уплаты).

Итоги двух десятилетий показывают, что сегодняшние собст­венники средств производства не в состоянии это сделать. Причины неспособности этого слоя вывести российскую экономику на требуе­мую траекторию динамичного инновационного и социального раз­вития следующие:

- этот слой был создан в ходе приватизации из людей, самостоя­тельно в подавляющем большинстве не занимавшихся организацией сложных производств;

- этот слой складывался в ходе двух фаз, каждая из которых не требовала от них развития компетенций, которые необходимы для построения производств с высокой добавленной стоимостью; первая фаза, длившаяся с 1990 по 1998 год - это период катастрофического развала и падения экономики в результате избранного государством «шокового метода» перехода к рынку; вторая фаза - период с 1999 по 2008 год - период роста, вызванного сначала благоприятными изме­нениями курса рубля, а затем быстрым ростом цен на энергоресурсы;

- в течение обоих периодов постепенно складывались специфи­ческие отношения слоя собственников с государством, которые дале­ки от господства права и осуществления интересов большинства на­рода; а) в течение обоих периодов важным способом укрепления по­ложения того или иного собственника был подкуп должностных лиц различного уровня в государственном аппарате на федеральном или региональном уровнях, б) в 90-годы сформировалась группа «оли­гархов», то есть собственников, приближенных к руководству стра­ны, и получивших благодаря этому определенные льготы, в) в 2000-е годы произошло сокращение и изменение состава «олигархов», уго­ловное преследование силовыми органами государства собственни­ков, неугодных тем или иным высокопоставленным лицам и после­дующая передача существенной части собственности под контроль

Д.Б. Эпштейн

Экономика России в результате.

государственных компаний, руководимых узким кругом выходцев из силовых структур; в последующем наблюдался отказ государства от действий в интересах большинства населения и от бескомпромисс­ной борьбы с коррупцией, рыночный фундаментализм в проводимой экономической политике.

В результате слой новых собственников научился решать свои экономические проблемы не через механизмы конкуренции, инно­ваций и развитие производства, а через коррупционные связи с госу­дарством, уход от налогов, «серые» зарплаты, откаты, а при возмож­ности, и с помощью рейдерства

Таким образом, не только возможностей для образования тре­буемого для динамичного инновационного развития слоя предпри­нимателей не было, но и в ходе указанных периодов собственники, взаимодействуя с государством, смогли так взаимно трансформиро­ваться, что и они, и государство оказались не пригодными для реше­ния указанных выше задач трансформации российской экономики. Это подтверждается экономическими итогами прошедших двух деся­тилетий.

Основные экономические итоги 1992-1998 годов

Подтвердим сказанное данными об экономической раз­витии России в 1991-2008 годах. Сначала проанализируем данные о периоде с 1992 по 1998 год, сопоставляя, в основном, итоги 1998 го­да в %% с 1990 годом.

Таблица 1

Некоторые показатели экономического развития России в 1990 и

1998 годах

Часть 1 Реформы: странное лицо...

Как видим, валовой внутренний продукт упал за этот период на 42,5%, а промышленность - более чем наполовину, то есть на 54,2%. При этом отрасль, являющаяся основой эффективного и инноваци­онного развития, машиностроение и металлообработка, упала в три раза, а легкая промышленность практически перестала существо­вать, сократившись в 9 раз. Даже нефтедобывающая промышлен­ность упала на одну треть, а нефтепереработка на 37,9%.

Продукция сельского хозяйства упала в 2,5 раза!

Обращает на себя колоссальная инфляция, выразившаяся в рос­те цен за эти 8 лет в 7580 раз по сравнению с 1990 годом!

Падение промышленности и сельского хозяйства превышает па­дение этих отраслей в США в период мирового экономического кри­зиса 1929-1933 годы. Так, продукция промышленности США в 1933 году составила 48% от уровня 1929 года, а продукция сельского хо­зяйства 50%2. Но падение экономики США было вызвано мировым кризисом, а падение экономики России было вызвано проводимыми реформами по переходу к рыночной экономике (назовем так эту трансформацию, которая имела значительно более глубокое содер­жание). Реформы оказались по своим результатом катастрофичными для экономики страны.

2 Данные по США взяты из работы Рязанов В.Т., 1998. Экономическое разви­тие России. Реформы и российское хозяйство в XIX - XX веках. С. Петербург. «Наука». 1998. С. 666.

Д.Б. Эпштейн

Экономика России в результате.

Пример Белоруссии и Китая показывает, что вариант «шоковой терапии» был не только необязательным, но и наименее эффектив­ным с позиции интересов большинства населения страны, с позиции ускорения экономического развития. Вернемся, однако, к печальным российским реалиям того периода.

Падение производства в России было вызвано, в первую очередь непродуманным и слабо контролируемым характером реформ. Мгновенная (в ночь с 31 декабря 1991 года на 1 января 1992 года) либерализация цен и доходов (отмена всех форм контроля за дохо­дами) вызвала почти столь же мгновенное обнищание основной мас­сы населения, доходы которого упали в три раза. Уже это не могло не вызвать падения отраслей, производящих потребительские товары, которое, в свою очередь, распространилось на отрасли, производя­щие средства производства.

Полная отмена государственных заданий и отказ от основной части государственного заказа, плюс развал СССР, вызвали разрыв хозяйственных связей и соответствующий хаос, который сам по себе мог породить и породил дополнительный толчок падения производ­ства.

