Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Всероссийское общество неврологов





Ассоциация нейрохирургов России

МОО Объединение нейроанестезиологов и нейрореаниматологов

Союз реабилитологов России

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И

РЕАБИЛИТАЦИЯ РАССТРОЙСТВ

РЕЧИ, ГОЛОСА И ГЛОТАНИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА

В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Москва 2014

Рабочая группа по подготовке текста рекомендаций

 

Ахутина Т. В., д. психол.н., профессор (Москва)

Варако Н. А., к. психол.н. (Москва)

Иванова М.В., к. психол.н. (Москва)

Ларина О.Д. (Москва)

Микадзе Ю.В., д. психол. н., профессор (Москва)

Норвилс С.Н. (Москва)

Царева И.В. (Москва)

 

Научное редактирование: Ахутина Т.В., Микадзе Ю.В.

 

 

Утверждено:

Главный внештатный специалист по медицинской психологии МЗ РФ Ю.П.Зинченко

Профильная комиссия по медицинской реабилитации Экспертного Совета МЗ РФ

Председатель Г.Е. Иванова


Оглавление

 

Введение ----------------------------------------------------------------------------- 4

Методология ---------------------------------------------------------------------- 5-6

Определение и виды нарушений речи, голоса и глотания ------------- 6-13

Основные направления логопедической работы в остром периоде ---- 13

Диагностика -------------------------------------------------------------------- 13-19

Лечение и реабилитация ----------------------------------------------------- 19-30

Недопустимые действия при речевых нарушениях ------------------------ 30

Обучение пациентов и их родственников -------------------------------- 31-33

Профилактика ------------------------------------------------------------------ 33-34

Литература ---------------------------------------------------------------------- 35-36

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. являются речевые нарушения (примерно 30-40% от общего числа больных), проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий), нарушения глотания (около 19-81% больных с инсультом), двигательные и психические расстройства (Шкловский, 2003; Rofes L.et al., 2013).

Психические расстройства связаны либо непосредственно с очаговой или общемозговой симптоматикой, либо являются реакцией на дефект, т.е. на резко изменившийся социальный статус и положение в семье.

В остром периоде после стабилизации жизненно-важных функций больной начинает оценивать своё состояние: невозможность речевого общения, ограничение самостоятельного передвижения, социально-бытовую некомпетентность, и, наконец, неверие в возможность возвращения к труду. Все это приводит к появлению депрессии, тяжелых невротических состояний, суицидальных мыслей, а также к целому ряду других психических расстройств, которые и являются причиной социальной депривации.

Согласно мировой статистике, в настоящее время отмечается стремительная тенденция к увеличению числа больных с инсультом, а также к их «омоложению». По данным ВОЗ, 30% больных составляют лица трудоспособного возраста. 75-80% больных, перенесших инсульт или получивших тяжелую черепно-мозговую травму, полностью утрачивают профессиональные навыки и трудоспособность. В результате появления речевых и двигательных расстройств больные переводятся на инвалидность I или II группы без права работы. При этом важнейшим фактором при определении степени инвалидности является именно нарушение речи. Речевые расстройства, как правило, являются следствием более тяжелой формы инсульта или черепно-мозговой травмы, и сам по себе коммуникативный дефицит делает пациента более инвалидизированным (Цветкова, Глозман, Калита, Максименко, Цыганок, 1980; Глозман, 2003).

Эти факты и цифры наглядно показывают, насколько актуальной и масштабной стала проблема оказания данному контингенту больных комплексной специализированной помощи, начиная с самого раннего этапа заболевания, которая охватывала бы круг вопросов, связанных с лечением больных, максимальным восстановлением или компенсацией утраченных ими двигательных и высших психических функций (Davis, 2014; Шкловский, 2003). Чрезвычайно важное место в комплексе лечебно-восстановительных мероприятий занимает восстановительное обучение, включающее различные методы логопедической, нейропсихологической, психологической, педагогической, социально-психологической и других видов работы (Цветкова, 2004; Шкловский, Визель, 2011; Шохор-Троцкая (Бурлакова), 2001).

Основной целью восстановительного обучения больных с речевыми нарушениями вследствие инсульта и черепно-мозговой травмы является работа по преодолению афазий, дизартрий (апраксий и агнозий в том числе), а также работа по восстановлению голоса и глотания.

Методология и основные принципы восстановительного обучения определяются прежде всего тем, что указанные нарушения представляют собой следствие локальных поражений головного мозга (Цветкова, 1979, 2004; Шкловский, Визель, 2011). В остром периоде на проявления локальных поражений накладывается общая реакция мозга на повреждение, выражающаяся диашизом (охранительным торможением), функционально расширяющим размеры патологического очага (Лурия, 1948). Такой динамический компонент резко усугубляет картину речевых и когнитивных нарушений и длится, как правило, от 3-х до 6-ти недель.

Эффективность нейрореабилитации обеспечивается комплексом мероприятий, охватывающим: медикаментозное лечение; ЛФК, массаж, физиотерапию; восстановительное обучение, предполагающее индивидуальную и групповую логотерапию, а также систему психолого-коррекционного воздействия; мероприятия по социально-трудовой и социально-бытовой реабилитации; психотерапию, в том числе и семейную.

Клинические рекомендации по диагностике, лечению и реабилитации больных в остром периоде представляют собой практическое руководство для специалистов, занимающихся проблемой нарушений речи, голоса и глотания.

Концепция разработчиков клинических рекомендаций заключается в донесении до логопедов, работающих в остром сосудистом отделении, определенных правил и стандартов, оказывающих помощь в диагностике и лечении больных с вышеуказанными нарушениями.

Рекомендации прошли процессы авторской разработки, редактирования и рецензирования под руководством председателя профильной комиссией по медицинской реабилитации Экспертного Совета МЗ РФ.

МЕТОДОЛОГИЯ

Методы, использованные для сбора/селекции доказательств:

· поиск в электронной базе данных

· публикации в профильных медицинских журналах, монографиях

Описание методов, использованных для сбора/cелекции доказательств: доказательной базой для рекомендаций явились публикации, вошедшие в базу данных PSYCHOLIT, MEDLINE, PUBMED, Elsevier (платформа Science Direct) -URL: http://www.sciencedirect.com, Sage Publications - URL: http://online.sagepub.com/, Springer/Kluwer - URL: http://www.springerlink.com, Tailor & Francis - URL: http://www.informaworld.com, Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) - URL: http://elibrary.ru/.

 

Методы, использованные для оценки качества доказательств:

· консенсус экспертов

· консультации и экспертная оценка

 

Экономический анализ:

Анализ стоимости не проводился и публикации по фармакоэкономике не анализировались.

Метод валидизации рекомендаций:

· внешняя экспертная оценка

· внутренняя экспертная оценка







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.