|
Общий учёт земель и формирование земельного баланса ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Конституция Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации. Кроме территорий субъектов, в состав территории Российской Федерации включаются внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними, юрисдикцию над которыми осуществляют органы федеральной власти. Конституцией также устанавливается, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют органы федеральной власти и органы власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Они самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждаю и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Полномочия органов федеральной власти установлены Конституцией РФ, а также конституционными законами. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ устанавливаются конституционными федеральными законами, а также конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ. Полномочия органов местного самоуправления устанавливаются федеральными законами. В соответствии с действующим законодательством органы власти разных уровней осуществляют следующие полномочия в области земельных и иных имущественных отношений: формируют, утверждают, исполняют бюджеты для своих территорий, осуществляют контроль за исполнением бюджетов; осуществляют владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности соответствующих органов власти; организуют разработку и реализацию программ охраны земель, включающих в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий; организуют подготовку и утверждение документов территориального планирования; устанавливают порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и организуют их ведение; организуют и проводят государственную экспертизу проектной документации объектов строительства, реконструкции, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять; организуют разработку и реализацию проектов организации земель; осуществляют контроль за использованием природных ресурсов; осуществляют выработку социально-экономической политики в области землевладения и землепользования на подведомственных им территориях; осуществляют иные полномочия, отнесенные к их ведению. Для реализации указанных полномочий органам федеральной исполнительной власти необходимы сведения: о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов в разрезе субъектов РФ; о наличии, распределении и использовании земельных ииных природных ресурсов, а также объектов недвижимости, находящихся в собственности РФ; о стоимости земельных ресурсов, находящихся в собственности РФ; о качественном состоянии земельных ресурсов, находящихся в собственности РФ. Органам государственной власти субъектов РФ необходимы сведения: о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов в разрезе муниципальных районов и городских округов; о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов, а также объектов недвижимости, находящихся в собственности субъекта РФ; о стоимости земельных ресурсов, находящихся в собственности субъекта РФ; о качественном состоянии земельных ресурсов, находящихся в собственности субъекта РФ. Органам местного самоуправления муниципального района (Городского округа) необходимы сведения: о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов в разрезе сельских и городских поселений; о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов, а также объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципального района; о стоимости земельных ресурсов, находящихся в собственности муниципального района; о качественном состоянии земельных ресурсов, находящихся в собственности муниципального района.
Для реализации своих функций органам местного самоуправления поселений необходимы сведения: о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов в границах сельских и городских населённых пунктов, входящих в состав поселения (в разрезе каждого населённого пункта); о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов, прилегающих к границам населенных пунктов (в границах поселения); о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов, а также объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности поселений; о стоимости земельных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности поселений; о качественном состоянии земельных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности поселения. Из сказанного следует, что, во-первых, балансы должны формироваться для всех уровней государственного управления в области землевладения, землеустройства и землепользования. Во вторых, для каждого уровня государственного управления земельный баланс, с точки зрения информационного наполнения, должен соответствовать решаемым задачам. При этом на уровне муниципального образования баланс должен составляться в пределах территории: муниципального района; городского округа; сельского или городского поселения. Сведения, содержащиеся в информационной системе земельного баланса, призваны обеспечить реализацию основных функций органов управления, направленных на: выработку социально-экономической политики в области землевладения и землепользования; прогнозирование доходов от разных видов экономической деятельности, в которых земля является главным ресурсом, а также планирование использования земельных ресурсов; учет активов, находящихся в распоряжении органов власти и управления, с целью распределения (перераспределения средств бюджетов разных уровней); расчет объемов капиталовложений в природоохранные мероприятия, направленные на сохранение и повышение плодородия почв, вовлечение земель в хозяйственный оборот, ликвидации ущерба от негативных природных и техногенных воздействий; организацию государственного контроля за использованием и охраной земель; организацию работ по составлению схем использования и охраны земель, а также проектов территориального землеустройства; осуществление иной деятельности, направленной на повышение уровня эффективности использования и капитализации земель. Земельный баланс должен содержать систему документов, позволяющую собирать показатели, характеризующие объект учёта,и систему документов для обработки и анализа учетных данных. Учет земель должен вестись по категориям, собственникам, владельцам, пользователям, арендаторам и держателям других прав, а также по видам хозяйственного использования. Важнейшей прерогативой государственного управления земельным фондом является классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения. Это позволяет органам власти,во-первых, находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категории в другую, а во-вторых, осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения. Поэтому в учетной системе земельного баланса должнысодержаться сведения о наличии и распределении земель по категориям. Органы власти сами не используют земельные ресурсы, они предоставляют их для использования гражданам и юридическим лицам, получая от этого определенный доход в бюджеты разных уровней в виде земельного налога и арендной платы. Кроме того, выступая в роли суверена, органы власти обязаны контролировать использование земель, не допускать их нерационального и истощительного использования, поэтому в учетной системе земельного баланса должны содержаться сведения о правах, на которых используют землю граждане и юридические лица. Баланс качественного состояния земель может составляться для расчета объемов капиталовложений в природоохранные мероприятия, в перепрофилирование использования земель, вовлечение их в хозяйственный оборот. Данный баланс составляется отдельно на земли, используемые в качестве основного средства производства (земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда), и на земли, выступающие в качестве пространственного базиса для размещения на них иных объектов (зданий, строений, сооружений промышленного назначения, зеленых насаждений, защитных, природоохранных сооружений и т.п.). Непременным условием создания такого баланса является полное обследование земель на предмет их качественного состояния, что в современных условиях невозможно. На начальном этапе необходимо по возможности использовать имеющуюся информацию о качественном состоянии отдельных видов земель, например мелиорированных, сведения о которых обновляются регулярно. Сведения, накопленные в период до 1990 года, о почвах и наличии гумуса в них, сведения об овражно-балочных системах, о загрязнении земель радионуклидами и тяжелыми металлами и иные сведения в течение продолжительного времени практически не обновляются. Конкретный перечень показателей должен быть тщательно отобран и утвержден органом, имеющим полномочия по данному вопросу. Баланс качественного состояния земель должен составляться на определенную локальную территорию. Составлять его на большие территории (субъект Российской Федерации, территория государства в целом) нецелесообразно. Как и учет земель по видам хозяйственного использования он должен вестись в разрезе категорий земель. Учет качества земель должен соответствовать следующим требованиям: показатели качественных характеристик земель формируются в разрезе категорий земель; показатели качественных характеристик земель поступают в балансовую систему из баз данных соответствующих служб, осуществляющих учет качества земель; показатели качественного состояния земель формируются также в разрезе категорий. На муниципальном уровне они формируются в балансе земель муниципальных образований, а по землям, находящимся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, - в соответствующих учетных системах балансов этих уровней; показатели качественного состояния земель вносятся в систему по мере проведения обследований конкретных земельных участков. Показатели качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения должны включать: характеристики пригодности земельных участков к возделыванию сельскохозяйственных культур; сведения о природно-технологических свойствах земельных участков, их мелиоративном и культуртехническом состоянии. Показатели качественных характеристик земель, предназначенных под застройку, должны включать градостроительные и иные характеристики земельных участков по степени их пригодности для использования в городском, коммунальном хозяйстве, промышленности, транспорте, других отраслях инфраструктуры и строительстве. Показатели качественных характеристик земель лесного фонда должны включать характеристики земель по степени их пригодности для лесоразведения. Показатели качественных характеристик земель водного фонда должны включать характеристики качества грунтов и углов откоса, влияющих на состояние земельного участка под водным объектом и определение пригодности участка для строительства модного объекта или гидротехнического сооружения на нем. Наряду с учетом качественного состояния земель большое значение имеет определение стоимостных показателей земель, которые обусловлены местоположением, размещением основных фондов, их народнохозяйственной значимостью, направлениями использования и другими факторами. Оценке подлежат не только сельскохозяйственные угодья, но и территории под жилой, промышленной и общественной застройкой, улицы, площади, участки зеленых насаждений, природные ландшафты, неиспользуемые и неудобные земли. При предоставлении земель под застройку, наряду с оценкойкачественного состояния земель, существенное значение имеют факторы, обусловливающие различные капитальные и эксплуатационные затраты: местоположение участка по отношению к источникам водоснабжения и энергоснабжения, к населенным пунктам, объектамсоциальной и транспортной инфраструктуры; инженерно-строительные условия: характеристика грунтов, уровень грунтовых вод, рельеф, местоположение и другие; стоимость ранее присоединенного к земле труда. Его влияние на условия нового направления использования участка может быть двояким: способствующим решению поставленной задачи, если прошлый труд используется, прибавляется к новому, или затрудняющим решение новой задачи, т. е. увеличивающим затраты, если для использования участка в новом направлении должен быть полностью или частично исключен прошлый труд (снесены старые постройки, расчищена территория и т.п.); социальные факторы ценности земли; особенности почв, растительности, связанные с местными природно-климатическими условиями района и выражающиеся в затратах на охрану здоровья людей; степень урбанизированности территорий, характеризующаяся удельной плотностью населения и выражающаяся в величине затрат на создание инженерной и социальной инфраструктуры в данной местности в связи с освоенностью территории; экологические качества территории (ландшафт, зеленые насаждения, рельеф, природное окружение, наличие водоемов, микроклимат), определяющие её архитектурно-художественную и эстетическую ценность, условия жизни и отдыха; санитарно-гигиенические параметры территорий (загрязнение воздушного бассейна, вод, почв, уровень шума и другие).
