Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мотивационно-ценностные отношения к занятиям физической культурой в старшем школьном возрасте





Мотивация школьников к физической культуре важна в организации процесса обучения. Имея внутреннее желание, интерес к классам, школьник будет более эффективно участвовать в образовательном процессе. Поэтому уровень учителя физической культуры зависит от того, насколько хорошо он понимает мотивацию преподавания в его сущности, факторах и методах его обучения [21].

Под мотивационно-ценностным отношением к занятиям физической культурой понимается эмоциональное отношение к двигательной активности, потребности, систематизированные знания, интересы и мотивы, устремления и направления воли человека, а также практическая и познавательная деятельность к приобретению ценностей физического воспитания, здорового образа жизни и физического совершенствования [20].

Мотивационно-ценностное отношение к деятельности физической культуры в старшем школьном возрасте представляет собой комплекс явлений и процессов, способствующих физической активности и благополучию, инициированных в соответствии с внутренними потребностями - мотивами, которые приобретают личную и значимую ценность и внешние условия - мотивы, способствующие физической активности.

Таблица 1.2.1.

Мотивы, способствующие физической активности

Внутренние пoтребнoсти-мoтивы Внешние услoвия-мoтивы
- поощрять позитивную мотивацию, интересы и убеждения, которые организуют и направляют усилия воли человека; - создание самостоятельной физической активности; - цель здорового образа жизни; - об основных методах самоконтроля во время этих курсов; - развитие знаний о влиянии физической культуры на основные системы организма. - заметное улучшение внешнего вида с отпечатками, произведенными по окрестностям; - сочетать технику упражнений с правилами самотренировки для повышения двигательной активности; - когнитивная и практическая деятельность по приобретению ценностей физической культуры; - достижение высоких пластических движений с улучшением физики; - улучшенная техника выполнения жизненно важных двигательных навыков.  

По словам авторов [14], мотивы обучающихся старшего звена школы по сравнению с другими возрастными группами более устойчивы, постоянны, социально значимы, но они все еще нуждаются в подкреплении. Чем старше школьник, тем меньше его интерес к физической культуре, или полностью меняет пассивные отношения, если этот интерес не закреплен в стабильном мотиве. И мотивы, связанные с пониманием влияния физических упражнений на укрепление здоровья, воспитание физических качеств, хотя они социально важны для общества, не учитываются школьниками [19].

Теоретическое обоснование и методическое осуществление процесса формирования мотивации учащихся к физической культуре, по мнению многих исследователей, являются основными и влияют на результат процесса обучения. Они должны основываться на дидактическом принципе взаимодействия учебных мероприятий, а также на потребностях в реальной практике с учетом особенностей основных мотивов учащихся. Формирование такой мотивации школьников является самой сложной психо-педагогической проблемой общеобразовательных школ.

По словам А. К. Марковой [12]: «... мотивация учащихся формируется из постоянно меняющихся и входящих новых отношений друг с другом мотиваций, их потребностей, мотиваций, целей, эмоций, интересов. Мотивация-это не только увеличение позитивного или негативного отношения к деятельности, но и проявление новых, часто противоречивых отношений между ними».

И.А. Бaриляк [2] считает, чтo «причинами отсутствия мотивации могут быть: снижение интереса к деятельности, негативные отношения с учителем, недоразумение по этому вопросу и т. д.».

Согласно, Р.С. Уэйнберг, Д. Гoулд [26], задача учителей физической культуры заключается в правильном применении методов продвижения (а также других методов), чтобы они увеличивали восприятие успеха, а также способствовали повышению внутренней мотивации школьников. Авторы дают следующие рекомендации по увеличению внутренней мотивации:

- использование не только словесных, но и других видов поощрения. Устно обнадеживает, учитель дает положительные отзывы и поощряет их к дальнейшему улучшению. Это особенно важно для детей, которые имеют слабые физические данные для спорта и физической культуры;

- обеспечение соответствия цели продвижения и деятельности. Поэтому необходимо увязать поощрение с определенным поведением, чтобы возрастала важность информации об ободрении для школьника (школьник должен быть уверен, что ему рекомендуется добросовестно выполнять элемент). Сосредоточение внимания на информативном аспекте стимулов;

- обеспечить условия для успеха. Сознательный успех увеличивает у детей любого возраста чувство собственного значения и мастерства;

- участие школьников в принятии решений. Учащиеся считают себя наиболее компетентными, когда они являются активными участниками процесса обучения;

- разнообразие содержания и порядка упражнений. Урок может быть скучным, однообразным, поэтому нужно нарушить однообразие урока, изменить порядок выполнения упражнений, ритм, а также сами упражнения. Кроме того, аналогичное разнообразие позволяет учащимся тестироваться в разных позициях;

- установить реальную цель. Проблема педагогов заключается не в том, чтобы научиться выражать цели, а в том, чтобы устанавливать цели, которые дают повышенную ориентацию и мотивацию, а также обучать учащихся, переходить к поставленным целям и достигать их. Цель легче установить, чем следовать за ней.

