Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В области использования земель и их охраны.





Россия обладает громадными земельными ресурсами. Площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2010 года составляет 1709,8 млн. га.

Свертывание в период с 1991 по 2010 годы землеустроительных работ по изучению, охране, освоению и улучшению земель, а также хроническое недофинансирование этих мероприятий по федеральным целевым программам, связанным с развитием сельского хозяйства, осуществлением земельной реформы на землях сельскохозяйственного назначения, повышением и восстановлением плодородия почв России, привели к ухудшению использования земель сельскохозяйственного назначения.

Так, за 1990-2009 годы посевных площади в стране сократились на 40,8 млн. га. За время реформы севообороты были нарушены на площади 70,65 млн. га площади фактически орошаемых земель и земель с действующей осушительной сетью уменьшились на 11,54 млн. га, площади сельскохозяйственных угодий с негативными проявлениями (водной эрозией, дефляцией, различными видами деградации) увеличились на 23,52 млн. га. На территории 35 субъектов Российской Федерации возникли и стали активно развиваться процессы опустынивания на площади 100 млн. га. В Республике Калмыкия образовалась первая в Европе пустыня. Площадь оврагов в настоящее время превышает 1 млн. га, а их ежегодный прирост достигает половины длины экватора (20 тыс. км).

За 1990-2009 годы за счет перевода в другие категории земельного фонда из сельскохозяйственного оборота было выведено 16,6 млн. га, а кустарником и мелколесьем заросло не менее 3,14 млн. га пашни. Фактически не осуществляются мероприятия по мелиорации, окультуриванию и повышению плодородия почв.

Данные недостатки дополняются бесхозяйственностью и обезличкой в использовании земель сельскохозяйственного назначения. Так в 2009 г. в сельской местности имелось 12,4 млн. га бесхозной (незасеваемой) пашни, 5,0 млн. га залежи, 48,4 млн. га земель фонда перераспределения, включая 11,8 млн. га сельскохозяйственных угодий, 3,6 млн. га пашни; 15,6 млн. га земель сельскохозяйственных предприятий и организаций, ликвидированных в результате банкротства.

Это нанесло существенный ущерб отрасли сельского хозяйства и большой вероятностью, если не принимать соответствующих мер, приведет к катастрофическим последствиям в ближайшие годы. Признаки отсутствия управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве методами землеустройства особенно остро проявили себя в 2010 засушливом году.

По оценкам экспертов примерно 70% сельскохозяйственных организаций и не менее 50% граждан, имеющих в собственности земельные участки, не могут реализовать свои земельные права ввиду отсутствия документов по их регистрации и межеванию.

По этой же причине практически не действует земельная ипотека, что затрудняет привлечение инвестиций на село. Так, Россельхозбанком с 1 января 2006 года по 1 января 2009 года было представлено 736081 кредитов на сумму 749,1 млрд. руб. (средний размер кредита 1,02 млн. руб.). Из этого числа было выдано всего 228 земельно-ипотечных кредитов (0,03%) на сумму 7,3 млрд. руб. (0,97%). Средний размер земельно-ипотечного кредита составлял 32 млн. руб. За 2008 год было выдано всего 39 земельно-ипотечных кредитов на сумму 0,7 млрд. руб.

За последние годы стала экономически обостряться проблема с земельными долями, ликвидная часть которых, особенно в пригородах крупных городов, скуплена, не участвует в сельскохозяйственном производстве и в земельном обороте.

Из-за отсутствия контроля за проведением землеустройства и землеустроительной экспертизы на землях сельскохозяйственного назначения появились крупные латифундии (до 300-400 тыс. га) с очаговым ведением сельского хозяйства и свои лэнд-лорды.

Из 153 тыс. сельских населенных пунктов 88 % за последние 15 лет перестали развиваться и начали деградировать. А 47 тыс. сельских школ потеряли кадровую и материально- техническую базу. Землеустроительные мероприятия по упорядочению личного подсобного хозяйства на территории сельских населенных пунктов не проводятся. Не упорядочена пастьба личного скота на пастбищах и использование сенокосов. Многолетние насаждения вырождаются.

Периферийные пограничные территории Российского государства из-за обезлички в использовании земель оголяются. Это связано с ухудшением экономического состояния удаленных регионов, отсутствием занятости и демографическими причинами (оттоком населения, высокой смертностью и т. п.). Например, плотность населения в северных и приравненных к ним территориях, а это 70% общей площади России, составляет в среднем один человек на квадратный километр. На остальных территориях - в 26 раз выше. За последние 50 лет сельское население страны сократилось на 76,9%, а оно определяет во многом обжитость большинства районов России. По этой же причине земля не только перестает обрабатываться, но и продолжает опустошаться, притягивая, как магнит, теневой капитал.

