Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика проблемной ситуации.





Основные положения Концепции современного землеустройства.

Наличие проблемной ситуации и обоснование

Необходимости ее решения.

В условиях углубления мирового продовольственного, энергетического и финансового кризиса роль земель сельскохозяйственного назначения, как движущей силы развития государства и сельского хозяйства, - как важнейшей отрасли экономики, осуществленным образом повышается.

В Российской Федерации имеется 402,3 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении Минсельхоза России, в том числе 196,0 млн. га сельскохозяйственных угодий и 115,5 млн. га пашни. По отчетным данным у предприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, в использовании числится 536,3 млн. га земель, из земли сельскохозяйственного назначения составляли 353,9 млн. га (66,0%).

Кроме этого, в составе других категорий имеется 24,5 млн. га сельскохозяйственных угодий и 6,1 млн. га пашни. Дополнительная площадь пахотно-пригодных земель в стране оценивается не менее чем в 32,0 млн. га.

По биоклиматическому потенциалу с учетом обеспечения нормальных условий существования Россия располагает емкостью территориального пространства, пригодному для жизни, обеспечения продовольственными продуктами собственного производства 1,0-1,3 млрд. человек, и может увеличить производство альтернативных источников энергии за счет переработки сельскохозяйственного сырья не менее чем на 20%.

В начале 1990-х годов земельные преобразования, осуществленные правительством Российской Федерации в сельском хозяйстве, позволили создать основы нового земельного строя. Осуществлено разгосударствление земель и их приватизация, проведено перераспределение земель в пользу граждан, созданы объективные условия для оборота земель сельскохозяйственного назначения, сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств, введено платное землепользование, проведена передача земель в границах сельских населенных пунктов в ведение местных органов самоуправления, образованы земельные фонды специального назначения.

Вместе с тем, земельно-ресурсный потенциал сельского хозяйства России в настоящее время по сравнению с 1990 годом - началом земельной реформы, по расчетам ученых Государственного университета по землеустройству, снизился более чем на 30%, а кадастровая стоимость земель уменьшилась на 6,96 трлн. руб.

Мировой и отечественный опыт регулирования сельскохозяйственного землепользования показывает, что основой такого положения является недооценка и резкое снижение роли землеустройства в осуществлении проводимой земельной политики, потеря органами государственной власти функций планирования и организации рационального использования земель и их охраны, особенно в сельской местности, уход государства из сферы землеустройства, а также игнорирование властными структурами и бизнесом землеустройства, как комплексной системы мер по организации рационального использования и охране земель.

Возникшие проблемы в сфере землеустройства привели к:

- потере достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель сельскохозяйственного назначения, которая является базовой основой обеспечения механизма регулирования земельного оборота, установления платежей за землю, ведения государственного кадастра недвижимости, землеустройства и контроля за использованием земель;

- несоблюдению собственниками, землевладельцами и землепользователями ограничений и обременений прав в использовании земель сельских территорий, что приводит к их повсеместной деградации, подтоплению, заболачиванию, загрязнению, захламлению, разрушению в процессе хозяйственной деятельности, возникновению пожароопасных ситуаций, а также паводковых проблем;

- нарушению устойчивости и компактности объектов землеустройства, особенно на землях сельскохозяйственного назначения, где до настоящего времени хозяйствующие субъекты, в большинстве своем, используют земли одновременно на правах коллективно-долевой или совместной собственности, постоянного пользования, аренды;

- появлению недопустимых недостатков землепользования (парцелляризации земель, дальноземелья, чересполосицы, вкрапливаний, вклиниваний, мозаичного расположения угодий), что наносит существенный ущерб всей экономике страны и уже в ближайшем будущем потребует проведения комплекса землеустроительных работ по консолидации земель, что связано с колоссальными экономическими затратами;

- не оформлению или к задержкам в оформлении землеустроительной документации для юридических и физических лиц, завышению стоимости землеустроительных работ, что затрудняет привлечение инвестиций на село, использование ипотеки земель сельскохозяйственного назначения и других экономических механизмов регулирования землепользования;

- утрате границ земельных участков, что не обеспечивает точность и бесспорность положения их на местности и приводит к многочисленным земельным спорам и неразрешаемым судебным делам в сфере оборота земель, затрудняет организацию цивилизованного земельного рынка и не позволяет обеспечить со стороны государства гарантий прав земельной собственности;