Фактoры, воздействующие на мoтивацию каждого человека различны, следовательно, и ее метoды также различны [10]:

- самопoзнание;

- личный пример препoдавателя;

- стимулирующие (внушение, пooщрение, порицание);

- проблемнoе изложение;

- убеждение (информационные, поисковые, дискуссиoнные, взаимного просвещения);

- сoвместная рефлексия деятельности и взаимодействия.

Основным методом формирования мотивационно-ценностных отношений является метод убеждения, который связан с процессами понимания и восприятия ценной информации, ссылаясь на свое собственное критическое суждение ученика. Чтобы убедить школьника в чем-либо, вы должны раскрыть смысл этого явления в контексте, который будет наиболее значимым для него, так как все будут реагировать, прежде всего, на то, что имеет личное значение. В то же время нет необходимости показывать учащимся, что учитель пытается обеспечить их чем-то, потому что, по словам С. Л. Рубинштейна, инстинктивное желание личности сохранить свою автономию, невольно подталкивает ее к осторожному и даже сопротивлению [17]. Необходимо иметь возможность найти такую позицию или основать ее, чтобы факты могли направлять учащихся в правильном направлении [9]. "Иногда необходимо, чтобы дети чувствовали, что они сами пришли к этому выводу или что учитель уступает только их настойчивости, а не, но он показывает им, и они принимают его за себя" [30].

По словам К. К. Кардялиса [21], важно, чтобы старшеклассники формировали позитивное отношение к урокам физической культуры, но не принудительно, а воспитывали свои когнитивные интересы и убеждения в том, что деятельность физической культуры важна и необходима. Такое понимание и убеждение развивают отношение, которое отображает истинное поведение учащихся.

Чтобы сформировать мотивацию к физической активности, нужно помочь учащимся использовать различные методы, формы и средства физической культуры, узнать, как это помогает определить в жизни. Следует объяснить учащимся ценности физической культуры, выбрать эффективные средства самосовершенствования, средства управления своим здоровьем и трудоспособностью в зависимости от личных способностей и индивидуальных способностей. Курсы физической культуры, независимо от их формы (теория, практика), должны иметь мотивационную ориентацию. Мотивация каждого этапа урока важна. В начале роль играет подготовка к занятию и включение ученика, в конце урока - удовлетворение или неудовлетворенность результатами. Стратегия развития мотивации должна быть направлена [19]:

- на поощрение учащихся к позитивной внутренней оценке ценностей физической культуры, их внутреннего признания, их убежденности в своей истинности;

- на актуализацию восприятия, понимания, понимания ценностей обучения физической культуре позиций норм, идеалов, морали, нравственности, жизненной необходимости;

- стимулировать мотивацию, желания, переживания, обучающие чувства к саморазвитию физической культуры, обогащение ее ценностей.

Культурологический подход к содержанию образования в рамках общего социального опыта требует, чтобы в каждой теме исследования каждый вид деятельности учащихся проистекал из самоопределения человека, развертывания его подходящих способностей к подходу к идеалу культуры, организации его жизнедеятельности, изучения, отдыха.

Перевод физической культуры в школу на новый качественный уровень предполагает четкое определение ее целевой направленности. Такой интегративной целью является физическая культура личности школьника как продукт развития этой культуры в личности, в рамках его общей культуры.

В физической культуре личности школьника проявляются все структурные элементы его общей культуры:

- уровень культурного развития как личности;

- способы достижения этого уровня;

- различные мероприятия, в которых проявляется достигнутый культурный уровень.

Культурную деятельность школьника можно рассматривать как самореализацию личности, а также как характеристику его деятельности и стимул к обучению. Причина этого-весь образовательный процесс в школе, ориентированный на развитие общей культуры учащихся в единстве знаний, навыков, убеждений, навыков, качеств, творческих способностей, стандартов поведения, реализованных в исследованиях, работе, организации образа жизни, социальной деятельности и поведении. Культура обращена к личности учащегося.

