Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями





Формирование соответствующего по­лоролевого поведения мальчиков и де­вочек — задача дошкольного учрежде­ния, и осуществляться оно должно не только воспитателем, но и всеми пе­дагогами, работающими с детьми, в том числе и руководителем физичес­кого воспитания.

Н. Е. Татаринцева отмечает, что формирование основ полоролевого поведения возможно при создании следующих педагогических условий:

- формирование системы представлений о мужчинах и жен­щинах, особенностях их поведения;

- разработка методов, способствующих развитию элементов «женского» и «мужского» поведения;

- моделирование социокультурной среды, создающей условия для реализации детьми стиля и действий, характерных для мужского и женского типов поведения;

- взаимодействие с семьей в формировании основ полоролевого поведения детей дошкольного возраста.

Эти условия должны реализовываться и в процессе занятий дошкольников физическими упражнениями. Представления о мужчинах и женщинах формируются постепен­но. Т. Г. Кукулите дает общие рекомендации для воспитателя. Основываясь на описанной схеме в соответствии с возрастом детей, проследим, как это можно сделать на физкультурном за­нятии.

В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочку». На физкультурных занятиях педагог акцентирует вни­мание детей на принадлежность их к определенному полу. Напри­мер: «Мальчики берут мячи и садятся на скамейку. А теперь де­вочки. Кто здесь девочки? Подняли руки вверх! Умницы, девочки, опустили руки. Девочки берут ленточки и подходят ко мне».

С четырех лет формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям полов. Разделение на маль­чиков и девочек и осознание себя представителем определенно­го пола основывается на восприятии анатомических половых различий.

На физкультурных занятиях важно обращать внимание детей на различия в проявлении характера движений мальчиков и дево­чек, подбирая соответственные общеразвивающие упражнения. С этого возраста следует разделять роли в установке и уборке физкультурных снарядов. Например, руководитель не только дает задание по уборке оборудования, но и комментирует его: «Девочки у нас всегда следят за порядком в зале, поэтому Оля, Наташа и Настя аккуратно сложат кубики в коробку, а Ира и Лена повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять тяжелую работу. Давайте, мальчики, встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место».

Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требо­вания к выполнению одних и тех же движений: четкости, рит­мичности, затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). В упражнениях и подвижных играх можно закреплять представ­ления детей о мужских и женских именах, профессиях, одежде, игрушках. Например, игра «Я знаю пять имен девочек». Извест­ная игра малой подвижности «Съедобное — несъедобное» может быть преобразована в вариант «Мамина одежда» или «Игрушки мальчиков».

Игра «Игрушки мальчиков». Играющие становятся в круг. Ру­ководитель находится в центре круга с мячом в руках. Поочередно перебрасывая мяч играющим, педагог называет различные игрушки. Если названа игрушка, в которую играют мальчики, то ребенок должен поймать мяч, если названа игрушка, в которую играют девочки, то мяч ловить не надо.

В сюжетно-ролевых играх должна осуществляться четкая диф­ференциация ролей, в которых проявляются различные черты характера, свойственные мужскому или женскому полу. В процес­се игры педагог может создавать различные ситуации, которые будут способствовать более яркому проявлению тех или иных черт. Например, игра «Такси» помогает закрепить представление о муж­ской профессии водителя автомобиля. Мальчики берут обручи («машины») и «подъезжают» к остановке (гимнастическому мату), где стоят пассажиры-девочки. Девочки «садятся в машины» (берут­ся руками за обруч) и едут по своим делам — в магазин, в парикма­херскую, в детский сад.

Сюжетно-ролевые игры с акцентом на разнополое поведение педагог может использовать для определения типа полоролевого поведения детей (маскулинный, феминный, андрогинный, не­дифференцированный) и, при необходимости, спланировать кор-рекционную работу с ними.

Физкультурные досуги также можно проводить на тему «Мы — мальчики», «Мы — девочки», где в двигательной деятельности следует закреплять определенные половые стереотипы в поведе­нии детей.