- уменьшению налогооблагаемой базы и невозможности постановки многих земельных участков на кадастровый учет вследствие уклонения ряда землевладельцев и землепользователей от указанных работ, неточного определения площадей и границ земельных участков;

- самовольному захвату, незаконному предоставлению и изъятию земель сельскохозяйственного назначения;

- существенному занижению арендных платежей за уже используемые земельные участки и выкупных цен на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности под объектами недвижимости;

- невозможности надлежащего формирования и оформления земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Анализируя земельные преобразования в России, рабочая группа по управлению земельными ресурсами Европейской Экономической Комиссии ООН в конце 2003 года указала на неэффективную «…организацию землеустройства с точки зрения общих концепций, ведомственных функций и методов реализации …» и предложила обеспечить «… правительственную поддержку в проведении землеустройства», что совпадает с позицией российских ученых и специалистов и требует создания в Российской Федерации надлежащей системы землеустройства.

Прогноз развития проблемной ситуации

Основные направления правового и технического регулирования

Основные положения Концепции современного землеустройства.

Наличие проблемной ситуации и обоснование

Необходимости ее решения.

В условиях углубления мирового продовольственного, энергетического и финансового кризиса роль земель сельскохозяйственного назначения, как движущей силы развития государства и сельского хозяйства, - как важнейшей отрасли экономики, осуществленным образом повышается.

В Российской Федерации имеется 402,3 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении Минсельхоза России, в том числе 196,0 млн. га сельскохозяйственных угодий и 115,5 млн. га пашни. По отчетным данным у предприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, в использовании числится 536,3 млн. га земель, из земли сельскохозяйственного назначения составляли 353,9 млн. га (66,0%).

Кроме этого, в составе других категорий имеется 24,5 млн. га сельскохозяйственных угодий и 6,1 млн. га пашни. Дополнительная площадь пахотно-пригодных земель в стране оценивается не менее чем в 32,0 млн. га.

По биоклиматическому потенциалу с учетом обеспечения нормальных условий существования Россия располагает емкостью территориального пространства, пригодному для жизни, обеспечения продовольственными продуктами собственного производства 1,0-1,3 млрд. человек, и может увеличить производство альтернативных источников энергии за счет переработки сельскохозяйственного сырья не менее чем на 20%.

В начале 1990-х годов земельные преобразования, осуществленные правительством Российской Федерации в сельском хозяйстве, позволили создать основы нового земельного строя. Осуществлено разгосударствление земель и их приватизация, проведено перераспределение земель в пользу граждан, созданы объективные условия для оборота земель сельскохозяйственного назначения, сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств, введено платное землепользование, проведена передача земель в границах сельских населенных пунктов в ведение местных органов самоуправления, образованы земельные фонды специального назначения.

Вместе с тем, земельно-ресурсный потенциал сельского хозяйства России в настоящее время по сравнению с 1990 годом - началом земельной реформы, по расчетам ученых Государственного университета по землеустройству, снизился более чем на 30%, а кадастровая стоимость земель уменьшилась на 6,96 трлн. руб.

Мировой и отечественный опыт регулирования сельскохозяйственного землепользования показывает, что основой такого положения является недооценка и резкое снижение роли землеустройства в осуществлении проводимой земельной политики, потеря органами государственной власти функций планирования и организации рационального использования земель и их охраны, особенно в сельской местности, уход государства из сферы землеустройства, а также игнорирование властными структурами и бизнесом землеустройства, как комплексной системы мер по организации рационального использования и охране земель.

Возникшие проблемы в сфере землеустройства привели к:

- потере достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель сельскохозяйственного назначения, которая является базовой основой обеспечения механизма регулирования земельного оборота, установления платежей за землю, ведения государственного кадастра недвижимости, землеустройства и контроля за использованием земель;

- несоблюдению собственниками, землевладельцами и землепользователями ограничений и обременений прав в использовании земель сельских территорий, что приводит к их повсеместной деградации, подтоплению, заболачиванию, загрязнению, захламлению, разрушению в процессе хозяйственной деятельности, возникновению пожароопасных ситуаций, а также паводковых проблем;

- нарушению устойчивости и компактности объектов землеустройства, особенно на землях сельскохозяйственного назначения, где до настоящего времени хозяйствующие субъекты, в большинстве своем, используют земли одновременно на правах коллективно-долевой или совместной собственности, постоянного пользования, аренды;

- появлению недопустимых недостатков землепользования (парцелляризации земель, дальноземелья, чересполосицы, вкрапливаний, вклиниваний, мозаичного расположения угодий), что наносит существенный ущерб всей экономике страны и уже в ближайшем будущем потребует проведения комплекса землеустроительных работ по консолидации земель, что связано с колоссальными экономическими затратами;

