Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ





У человека, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, часто нарушаются взаимоотношения с окружающим миром, изменяется в той или иной мере сама личность больного – происходит его психическая и социальная дезадаптация. Поэтому оказание помощи пациенту является важной задачей не только для специалистов по восстановительному обучению, но и для семьи, близких и родных больного. Успех восстановительного лечения во многом зависит и от активной позиции самого пациента.

В этой связи неоценима роль семьи больного. В начале заболевания многие пациенты находятся в крайне удручённом состоянии, бывают раздражительны и даже агрессивны. Со стороны родных и близких требуются в таких случаях такт и выдержка. Больного необходимо успокоить, поддержать в нём веру в выздоровление. Кроме того, пациенту с нарушением глотания требуется помощь по организации рационального питания и правильного позиционирования во время приема пищи и жидкости. Больному с речевыми расстройствами необходима помощь в овладении речью, чтением и письмом.

Ключевую роль в решении данной задачи играет логопед. Важнейшим аспектом взаимодействия пациента с окружающими его людьми является выработка коммуникативных стратегий.

В остром периоде отдельной задачей логопеда является разъяснительная работа с пациентом и его родственниками, направленная на понимание характера имеющихся нарушений. Здесь важно объяснить сущность имеющихся у больного осложнений после перенесённого инсульта или черепно-мозговой травмы (афазия – это системное нарушение речевой деятельности человека, а не снижение его интеллектуальных способностей; дизартрия – нарушение произносительной стороны речи; дисфония – это нарушение, связанное с функциональными изменениями в мышцах голосового аппарата; дисфагия – нарушение, которое вызывает у больного затруднения при жевании и глотании пищи и жидкости).

Для людей, страдающих афазией, может стать настоящей проблемой то, что ранее не вызывало затруднений, а именно: называть свое имя и имена знакомых людей; вести непринужденную беседу; свободно разговаривать по телефону; читать книги, газеты, журналы; писать письма и заполнять бланки; считать, запоминать числа и обращаться с деньгами;

понимать теле- и радиопередачи и др.

При выборе подходящих коммуникативных стратегий логопед должен отталкиваться от имеющегося речевого нарушения, понимания сильных и слабых звеньев речевой системы у данного пациента. Так, если нарушения лежат в области экспрессивной речи, то пациенту важно предложить альтернативные способы коммуникации: письмо, жесты, а также научить способам стимулирования речи. Напротив, если трудности в большей степени проявляются в импрессивной речи, то акцент надо сделать на том, чтобы родственники в максимально простой форме могли доносить информацию до пациента.

Коммуникативные стратегии для родственников больного:

● Постарайтесь зафиксировать взгляд больного.

● Уменьшите, по возможности, посторонние шумы (радио, телевизор), мешающие общению с человеком с афазией.

● Начните с простого. Расскажите что-нибудь несложное о себе, а потом задайте вопрос, на который вы сами уже знаете ответ.

● Говорите медленно, используя короткие предложения и интонационно выделяя наиболее важные слова.

● Выпишите на бумаге ключевые слова. Повторите то, что вы сказали, и покажите больному с афазией ваши записи (больной может использовать их в качестве зрительной опоры).

● Помогите больному с афазией преодолеть коммуникативный барьер с помощью указаний, жестов, рисунков или письма. Просите больного самого указывать, обозначать жестами, рисовать или писать что-то.

● Позаботьтесь о том, чтобы у вас под рукой всегда были бумага и ручка. Записывайте наиболее важные слова, чтобы было легче следить за ходом разговора и вспоминать его содержание.

● Помогайте больному, обращайтесь вместе с ним к карманному словарю, или книгам с иллюстрациями. Вы можете сделать такой словарик сами. В него включите картинки, изображения и слова, которые важны для человека, страдающего афазией.

● Дайте больному время высказаться и не заканчивайте за него предложения.

● Старайтесь задавать вопросы, на которые нельзя дать односложный ответ.

● Помните, что разговор с больным с афазией требует времени и терпения.

 

Несмотря на данные рекомендации может так случиться, что вы всё-таки не сможете полностью понять друг друга. Отдохните и попробуйте продолжить разговор позже.

 

Следующие коммуникативные стратегии подойдут для самого больного:

● Имейте при себе ручку и блокнот, чтобы записывать слова или делать зарисовки.

● Записывайте слова, которые приходится часто использовать, но не всегда получается. Указывайте на них.

● Пытайтесь пояснить, что вы имеете в виду, с помощью жестов или рисунков.

● Указывайте на предметы, если не удается объяснить что-либо с помощью речи.

● Просите вашу семью и друзей о помощи.

● Делитесь вашими переживаниями с другими, не держите их в себе.

