|
Ведение пациентов с дисфагией в сознании без трахеостомической трубки/назогастрального зонда с бульбарным/псевдобульбарным синдромом ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Обследование пациента перед реабилитационными процедурами: • сбор анамнеза; • скрининговое тестирование глотания м/с в течение 3 часов с момента поступления (или врачом/логопедом); • исследование полости рта, зубов и десен, пальпация регионарных лимфоузлов; • оценка чувствительности слизистой ротоглотки (обследуется чувствительность языка, щек, мягкого нёба (тактильная, температурная, вкусовая); • оценка состояния рефлексов (глоточный (наличие слюны в ротоглотке, сокращение задней стенки глотки, реакция на глоток воды, движение щитовидного хряща и напряжение диафрагмы рта при глотке, способность проглатывать только малые болюсы пищи, множественные глотательные движения на один болюс, редкое сглатывание слюны вне приёма пищи (менее 1движения в 5 минут); рвотный; кашлевой; сосательный; хоботковый); • обследование артикуляционного аппарата (артикуляторный праксис (оральный и символический;) • обследование объёма,силы,амплитуды движений органов артикуляции, мышечного тонуса (ч м н - V, VII, IX, X, XI и XII); фонация мягкого нёба; осиплость, гнусавость голоса; попёрхивание и кашель перед,во время или после глотка; изменение голоса после глотания воды; регургитация жидкости в полость носа при глотке; затруднённое дыхание во время приёма пищи или жидкости); • инструментальное обследование - фибролярингоскопия, эзофагогастродуоденоскопия, видеофлюроскопия, рентгеновское обследование (эндоскопист/рентгенолог) Реабилитационные мероприятия • подбор оптимальной по консистенции, количеству, кратности, температурному режиму пищи для больного в данный момент; • решение вопроса о необходимости «докармливания» пациента через назо-гастральный зонд медицинской сестрой или медицинским персоналом (родственниками); • логопедический массаж (активизирующий /расслабляющий) органов артикуляции, лица, шеи и плечевого пояса; • активная/пассивная гимнастика органов артикуляции, лица, шеи и плечевого пояса • стимуляция и восстановление глоточного рефлекса; • восстановление сенсорных компонентов черепных нервов; • использование постуральных методик; • переход от одной консистенции к другой (кисель, пюреобразная пища, вода);
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРМЛЕНИЮ
ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ РАЗБУЖЕН ДЛЯ ПРИЕМА ПИЩИ ЧЕРЕЗ РОТ
ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОСАЖЕН ДО ЕДЫ И ДОЛЖЕН ПРОВЕСТИ 20-30 МИНУТ СИДЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЕМА ПИЩИ
Если пациент с трахеостомической трубкой, с наличием даже небольшой аспирации, перед началом кормления должен быть выбран оптимальный объём манжетки для защиты от аспирации. После кормления необходима тщательная санация надманжеточного пространств..После санации головной конец кровати можно опустить).
1. Поза: изголовье 300 / 450 / 600 / сидя на кровати с полной поддержкой / сидя в кресле 2. Тип помощи: кормление с ложки / физическое сопровождение руки пациента / жестовые подсказки/ вербальные подсказки / наблюдение 3. Кто кормит: логопед / медсестра / сиделка / родственники / сам пациент 4. Где: в палате / в кабинете логопеда 5. Какое количество в рот за 1 раз: ½ чайной ложки, чайная ложка, ½ десертной ложки 6. Сколько раз в день пациент должен есть: ____________________________ 7. Какие компенсации можно использовать:____________________________ 8. Количество пищи и жидкости за 1 кормление: ________________________ 9. Общая расчетная калорийность назначенного питания (30 ккал/кг веса, при дефиците веса 35 ккал/кг) ___________________________________ 10. Общее расчетное количество жидкости за сутки: ___________________ Из них внутрь ________________________________________________
НЕДОПУСТИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ДИСФАГИИ При дисфагии запрещается: 1. Давать перорально таблетки до проведения скринингового тестирования. 2. Пациентам с нейрогенной дисфагией не следует назначать медикаменты, которые снижают уровень сознания и угнетают функцию глотания: (седативных средств (особенно бензодиазепинового ряда), дофаминергических, антихолинергических препаратов) 3. Кормить больного лежа в горизонтальном положении (угол от 45%) 4. Кормить быстро 5. Давать пить воду 5 Пить через 6 Запивать водой твердую пищу 7 Запрещать выплевывать скопившуюся слюну (говорить «Глотай») 8 Пользоваться неудобной посудой (слишком большой, маленькой, скользкой, хрупкой 9 Кормить в неудобной позе сидя (нужна опора спины, под ноги - скамеечка, под паретичную конечность - подушка или – поддержка-косынка) 10 Сразу после еды принимать горизонтальное положение (только через 30-40мин) 11 Есть слишком горячую или слишком холодную пищу (помнить о нарушенной чувствительность языка, щек, глотки) 12 Кормить только детским гомогенным питанием, нужен подбор диеты с учетом калорийности для взрослого человека. 13 Забывать о количестве жидкости (2 литра в сутки) 14 Забывать о гигиене полости рта после каждого кормления. 15 Забывать проводить тестирование глотания в динамике с целью изменения диеты (ежедневно во время занятия) и отражать в листке назначения, вывешенном над постелью больного. ПРОФИЛАКТИКА Профилактика дисфагии связана с первичной и вторичной профилактикой заболевания, послужившего причиной ее развития.
ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ Рекомендуется обеспечивать информацией пациентов и людей, ухаживающих за ними.
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЛИТЕРАТУРА 1. Белова А.Н. Нейрореабилитация: руководство для врачей – М. 2000, 520-548 2. Горячева А.О., Савин И.А., Пуцилло М.В., Брагина Н.Н., Соколова Е.Ю., Щепетков А.Н., Фомин А.С., Кротова М.В. Шкала оценки и терапевтические стратегии при нарушении глотания у больных с повреждениями ствола головного мозга //Вопросы нейрохирургии, 2006, №4, 24-28 3. Кнолль Е.А. Новые возможности диагностики и реабилитации неврогенной дисфагии //Сибирский Консилиум, 2006, №4, 7-11 4. Кнолль Е.А., Бельская Г.Н. Возможности диагностики неврогенной дисфагии //Неврология и нейрохирургия Белорусии, 2009, №4, 25-31 5. Практическое руководство OMGE Дисфагия, 2004 6. Хендерсен Дж.М. патофизиология органов пищеварения – М. Бином, Спб: Невский диалект, 1997 7. Bussell SA, González-Fernández M. Racial disparities in the development of Dysphagia after stroke: further evidence from the medicare database. Arch Phys Med Rehabil. May 2011;92(5):737-42 8. Shem KL, Castillo K, Wong SL, Chang J, Kao MC, Kolakowsky-Hayner SA. Diagnostic accuracy of bedside swallow evaluation versus videofluoroscopy to assess Dysphagia in individuals with tetraplegia. PM R. Apr 2012;4(4):283-9 9. Splaingard ML, Hutchins B, Sulton LD, et al. Aspiration in rehabilitation patients: videofluoroscopy vs bedside clinical assessment. Arch Phys Med Rehabil. Aug 1988;69(8):637-40
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|