Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Министерство лесного хозяйства Кировской области





Министерство лесного хозяйства Кировской области

КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум»

 

Профессиональный модуль 02

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство

(базовой подготовки, заочной формы обучения)

 

Г. Советск

 

Методические указания и контрольное задание для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по профессиональному модулю «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки, заочной формы обучения).

В методических указаниях представлены учебные задания по изучению профессионального модуля «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов», список литературы и нормативной документации, методические указания по изучению каждой темы, выполнению контрольных работ. Даны вопросы для самоконтроля студентов-заочников и задания по выполнению домашних контрольных работ, которые окажут помощь в подготовке к экзамену. Приведен перечень практических заданий.

Методические указания по профессиональному модулю «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов» составлены в соответствии с примерной основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство», рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»).

Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО» от «07»октября2011 г.№ 5

Регистрационный номер рецензии № 334 от «20» 10 20 11 г. ФГАУ «ФИРО».

Автор: Сотникова Л.И. - преподаватель ГОУ СПО ЯО «Рыбинский лесхоз-техникум»  
Рецензент: Додонова Г.С. - преподаватель ФБОУ СПО «Правдинский лесхоз-техникум»
Редактор: Нехайчук О.Г. - начальник отдела учебно-методического обеспечения ФБУ «Учебно-методический центр», эксперт программ профессиональных модулей и дисциплин СПО

Составители:

Антакова Н. А.- преподаватель КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум»

Шевырев В. В. - преподаватель КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум»

Введение

Профессиональный модуль «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов» включает в себя 2 раздела: I раздел «Охрана лесов» и

II раздел «Защита лесов».

Вопросы данного модуля очень важны для специалистов лесного хозяйства и имеют огромное практическое значение.

Охрана лесов от пожаров и лесонарушений, их защита от вредителей и болезней является составной частью общего комплекса мер по охране окружающей среды.

Профессиональный модуль «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов» включает следующие профессиональные компетенции:

Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.

Осуществлять тушение лесных пожаров.

Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг.

Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия;

- использования средств тушения лесных пожаров;

- сбора и анализа данных о лесопатологическом состоянии лесов;

- проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

уметь:

- работать с нормативной документацией по охране леса;

- назначать предупредительные мероприятия в зависимости от класса пожарной опасности;

- составлять планы противопожарных мероприятий;

- производить расчеты ущерба от лесного пожара и лесонарушений;

- определять степень угрозы насаждению от вредных организмов;

- выбирать методы борьбы с вредными организмами;

- назначать санитарно-оздоровительные мероприятия и осуществлять контроль за соблюдением санитарных требований к использованию лесов;

- оформлять документацию по лесопатологическому обследованию, лесопатологическому мониторингу и охране лесов;

- организовывать работу производственного подразделения;

- проводить инструктаж лиц, привлекаемых к тушению пожаров;

знать:

- организацию охраны лесов;

- условия возникновения и распространения лесных пожаров;

- предупредительные меры по охране лесов от пожаров;

- организацию проведения лесопожарного мониторинга;

- противопожарное устройство лесной территории;

- виды ответственности за нарушение лесного законодательства в области охраны лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия;

- способы тушения лесных пожаров;

- порядок расчета потребности сил и средств пожаротушения, машины, агрегаты и аппараты для предупреждения и борьбы с лесными пожарами;

- порядок организации и осуществления лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга;

- методы оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов;

- методы борьбы с вредителями и болезнями леса;

- принцип работы и конструкции базовых машин для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

- нормативную и правовую документацию по охране лесов и лесозащите;

- безопасные меры при тушении лесных пожаров, выполнение противопожарных и лесозащитных работ;

- правила пожарной безопасности при работах в лесу.

Профессиональный модуль «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов» изучается на II и III курсах. Объем учебного материала, согласно примерной программе составляет 186 часов; учебной практики по разделу I – 18 часов, по разделу II – 30 часов; производственной (по профилю специальности): по разделам I, II – по 24 часа при дневной форме обучения. При заочной форме обучения объём учебного материала – 56 часов, в т.ч. 40 – часов лабораторно-практические занятия, 16 – часов установочных и обзорных занятий.

