|
Структурализм. Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизмаСтруктурализм – это направление в социально-гуманитарном познании ХХ в., нацеленное на выявление структуры, совокупности отношений между элементами целого, которые сохраняют свою устойчивость при различных преобразованиях. Структурализм претендует на универсальность в гуманитарных науках, и возник в литературоведении и искусствоведении еще в 30-е гг. Формирование философского направления связано с концепциями лингвиста Ф. Де Соссюра, американской школы семиотики, русского формализма, структурной антропологии К. Леви-Стросса, структурного психоанализа Ж. Лакана, структуры познания М. Фуко и др. Cтруктурализм пытается выявить глубинные универсальные мыслительные структуры, которые проявляются в обществе на всех уровнях: начиная с бессознательных психологических образований и включая искусство, философию, математику, литературу, архитектуру, язык и т.д. Как особое мировоззрение, структурализм пытается выявить универсальные структуры общества, исследуя мифы (Леви-Стросс), интерпретируя бессознательное с точки зрения его текстуального характера, укорененного в языке (Лакан), выясняя скрытые связи (коды, парадигмы) между институтами общества, идеями, обычаями и отношениями власти. Новая, постнеклассическая философия формируется в ряде стран Запада, — Франции, США, Великобритании, - в 70-х – 80-х гг. двадцатого века. Ее возникновение было вызвано целым рядом проблем в современном западном обществе: проблему гуманизации науки и техники; упадок духовности; дегуманизация общества, проявление глобальных проблем заставляли искать новые способы мышления. Исходной отправной точкой такой критики стало критическое литературоведение. Постмодернизм — совокупное обозначение наметившихся в последние полтора — два десятилетия тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Философии постмодернизма как таковой не существует — не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизм мыслителями, но и, гл. образом, по той причине, что постмодернизм в философии возник как раз из радикального сомнения в возможности самой философии как некоего мировоззренческо-теоретического и жанрового единства. Уместно вести речь не о «философии постмодернизма» а о «ситуации постмодернизма» в философии, сопоставимой с «ситуацией постмодернизма» в культуре вообще. Постмодернизмвозникает как осознание исчерпанности онтологии, в рамках которой реальность могла подвергаться насильственному преображению, переводу из «неразумного» состояния в «разумное». Скептическое отстранение от установки на преобразование мира влечет за собой отказ от попыток его систематизации: мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опережает теорию (Бодрийар). Антисистематичность как характерная черта постмодернизма не сводится к простому отказу от притязаний на целостность и полноту теоретического охвата реальности — она связана с формированием неклассической «онтологии ума
Темы рефератов Сумерки либерализма: что сулит поражение глобальной реформации. Ризомное сознание и его структура. Западный и русский постмодернизм. Часть II 1. Онтология как философское учение о бытии. Системная организация бытия. Понятие бытия по-разному понимается и трактуется в различных концепциях и на разных уровнях мышления. В Философском энциклопедическом словаре имеется следующее определение: “Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека”. Здесь бытие отождествляется с понятием объективной реальности. На самом же деле категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д. Она отражает не только предметы, не только объективную реальность, но и явления духа, субъективную реальность. Основными сферами бытия являются: природа, общество и сознание. Для этих сфер бытия общим является факт их существования. Бытие есть все то, что существует: это и материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Для того чтобы иметь более четкое представление о бытии, необходимо сопоставить понятие “бытие” с понятием “существование” и “реальность”. Среди этих понятий понятие бытия является наиболее значимым. Антиномией, определяющей категорию бытия, выступает понятие небытия - несуществующая часть бытия. Но при таком сопоставлении "существование" будет более общим, чем "бытие", так как оно охватывает и небытие. Есть понятие "не-существование", которое иногда применяется как потенциальное бытие, а иногда как прошедшее и будущее состояния бытия. Здесь видно, что "бытие" во временном разрезе шире, чем "существование". Есть понятие "реальность", которое охватывает содержание существующей части бытия. Реальность по своему содержанию разделяется на виды, например, реальность физическая (охватывающая физическое событие), химическая, биологическая, социальная, духовная и т. п. Реальность охватывает и группы сосуществующих явлений, находящихся, по отношению к будущему, в потенциальной реальности или же реальной возможности. Чтобы различать формы бытия, обычно обращаются к их основе, к их сущности. Философы имеют дело с категорией субстанция (лат. substantia – сущность, нечто, лежащее в основе), которая обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которое субстанция существует. В основе материального бытия лежат непосредственно материя и материальные взаимодействия, а в основе духовного бытия лежат духовные отношения. В философских трактовках субстанции имеются два направления: онтологическое и гносеологическое. С онтологических позиций Ф. Бэкон рассматривает субстанцию как предельное основание бытия и отождествляет субстанцию с формой конкретных вещей. Р. Декарт считал, что в основе бытия лежат две самостоятельные субстанции: материальная и духовная. Материальная субстанция определяется протяженностью и количественной изменяемостью, духовная субстанция определяется мышлением. Согласно гносеологическому направлению, субстанция является условной идеей, которая лежит в основе мира (Локк). Беркли отвергает и материальную, и