|
Гендерный подход в физическом развитии дошкольникаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Гендерный подход в физическом развитии дошкольника Составила и провела инструктор по физической культуре Маслова Е.Л. Февраль 2018
Анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек Э. К. Суслова, Т. Репина отмечают, что половые различия закладываются уже на ранних этапах эмбрионального развития, а именно с 6-й недели внутриутробной жизни. Уже на 8—10-й неделе формируются внутренние половые органы, и начинают продуцироваться зародышевые половые гормоны. Под их влиянием происходит формирование не только анатомических особенностей пола, но и особенностей развития мозга, различных для женщин и мужчин, — половое дифференцирование мозга. Таким образом подготавливается основа для дальнейшего психосексуального развития плода. Созревание скелета у девочек происходит раньше, чем у мальчиков. Костный возраст девочек в период детства опережает костный возраст мальчиков примерно на 18 месяцев, хотя ни вес, ни длина тела у них не больше, чем у мальчиков. Более того, мальчики впервые 6 месяцев после рождения растут быстрее девочек, и это преобладание в длине тела сохраняется до четырех лет. У детей с 3 до 7 лет потребность организма ребенка в кислороде возрастает. Обеспечивается это во многом за счет перестройки функции внешнего дыхания. Если у детей 2—3 лет преобладающим является брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Увеличивается и жизненная емкость легких, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У девочек несколько выше частота дыхания и меньше глубина и минутный объем дыхания, а также потребление кислорода.
Психологические особенности мальчиков и девочек Установлено, что психологические различия полов характерны не только для взрослых. Они выявляются уже в раннем детстве, усиливаются с возрастом и достигают своего максимума в зрелые годы, что в известной мере подтверждает мысль об их биологической обусловленности. Ряд исследователей (Д.Н.Исаев и В. Е. Каган, Э.К.Суслова) отмечают, что различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Даже в утробе матери плод в зависимости от половой принадлежности ведет себя по-разному. Первые различия в игровом поведении обнаруживаются примерно в 13 месяцев. В этом возрасте девочки неохотно уходят с рук матери, чаще возвращаются к ней или смотрят на нее, больше времени проводят с матерью, тяготеют к пассивным играм, тогда как мальчики более активны. Крик мальчика настойчивее, агрессивнее. Отделенный барьером стульев от матери, он с года и двух месяцев гневно разрушает преграду, а девочка с плачем будет ждать, когда это сделает мать. Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют небольшими группами, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением. Как отмечает Е. А. Кудрявцева, девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчики — на сам ход игры. В.Д.Еремеева и Т. П.Хризман обращают внимание на то, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. В. И. Гарбузов отмечает, что, по мнению матерей, мальчики более разносторонни, и это хорошо видно уже после пяти лет. Они оптимистичнее и простодушнее, откровеннее девочек. Они всегда «более дети», чем девочки, которые в пять лет уже «женщины», видящие много больше мальчиков, лучше понимающие, что творится в семье, лучше разбирающиеся в людях, уже со скрытностью, уже с недоброжелательностью к более яркой девочке, уже интересующиеся, во что одета подружка. Из бесед со многими наблюдательными матерями складывается впечатление, что мальчики хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стремятся произвести наилучшее впечатление, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацелено на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины. Учет половых особенностей детей осуществлялся еще в первобытном обществе. Сегодня, основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., дошкольное учреждение, организуя процесс физического воспитания детей, не может не учитывать их половые особенности.
Развитие движений у мальчиков и девочек Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е. Г.Леви-Гориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам большинства контрольных упражнении. Т. Ю. Логвина считает, что наиболее благоприятным для девочек 5—6 лет является режим средней двигательной активности (до 2,5 часов в неделю занятий физическими упражнениями), а для мальчиков этого возраста — режим большой двигательной активности (до 3,5 часов в неделю). Большинство педагогов, организующих двигательную деятельность детей, отмечают, что существует ряд движений, темпы овладения которыми различаются у мальчиков и девочек. Наиболее яркими примерами могут служить отличия в сроках овладения метанием (вызывающим затруднения у девочек) и прыжками через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков). Исследования А. П. Усовой свидетельствуют о высокой степени достоверности половых различий в обучении метанию на дальность у детей 7 лет. Прирост показателей у девочек с 6 до 7 лет составил, по данным автора, всего 2,5%, в то время как у мальчиков — 17%. При этом следует учитывать, что метание исторически было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они чаще самостоятельно тренируются в этом виде движений. О. Г. Аракелян и Л. В. Карманова указывают, что уже в пятилетнем возрасте отмечается значительная разница между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Они считают, что это также можно объяснить предпочтением этих упражнений девочками, в то время как мальчики практически не используют этот вид движений в самостоятельной деятельности. Авторы отмечают, что при отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках через скакалку у мальчиков и девочек 6—7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, совершая одиночные перепрыгивания; девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.
Подбор упражнений. Подбор упражнений зависит от избранного способа организации занятий. Организация занятий, учитывающих особенности мальчиков и девочек, может иметь два следующие варианта. - Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На эти занятия целесообразно планировать изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, метание) и упражнения, вызывающие интерес у данной группы детей (например, для мальчиков — футбол, хоккей, для девочек — упражнения с лентами). Сюжетное занятие или использование большой тематической игры также может носить ярко выраженную окраску в зависимости от пола занимающихся (например, для мальчиков — тематическая игра «Спасатели», для девочек — тематическая игра «Театр кукол»). - Все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности: - в подготовительной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание; - на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях — исходные положения; в полосе препятствий — условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании — расстояние до цели; в ритмической гимнастике — рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц — дозировка). При этом варианте организации занятий, для того чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.
Инвентарь и оборудование. Инвентарь и оборудование физкультурного зала должно предусматривать удовлетворение потребности ребенка в движении, обусловленное его полом. В зале должны быть предметы, которые дети могут выбрать для самостоятельных занятий, а также атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками. Методика обучения ряду упражнений предусматривает разные условия для мальчиков и девочек. Например, для детей 6 лет при метании в цель оптимальным расстоянием для девочек будет 2,5 м, а для мальчиков — 3,0 м; для детей 7 лет расстояние до цели для девочек — 3,0 м, для мальчиков — 3,5 м. Этим требованиям должна соответствовать разметка в зале.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для формирования полоролевого поведения ребенка. Большинство исследователей, изучавших вопросы дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, справедливо отмечают, что если педагогический процесс в этом направлении начинается с опозданием, то это уже перевоспитание, которое не может в полной мере компенсировать проблемы, допущенные на предыдущих этапах. Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и его пол. Мы убеждены, что занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.
Гендерный подход в физическом развитии дошкольника Составила и провела инструктор по физической культуре Маслова Е.Л. Февраль 2018
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|