После освоения теоретического курса по профессиональному модулю и выполнения видов работ по учебной и производственной (по профилю специальности) практик сдаётся экзамен (квалификационный).

Учебное занятие № 1. МДК.02.01. Охрана и защита лесов. Раздел I

Введение.

Тема 1. Организация охраны лесов

Тема 2. Лесохозяйственный регламент.

Тема 3. Участие общественности в управление лесами.

Тема 4. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов.

Тема 5. Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Тема 6. Государственный лесной контроль.

Тема 7. Условия возникновения и распространение лесных пожаров.

Тема 8. Предупредительные меры по охране лесов от пожаров.

Тема 9. Тушение лесных пожаров.

Тема 10. Влияние лесных пожаров на почву и почвообразовательный процесс.

Тема 11. Машины и механизмы для борьбы с лесными пожарами.

Тема 12. Организация борьбы с лесными пожарами и планирование противопожарных мероприятий.

Тема 13. Информационная система мониторинга лесных пожаров и её задачи.

Тема 14. GPS – приёмник и его применение.

Тема 15. Ответственность за лесонарушение.

Учебное задание № 2. МДК.02.01. Охрана и защита лесов. Раздел II. Защита лесов.

Тема 1. Вредные и полезные насекомые древесных пород.

Тема 2. Болезни древесных пород.

Тема 3. Методы лесозащиты.

Тема 4. Защита объектов л/хоз.

Тема 5. Машины и аппараты для химической защиты леса от вредителей и болезней.

 

Литература

Основные источники:

1. Лесной кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 года (с изменениями и дополнениями на 01.07. 2017 года)

2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (с изменениями на 28 января 2015 года)

3. Постановление Правительства РФ «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (с изменениями на 2 июня 2015 года) от 8 мая 2007 года N 273

4. Постановление Правительства РФ «О правилах санитарной безопасности в лесах» от 20 мая 2017 г. № 607.

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (с изменениями на 28 января 2015 года)

6. Приказ Мин природы РФ От 5 апреля 2017 г. N 156 Об утверждении порядка Осуществления государственного Лесопатологического мониторинга.

7. Приказ Мин природы РФ От 16 сентября 2016 г. N 480 Об утверждении порядка проведения Лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования.

8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации» от 5 октября 2011 г. № 423

9. Постановление Правительства РФ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» от 22 мая 2007 г. N 310 (С изменениями и дополнениями от: 30 июня 2007 г., 6 мая, 31 декабря 2008 г., 4 марта, 15 апреля, 2 октября, 9 ноября 2009 г., 25 февраля, 8 июня, 30 декабря 2011 г., 14 февраля 2012 г., 3 февраля, 9 июня 2014 г.)

10. Приказ Рослесхоза Минприроды России «Правила заготовки древесины» от 13 сентябрь 2016 г. № 474.

11. Приказ Рослесхоза «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» от 12 декабря 2011 № 516

12. Приказ федеральное агентство лесного хозяйства «Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта российской федерации, порядка его подготовки» от 5 октября 2011 года № 423

13. Приказ Рослесхоза «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разра­ботки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений» от 4 апреля 2012 г. № 126.

14. Приказ Рослесхоза «Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки» от 29 февраля 2012 г. № 69.

15. Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России «Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации». Москва 1993 год от 15 июня 1993 г. N 155 (По состоянию на 2011 год)

16. В.Н. Винокуров, В.И. Казаков, Г.В. Силаев. Практикум по лесохозяйственным машинам. М.: ООО «ЭкоСервис», 2007

17. Главацкий Г.Д.и др. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров. М.: «Весь мир», 2006

18. Ловцова Н.В. Государственный лесной контроль и надзор (учебное пособие), г. Пушкино, 2009

19. Щетинский Е.А. Охрана лесов. ВНИИЛМ, 2001

20. Ловцова Н.В. Правовое регулирование использования лесов (учебное пособие). М.: ГОУ ВИПКЛХ, 2011

21. Мозолевская Е.Г., Семенкова И.Г., Беднова О.В. Лесозащита. М.: Лесная промышленность, 2006

22. Петров А.П. Государственное и хозяйственное управление лесами в условиях децентрализации. М.: ГОУ ВИПКЛХ, 2007

23. Петров А.П. Государственное управление лесами. М.: 2011

24.

