Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОДРЫВАНИЕ КИРПИЧА, КАМНЯ И БЕТОНА





 

Заряды для подрывания кирпича, камня, бетона и железобетона могут быть наружными или внутренними. Наружные заряды применяются при ускоренном подрывании объектов, но требуют большего расхода ВВ, чем внутренние заряды. Внутренние заряды для своего помещения в толщу материала нуждаются в специальных углублениях (нишах, рукавах, шпурах), изготовление которых весьма трудоемко.

По форме заряды могут быть сосредоточенными или удлиненными. Удлиненные заряды применяются лишь при малых толщинах подрываемых стен. Если же требуется осуществить разрушение толстых стен на некотором протяжении, то размещают ряд сосредоточенных зарядов, взрываемых одновременно.

Как наружные, так и внутренние заряды должны иметь забивку. Свободное от заряда место в шпуре или в рукаве заполняется землей. Наружные заряды перед взрывом также следует засыпать землей или прикрыть мешками с песком.

Величина зарядов для подрывания кирпичных, каменных и бетонных стен рассчитывается по формулам:

Для сосредоточенных зарядов

 

C = A BR 3 (13)

 

Для удлиненных зарядов

 

C = A BR2L (14)

 

где С — вес заряда ВВ в кг;

R — необходимый радиус разрушения в м;

А — коэффициент, зависящий от прочности материала и вида ВВ;

В — коэффициент расположения заряда и степени забивки;

L — длина заряда в м.

При наружном заряде за необходимый радиус разрушения принимается полная толщина стены в том месте, к которому приложен заряд.

При расположении заряда в рукаве или шпуре за необходимый радиус принимается расстояние от центра заряда до поверхности стены, которую нужно пробить насквозь. Так, например, если заряд находится в шпуре, глубина которого равна 1/4 толщины стены, необходимым радиусом разрушения будут оставшиеся 3/4 толщины.

Значения коэффициентов А и В для наиболее часто встречающихся условий приведены ниже.

 

Коэффициент А

(для ВВ нормальной мощности)

 

Коэффициент B

Дробление отдельных камней объемом до 5 м 3 производят наружными зарядами, вес которых берется из расчета 2 кг ВВ нормальной мощности на 1 м 3 камня. Заряд укладывают сверху на камень, желательно в трещину или расщелину. Если заряды располагаются в шпурах, то на 1 м 3 камня вес заряда ВВ берется в 16 раз меньше, чем при наружном заряде.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДРЫВАНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

 

Ввиду того, что железобетон по своей структуре не однороден, имеются существенные особенности в его подрывании. Полное перебивание железобетона, т. е. выбивание бетона и перерезание арматуры одним взрывом, требует чрезмерно больших зарядов, поэтому такой способ в практике подрывного дела применяется очень редко.

Обычно при подрывании железобетонных элементов наружными зарядами ограничиваются выбиванием бетона, оставляя арматуру неперерезанной. Величина заряда при таком случае рассчитывается по формуле для подрывания камня, причем значение коэффициента А принимается равным 5. Роль забивки из грунта при взрыве наружных зарядов снижается, поэтому коэффициент В принимается равным 6,5. Для образования сквозной бреши в бетоне (например, при подрывании покрытия долговременного оборонительного сооружения) заряд, рассчитанный по указанной формуле, увеличивают в 2–3 раза. Величину заряда также удваивают при подрывании железобетонного покрытия с противооткольной арматурой из рельсов, стальных балок и т. п.

Если необходимо перебить также и арматуру, то практикуется способ двойных взрывов: первым зарядом выбивают бетон, а вторым перебивают арматуру. Величину

второго заряда рассчитывают по формулам для перебивания металла.

При наличии достаточного времени железобетон может подрываться внутренними зарядами, причем шашки располагают по всей длине шпура, возможно ближе к арматуре.

 

ВЗРЫВЫ В ГРУНТАХ

 

Взрывные работы в грунтах могут проводиться с различными целями. В одних случаях производят взрывание на выброс с образованием воронки, в других — взрывание для рыхления, при котором подорванная порода или грунт не выбрасывается, а дробится.

Взрывы в грунтах являются старейшим видом подрывных работ, в котором сохранилась своя специфическая терминология. С некоторыми ее понятиями нужно быть знакомым.

Заряд ВВ, заложенный в грунт и подготовленный к взрыву, называется горном. Глубина заложения заряда в грунт, т. е. кратчайшее расстояние от центра заряда до поверхности грунта, называется линией наименьшего сопротивления (ЛНС).

Отношение радиуса образующейся при взрыве воронки к линии наименьшего сопротивления называется показателем действия горна.

В зависимости от показателя действия горны бывают (рис. 30):

— нормальный (простой), при котором радиус воронки равен линии наименьшего сопротивления;

— усиленный, при котором радиус воронки больше линии наименьшего сопротивления;

— уменьшенный, при котором радиус воронки меньше линии наименьшего сопротивления;

— выпирающий, при котором воронки не образуется, но на поверхности земли заметно вспучивание грунта;

— камуфлет, при котором никакого наружного действия не проявляется, лишь на глубине, в месте расположения взорванного заряда, образуется пустота в результате уплотнения грунта газообразными продуктами взрыва.

