|
Ситуация расхолаживания и дезорганизацииС и т у а ц и я 1. В классе шум, грязь, школьники к уроку не готовы. — Садитесь, садитесь. Сходите кто-нибудь в учительскую, возьмите там карты на шкафу, — обращается учитель к классу. Бросаются к выходу несколько мальчишек. — Куда, куда! Пойдет один кто-нибудь, да поскорей. — Можно мы вдвоем? — выкрикивает ученик с места. — Ну, хорошо, только быстрее. — И я с ними? — еще один ученик с места. — Нет! Я сказал: пойдут двое! — Вы же сказали, пойдет один? — сказал обиженно мальчик, вставший третьим. — Что? Ах, да... Что у вас там? Прекратите шум. Шум продолжаясь, нарастает. — И почему у вас всегда учебники открыты? Что это за мода такая? Вопрос такой: когда и как образовалось Древнерусское государство и причины его возникновения. Борисов! Сейчас же оставь его! — ученику, затеявшему возню с соседом по парте. — Это не я! — с места кричит Борисов, — Сейчас посмотрим, кто у нас пойдет отвечать. — Долго ищет по журналу нужную фамилию, в классе все притихли в ожидании. С и т у а ц и я 2. Фрагмент урока. Только Юрий Иванович, полный вдохновения, приступил к объяснению, как в дверь постучали: — Завуч собирает сводку об отсутствующих. Кого нет в классе? Выяснили, кого нет в классе. Учитель снова начал рассказывать, но его опять прервали стуком в дверь: — Сколько у вас в классе сегодня обедают? После очередного «начала» вновь последовал стук в дверь, который уже вызвал у ребят смех. На сей раз это оказалась медсестра с объявлением, когда ученикам можно завтра посетить зубного врача. А за 15 минут до окончания урока вошла завуч зачитать изменения в расписании в связи с болезнью учителей...
Тренинговая ситуация - правильно вести диалог и понимать партнера
Два мальчика ведут разговор о главном герое фильма, который только что посмотрела группа мальчишек. Под руководстьом педагога обсуждаются поступки этого персонажа. Условия ведения диалога таковы: один обосновывает свою точку зрения по поводу того, согласен он или не согласен с действиями и поступками героя. Второй должен сначала повторить то, что сказал ему первый, а затем высказать свою точку зрения. Затем первый, в свою очередь, повторяет все, что сказал второй, и потом продолжает развивать свои доводы и суждения. Диалог длится примерно 10 минут, записывается на магнитофон или видеокамеру. Эксперты оценивают в баллах полноту и точность пересказа и первого и второго.
МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Диагностика направленности личности Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала—Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала—Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики исследователи получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить его основную жизненную позицию. Назначение исследования — определение направленности человека: • личностной (на себя); • деловой (на задачу); • коллективистской (на взаимодействие). Личностная направленность (направленность на себя — НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе он видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания. Коллективистскую направленность, или направленность на взаимные действия (ВД) характеризует ситуация, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности. Деловая направленность (направленность на задачу — НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Необходимо отметить, что все три вида направленности не существуют абсолютно самостоятельно и независимо, а сочетаются друг с другом. Поэтому правильнее будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности. Указания для испытуемого: на каждый пункт анкеты вы можете дать 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в листе ответов (табл. 8) против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите наименее приемлемый вариант. Соответствую- Таблица 8 Лист ответов (форма 1)
щую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым точным. Время от времени проверяйте, правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно. Текст опросника 1. Наибольшее удовлетворение в жизни дает: А. Оценка работы. В. Сознание того, что работа выполнена хорошо. С. Сознание, что находишься среди друзей. 2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: А. Тренером, который разрабатывает тактику игры. В. Известным игроком. С. Капитаном команды, избранным остальными игроками. 3. Лучшие преподаватели — это те, кто: А. Обладают индивидуальным подходом. В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему. С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения. 4. В глазах учеников самые плохие преподаватели те, кто: А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны. В. Вызывают у всех дух соревнования. С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует. 5. Я рад, когда мои друзья: А. Помогают другим, когда для этого представляется случай. В. Всегда верны и надежны. С. Интеллигентны, обладают широким кругом интересов. 6. Лучшими друзьями считаются те: А. С кем складываются взаимные отношения. В. Кто может больше, чем я. С. На кого можно надеяться. 7. Я хотел бы быть известным, как те: А. Кто добился жизненного успеха. В. Может сильно любить. С. Отличается дружелюбием и приветливостью. 8. Если быя мог выбирать, я хотел бы быть: А. Научным работником. В. Начальником отдела. С. Опытным летчиком. 9. Когда я был ребенком, я любил: А. Игры с друзьями. В. Успехи в делах. С. Когда меня хвалили. 10. Больше всего мне не нравится, когда я: А. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи. В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения. С. Когда меня критикует мой начальник. 11. Основная роль школы должна заключаться в: А. Подготовке учеников к работе по специальности. В. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности. С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми. 12. Мне не нравятся коллективы, в которых: А. Система, далекая от демократической. В. Человек теряет индивидуальность в общей массе. С. Невозможно проявить собственную инициативу. 13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: А. Для общения с друзьями. В. Для любимых дел и самообразования. С. Для беспечного отдыха. 14. Мне кажется, что я способен на максимум достижений, когда: А. Работаю с симпатичными людьми. В. Работа меня удовлетворяет. С. Мои усилия достаточно вознаграждены. 15. Я люблю: А. Высокую оценку окружающих. В. Чувство удовлетворения от выполненной работы. С. Приятно проводить время с друзьями. 16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы: А. Отметили дело, которое я выполнил. В. Похвалили меня за мою работу. С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или совет. 17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель: А. Нашел ко мне индивидуальный подход. В. Подтолкнул меня к более интересной работе. С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам. 18. Нет ничего хуже, чем: А. Оскорбление личного достоинства. В. Неуспех при выполнении важной задачи. С. Потеря друзей. 19. Больше всего я ценю: А. Личный успех. В. Общую работу. С. Практические результаты. 20. Очень мало людей: А. Действительно радуются выполненной работе. В. С удовольствием работают в коллективе. С. Выполняют работу по-настоящему хорошо. 21. Я не переношу: А. Ссоры и споры. В. Отказ от всего нового. С. Людей, ставящих себя выше других. 22. Я хотел бы: А. Чтобы окружающие считали меня своим другом. В. Помогать другим в общем деле. С. Вызывать восхищение других. 23. Я люблю начальство, когда оно: А. Требовательно. В. Пользуется авторитетом. С. Доступно. 24. На работе я хотел бы: А. Чтобы решения принимались коллективно. В. Самостоятельно работать над решением проблемы. С. Чтобы начальник признал мои достоинства. 25. Я хотел бы прочитать книгу: А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми. В. О жизни известного человека. С. Типа «Сделай сам». Таблица 9 Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|