25. Ремезов Н.П., Погребняк П.С. Лесное почвоведение. М.: Лесная промышленность, 1965

26. Вуколова И.А. Геоинформатика в лесном хозяйстве. М.: ВНИИЛМ, 2002

27. Ефимцев Ю.А. Охрана труда в лесном хозяйстве. М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность», 2006

28. Гражданский кодекс РФ. Ч. I, 1994

29. Петров А.П., Бельдиева А.А., Дикарева О.А., Климонтова Л.Я. М.: ВНИИЛМ, 2002

Дополнительные источники:

1. Воронцов А.И., Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С. Технология защиты леса. М.: Экология, 1991

2. Гусев В.И. Определитель повреждений лесных, декоративных и плодовых деревьев и кустарников. М.: Лесная промышленность, 1984

3. Щетинский Е.А. Авиационная охрана лесов. Учебное пособие для лётчиков-наблюдателей. М.: ВНИИЛМ, 2001

4. Анисимов В.П., Васенков В.А., Дмитриева И.В., Коленова С.Д. и др. Правоведение: практикум. М.: «Инфра-М», 2001

 


Учебное занятие № 1.

Введение

Задачи дисциплины, содержание и связь с другими дисциплинами. Краткая история охраны леса. Значение охраны лесов от пожаров.

Литература:

Основная: (19) стр. 4-8.

 

Методические указания

 

Кроме материала, изложенного в учебниках по вопросам «Введения» студентам необходимо изучать дополнительную литературу, а так же интернет ресурсы, публикации в специализированных журналах.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает раздел «Охрана лесов»?

2. Почему охрана лесов является важнейшей частью всего комплекса природоохранных мероприятий?

3. Что означает понятие «Политика пожароуправления»?

 

Литература

Основная: (1), (19) стр. 9 – 72, (22) стр. 10-17, (23)

Методические указания:

 

Изучение вопросов предлагаемой темы должно сочетаться с обязательными посещениями конторы лесничества (лесопарка), с целью ознакомления с работой службы лесной охраны и нормативно – правовой документаций используемой службой в работе, а так же с целью ознакомления со структурой лесничества (лесопарка), его должностными лицами. Необходимо проработать статьи лесного кодекса РФ, касающиеся вопросов охраны и защиты лесов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Кто осуществляет государственный пожарный надзор в лесном фонде и не входящих в лесной фонд лесах?

2. Структура лесничества (лесопарка).

3. Должностные лица лесной охраны.

4. Специализированные лесопожарные службы, их работа.

5. Требования, предъявляемые к арендаторам лесных участков по вопросам охраны лесов от пожаров.

6. На основании какой документации ведется работа авиационных служб?

7. Какие особенности в вопросах охраны лесов существуют на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению?

8. Структура государственного управления лесами в субъектах РФ.

9. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области лесных отношений.

 

Литература

Основная: (1), (18) стр. 122 – 126, (18)

 

Методические указания

Изучение темы следует начать с уяснения понятия лесохозяйственный регламент. Далее рассмотреть какие пункты входят в содержание лесохозяйственного регламента. Выяснить какие структуры занимаются разработкой и утверждением регламентов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими исполнение, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Состав лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

2. Срок действия лесохозяйственного регламента.

3. Что является основой для разработки лесохозяйственного регламента?

4. Деятельность лесничего по реализации лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка.

5. Полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений по разработке лесохозяйственных регламентов.

 

Методические указания

 

Лесной сектор – важнейшая экологическая, экономическая и социальная составляющая устойчивого развития России.

Общественные взаимоотношения определяются как правовой сферой, так и социально-психологической.

Понятие «общественность» в русском языке трактуется как «передовая часть общества, выражающая его мнение».

Вопросы участия общественности в принятии решений по проблемам лесного хозяйства, использования лесов и лесоуправления очень актуальны. При изучении темы следует найти ответ на вопросы, которые возникают при реализации профессиональной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «общественность».

2. Правовые аспекты общественного участия в управлении лесами.