духовную субстанции, считая субстанцию гипотетической ассоциацией восприятия мира. По И. Канту, субстанция – условие возможности всякого синтетического единства восприятия, т. е. опыта. Еще более упрощенное понимание структуры мироздания связано с категорией субстрат. Субстрат (лат. substratum— основа, подстилка) – общая материальная основа явлений - совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований. Субстратное понимание бытия метафизично по своей сущности, поскольку субстрат рассматривается как нечто абсолютно устойчивое, лишенное изменения и развития. Субстанциальные, субстратные, овеществленные концепции бытия страдают односторонностью, поскольку в них охватываются лишь определенные черты и свойства реальности, а философское определение бытия охватывает наиболее общие и универсальные черты действительности. Бытие определяется через небытие, ничто. Небытие есть противоположность бытия. Если под бытием понимается нечто, то под небытием понимается ничто. У Гегеля ничто называется абсолютным (чистым) бытием, и, согласно его утверждению, нечто возникает из ничто. Можно выделить три важнейшие, концепции бытия мира: монистическую, дуалистическую и плюралистическую. Представители монизма утверждают, что в основе мира лежит одно начало. Здесь имеются два направления: материалистическое и идеалистическое. Сторонники материалистического монизма считают, что в основе мира лежит лишь материальное начало, т. е. мир сугубо материален, а сторонники идеалистического монизма утверждают, что в основе мира лежит идеальное начало, идеальная, духовная субстанция. Представители дуализма (лат. dualis – двойственный) считали, что в основе мироздания лежат два самостоятельных начала: ему целесообразно применение понятия "собственное бытие". Собственное бытие – актуальное, наличное, настоящее, здешнее бытие, т. е. бытие для нас. Часто бытие вне рамок собственного бытия также понимается как небытие. Согласно материалистическому подходу окружающий нас мир состоит из двух областей реальности. Это субъективная и объективная реальность. То, что существует вне и независимо от сознания, считается объективной реальностью, которая эквивалентна категории "материя". То, что связано с человеческим сознанием и является его продуктом, считается субъективной реальностью. Объективная реальность соответствует материальной форме бытия, а субъективная эквивалентна реальной форме бытия. Согласно материалистической трактовке реальность идеальная форма бытия является продуктом материального бытия. Современная наука утверждает, что объективная реальность является лишь определенной, известной нам данной здесь и теперь, актуальной, действующей частью бытия. Мир весь сразу не дан. Существует и такая часть бытия, которая превращается в настоящее. Это потенциальная форма действительности, действительность в зачаточной, зародышевой форме, которая является зарождающимся или потенциальным бытием. Общеизвестная и, несомненно, существующая часть бытия называется реальным бытием, именно оно и определяется как наличное бытие. Но есть и часть бытия, существование которого представляет собой возможность, или же возможные миры. Такое бытие называется виртуальным (лат. Virtualis – возможный). Понятие материи как объективной реальности, характеризует ее существование вместе со всеми ее свойствами, формами движения, законами существования и т.д. В структуре объективной реальности следует различать конкретные материальные объекты и системы (виды материи), свойства этих материальных систем, формы их взаимодействия и движения, законы существования, имеющие различную степень общности. Материя существует в виде бесконечного разнообразия конкретных объектов и систем, каждая из которых обладает движением, структурностью, связями и взаимодействиями, пространственно-временными и многими другими общими и частными свойствами. Материя всегда обладает определенной организацией, она существует в виде конкретных материальных систем. Система - это внутренне (или внешне) упорядоченное множество взаимосвязанных (или взаимодействующих) элементов. Внутренняя упорядоченность системы выражается в комплексе законов связей и взаимодействий между ее элементами. Каждый закон выражает определенный порядок или тип связей между некоторыми явлениями. Структура системы выступает как совокупность внутренних связей между ее элементами, а также законов данных связей. Структурность - неотъемлемый атрибут всех существующих систем. Можно выделить следующие основные типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни материи: В неживой природе это элементарные частицы (включая античастицы) и поля, атомные ядра, атомы, молекулы, агрегаты молекул, макроскопические тела, геологические образования. Земля и другие планеты, Солнце и другие звезды, местные скопления звезд. Галактика, системы галактик, Метагалактика, являющаяся лишь одной из систем бесконечной Вселенной. В живой природе существуют внутриорганизменные и надорганизменные биосистемы. К первым относятся молекулы ДНК и РНК, как носители наследственности, комплексы белковых молекул, клетки и организм в целом. К надорганизменным системам относятся семейства организмов, колонии, различные популяции, виды, биоценозы, биогеоценозы, географические ландшафты и вся биосфера. В обществе также существует большое количество типов взаимопересекающихся систем: человек, семья, различные коллективы (производственные, учебные, научные, спортивные и др.), сообщества людей, объединения и организации, партии, классы, государства, системы государств и общество в целом. Распространена также классификация форм материи по ряду фундаментальных физических свойств. Прежде всего, выделяется вещество - совокупность частиц, макроскопических тел и других систем, обладающих определенной массой покоя. Кроме того, существуют невещественные виды материи, которые не обладают конечной массой покоя – электромагнитные и гравитационные поля, а также нейтрино и антинейтрино различных типов.