К ценностям физической культуры относятся [26]:

- ценнoсть процесса получения продукта (формы и методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, формы организации занятий и т.д.);

- ценнoсть саморазвития, то есть обеспечение своего самоизменения за счёт обращения к критериям, «хранящимся» в культуре (формирование интеллектуальной и духовной культуры);

- ценнoсть самоизменения, понимания себя действующего (развитие рефлексивных способностей, усиление роли мышления в процессе занятия физической культуры, сознания, самосознания, самоорганизации);

- ценнoсть получения конечного продукта (например, увеличение количества знаний, умений, навыков; повышение уровня здоровья; повышение уровня развития физических качеств).

В педагогической литературе отмечается, что наиболее важными показателями физической культуры человека являются:

- гигиенические навыки и привычки, чтобы заботиться о ежедневном здоровье, упрочнения тела и физической подготовки;

- уровень развития основных физических качеств;

- количество освоенных двигательных навыков;

- доступный уровень знаний в сфере физической культуры;

- долгосрочные интересы и мотивации личности к физическому самосовершенствованию;

- наблюдение за режимом физической активности [15].

Также отмечается: «помимо развития моторных навыков очень важно развивать у школьников знания о физических упражнениях, об их влиянии на организм учащихся. Со временем начнется формирование постоянных оснований для систематических упражнений» [20].

"Физическая культура личности ученика - качественное, системное и динамичное воспитание человека, характеризующееся уровнем его физического развития и воспитания, пониманием способов достижения этого уровня и выраженное в различных формах физической и спортивной активности и жизни в целом" [13].

Многие авторы разделяют это мнение о том, что повышение мотивации учащихся практиковать физическую культуру-это, в первую очередь, формирование их позитивного отношения к физической и спортивной деятельности, выработка необходимости регулярных физических упражнений. Критерий вовлечения учащихся в физическую культуру и спорт зависит не только от общих и объективных факторов, но и от субъективных факторов. К ним относятся отношение учащихся к физической культуре, содержащее потребности в физическом развитии и их улучшении, интерес учащихся к различным видам спорта и формам физических упражнений, мотивации и ценностные направления учащихся, определяющие направление физической и спортивной активности, их собственные оценки причин, препятствующих активной физической активности. В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева пришли к мнению, что нужно так преобразовать учебный процесс физического воспитания, чтобы он удовлетворял интересы и потребности каждого занимающегося, создавался с учетом его индивидуальных особенностей [14].

Таким образом, можно успешно развивать позитивную мотивацию учащихся старшего звена школы к занятиям физической культуры с соблюдением определенных психолого-педагогических условий, которые будут:

- позволять основывать на уроках комфортную психологическую атмосферу межсубъектного общения и взаимодействия;

- обновлять мотивы физической активности, самосознание физической культуры;

- ориентировать содержание процесса обучения на физическую культуру на потребности и интересы учащихся;

- содействовать ориентации образовательного процесса на формирование саморазвития физической культуры;

- дифференцировать педагогические формы, средства, методы.

Структура физической культуры состоит из трех взаимосвязанных компонентов [6]:

- физическое превосходство человека, которое обусловливает его состояние здоровья, психофизиологические и физические способности в качестве основы активной социальной и социальной деятельности, необходимые и достаточные навыки, чтобы сделать это;

- ориентация мотивации и ценности личности на активное – позитивное отношение к физической культуре, жизненную потребность в ней, систему знаний и убеждений, которые организуют и стимулируют когнитивную и практическую деятельность человека;

- подход к деятельности, выраженный в широком спектре физической и спортивной активности (когнитивная, пропагандистская, организационная, судебная, самосовершенствование, саморазвитие, самообразование).

Механизм процесса формирования мотивационно – ценностных ориентаций учащихся состоит в следующем:

- физическое совершенство как фундаментальная ценность физической культуры личности школьника и его необходимое качество обусловливает динамическое состояние личности, характеризующее его стремление к комплексному развитию в физической и спортивной деятельности, обеспечивая условия для раскрытия индивидуальных физических способностей;

- ценностные направления, воспринимаемые личностью (в классе, в внеклассной и внеклассной деятельности), проходят через оригинальный фильтр самосознания и дифференцируются на уровне «ценности» или личного смысла. Кроме того, преломлены в реальных жизненных условиях и опыте школьников, они делятся на подтвержденные и неподтвержденные, на действия, которые на самом деле их направляют и на те, которые просто хранятся в уме, что позволяет ориентироваться в системе тех же нормативных требований, что и учителя, коллектив, товарищи, семья [5].

