|
Занятие 4. Фигуры играют в пряткиЦели. Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы. Материалы. Картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями: кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета). Ход занятия Покажите детям коробку и научите их проталкивать игрушки в прорези — сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку». Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно. Можно сделать прорези в двух коробках: в одной (в форме круга, а в другой — в форме квадрата) и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом — кубики. Занятие 5. Почтовый ящик Цели. Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы. Материалы. Пластмассовая или деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки. Ход занятия Покажите детям коробку с прорезями (3-4 прорези) и геометрические фигуры. Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик». Объясните малышам, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Раздайте детям по одной фигурке и предложите протолкнуть их внутрь почтового ящика. Эту игру можно проводить многократно, по-разному обыгрывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия. В дальнейшем используйте игрушки с большим количеством прорезей и фигур (до 5-6). Занятие 6. Башни Цели. Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм. Материалы. Пластмассовые или деревянные вкладыши-пирамидки квадратной и круглой формы. Ход занятия Сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком. Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни-пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы — круглые и квадратные. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.
Занятие 7. Найди пару по форме Цели. Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения Материалы. Пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники), коробка или шляпа. Ход занятия Перед началом занятия подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться). Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной фигурке из коробки или шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары — ребенка с такой же фигуркой. Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов.
Занятие 8. Найди такую же фигуру Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения. Материалы. Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники). Ход занятия Сначала это занятие лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета и размера. Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги». Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям. Занятие 9. Найди лишнюю фигурку Цели. Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения. Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники; по 5—10 шт. каждой формы). Ход занятия Это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей. Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру; которая отличается от других по форме». Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера. Занятие 10. Разложи фигурки по домикам Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения. Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5-10 шт. каждой формы); небольшие коробочки. Ход занятия Это занятие проводится индивидуально. Разложите перед ребенком разноцветные фигурки и расставьте в ряд коробочки, количество которых соответствует количеству фигур, предлагаемых для сортировки. Предложите малышу разложить по коробкам-домикам фигурки. Начните выполнять задание: «Давай разложим фигурки по коробочкам. В эту коробку складывай все квадраты. А в эту коробку складывай все круги. Вот так». Пусть ребенок продолжит раскладывать фигуры. Сначала лучше предлагать ребенку фигурки одного размера. Количество фигур можно увеличивать, постепенно добавляя треугольник, прямоугольник, овал. В конце игры проверьте содержимое каждой коробочки. При необходимости помогите ребенку исправить ошибки: «В этой коробке все квадраты. А в этой коробке все круги. А что здесь делает квадратик? Наверно, он заблудился... Давай переложим его в другую коробочку». Величина Величина — это значимое свойство предметов (размер, объем, протяженность), измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объема и т. д. Признак величины является относительным при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается данный предмет. Один и тот же предмет в сравнении с другим предметом может казаться и большим, и маленьким. Так, лист дерева кажется маленьким по сравнению с самим деревом, но большим по сравнению с маленьким жучком. Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных занятий желательно: • предлагать сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине; • сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме: • сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем можно добавить третий объект — средний по величине; параметры величины обозначать словами, не требуя от детей повторения. Для наглядности можно использовать выразительные жесты. Сначала величину обозначают при помощи слов такой —не такой, затем словами большой —маленький, а в последующем используют понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий — низкий, узкий —широкий, длинный — короткий. В процессе знакомства детей с величиной выделяют следующие этапы: • практические действия. При знакомстве детей с величиной можно использовать различные предметы (накрывать кастрюли крышкамиразной величины, складывать вещи в большой и маленький пакеты и т.п.) и специальные игрушки (вкладыши-башенки, пирамидки, матрешки и др.). Действуя с такими предметами, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком; • зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз; • использование знаний о величине в различных ситуациях (на занятиях и в повседневной жизни). Этот этап выходит за рамки раннего возраста и продолжается в работе с дошкольниками. Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами: • сравнивая пары предметов практически — способом приложения; • зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов; • используя специальные дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши, доски Сегена); • используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины (настольно-печатные, подвижные и др.). Занятие 1. Спрячь в ладошке! Цели. Познакомить с понятием величины. Материалы. Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей). Ход занятия Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету). Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет»., Занятие 2. Накрой платком! Цели. Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький. Материалы. Предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки. Ход занятия Сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помешался под платком, а большой — нет. Предложите детям поиграть в прятки — накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из-под платка, — маленькая, а та, которая не поместилась под платком, — большая. Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы-яги. В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче». Занятие 3. Накрой шляпой! Цели. Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький. Материалы. Шляпа; предметы и игрушки разной величины. Ход занятия Предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помешаются только маленькие предметы. Занятие 4. Покормим кукол Цели. Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине. Материалы. Миски-вкладыши одного цвета; большая и маленькая ложки; большая и маленькая куклы. Ход занятия Возьмите два вкладыша, резко различающиеся по величине, и предложите ребенку накормить большую и маленькую кукол. Подберите кукламтарелки и ложки подходящей величины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давай покормим кукол. Теперь пошли гулять». Усложняя игру, можно предложить ребенку три вкладыша-миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|