Отсутствие полноценного законодательства о землеустройстве, землеустроительной службы приводят к нарушению процедурных вопросов землеустройства (землеустроительного процесса), вследствие чего увеличивается число земельных споров и судебных разбирательств.

Так, за последние годы число письменных обращений граждан по земельным спорам в территориальные управления Роснедвижимости (Росземкадастра, Росреестра) постоянно растет. Если в 2002 году число таких обращений составляло 186 тыс., в 2004 году – 370 тыс., то в 2008 году – более 524 тыс. Если в 2004 году специалисты территориальных управлений «Роснедвижимости» приняли примерно 1 млн. граждан, пытающихся разрешить свои земельные вопросы, то в 2008 году число таких посетителей увеличилось почти в 2 раза. Хорошо известны также знаковые земельные споры жителей поселков «Речник» и «Сокол» с Правительством г. Москвы и др.

Руководители территориальных управлений и отделов данного ведомства значительную часть своего рабочего времени вынуждены проводить в судах, разбирая землеустроительные вопросы.

Отсутствие системы прогнозирования и перспективного планирования организации рационального использования земель и их охраны в сельской местности предопределяет бессистемность проводимых мероприятий в этой сфере, не эффективное использование бюджетных средств и инвестиций бизнес-структур в организацию землевладения и землепользования.

Распространение градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки межселенные территории, без которых невозможно организовать их рациональное использование и охрану, не даёт положительных результатов и указывает на необходимость зонирования земель сельскохозяйственного назначения на основе землеустроительной документации в соответствии с качественными характеристиками и местоположением земельных участков.

В этой связи работники законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, совместно с учеными и общественными деятелями должны в самое ближайшее время объединить усилия по созданию в стране целостной системы управления земельными ресурсами, возрождению государственной землеустроительной службы и совершенствованию нормативного обеспечения землеустройства.

В настоящее время отношения при проведении землеустройства регулируются 403 основными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включающими в себя:

- федеральные законы - 71;

- Указы Президента Российской Федерации - 8;

- постановления и распоряжения Правительства - 72;

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти страны - 62;

- методические и технические документы, содержащие технические условия и требования землеустройства сельских территорий- 190.

Анализ данных законодательных актов показывает, что в связи с упразднением государственной землеустроительной службы, началом создания саморегулируемых организаций в области землеустройства, возникшим неурегулированным рынком землеустроительных работ, практически полным отсутствием государственного финансирования землеустроительных мероприятий законодательство в землеустроительной сфере выполняется не в полной мере, слабо соответствует правоприменительной и землеустроительной практике и подвергается многократным изменениям и дополнениям.

Например, после выхода в свет в 2001 году Земельного кодекса Российской Федерации по настоящее время было принято 38 федеральных законов, на основании которых в него были внесены изменения и дополнения. При этом только в 2006 году таких законов было принято 11, в 2008 году - 7. В Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» изменения за тот же период были внесены 6 раз.

Формы договоров аренды земельных участков для различных целей утверждались Минэкономразвития России, Роскомземом, что вносило путаницу в оформление арендных отношений на местах.

В соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 13.05.2008 г. №66-ФЗ, от 22.07.2008 г. №141-ФЗ, постановлении Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. № 501, связанными с внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации или признании их утратившими силу, значительная часть положений Федерального закона «О землеустройстве» была необоснованно исключена.

Это касалось требований обязательности проведения землеустройства: при определении границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; при перераспределении земель, используемых гражданами и юридическими лицами для осуществления сельскохозяйственного производства; при предоставлении и изъятии земель.

Кроме того, были исключены положения о необходимости: территориального землеустройства; проведения инвентаризации земель в целях уточнения или установления местоположения объектов землеустройства; определения земель, в границах которых гражданами и юридическими лицами могут быть предоставлены земельные участки при планировании использования земель и др.

Экономически развитые государства стараются не допускать таких негативных последствий земельных преобразований, усиливая государственное воздействие на земельный строй, прежде всего в сельском хозяйстве методами землеустройства.

Только на основе проектов землеустройства и сформированных землеустроительных дел предоставляются и изымаются земельные участки, устанавливаются и закрепляются на местности межевыми знаками их границы, происходит оборот земель сельскохозяйственного назначения, осуществляются мероприятия по повышению эффективности использования земельных ресурсов и их охране.

Землеустроительная документация необходима также для разграничения государственной собственности на землю, при приватизации земли и постановке земельных участков на государственный кадастровый учет и их регистрации, при оценке земель, при переписи населения.

Без осуществления землеустроительных мероприятий под угрозой находится выполнение различных федеральных целевых программ и национальных проектов, связанных с сельским и жилищно-коммунальным хозяйством, развитием районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, охраной земель, повышением плодородия почв.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.