Процесс обучения можно рассматривать как имевший место, когда ценностные направления, проверенные личным опытом, обращаются к реальным мотивам поведения человека. Этот процесс будет более интенсивным, если ценностные направления в физической культуре связаны с жизненными планами человека [7].

Постепенный характер этого процесса может быть представлен таким образом [27]:

Этап первый:

- эмоциональный фон занятий усиливается;

- образовательные действия яркие, впечатляющие, соответствующие внутреннему настроению школьников, и цели деятельности должны быть ясными и относительно доступными;

- преодоление негативных стереотипов в отношении поведения учащихся в этой области в соответствии с их интересами и потребностями;

- содержание деятельности способствует устранению чувства ограничения у учащихся, что достигается путем адекватной самооценки и поощрения их усилий.

На втором этапе:

- учащиеся получают значительную информацию об эффективности своей деятельности;

- развитие способностей, найденных у учащихся, что придаст их деятельности важное личное значение;

- учитель способствует преобразованию потенциальных способностей каждого человека.

На третьем этапе, понимая личное и общественное значение физического совершенства, развитие его индивидуального образа, обучающиеся выражают инициативу, устанавливают более высокие цели, которые облегчаются повышенным уровнем знаний и практического опыта.

Специфическим ядром практической стороны физической культуры являются отношения, которые формируются в процессе физической и спортивной активности и физической сферы человека, обогащая его идеалы, нормы поведения, ценностные направления и т.д. Кроме того, все виды деятельности, являются ценностями, созданные человечеством, которые показывают масштабы индивидуальных или глобальных творческих сил и способностей. При всем разнообразии физической и спортивной активности каждый человек выбирает для себя наиболее подходящий способ физического развития, тем самым присоединяясь к ценностям физической культуры.

Удовлетворяя потребности общества, эта деятельность служит средством развития самого школьника, его культуры. Критерием развития является физическая и спортивная активность учащихся с проявлением таких отношений, преимущественно активных, созерцательных, пассивных, стабильных или нестабильных. Порядок осуществления этих мероприятий может варьироваться от школы к школе - от класса к классу; в зависимости от специфики задач – кроме того, ориентированы на знание и восприятие физической культуры.

Процесс подготовки учащихся к физической и спортивной активности предусматривает:

- учет индивидуальных и психологических особенностей, уровня активности;

- усиление круга необходимости в мотивации;

- повышение личных интересов;

- эмоциональную и интеллектуальную деятельность;

- расширение информационной, когнитивной и коммуникативной и регулятивной функции деятельности, обеспечение процессов самосознания, самостоятельности, эмоциональной и нормативной саморегулирования поведения и деятельности человека.

В целом формирование физической культуры личности школьника означает целенаправленный, постепенный и последовательный подход к более высокой степени развития всей системы его качеств, способностей, свойств и способностей в зависимости от возраста и других характеристик.

Уровень углубленного образования в области физической культуры человека формируется в старших классах общего образования, что отражает [12]:

- знания, обеспечивающие грамотное использование средств физической культуры в развитии значимых личных и профессиональных качеств, физическом совершенствовании, здоровом образе жизни в образовании, профессиональной деятельности, досуге, семейной жизни, необходимых для руководства самостоятельными упражнениями;

- практические навыки для методически грамотного ведения независимых исследований, обладания навыками прикладной спортивной и военной подготовки, спасательных методов на воде, оказания первой помощи в случае травм;

- личная потребность в физической культуре, здоровый образ жизни;

- значительное применение теоретических знаний в процессе обучения и подготовки, направленных на формирование жизненно важных профессиональных, военно-прикладных навыков, спортивных навыков и физических качеств;

- дифференцированное применение физической культуры, спорта как средства самообразования для реализации жизненных и профессиональных планов и намерений, для создания потенциала, саморазвития и самоопределения;

- способность на практике использовать средства физической культуры и спорта в процессе психического, нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания.

Решение этих проблем требует особой ориентации педагогической деятельности учителя, ориентированной на личность ученика, устанавливающей активную подготовку его качеств, свойств и способностей, которые способствуют его будущему в жизни и социально-профессиональной деятельности.