 

 

Рис. 30. Различные горны:

а — нормальный (простой); б — усиленный; в — уменьшенный; г — выпирающий; д — камуфлет

 

При подрывных работах на выброс применяют обычно ВВ пониженной мощности, взрывая нормальные или усиленные горны. Расчет этих горнов производится по формуле

C = A br 3 (15)

где С — вес заряда ВВ в кг;

r — радиус воронки в м;

А — коэффициент, зависящий от характера грунта и его состояния (см. раздел 3 настоящей главы «Подрывание кирпича, камня и бетона»);

b — коэффициент, зависящий от показателя горна. При нормальном горне этот коэффициент равен 1,70; при полуторном — 1,60—1,50; при двойном — 1,55—1,65.

При рыхлении грунта и дроблении пород, а также для разрушения подземных сооружений применяют выпирающие горны и камуфлеты.

 

 

ГЛАВА VI. ПОДРЫВАНИЕ ДОРОГ И ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ

 

Дороги разрушают, как правило, в узких местах, где трудно сделать объезд и потребуется много времени для восстановления. Такими местами являются насыпи, выемки, участки дорог, идущие по склонам гор, по болоту и в густом лесу.

В первую очередь подлежат разрушению искусственные сооружения на шоссейных и железных дорогах. К ним относятся мосты, виадуки, водопропускные трубы, туннели, подпорные стенки.

 

ПОРЧА ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА

 

В непроезжее состояние дорогу приводят путем устройства на ней воронок такого размера, чтобы диаметр их перехватывал всю ширину проезжей части и обочин (рис. 31).

Величина заряда рассчитывается по формуле для взрыва в грунтах. При ширине дорожного полотна до 6 м воронку устраивают взрывом одного заряда, укладываемого посередине дороги. При большей ширине дорога разрушается двумя и более зарядами. Заряды закладывают в колодцы, отрываемые на глубину 2–2,5 м.

На дорогах, проходящих в глубоких выемках (при высоте откосов 5 ж и более), горных ущельях и на склонах гор бывает выгоднее вместо воронок делать обвалы. Для обрушения откоса заряд помещают от края откоса на глубину не менее 3 м (рис. 32). Галерею располагают горизонтально у основания откоса.

Воронки и обвалы лишь тогда могут считаться серьезным препятствием для противника, если на дороге их несколько. Расстояния между отдельными воронками и обвалами принимают примерно 100–200 м.

 

 

Рис. 31. Воронка на шоссейной дороге, образованная взрывом крупного сосредоточенного заряда ВВ. 1943 г.

 

Удобными местами для разрушения дорожного полотна являются водопропускные трубы, которые подрывают сосредоточенными зарядами, располагаемыми внутри трубы или в колодцах над трубой.

Трубы небольшие (с отверстием, имеющим поперечное сечение до 2 м 2) выгоднее подрывать зарядом, расположенным внутри, под серединой дорожного полотна. Количество ВВ в заряде для бетонных труб определяется из расчета 2 кг ВВ нормальной мощности на 1 м 3 внутреннего объема трубы. Заряд при этом должен плотно примыкать к потолку или замку свода (рис. 33), а концы трубы должны быть забиты мешками с землей на длину 1–2 м каждый.

 

 

Рис. 32. Заряд в минной галерее для устройства обвала на дороге

 

Трубы с отверстием более 2 м 2 выгоднее подрывать сосредоточенными зарядами, расположенными над трубой в колодцах, отрытых с проезжей части на глубину 2/з3/4 высоты насыпи над трубой. Подобным же образом подрывают туннели. Заряды располагают внутри участка туннеля или в колодцах, сделанных над входом.

 

 

Рис. 33. Расположение заряда в водопропускной дорожной трубе с забивкой по концам:

1 — заряд

РАЗРУШЕНИЕ МОСТОВ

 

При подрывании моста важным фактором, определяющим принятую схему подрывания и организацию работы подрывной команды, является время, имеющееся на подготовку подрыва. В случае заблаговременной подготовки моста к взрыву стремятся к тому, чтобы разрушить мост наиболее полно с наименьшим расходом ВВ. Если время для проведения работ ограничено, прибегают к ускоренному способу подрывания крупными зарядами в самых важных его частях и на наиболее глубоком (с быстрым течением) месте реки.

Перед минированием производится инженерная разведка, которая выясняет систему моста, его габаритные размеры, материал и поперечные сечения отдельных элементов пролетного строения и опор, возможности проведения подготовительных работ, места, удобные для расположения подрывной станции, полевого склада ВВ, вопросы обороны моста на случай появления противника.

Как правило, взрыв всех зарядов для разрушения моста должен быть одновременным.

Надежность взрыва обеспечивается дублированием электровзрывной сети сетями детонирующего шнура и наличием резерва заготовленных сосредоточенных зарядов и зажигательных трубок.