В старшем дошкольном возрасте появляется восприятие свое­го пола с точки зрения принадлежности к группе, объединенной общностью интересов ее представителей, возникновение ориен­тации на образ «Я» мальчика или девочки.

Следует отметить, что проблема дифференцированного подхо­да в воспитании мальчиков и девочек находит отражение в работах

A.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. В книге «Воспитание детей в игре» авторы указывают на то, что А. С. Макаренко предупреждал о невозможности воспитать мужество одними словесными методами. По его мнению, нужно создавать условия для проявления детьми этих качеств в повседневной жизни. В. А. Сухомлинский призывал с дошкольного возраста воспитывать долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины. Он отмечает, что для этого необходимо приучать мальчиков к тому, чтобы они всюду брали на себя большую нагрузку и ответственность по сравнению с девочками; создавать реальную практику, тренирующую волю, чтобы из мальчика вырос мужчина. Одним из основных методов воспитания мужчины В. А. Сухомлинский считал военные игры, для того чтобы научить мальчиков выдержке, умению преодолевать трудности. Большая воспитательная сила военной игры состоит в том, что мальчики вынуждены проявлять в ней доблесть не ради похвалы и награды, а из внутренней потребности быть сильными, мужественными, выдержанными, благородными. Принципиальный подход к воспитанию мужчины

B.А. Сухомлинский видел не в параллельных процессах, происходящих в мальчиках и девочках, а во взаимосвязанных, взаимообусловленных: через женщину влиять на мужчину, утверждая в нем нравственную красоту. Для этого в одной общей деятельности должны быть определены места и роли мальчиков и девочек.

Л. В. Градусова также отмечает, что у мальчиков старшего до­школьного возраста наибольший интерес вызывает героическая, в том числе военная тематика, что находит отражение в играх, изо­бразительной деятельности, выборе произведений художественной литературы, песен соответственного содержания, а также в инте­ресе к определенным сторонам окружающей действительности.

Н. Н. Ефименко предлагает с целью дифференцированного фи­зического воспитания разрабатывать «мальчиковые» и «девчачьи» большие тематические игры, которые можно было бы применять при работе по подгруппам с мальчиками или девочками соответственно. Он отмечает, что для мальчиков могут использоваться игры на темы: «Охотники», «Астронавты», «Спасатели» и т. п., а для девочек — «Из жизни цветов», «Феи», «Кукольный магазин» и т. п.

Особо следует сказать о подборе упражнений для комплексов ритмической гимнастики. Большинство методических пособий по ритмической гимнастике предлагает одинаковые упражнения для девочек и мальчиков, а так как авторы этих пособий, как правило, женщины, то и характер упражнений имеет, в основном, «жен­скую окраску». Мы убеждены, что музыкальное сопровождение может быть единым, но часть упражнений следует подбирать раз­дельно для девочек и мальчиков. Движения мальчиков должны носить активный, решительный, силовой характер, в то время как движения девочек должны отличаться артистичностью, пластич­ностью, изяществом.

При использовании на физкультурном занятии схем постро­ения детей или карточек для самостоятельного выполнения уп­ражнений, следует использовать условные обозначения мальчиков и девочек.

В формировании знаний дошкольников о видах спорта необ­ходимо акцентировать внимание детей на мужские и женские виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в видах спорта, предусматривающих выступление смешанных пар. Рассматривание скульптур и картин античного содержания в рам­ках программы олимпийского образования оказывает положи­тельное влияние на формирование у детей здорового отношения к обнаженному телу, формирование умения видеть его красоту.

В старшем дошкольном возрасте эффективно и на физкуль­турных праздниках предусматривать часть заданий отдельно для девочек и для мальчиков, а также показательные выступления, на которых мальчики показывают свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, фации, двигательном творчестве. Целесообразно, чтобы мальчики и девочки на физ­культурных занятиях носили разную физкультурную форму. Это постепенно будет формировать представление детей об эстетике физического воспитания девочек и мальчиков. Для девочек можно предложить гимнастические купальники, лосины, для мальчи­ков — майки и спортивные трусы.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.