3. Формы участия общественности и способы взаимодействия с государственными структурами в области лесных отношений.

4. Что такое конфликт?

5. Как предупредить конфликт?

 

Литература

Основная: (1), (15) – стр. 41-45; (3)

 

Методические указания

Согласно Конституции РФ вопросы владения, пользования, распоряжения природными (в том числе лесными) ресурсами, природопользование и лесное законодательство относятся к предметам совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ.

В рамках данных предметов ведения органы государственной власти РФ и субъектов РФ обладают определенным объемом нормотворческих, контрольно-надзорных, правоприменительных и иных полномочий.

Изучение темы следует начать со ст. 19 ЛК РФ. Необходимо разобраться в вопросе: кто и в каких случаях должен проводить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов?

Вопросы для самоконтроля

1. Полномочия органов государственной власти РФ в осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

2. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

3. Порядок размещения государственного заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

 

Литература

Основная: (1), (2), (14) стр. 51 – 158, (23)

Дополнительная: (4)

 

Методические указания

Изучение темы необходимо начать с понятия юридической ответственности и её видов, с понятия «лесонарушение», далее обратиться к соответствующим статьям Лесного кодекса РФ. Затем последовательно остановиться на видах юридической ответственности.

Рассматривая гражданско-правовую ответственность следует изучить условия и меры гражданско-правовой ответственности, формы и принципы возмещения вреда природной среде, взыскание неустойки и убытков.

Изучая административную ответственность за нарушение лесного законодательства, необходимо детально рассмотреть процедуру составления протокола о лесонарушении, рассмотрение дел о наложении штрафа, обжалование постановления о наложение штрафа.

Рассмотреть виды и состав преступлений, а также обратить внимание в каких случаях может возникать уголовная ответственность.

Как работает судебная и исполнительная система в РФ. Изучите стадии исполнительного производства в соответствии с федеральным законом от 02.10. 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Вопросы для самоконтроля

1. Виды юридической ответственности.

2. Виды ответственности за нарушение лесного законодательства.

3. Порядок привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства.

4. Виды и состав преступлений в сфере лесных отношений.

Практическое занятие

О формление документации о нарушении лесного законодательства (решение ситуационных задач с оформлением документации).

 

Литература

Основная: (1), (14) стр. 6 – 50

Дополнительная: (4)

 

Методически е указания

 

Изучение темы следует начать с построения схемы структуры органов государственной власти РФ, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор. Далее уяснить, какими правами и обязанностями наделена служба государственного контроля и надзора.

Следует знать, какие документы составляются по государственному лесному контролю. Необходимо также знать какие документы оформляются о нарушении лесного законодательства.

Вопросы для самоконтроля

1. Законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие осуществление государственного лесного контроля и надзора.

2. Органы государственной власти РФ, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор.

3. Права и обязанности государственных лесных инспекторов.

4. Документы, составляемые по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору.

5. Муниципальный лесной контроль и надзор.

6. Порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора.

 

Практическое занятие

 

Осуществление проверок в порядке государственного контроля (оформление акта проверки соблюдения требований лесного законодательства).

Литература

Основная: (19) стр. 72 – 101, (22) стр. 154-156

 

Методические указания

 

Для предупреждения пожаров и успешной борьбы с ними студенты-заочники должны знать причины возникновения, виды и формы лесных пожаров, классификацию их по скорости распространения кромки огня («сила пожаров») и элементы территории, охваченной пожаром (и изменение их при изменении направления ветра).

Студенту-заочнику необходимо обратиться в лесничество с целью ознакомления с картой-схемой ПП мероприятий лесничества; на ПХС – с целью ознакомления с журналом пожарной опасности по условиям погоды (хранится 10 лет) для уяснения напряженности данного пожароопасного сезона по срав­нению с предшествующими и для сопоставления работы ПХС (и др. лесопожарных служб) в соответствии с величиной «КП».

Кроме того, студенту-заочнику необходимо обратиться в ближайшее лесничество и ознакомиться с «Книгой учета лесных пожаров».

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины и виды лесных пожаров в вашем (ближайшем) лесничестве за последние 3 года?