Либерализация экспорта и импорта в сочетании со снижением таможенных пошлин и ослаблением таможенного контроля привела к ввозу в Россию огромного количества дешевых и частично низко­качественных товаров, что привело к дополнительным трудностям сбыта предприятий легкой промышленности. Наконец, все эти ко­лоссальные проблемы предприятий усугубились недопустимо жест­кой денежной политикой (в условиях гиперинфляции предприятия уже через месяц в 1992 году оказались без оборотных средств) и по­спешной приватизацией, что также снижало возможности предпри­ятий по сохранению производства и его рентабельности.

Число убыточных предприятий в экономике нарастало от года к году и, если в 1992 году их было 15,3%, то в 1998 году - 53,2%. В промышленности 48,8% предприятий в 1998 году было убыточными, а в сельском хозяйстве 85%3.

Однако задуманный радикалами рыночного либерализма соци­альный результат был достигнут: если в 1991 году государству при­надлежало 91% основных фондов, то в 1993 году уже 69%, в 1994 -53% и 1998 - 42%. За 1992-1998 годы было приватизировано 131,6

3 При этом сельскохозяйственные предприятия в сумме приносили убыток уже в 1994 году.

Часть 1 Реформы: странное лицо...

тыс. предприятий. Получено денежных средств от приватизации 52,5 млрд. руб., то есть, в среднем 398,9 тыс. руб. за одно предприятие в масштабе цен, действующих с 1.01.19984. Очевидно, эта сумма во много раз меньше реальной стоимости этих объектов. Если учесть, что в 1998 году балансовая стоимость всех основных фондов на ко­нец года составляла 14285,5 млрд. руб., то, очевидно, средства, полу­ченные государством от приватизации, составляют лишь 0,87% от этой стоимости, а с учетом оборотных средств и того меньше.

Здесь важно подчеркнуть, что новые собственники получили свои объекты менее, чем за 1% реальной стоимости, то есть вне свя­зи с эффективностью своей предыдущей деятельности. Ожидать, что они станут эффективными собственниками при такой ситуации, бы­ло, по меньшей мере, наивно.

Поменялась и структура экономики: если в 1991 году производ­ство товаров составляло 59,8% ВВП, а производство услуг - 40,2%, то в 1998 году - практически, наоборот - производство товаров давало лишь 39,4%.

В целом, экономическая политика государства в этот период бы­ла де-факто направлена против подъема собственной экономики, что и вызвало соответствующие результаты.

Критике и анализу этой политики посвящено огромное количе­ство литературы. Приведем здесь лишь одно из заключений, выска­занное в уже цитированной работе Рязанова В. Т. «Переходный кри­зис в России, имея разные основания, все же в определяющей степе­ни порожден ныне реализуемой трансформационной моделью. По­этому кризис в российской экономике равнозначен наступлению кризиса самого курса реформирования, и в этом смысле в его проис­хождении доминируют «рукотворные факторы». Более конкретно причинами усиления кризиса выступают:

- потеря управляемости в экономике и неспособность к точному предвидению последствий принимаемых решений;

- отрыв социальных целей реформаторов от преобладающей системы социальных ценностей и интересов, превращающий кризис в очередное столкновение предкапитализма с некапиталистически­ми корнями в обществе;

- стремительное социально - экономическое, культурное и идео­логическое расслоение общества;

Российский статистический ежегодник. 1999. М. 1999. с. 261.

Д.Б. Эпштейн

Экономика России в результате.

- несовместимость внедряемой модели капиталистической ры­ночной экономики со сложившимися социальными и хозяйственны­ми реалиями России, современными образцами эффективно рабо­тающих национальных экономик;

- превалирование бюрократических и насильственно - принуди­тельных методов в трансформационных процессах, вызывающих ре­акцию отторжения в обществе и т. д.5».

Обратимся теперь к вопросу о том, насколько новые собствен­ники оказались эффективными, насколько они добились модерниза­ции производства, замены основных фондов на более новые, совер­шенные, сколько было вложено в модернизацию. Проанализируем для этого такие показатели, как средний возраст основных фондов и коэффициент их обновления (табл.2).

Мы видим, что по всем отраслям степень износа фондов за ука­занные восемь лет существенно повысилась, а коэффициент обнов­ления снизился (по промышленности в целом) почти в 6 раз!

Таблица 2

Средний возраст основных фондов промышленности и коэффициент их обновления6

Рязанов В.Т., 1998, с. 667.

6 Под коэффициентом обновления фондов понимается отношение стоимости поступивших в данный год фондов к их стоимости на начало года.

Часть 1 Реформы: странное лицо...

Это говорит о резком снижении объемов инвестирования в промышленности.

Обратимся к данным об объемах инвестиций в фактически дей­ствовавших ценах (табл. 3).

Таблица 3

Индексы физического объема инвестиций в России, в % к предыдущему году

Очевидно, суммарный объем инвестиций в основной капитал сократился в 5 раз по сравнению с 1990 годом, а в отраслях, произво­дящих товары, - в 8 раз.

Доля ВВП, идущая на накопление, сокращалась в этот период ежегодно и упала с 37,1% в 1991 году до 16,2% в 1998 году, в том числе доля, идущая на накопление основного капитала сократилась с 23,8%до17,7%7.

Также систематически падала доля прибыли, идущей на инве­стиции, и в 1998 году она составила лишь 13,2%8.

Нелегальная утечка капитала из России составляла с 1995 года 10-15 млрд. долларов9. Статья «ошибки и пропуски», отражающая по

Рязанов В.Т., 1998, с. 301. Там же, с. 571.

Д.Б. Эпштейн

Экономика России в результате.

сути, нелегальный вывоз капитала, составляла в 1995 - 1998 году 5-10 млрд. долл., в том числе в 1998 году 7,9 млрд.10, или 7-10% расход­ной части п







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2025 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.