 

Очень важно донести эти коммуникативные стратегии до пациента (с учётом тяжести его состояния) и его окружения на самых ранних этапах заболевания, чтобы предотвратить негативные последствия нарушенного взаимодействия и максимально адаптировать пациента и его семью к изменившейся ситуации. О данных рекомендациях должны быть проинформированы другие члены мультидисциплинарной бригады, чтобы они могли максимально эффективно взаимодействовать с пациентом.

Важно помнить, что на пациенте должна лежать определённая нагрузка по ведению разговора. Таким образом, создается благоприятная, но стимулирующая речевая среда, которая способствует максимизации не только лечебного, но и спонтанного восстановления (Duffy, Fosset, Thomas, 2011; Holland & Fridriksson, 2001; Johnson, Valachovic, & Gearge, 1998).

Также важно научить пациента и родственников распознавать улучшения в речевой деятельности. Умение видеть динамику положительно влияет на больного и его окружение и стимулирует пациента к еще более активной коммуникации. За время проведения логопедических занятий семью пациента нужно просить отмечать положительные изменения в его речевой деятельности, внедрять коммуникативные стратегии, а также настоятельно просить родственников задавать вопросы по интересующей их информации.

ПРОФИЛАКТИКА

После инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. среди различных видов нарушения функций организма выделяют и такие как: нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций, поведения и др.), расстройства языковых и речевых функций (устной и письменной, вербальной и невербальной речи), нарушение функций голоса и глотания. Профилактика данных расстройств обеспечивается комплексом мероприятий, включающих медицинские, логопедические, психологические и социальные методы воздействия.

Медицинские профилактические мероприятия направлены на выявление и предупреждение «факторов риска» развития того или иного заболевания.

Логопедическая профилактика направлена на восстановление утраченных функций, что позволяет предотвратить необратимые последствия расстройств речи, голоса и глотания.

Решающее значение для восстановления нарушенных функций принадлежит раннему началу реабилитационных мероприятий, основной целью которых является «профилактика образования устойчивых патологических систем... или уменьшение степени выраженности их за счет активации саногенетических механизмов и разрушения патологических систем с привлечением как медикаментозных, так и не медикаментозных методов воздействия» (Гудкова В.В, Стаховская Л.В., Кирильченко Т.Д., Ковражкина Е.А., Чекнева Н.С., Квасова О.В., Петрова Е.А., Иванова Г.Е., 2005). Опасностью развития и прогрессирования вторичных патологических состояний в речевой функции может стать появление и закрепление словесных эмболов, штампов, «телеграфного стиля» общения, ненормативного речевого дыхания и т.д. Ранняя реабилитация также препятствует развитию социальной и психической дезадаптации, астено-депрессивных и невротических состояний. Логопедическая работа по восстановлению нарушения глотания является профилактикой таких серьезных осложнений, как асфиксия и аспирационная пневмония, которые могут привести к летальному исходу.

Для результативности логопедических занятий очень важно участие родных и близких больного. Ведение профилактической работы с родственниками пациентов и разъяснения их роли в реабилитации и реадаптации больных (беседы, лекции, информационные стенды), является неотъемлемой частью профессиональной деятельности логопеда.

Исходя из вышеизложенного, основой логопедической работы в остром периоде является: налаживание контакта с больным; выявление и диагностика особенностей нарушений речи, голоса и глотания; консультирование и психологическая поддержка больного и его окружения; проведение восстановительных занятий; обучение коммуникативным стратегиям и формирование благоприятной среды для речевого общения (Глозман, 1983; Prigatano, 1999; Wilson, 2008). Важно не только предоставлять соответствующую информацию пациентам и родственникам, но и эмпатийно выслушивать их опасения, давать обратную связь о переживаемых эмоциях, и разрешать вопросы, касающиеся болезни, лечения, восстановления и плана дальнейших действий после выписки из острого отделения (Johnson, Valachovic, & Gearge, 1998).

Помощь, которую оказывает логопед на самых ранних этапах заболевания больному с нарушениями речи, голоса и глотания, является ключом к дальнейшему успешному ведению пациента, достижению максимального уровня функционирования, социального участия и высокого качества жизни (Цветкова, Глозман, Калита, Максименко, Цыганок, 1980; Шкловский, 2003; Шохор-Троцкая (Бурлакова), 2001).

Литература

1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. Второе доп. и исправл. издание. М., Изд-во Теревинф, 2002.

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Система методов восстановительного обучения при грубой речевой патологии // Проблемы патологии речи. Отв. редактор В.В. Ковалев. М., 1989, с. 10-12.

3. Бадалян Л.О. Детская неврология. М., Изд-во Медицина, 1984.