2. Каковы особенности беглого и устойчивого низового пожара?

3. Дневной цикл развития пожаров.

4. Какие типы хвойных лесов наиболее пожароопасные?

5. В чем заключаются особенности пожаров в горных лесах?

6. Назовите цвета пожарных выделов.

7. Какие погодные данные необходимы для расчета комплексного показателя пожарной опасности?

8. При каком классе пожарной опасности по условиям погоды (величина «КП») населению запрещается посещать лес?

9. Какие биологические объекты в лесу отличаются повышенной способностью концентрировать радионуклиды?

10. К какому классу пожарной опасности (по шкале оценки лесных участков по степени природной пожарной опасности) относятся леса, загрязненные радионуклидами, и какому классу пожарной опасности по погодным условиям должен соответствовать регламент противопожарных работ в них?

 

Практические занятия.

 

Определение пожарной опасности по условиям погоды (вычисление комплексного показателя и определение классов пожарной опасности).

Мониторинг пожарной опасности.

 

Литература

Основная: (19) стр. 101 - 166

Дополнительная: (3)

 

Методические указания

 

Студенты-заочники должны твердо усвоить, что предупредительные меры по борьбе с пожарами имеют первостепенное значение, т. к. уберечь лес от огня значительно легче, чем тушить пожары, возникшие в нем.

При изучении этой темы необходимо на месте ознакомиться со всеми объектами предупредительных мероприятий в лесу, обратив особое внимание на организацию взаимодействия и связи между всеми звеньями лесопожарных служб.

Кроме того, при посещении лесничества (лесопарка) необходимо выяснить, какими способами и в каком объеме ведется очистка лесосек и внелесосечной захламленности; методику работы с населением в целом и отдельными его контингентами (охотники, пастухи и т.п.); ознакомиться с долей участия членов школьного лесничества в проводимых мероприятиях.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Перечислите общие требования Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

2. Назовите основные направления проведения профилактических противопожарных мероприятий в лесу.

3. Назовите отдельные виды работ по каждому направлению профилактических противопожарных мероприятий в лесу.

4. Как организуется противопожарная охрана леса в вашем (ближайшем) лесничестве (лесопарке), на автотрассах и местах массового посещения (отдыха, туризма) населением?

5. В каком месте на территории лесничества предпочтительней установить стенд с перечнем основных требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации?

6. Где прокладываются противопожарные минерализованные полосы?

7. Каков порядок сжигания порубочных остатков? (время, место, погодные условия).

8. Роль управляемого огня в лесу.

9. Каким образом дежурный по приему донесений об обнаружении лесных пожаров определяет на карте точку пожара?

 

Практические занятия.

 

Противопожарное обустройство лесов (вычерчивание фрагмента пожарной карты).

Правила пожарной безопасности в лесах (оформление протокола о нарушении требований пожарной безопасности в лесах).

 

Литература

Основная: (19) стр. 166 – 232, (22)

Дополнительная: (3)

Методические, указания

 

При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что тушение разных видов и форм лесных пожаров имеет свои особенности; что при тушении одного и того же пожара могут применяться самые различные способы; однако главным является тот, который используется для остановки пожара по фронту его распространения.

Студенты-заочники должны уяснить и усвоить особенности технологии каждого способа тушения.

При тушении пожаров водой из имеющегося источника (пункта водозабора) руководитель и исполнители должны рассчитать возможную дальность подачи воды имеющимся в их распоряжении насосом.

Дальность подачи определяется по специальной формуле или по заранее составленным таблицам. При самых благоприятных условиях работы это расстояние не превышает 1 км.

При борьбе с лесными пожарами широко применяются химические вещества (усилители и смачиватели). Студенты-заочники должны уметь определять потребность в том или ином химическом веществе.

С 1972 года в лесном хозяйстве практикуется заблаговременный пуск огня по напочвенному покрову навстречу сильным низовым и верховым пожарам. Это – управляемый встречный низовой огонь или отжиг.

Отжиг по своему исполнению и тактическому назначению отличается от применявшегося ранее «встречного верхового огня»; он является более безопасным и действенным способом.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите активные и пассивные способы тушения лесных пожаров.