Темы рефератов: 1. Эволюция понятия «материи» в философии и науки. 2. Соотношение категорий «материя» и «субстанция». 3. Проблема бытия в философии.
2. Движение и его основные формы Взятое в самом общем виде, движение оказывается тождественным всякому изменению, любому переходу из одного состояния в другое. Движение – это всеобщий атрибут, способ существования материи. В мире не может быть материи без движения, как нет и движения без материи. Выделяют следующие формы движения: механическая (пространственного перемещения); физическая (электромагнетизм, гравитация, теплота, звук, изменения агрегатных состояний веществ и др.); химическая (превращение атомов и молекул веществ); биологическая (обмен веществ в живых организмах); социальная (общественные изменения, а также процессы мышления). Эта классификация исходит из принципа исторического познание развития материи и качественной несводимости высших форм движения к низшим. К формам движения в неживой природе относятся: 1) пространственное перемещение - механическое движение атомов, молекул, макроскопических и космических тел; распространение электромагнитных и гравитационных волн (бестраекторное); движение элементарных частиц; 2) электромагнитное взаимодействие; 3) гравитационное взаимодействие (тяготение). Формы движения в живой природе включают в себя процессы, происходящие как внутри живых организмов, так и в надорганизменных системах. Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Высшим этапом развития материи на Земле является человеческое общество с присущими ему социальными формами движения. Эти формы движения непрерывно усложняются с прогрессом общества. Они включают в себя всевозможные проявления целенаправленной деятельности людей, все социальные изменения и виды взаимодействия между различными общественными системами - от человека до государства и общества в целом. Проявлением социальных форм движения служат и процессы отражения действительности в мышлении, которые основываются на синтезе всех физико-химических и биологических форм движения в мозгу человека. Между всеми формами движения материи существует тесная взаимосвязь. Она обнаруживается, прежде всего, в историческом развитии материи и в возникновении высших форм движения на основе относительно низших. Высшие формы движения синтезируют в себе относительно низшие.
Темы рефератов: 1. Формы движения и их взаимосвязь. 2. Социальные формы движения
3. Диалектика и ее исторические формы. Основные законы и категории диалектики. Диалектика (греч. - искусство вести беседу) - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин “диалектика” в истории философии употребляется в различных значениях. В качестве исторически значимых форм диалектики выделяют: диалектику античных философов (Востока и Греции), диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику, хотя диалектические идеи высказывались и в философии средневековья и Возрождения. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал три типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические, дающие вероятностные выводы. В средние века в философии термин “диалектика” употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектикой особое учение о сущем, Абеляр - искусство различения истины и лжи, термин «диалектика» употреблялся в значении “логика”, а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования. В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой. Согласно Гегелю, диалектика - своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Ее основные принципы: развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности); всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на основные (раскрывают сущность развития) и неосновные (дополняющие картину развития). Основные законы диалектики: закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник развития); закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм развития); закон отрицания отрицания (указывает направление развития). Неосновные законы диалектики выражают отношения между: причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой; частью и целым; сущностью и явлением. Новое изменение представлений о развитии привнесла синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин, С. Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так, источником развития самоорганизующихся систем различной природы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие. В рамках синергетического подхода обоснована концепция о нелинейном, необратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем. В отличие от классических эталонов целый ряд «неклассических диалектик» не ставил своей задачей создание универсальной системы диалектических понятий и теорий, описывающих структуры любой сферы мира (природной, социальной, духовной и т.п.) - для них было важно акцентировать внимание, главным образом, на противоречиях реального бытия человека и общества.