Эта цель требует сбалансированного педагогического воздействия на интеллектуальную, моральную, эмоциональную и практическую деятельность учащихся. Кроме того, ключом к образованию личности является включение его в личную значимую деятельность, в которой будет реализовано его личное развитие. Только в этих условиях будет создана мотивационная сфера личности обучающегося, а физическая культура станет его личной ценностью, превратится в руководство к жизни.

Учитель должен помочь ученикам найти свою жизненную программу, чтобы выполнить, кто нуждается в интеллектуальной и физической силе. Чем шире, тем сложнее, тем более социально важно, тем больше требований человек предъявляет. Именно поэтому учитель должен показать ученику помощь в определении таких перспектив человека, реализация которых требует поддержки на его самообразовании и самосовершенствовании. Такая программа потребует от учащихся весьма развитой социальной деятельности и твердой приверженности достижению хорошо понятной и приемлемой перспективы.

Программа деятельности человека только тогда придаст импульс развитию его способностей, станет мощным импульсом движения его интеллектуальных и физических сил, когда ученик поймет важность своей деятельности для других и для себя, когда в этом отношении созреет свою эмоциональную и добровольную область, настойчивость и проявятся для достижения значимой перспективы. Поэтому необходимость широкого включения учащихся в спортивные мероприятия, организация условий для проявления инициативы, самоорганизация, личная деятельность.

Нельзя терпеть, чтобы учащиеся удовлетворялись бессознательным знанием физической культуры, механическим исполнением предложенной ими деятельности. В будущем это делается из источника их некомпетентности, невежества в области физической культуры.

Содержание физического воспитания учащихся, основанное на концепции И. Ю. Лернера, может быть представлено как [18]:

- опыт эмоционального и ценного отношения к физической и спортивной активности;

- опыт той же творческой спортивной и спортивной деятельности по освоению новых методов, методов, методов, связанных с поиском новых решений, реализуемых в меняющихся условиях;

- наличие опыта реализации известных методов физической и спортивной активности, отображаемых в навыках личности;

- система знаний, которая отображает причинно-следственные отношения и зависимости, связанные с выполнением различных методов физической и спортивной деятельности. Важно, чтобы при передаче знаний не было образцов, стандартов, неизменных и абсолютных моделей, чтобы мотивация и ценность знаний были высокими, чтобы их относительность, изменчивость понимались, чтобы учащиеся участвовали в процессе их непрерывного обновления. А сами знания должны характеризоваться полнотой и глубиной, специфичностью и обобщением, сознанием и силой, скоростью и гибкостью. Ведь право решать и действовать грамотно у учащихся выдается только из-за полноты знаний.

Творческая индивидуальность учащихся может проявляться в передаче наиболее важных знаний, навыков и опыта в новой ситуации, повторяться во всех видах спортивных мероприятий. Поэтому в рамках учебной деятельности разумно знакомить учащихся с, вероятно, более широким кругом действий и двигательных подходов к их реализации, а также вне учебы, предлагать широкий спектр спортивных мероприятий, которые обеспечивают проявление индивидуальных способностей и их развитие.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что мотивация является стимулом к действию; психофизиологическим процессом, который управляет поведением человека, который определяет его ориентацию, деятельность и устойчивость; способностью человека активно реагировать на его потребности.

Под мотивационно-ценностным отношением к занятиям физической культурой понимается эмоциональное отношение к двигательной активности, потребности, систематизированные знания, интересы и мотивы, устремления и направления воли человека, а также практическая и познавательная деятельность к приобретению ценностей физического воспитания, здорового образа жизни и физического совершенствования.

Мотивация учащихся практиковать физическую культуру является важным моментом в организации процесса обучения. Если есть внутреннее желание, интерес учащихся к занятиям, то их учебная деятельность будет эффективной. В первую очередь в мотивации учебной деятельности старших классов является мотивом самоутверждения, на нее влияют такие достижения, как прогресс в учебной деятельности, стабильное положение в команде сверстников, самооценка. Мотив саморазвития, в сочетании с желанием развивать личные качества, такие как привилегия, воля учащихся по важности, занимает второе место. На третьем месте два мотива, познавательный и мотив общения с взрослыми.

Мотивация к физической культуре в старших классах снижается. Это приводит к ухудшению здоровья человека, физической подготовки и физического развития подрастающего поколения.

Преподаватели и психологи работают над вопросом мотивации учащихся к занятиям физической культурой и предлагают различные методы и технологии для ее совершенствования.