2. От каких параметров зависит дальность подачи воды?

3. Какие вещества, усиливающие огнегасящие свойства воды? Что такое «мокрая вода»?

4. Назовите правила пуска отжига.

5. В каких условиях отжиг не целесообразен или даже запрещен?

6. Каковы цели дотушивания лесных пожаров и окарауливания пожарищ?

7. Кто руководит работами по тушению лесных пожаров?

8. Назовите основные правила по технике безопасности при борьбе с лесными пожарами.

9. Назовите дополнительные требования к обеспечению техники безопасности работ при тушении лесных пожаров в лесах, загрязненных радионуклидами.

Практические занятия.

 

Тушение пожара водой. Разработка тактики тушения лесного пожара (проработка технологических карт по тушению лесных пожаров).

Расчёт потребности в ресурсах для тушения лесных пожаров.

 

Литература

Основная: (20) стр. 245-251.

 

Методические указания

 

Большое внимание на состав растительности и свойства почв оказывают лесные пожары, которые часто охватывают огромные площади в лесной зоне.

При изучении данной темы необходимо иметь ясное представление о влиянии почвенных условий на возникновение и распространение лесных по­жаров, их связи с типами леса, условиями местообитания и составом леса.

Следует обратить внимание на круговорот элементов питания и резкое сокращение вовлечения элементов в биологический круговорот при верховых пожарах, а также на изменение физических свойств почв (плотности, влагоёмкости, водопроницаемости, воздухоёмкости и т.д.).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как влияют почвенные условия на возникновение и распространение лесных пожаров?

2. Как влияют лесные пожары на круговорот элементов питания растений?

3. Какие условия местообитания более подвержены пожарам?

4. Какие леса обладают малой загораемостью?

5. Как изменяются физические свойства почв под влиянием лесных пожаров?

 

Литература

Основная: (11) стр. 330-338, (12) стр. 134-142

Методические указания

 

Одной из основных задач работников лесного хозяйства является охрана леса от пожаров, борьба с ними. Лесные пожары наносят народному хозяйству страны огромный ущерб. Поэтому изучению этой темы необходимо уделять особое внимание.

Для охраны лесов от пожаров разработаны и производятся технологиче­ские комплексы машин для:

- проведения профилактических мероприятий и противопожарной пропаганды (автомобиль лесной патрульный АЛЛ -10-66 -147 и др.);

- обнаружения лесных пожаров (различные пожарно-наблюдательные вышки и мачты, авиационная охрана лесов и т.д.);

- доставки рабочих и средств пожаротушения к очагам пожара (тот же АЛП-10-66-147, ВПЛ - 149А и др.);

- тушения лесных пожаров (мотопомпы, пожарные насосы, автомобили и многое другое).

Все вопросы данной темы в полном объеме изложены в рекомендуемой литературе. Вам необходимо обратить внимание на работу с ручным пожарным инструментом: зажигательными аппаратами, ранцевыми огнетушителями, а также изучить конструкции наиболее распространенных мотопомп: МЛП-0,2; МЛВ-1; МЛ-1/0,75; ПМП-Л1; МП-600Б и МП-800Б. Также передвижных по­жарных средств: ТЛП- 100; АЛЛ -10 - 66-147; АЛЛ -15 -Т150К -177; ВПЛ -149А и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите способы обнаружения лесных пожаров и технические средства, применяемые для этой цели.

2. Назовите типы насосов, применяемых в мотопомпах, их принцип действия, достоинства и недостатки.

3. Какие основные марки мотопомп Вы знаете?

4. Перечислите марки и назначение пожарных автомобилей, применяемых при охране леса от пожаров.

5. Какие передвижные пожарные средства Вы знаете?

6. Расскажите устройство, назначение и принцип работы грунтометальных ма­шин.

 

Практические занятия.

Изучение в натуре машин для борьбы с лесными пожарами.