Темы рефератов: 1. Диалектика как метод философского мышления. 2. Диалектика свободы и ответственности в современной философии. 3. Исторические формы и альтернативы диалектики
4. Пространственно-временная организация бытия. Специфика социально-исторического пространства и времени. Все объекты возникают и изменяются во времени. Пространство и время являются всеобщими формами бытия всех материальных систем и процессов. Не существует объекта, который находился бы вне пространства и времени, как и нет пространства и времени самих по себе, вне движущейся материи. Пространство - это форма бытия материи, которая выражает ее протяженность и структурность, сосуществование (рядоположенность) и взаимодействие элементов в различных материальных системах. Время - форма бытия (или атрибут) материи, характеризующая длительность существования всех объектов' и последовательность смены состоянии. Все свойства пространства и времени зависят от движения и структурных отношений в материальных системах и должны выводиться из них. Из свойств пространства и времени можно выделить всеобщие, проявляющиеся на всех известных структурных уровнях материи, и частные, а также особенные, присущие лишь некоторым состояниям материи и отдельным объектам. К всеобщим свойствам пространства относится его неразрывная связь со временем и с движением материи, зависимость от структурных отношений в материальных системах. Всеобщим свойством пространства является также его протяженность, означающая рядорасположенность различных элементов (отрезков, объемов), возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего либо уменьшения числа элементов. Пространству (точнее, пространственным свойствам материи) присуще единство прерывности и непрерывности. Прерывность относительна и проявляется в раздельном существовании материальных объектов и систем, каждая из которых имеет определенные размеры и границы. Но материальные поля (электромагнитные, гравитационные и др.) непрерывный, распределены в пространстве всех систем. Непрерывность пространства проявляется также в пространственном перемещении тел. Пространство обладает связностью, в нем отсутствуют "разрывы". Пространству присуща трехмерность, которая органически связана со структурностью систем и их движением. Все материальные процессы и взаимодействия реализуются в пространстве трех измерений. С протяженностью пространства тесно связаны метрические отношения, которые выражают особенности связи пространственных элементов, порядок и количественные законы этих связей. Наличие определенных метрических свойств у пространства относится к числу его всеобщих характеристик. Из всеобщих свойств времени следует отметить его неразрывную связь с пространством и движением материи, длительность, асимметрию, необратимость,единство прерывности и непрерывности, связность,зависимость от структурных отношений в материальных системах. Длительность выступает как последовательность существования материальных объектов, их сохранение в относительно устойчивой форме. Длительность образуется путем возникновения одного момента времени за другим благодаря конечности скорости изменения любых процессов.
Темы рефератов: 1. Пространство и время и их понимание в истории философии. 2. Проблема единства пространства и времени в философии и науке.
5. Деятельность как сущностная характеристика человека и ее виды. Социализация, образование, коммуникация. Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом. Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности. Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом. Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет, другой человек) или сам субъект. Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении. Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Наиболее разработанная классификация потребностей человека принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей. Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня. Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда а как руководство к действию. В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства). Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному. Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д. Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).
Темы рефератов: 1. Принцип деятельности в философии. 2. Своеобразие, структура и основные моменты деятельности. 3. Основные формы и типы деятельности.