4. Бурлакова М.К. (Шохор-Троцкая). Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 1972.

5. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: Просвещение, 1991.

6. Винарская Е.Н. и Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга, Ташкент, 1973

7. Глозман Ж.М. Мотивационные и личностные аспекты реабилитации больных с афазией. / В кн.: Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983, с. 212-215

8. Гудкова В.В, Стаховская Л.В., Кирильченко Т.Д., Ковражкина Е.А., Чекнева Н.С., Квасова О.В., Петрова Е.А., Иванова Г.Е. Ранняя реабилитация после перенесенного инсульта. М., 2005.

9. Дьякова Е.А. (2006). Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе. // Логопед в детском саду, №5-6.

10. Кадыков А.С. Реабилитация после инсульта. М; Миклош, 2003.

11. Камаева О.В., Полина Монро, Буракова З.Ф. и др. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных: Методическое пособие. Часть 1. Организация Инсультного Блока / Под ред. А.А. Скоромца. – СПб., 2003.

12. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М.,2007

13. Лурия А.Р. Травматическая афазия. М.: Изд-во АМН СССР, 1947.

14. Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. – Изд-во АМН СССР, 1948.

15. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., Академия, 2002.

16. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., МГУ, 1969.

17. Оппель В.В. Восстановление речи после инсульта. Л.: Медицина, 1972.

18. Панченко И.И., Щербакова Л.А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими расстройствами и анартрией, страдающих церебральными параличами и особенности логопедической работы / / Нарушение речи и голоса у детей и взрослых. - М.:МГПИ им. В.И. Ленина, 1975.

19. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог.

фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: "Просвещение",

1973.

20. Ранняя реабилитация больных с инсультом: Методические рекомендации

№44. – М.: Изд-во РУДН, 2004, – 40 с.: ил.

21. Цветкова Л.С. (ред.) Проблемы афазии и восстановительного обучения.

/М.: Изд-во МГУ, 1979, с. 162.

22. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

23. Цветкова Л.С., Глозман Ж.М., Калита Н.Г., Максименко М.Ю.,

Цыганок А.А. Социально-психологический аспект реабилитации

больных с афазией. М.: Изд-во МГУ, 1980, 82 с.

24. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Москва-

Воронеж, 2004.

25. Шкловский В.М. Концепция нейрореабилитации больных с

последствиями инсульта. - Ж. Неврологии и психиатрии им.

С.С.Корсакова, вып. 8, М., 2003 г., с. 10-23.

26. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у

больных с разными формами афазии. М.: «Ассоциация дефектологов»,

В. Секачев, 2011.

27. Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова). Стратегия и тактика восстановления

речи. М.: В. Секачев, Эксмо-Пресс, 2001.

28. Chapey, R. (2008). Language intervention strategies in aphasia and related

neurogenic communication disorders (5th ed.) Baltimore, MD: Lippincott
Williams & Wilkins.

29. Davis, G. A., (2014). Aphasia and related cognitive-communicative

disorders, Pearson Education, Inc. Boston MA 02116.

30. de Jong-Hagelstein, M., van de Sandt-Koenderman, W.M., Prins, N.D.,

Dippel, D.W., Koudstaal, P.J., Visch-Brink, E.G. (2011). Efficacy of early

cognitive-linguistic treatment and communicative treatment in aphasia after

stroke: a randomised controlled trial (RATS-2). Journal of Neurology,

Neurosurgery, & Psychiatry, 82, 399-404.

31. Duffy, J.R., Fosset, T.R.D., & Thomas, J.E. (2011). Clinical practice in acute

care hospital setting. In L. L. LaPointe (Eds.), Aphasia and related

neurogenic language disorders (pp. 88-112). New York: Theime.

32. European Stroke Initiative Recommendations for Stroke Management-

update. Cerebrovascular diseases, 2003.

33. Holland, A. & Fridriksson, J. (2001). Aphasia management during the early

phases of recovery following stroke. American Journal of Speech-Language

Pathology, 10 (1). 19-28.

34. Johnson, A. F., Valachovic, A.M., & Gearge, K.P. (1998). Speech-language

pathology practice in the acute care setting: a consultative approach. In A.F.

Johnson & B.H. Jacobson (Eds.), Medical speech-language pathology: A

practitioner’s guide (pp. 96-130). New York: Thieme.

35. Marshall, R.C. (1997). Aphasia treatment in the early postonset period:

managing our resources effectively. American Journal of Speech-Language

Pathology, 6, 5-11.

36. Prigatano G. P. (1999) Principles of neuropsychological rehabilitation.

Oxford: Oxford University Press.

37. Rofes L.et al., (2013) Neuogenic and oropharyngeal dysphagia. Annals of







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.