Тема 12. Организация борьбы с лесными пожарами и планирование противопожарных мероприятий

Студент должен

уметь:

- составлять схемы противопожарных мероприятий, планов противопожарного устройства;

- рассчитывать потребности сил и средств пожаротушения;

- составлять годовые оперативные планы противопожарных мероприятий;

знать:

- порядок привлечения дополнительных сил и средств для борьбы с лесными пожарами;

- мероприятия по организации тушения лесных пожаров;

- авиационную службу охраны лесов;

- основные виды работ, выполняемые ФБУ «Авиалесоохрана»;

- ответственность «Авиалесоохраны» перед лесохозяйственными учреждениями за выполнение договорных обязательств;

- применение авиационных сил и средств для обнаружения и тушения лесных пожаров;

- противопожарное устройство лесной территории.

 

Привлечение дополнительных сил и средств для борьбы с лесными пожарами. Авиационная служба охраны лесов. Порядок организации и осуществления авиационных работ. Авиационное патрулирование, выполнение работ связанных с обеспечением пожарной и санитарной безопасности в лесах, тушение пожаров. Развитие авиационной охраны и её оснащённость. Взаимодействие авиационной и наземной охраны лесов.

Основные задачи ИСДМ. Пользователи.

Противопожарное устройство лесной территории. Планы противопожарного устройства. Годовые оперативные планы противопожарных мероприятий.

Литература

Основная: (19) стр. 232- 284, (24) стр. 180-181

Дополнительная: (3)

Методические указания

 

Годовой оперативный план противопожарных мероприятий. Состоит из двух разделов. В первом разделе предусматриваются мероприятия, проводимые самими лесничествами, во втором – мероприятия по привлечению дополнительных сил и средств пожаротушения при возникновении ситуации стихийного развития лесных пожаров и охвате ими значительных территорий.

Второй раздел плана не позднее февраля должен быть внесен на утверждение соответствующих органов исполнительной власти.

С этим планом и его разделами студенты-заочники должны познакомиться в лесничестве.

Студенты-заочники должны хорошо уяснить разницу в организации руководства тушения «обычных пожаров» и крупных пожаров.

Крупными считаются пожары, распространившиеся на значительных площадях, для тушения которых сил и средств самих лесничеств и авиаподразделений недостаточно.

Авиационная борьба с лесными пожарами получает с каждым годом все большее признание и распространение. Студенты-заочники должны подробно ознакомиться с учебным материалом по ведению патрульных и разведочных полетов, по высадке парашютистов-пожарных, по доставке грузов и ис­пользованию водосливных устройств (в т. ч. и модульных).

Необходимо также получить представление о перспективах развития авиационного метода борьбы с лесными пожарами и использовании космических информационных систем.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково содержание первого раздела годового оперативного плана П.П. мероприятий?

2. Каково содержание второго раздела годового оперативного плана П.П. мероприятий?

3. Кто возглавляет комиссию по чрезвычайным ситуациям при лесных пожарах?

4. Каков порядок оплаты труда граждан, привлекаемых на тушение лесных пожаров?

5. Назовите основные моменты взаимодействия авиационных и наземных сил?

6. Назовите основные показатели работы авиалесоохраны.

7. Какими данными надо располагать, чтобы рассчитать примерное количество сил и средств для тушения лесного пожара?

 

Практические занятия

Мониторинг пожарной безопасности в лесах и СДМ.

Противопожарное устройство лесной территории. Планы противопожарного устройства (составление плана противопожарного устройства территории лесничества).

И её задачи

Студент должен

уметь:

- пользоваться базой данных государственного учета лесов;

- работать в информационной системе дистанционного мониторинга «ИСДМ – Рослесхоз»;

знать:

- задачи информационного обеспечения;

- основные проблемы информационного обеспечения;

- космические средства и методы мониторинга лесных пожаров;

- функциональные подсистемы ГИС мониторинга и их задачи.

 

ГИС – мониторинг лесных пожаров. Функциональные подсистемы ГИС мониторинга и их задачи. База данных государственного учёта лесов. Типы базы данных ГИС о лесных пожарах. Картографическая составляющая банка данных ГИС. Цифровое изображение районов крупных пожаров. Учёт горимости лесов на неохраняемой территории.

Оценка воздействия огня на лесные экосистемы по космическим снимкам. Космические средства и методы наблюдения мониторинга лесных пожаров как дополнение к наземным и воздушным средствам наблюдения. Развитие и совершенствов







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.