- не оформлению или к задержкам в оформлении землеустроительной документации для юридических и физических лиц, завышению стоимости землеустроительных работ, что затрудняет привлечение инвестиций на село, использование ипотеки земель сельскохозяйственного назначения и других экономических механизмов регулирования землепользования;

- утрате границ земельных участков, что не обеспечивает точность и бесспорность положения их на местности и приводит к многочисленным земельным спорам и неразрешаемым судебным делам в сфере оборота земель, затрудняет организацию цивилизованного земельного рынка и не позволяет обеспечить со стороны государства гарантий прав земельной собственности;

- уменьшению налогооблагаемой базы и невозможности постановки многих земельных участков на кадастровый учет вследствие уклонения ряда землевладельцев и землепользователей от указанных работ, неточного определения площадей и границ земельных участков;

- самовольному захвату, незаконному предоставлению и изъятию земель сельскохозяйственного назначения;

- существенному занижению арендных платежей за уже используемые земельные участки и выкупных цен на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности под объектами недвижимости;

- невозможности надлежащего формирования и оформления земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Анализируя земельные преобразования в России, рабочая группа по управлению земельными ресурсами Европейской Экономической Комиссии ООН в конце 2003 года указала на неэффективную «…организацию землеустройства с точки зрения общих концепций, ведомственных функций и методов реализации …» и предложила обеспечить «… правительственную поддержку в проведении землеустройства», что совпадает с позицией российских ученых и специалистов и требует создания в Российской Федерации надлежащей системы землеустройства.

Характеристика проблемной ситуации.

Возникновение указанной проблемной ситуации обусловлено несовершенством и неисполнением законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о регулировании отношений при проведении землеустройства; фактической ликвидацией в 2001 г. единого органа по управлению земельными ресурсами (Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству); ликвидацией в 2002-2003 гг. 87 государственных проектно-изыскательских и научно-исследовательских предприятий (институтов) по землеустройству системы РосНИИЗемпроект и их замещением стихийно сформировавшимся корпоративным рынком землеустроительных услуг с отсутствием профессиональных специалистов, малообеспеченных современными приборами и оборудованием, индивидуальных предпринимателей, которые не могут технически правильно, юридически грамотно и экономически обоснованно решать земельные вопросы, что повсеместно вызывает жалобы на их работу со стороны граждан и юридических лиц.

При этом, как правило, нарушается профессиональная этика, проявляется потребительский подход к проведению землеустроительных работ, имеют местно многочисленные факты нарушения земельного законодательства, коррупции, что негативно сказывается на состоянии сельскохозяйственного землепользования.

С принятием Федерального закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», а также подзаконных актов в его развитие, использование земель сельскохозяйственного назначения в стране не улучшилось.

Большая часть положений государственного регулирования проведения землеустройства и законодательных полномочий не выполняется, что наносит, прежде всего, ущерб отрасли сельского хозяйства.

Так, например, за 1995-2009 годы более 1,9 млн. земельных участков (17,2% от числа перераспределенных земель) изменило категорию или вид разрешенного использования и фактически выбыло из сельскохозяйственного оборота. Ввиду отсутствия землеустроительной документации и регистрационных свидетельств 12,6 млн. граждан не могут реализовать свои права земельной собственности и получить кредиты для развития сельскохозяйственного производства, а разграничение земель по формам собственности требуется на площади 321,3 млн. га (79,9%) земель сельскохозяйственного назначения. На площади 137,9 млн. га (34,3%) необходимо проведение внутрихозяйственного землеустройства.

За 2006-2008 годы территориальными органами «Роснедвижимости» по вопросам проведения землеустройства исполнено 5,56 млн. обращений юридических и физических лиц по вопросам проведения землеустройства, а в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, поступило 6,23 млн. ед. хранения. Вместе с тем, государственную экспертизу прошли всего 3868 дел различной землеустроительной документации, что способствует нарушениям при регулировании землепользования в сельской местности.

В связи с отсутствием государственного регулирования проведения землеустройства, подлежащего исполнению на основании ст. 5 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», по названным выше причинам уже сейчас консолидированный бюджет Российской Федерации недополучает около 40% земельных платежей, примерно 30% земельных участков предоставлены и изъяты с нарушением земельного законодательства и требований землеустройства. Из 10 млн. земельных участков, попадающих под разграничение по формам собственности, на начало 2009 года, описано только 1,5 млн., а зарегистрировано всего 142 тыс., причем только 20 тыс. с проведением землеустроительных работ, гарантирующих правильность разграничения земель.