Работы по подготовке моста к подрыву нужно вести так, чтобы в случае необходимости была взорвана хотя бы часть моста со стороны противника.

При подрывании деревянных мостов свайные или рамные опоры лучше подрывать под водой на глубине порядка 50 см. Сваи шестиметровой высоты подрывают в двух местах. На суходоле сваи подрывают у самой земли. В опорах подрываются все сваи. В одном — двух местах опоры подрываются также и насадки.

Подрывание клеточных опор производится несколькими сосредоточенными зарядами весом 10–15 кг, закладываемыми под клетку с одной стороны опоры на расстоянии 3–4 м один от другого.

Заряды для подрывания пролетного строения следует размещать в местах соединений различных элементов моста, с тем чтобы после взрыва не оставалось длинных бревен или брусьев.

Ускоренное подрывание деревянного моста производят крупными сосредоточенными зарядами, расположенными по 1–2 шт. на опору или пролет, в местах сопряжения пролетного строения с опорами. При зарядах весом 25 кг (ящик тротила) можно приблизительно считать, что радиус разрушения будет равным 2 м.

Для крепления зарядов к элементам моста могут устраиваться подмости. Для этого к сваям прибивают пластины и на них укладываются доски. Подмости можно укладывать также на горизонтальные схватки или подкосы. В качестве подмостей используются и элементы самого моста. Этот способ применим в больших и сложных по устройству мостах. В целях безопасности работающие солдаты привязываются веревками к пролетному строению.

Подвязку зарядов к сваям, а при невысоких мостах и к прогонам можно вести с пловучих средств. Для подлезания под пролетное строение подвешивают доски на веревках поперек моста, а также вырубают или вынимают доски из настила, под которыми крепятся заряды. Для лазания под мостом используются веревочные стремянки, деревянные лестницы и т. п.

 

 

Рис. 34. Схема подрывания мостовых ферм у одной опоры: аб — линия перебивания ферм

 

При подрывании ферм металлических мостов выбираются линии перебивания, по которым все элементы фермы, раскосы и пояса должны быть подорваны.

Линии перебивания выбираются в наиболее длинных пролетах и располагаются либо у одной опоры (рис. 34), либо посередине пролета (рис. 35), либо у обеих опор (рис. 36). Последний вариант приносит мосту наибольшие разрушения. Заряды в линиях перебивания следует располагать так, чтобы падающие части не зависали, а упавшие фермы не могли быть использованы для устройства по ним переправы.

 

 

Рис. 35. Схема подрывания мостовых ферм посередине пролета: аб — линия перебивания ферм

 

Рис. 36. Схема подрывания мостовых ферм у обеих опор: аб — линия перебивания ферм

 

При расположении у опоры заряды должны находиться от нее на расстоянии 1/41/6 длины пролета.

При ускоренном разрушении подрывают верхние и нижние пояса ферм сосредоточенными зарядами, выбирая пролет на самых высоких опорах или на фарватере реки (рис. 37).

 

 

Рис. 37. Схема подрывания мостовой фермы одного пролета крупными сосредоточенными зарядами:

а — вид сбоку; б — план; 1 — заряды на одном конце одной фермы; 2 — заряды на противоположном конце другой фермы

 

При перебивании пояса мостовой фермы вес сосредоточенного заряда определяют по формуле

 

С = 0,25 L + 10 (16)

 

где С — вес заряда ВВ нормальной мощности в кг;

L — длина фермы в м.

Заряды располагаются в узлах нижних поясов решетчатых ферм с ездой понизу и в узлах верхних поясов — в мостах с ездой поверху, с внутренней стороны фермы.

Промежуточные и береговые опоры металлических мостов подрывают такими же способами, как и каменные стены. Заряды рассчитывают по приведенным выше формулам для подрывания сооружений из кирпича, камня, бетона и железобетона, но с увеличением на 30 %. При заблаговременной подготовке к взрыву применяют внутренние заряды, располагая их в нишах, минных трубах, колодцах, рукавах и шпурах.

Ускоренный способ разрушения каменных и бетонных опор мостов состоит во взрывании наружных сосредоточенных зарядов, приложенных вплотную к опоре на высоте не менее 0,5 м под водой.

Каменные и бетонные арочные мосты подрываются сосредоточенными зарядами, расположенными по сторонам замка свода, над опорами, на замке свода. Могут также применяться удлиненные заряды, которые укладываются вдоль замка свода и вдоль моста по его оси. Для достижения желаемых разрушений необходима хорошая забивка.

Примером успешного подрыва железнодорожного бетонного моста в тылу противника в Великую Отечественную войну являются действия подразделения лейтенанта Попова. Высланные вперед сержант и двое солдат произвели разведку моста и установили, что он не охраняется. Выставив охранение, саперы подтащили к мосту ВВ, установили наружный сосредоточенный заряд весом около 500 кг на опоре и взорвали его огневым способом.

Благодаря тому, что мост был выведен из строя, противник при отступлении не смог вывезти большого количества вагонов с военным грузом, которые достались нашим войскам в качестве трофеев.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.