Стратегия развития мотивации должна быть направлена:

- на поощрение учащихся к позитивной внутренней оценке ценностей физической культуры, их внутреннего признания, их убежденности в своей истинности;

- на актуализацию восприятия, понимания ценностей обучения физической культуре позиций норм, идеалов, морали, нравственности, жизненной необходимости;

- на стимулирование мотивации, желания, переживания, чувства к саморазвитию физической культуры, обогащение ее ценностей.

Подводя итог теоретическому материалу, выражаем следующее предположение: позитивная мотивация к занятиям физической культуры у школьников формируется при условии новизны, практической значимости нового материала, духа соперничества, индивидуального подхода к каждому, учета личного интереса в разработке занятий по физической культуре.


Глава 2. Исследование мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой старшеклассников

2.1. Программа формирования мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой для старшеклассников

Представляем примерную рабочую программу по формированию мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой для старшеклассников, разработанную на основе занятий по общей физической подготовке.

Пояснительная записка

Учебная программа общефизической направленности предопределена для организации занятий по общей физической подготовке во внеурочной деятельности школьников. Программа составлена согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданевича.

Направленность образовательной программы по общей физической подготовке физкультурно-спортивная.

Актуальность. Мотивация учащихся практиковать физическую культуру является важным моментом в организации процесса обучения. Если есть внутреннее желание, то интерес учащихся к классам, их учебная деятельность будет эффективной. В процессе обучения учащиеся развивают потребность в систематических физических упражнениях, привязываются к общественному здоровью, берут привычку физически работать, умственная нагрузка компенсируется их физической нагрузкой.

Педагогическая целесообразность образовательной программы по общей физической подготовке содержится в том, что занятия по ней дисциплинируют, вырабатывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений и формируют мотивационно-ценностное отношение к физической культуре. Проводятся они с целью:

- получения умений и навыков самостоятельно заниматься;

- воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

- укрепления здоровья и закаливания занимающихся;

- достижения всестороннего развития, широкого освоения физической культуры;

- обучение разным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических упражнений.

Общая характеристика

В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью существенное значение имеют занятия общей физической подготовкой.

Данная программа разработана для занятий с учениками старшего школьного возраста. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Реализация данной программы совершается за счёт многообразного содержания занятий. Дополнительное образование ориентировано на различный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей.

Заниматься общей физической подготовкой может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

Программа составлена на основе материала, который дети осваивают на уроках физической культуры, дополнив его с учетом интересов детей, в зависимости от пола, возраста, времени года и местных особенностей, к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.

Цель и задачи проведения занятий ОФП в школе – это здоровьесбережение, здоровьеподдержание и здоровьеформирование школьников.

Цели и задачи программы:

Здоровьесберегающие:

- укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;

- укрепления здоровья и закаливание;

- ведение закаливающих процедур;

- удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;

- снятие физической и умственной усталости.

Образовательные:

- развитие мотивации к самостоятельным занятиям, получение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься ОФП, получение более глубоких знаний по интересующему виду спорта или упражнения;

- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Развивающие:

- развитие координации движений;

- достижения всестороннего развития;

- развитие памяти, мышления.

Воспитательные:

- воспитание дисциплинированности, смелости и решительности;

- развитие моральных и волевых качеств.

Планируемые результаты реализации программы:

- формирование мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям физической культуры;

- формирование установок здорового образа жизни;

- снижение заболеваемости простудными заболеваниями и гриппом;

- формирование навыков самоконтроля, самонаблюдения и саморегуляции;

- умение играть в спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол);

- знание правил спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол);

- воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;

- отсутствие вредных привычек.

Средства диагностики в ходе реализации программы:

- ведение учащимися дневника самообразования (Приложение 7);

- наблюдения;

- анкетирование учащихся;

- собеседование;

- тестирование и мониторинг здоровья.

Основные направления реализации программы:

- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

- создание и проведение инструктажа по технике безопасности;

- проведение мероприятий, сосредоточенных на профилактике вредных привычек;

- организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры (баскетбол, волейбол), развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

- активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная, беговые дорожки);

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

- организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.

Место проведения:

- Спортивная площадка;

- Футбольное поле;

- Волейбольное поле;

- Беговые дорожки;

- Класс (для теоретических занятий);

- Спортивный зал.

Таблица 2.1.1.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.