На 1 января 2009 года в установленном порядке право собственности на земельные участки у Российской Федерации возникло на площади 293,8 млн. га, что составило только 18,6% от общей площади земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В собственности субъектов Российской Федерации зарегистрировано всего 6,4 млн. га, в муниципальной собственности – 1,8 млн. га.

На землях сельскохозяйственного назначения право собственности Российской Федерации зарегистрировано на площади 3,1 млн. га, а разграничено всего по формам собственности 10,5 млн. га (2,6% от общей площади категории).

Всего в государственной собственности на 1 января 2009 г. числилось 273,4 млн. га или 68,0% земель категории.

В связи с тем, что при государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения использовались устаревшие землеустроительные сведения по качественной оценке угодий (1976-1989 гг.), ее материалы также можно считать достоверными лишь условно.

При отсутствии требуемого землеустроительного обеспечения должным образом не исполняется Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Если до 1990 г. каждое сельскохозяйственное предприятие было единственным землепользователем на своей территории, не считая посторонних пользователей земельными участками, находящимися в границах хозяйств, то в 2009 году в одну сельскохозяйственную организацию входило в среднем 350 владельцев земельных долей, а в отдельных хозяйствах – до одной тысячи и более, что сильно запутывало земельные отношения.

Из 12 млн. граждан, получивших право на земельные доли, оформили эти права 3,2 млн. человек. Выделили земельные участки на местности в счет земельных долей для расширения личного подсобного или крестьянского хозяйства только 640 тыс. человек на площади 6,8 млн. га, не менее 400 тыс. собственников земельных долей к началу 2009 года потеряли их, внеся в уставной капитал сельскохозяйственных организаций, которые впоследствии обанкротились.

Около 2,6 млн. человек не распорядились земельными долями, а из 25,6 млн. га земельных долей были невостребованы, из них 5,1 млн. га остались бесхозными. Земельная реформа на землях сельскохозяйственного назначения так и не закончена, а для ее реализации нужно провести большие объемы землеустроительных работ.

На землях сельскохозяйственного назначения не проведена инвентаризация; в границах территорий бывших сельскохозяйственных предприятий не осуществлено разграничение земель, используемых сельскохозяйственными организациями и гражданами на различном праве, в связи с чем данные участки не поставлены на кадастровый учет и не зарегистрированы; земельные участки фонда перераспределения – 48,4 млн. га, не выделены в натуре; не проведены землеустроительные работы по передаче в собственность или пользование (аренду) сельскохозяйственным организациям или гражданам несельскохозяйственных угодий, расположенных между участками продуктивных земель в границах земельных участков, предоставленных им в собственность, а также земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности зданиями, строениями и сооружениями и др.

Это приводит к тому, что:

- не созданы организационно-территориальные условия для развития ипотеки сельскохозяйственных земель и их цивилизованного рыночного оборота;

- использование большей части земель сельскохозяйственного назначения и их перевод в другие категории часто осуществляются незаконно, а муниципальные образования сельскохозяйственных организаций и граждане до сих пор не знают точных границ своих земельных участков;

- происходит дальнейшее разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры (дорог, лесополос, мелиорированных земель) и снижение эффективности использования земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения;

- обезличено использование лесных участков, ранее находившихся в пользовании колхозов.

В данной ситуации сельское хозяйство недополучает инвестиции ввиду отсутствия ипотеки, несет потери за счет снижения общей суммы бюджетных поступлений от регистрации сделок с земельными долями и другими земельными участками; от реализации земельных участков на торгах; от уменьшения госпошлин, взимаемых за юридически значимые действия по сделкам с землёй и др. Отложенный экономический ущерб и упущенную экономическую выгоду из-за отсутствия землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения государство имеет за счёт неэффективного использования земель и их деградации, разрушения сельскохозяйственного производства и инфраструктуры, установления организационно-территориальных и земельно-правовых барьеров, препятствующих нормальной инвестиционной политике, ипотеке и обороту земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно наших расчётов общую сумму бюджетных поступлений за счёт осуществления юридически значимых действий по сделкам с землёй и гербовых сборов при проведении комплекса землеустроительных работ, можно увеличить не менее чем в 8-10 раз, что окупит все затраты государства на землеустройство.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.