6. Сознание, природа сознания, эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание – предельно широкая и глубокая по объему категория философии, обозначающая субъективную реальность, идеальное отражение человеком его мозгом и психикой внешнего мира. Духовный мир человека, его осознанное переживание собственного бытия в мире, отношение к внешнему миру. При анализе феномена сознания еще в античные времена философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. Ныне существуют различные подходы к философскому анализу феномена сознания, такие как материализм, идеализм, дуализм, гилозоизм, пантеизм. С точки зрения современной науки, сознание – высший уровень духовной активности человека как социального существа и высшая форма отражения реальности в форме чувственных и мыслительных образов, придающее всем действиям человека, его практике и поступкам осмысленный, целенаправленный характер. Сознание, мышление, психика – это необходимое следствие лежащей в самом основании, фундаменте материи, способности отражения. Отражение – это воспроизведение результатов взаимодействия в структуре взаимодействующих объектов. Отражение – процесс и результат активного взаимодействия отражаемого и отражающего. При отражении взаимодействующие материальные системы оставляют свой след, память о себе, друг в друге, существуют в дальнейшем не только “сами в себе”, но и “в другом”. С возникновением на Земле биологической жизни появляется качественно иной, новый вид универсального взаимодействия – адаптация живого организма, приспособление его к условиям окружающей среды. Отражение на биологическом уровне, на уровне всего живого многообразия окружающего мира определяется целями живого организма и отличается избирательностью и информацией. Информация – это целесообразно упорядоченное отражение разнообразных явлений действительности, которое определяется целями отражающей системы, одновременно необходимой для достижения этих целей. Информация тесно связана с такими сторонами отражения, как активность, целеустремленность и целесообразность, адаптационностъ, избирательность и функциональность. Результатом информационного отражения на уровне живого организма является появление у него раздражимости – способности к простейшим реакциям в ответ на воздействие биологически полезных или вредных факторов внешней среды при непосредственном контакте организма с ними. Раздражимость присуща всему живому: и растениям, и животным. На основе раздражимости формируется чувствительность – способность живого организма реагировать на изменения среды, не имеющие прямого биологического значения. Далее на основе головного мозга, центральной нервной системы и органов чувств, возникает психическая форма отражения. Центральная нервная система высших животных – это специальный отражательный аппарат, возникший у животных в ходе длительной эволюции и включающий рецепторы и мозговой центр, который в процессе функционирования осуществляет прием и переработку сигналов, информацию о внешнем мире, а также их сохранение организмом для дальнейшей жизнедеятельности – память. Возникновение психических процессов связано с предметной деятельностью животных, которая и опосредует отношения живого организма с жизненно важными факторами внешнего мира и определяет структуру и объективное содержание психики. Обладая сложным внутренним строением, структурой, иерархией типов, уровней и форм, человеческое сознание предстает как сложное организованное системное образование, все элементы которого тесно связаны друг с другом, оказывают друг на друга взаимное влияние, чем и обуславливают целостность и самосогласованность сознания и разума человека. Ощущения. Человеческие ощущения, чувства и мышление – вот основные поставщики информации о внешнем мире. Осязательные, зрительные, звуковые, вкусовые ощущения позволяют субъекту ориентироваться в мире, обнаружить интересующий его объект, выделить его местоположение, получить информацию о цвете, запахе, вкусе, твердости, температуре и других качествах. Восприятие. Следующий этап переработки информации субъектом – восприятие, в ходе которого достигается целостное постижение объекта, его пространственно-временных характеристик и сравнение идеального образа с самим материальным прообразом, т.е. с самим объектом восприятия. Благодаря мышлению, результатам ощущения и восприятия придаются смысл и значение, отыскивается подходящая понятийная форма. Представление. Процесс чувственного отражения не ограничивается ощущениями и восприятиями. Высшая форма чувственного отражения – представление. Это образное знание об объектах, которые воспринимались нами в прошлом, но которые не воздействуют в данный момент на наши органы чувств. Представления возникают в результате восприятия внешних воздействий и их сохранении затем в памяти. Память – это способность человека или человеческого общества сохранять и воспроизводить в настоящем прошедший опыт своей или чужой деятельности. Память человечества хранит опыт, информацию и историю всего предшествующего периода развития людей. Другая функция памяти – воспроизведение прошлой действительности. Эмоции, воля, мышление. Эмоциональный компонент структуры сознания обуславливает положительное или отрицательное отношение к явлениям и событиям, отношение к ним с предубеждением или безразличием, побуждает личность убеждать, спорить, переживать, испытывать восторг, возбуждение. Успешная реализация эмоций тесно связана с волей субъекта. Волевые действия проявляются в тех жизненных ситуациях, когда личность должна сделать выбор, принять решение, а затем реализовать его. Без участия воли не обходится ни один акт сознания, она регламентирует человеческое поведение, направляет его на достижение искомых целей. Мышление человека – процесс сложный и активный, включающий такие компоненты, как абстрагирование и обобщение, анализ, синтез, сравнение, аналогия, разумная постановка и решение самых различных по сложности, характеру и содержанию задач. Сознание и подсознание. Помимо сознания, обладающего сложной и разветвленной, целостной структурой, на поведение человека, весь его духовный мир большое влияние оказывают бессознательные моменты и подсознание. Согласно современным научным представлениям, область подсознательной психической деятельности человека включает в себя те ощущения, восприятия, предст Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|