Вышеперечисленные показатели непосредственно отражают потребительские качества земель, которые необходимо учитывать при их оценке. Стоимость земельных активов в соответствии с действующим законодательством определяется на основе рыночной оценки или кадастровой оценки. Кадастровая оценка земель проводится для целей налогообложения, и ее данные позволяют рассчитать возможное поступление земельных платежей в казну населенного пункта. На величину кадастровой стоимости земель влияет местоположение земельных участков, их размер, а также наличие на земельном участке иных объектов недвижимости. При оценке стоимости земельных участков используются удельные показатели кадастровой стоимости земель (тыс.руб./га, тыс.руб./кв.м, руб./кв.м). В целях уточнения и обновления первичных данных ведется текущий учет земель, при котором выявляются и фиксируются изменения, произошедшие в составе земель, их качестве и виде использования. Учетная составляющая системы земельного баланса должна соответствовать следующим требованиям: земельный баланс должен содержать сведения обо всех земельных участках в границах территориальных образований или находящихся в собственности соответствующего субъекта прав; учет земель должен вестись по категориям, собственникам, владельцам, пользователям, арендаторам и держателям других прав, по видам хозяйственного использования земель; исходными данными для получения количественных характеристик земель должны являться сведения Единого государственного реестра земель муниципального уровня; показатели земельного баланса должны быть сопоставимы и совместимы на разных уровнях его ведения; учет земель в системе земельного баланса должен вестись по их фактическому состоянию и использованию; сведения, поступающие в земельно-балансовую систему, должны быть документально подтверждены; данные учета земель должны быть занесены в балансовую книгу (в бумажном и (или) электронном видах); показатели земельного баланса должны отражаться в специальных формах, которые в свою очередь должны быть унифицированы для целей автоматизированной обработки; заполнение форм должно осуществляться по единой методике на всей территории Российской Федерации; по единицам измерения балансовые формы могут составляться в натуральных (гектарах, квадратных метрах), стоимостных(рублях, тысячах рублей), а также в натурально-стоимостных измерениях; единицы измерения, применяемые при заполнении форм баланса, определяются с учетом целей, степени обобщения информации, содержащейся в них, и вида земель; система должна быть основана на принципах построения развивающихся систем. Вопросы для самопроверки 1. Особенности функционирования систем кадастрового учёта и регистрации прав на земельные участки до 1998г. 2. Особенности функционирования систем кадастрового учёта и регистрации прав на земельные участки с 1998 по 2008гг. 3. Цель и задачи создания в России государственного кадастра недвижимости. 4. Различия в содержании и технологии ведения ГЗК и ГКН. 5. Информационное взаимодействие при ведении ГКН. 6. Классификация объектов недвижимости при ведении ГКН 7. Классификация территориальных зон при ведении ГКН 8. Система кадастровых планов и карт при ведении ГКН. 9. Проблемные вопросы объединения существующих систем кадастрового и технического учёта объектов недвижимости. 10. Проблемные вопросы объединения существующих систем кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты недвижимости. 11. Состав информации об объектах недвижимости необходимый для реализации функций государственного и муниципального управления 12. Технология формирования земельно-учётной и отчётной документации по земельному балансу района 13. Основные понятия информации и информатизации, направления государственной политики в области развития системы ГКН 14. Структура и состав сведений ГКН об объектах недвижимости 15. ГИС-технологии при создании кадастровых карт. 16. Технология государственного кадастрового учёта земельных участков в ОКУ. 17. Виды кадастровых процедур выполняемых в ОКУ. 18. Основания для приостановки и отказа в осуществлении кадастрового учёта. 19. Федеральные целевые программы по созданию автоматизированных систем ведения кадастра 20. Информационное обеспечение землеустройства и кадастра ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|