|
Как избавиться от страха? Что есть звук текущей воды?
Первый вопрос:
Вы утверждаете, что религия является тотальной свободой или мокшей, Вы также подчеркиваете важность самоотречения в религии. Но разве свобода и самоотречение не являются противоречащими друг другу понятиями?
Они кажутся противоречащими друг другу, но таковыми не являются. Они кажутся проти-воположными друг другу из-за языка; экзистенциально они не противоположны. Постарайтесь понять две вещи. Первое: вы не можете быть свободным, оставаясь таким, как вы есть, потому что такой, как вы есть, вы находитесь в кабале. Кабалой является ваше эго. Свободным вы мо-жете быть только тогда, когда эго исчезнет - это эго является рабством. Когда нет никакого эго, вы становитесь единым целым с существованием, и только это единое целое может быть свободным. Пока вы существуете раздельно, это разделение явля-ется фальшивым. На самом деле вы не отделены, вы не можете быть отделены; вы часть су-ществования - и не механическая его часть, а органическая. Вы ни одной минуты не можете существовать отделенным от существования. Вы вдыхаете его каждый момент; оно вдыхает вас каждый момент. Вы живете в едином космическом целом. Ваше эго дает вам ложное ощущение отдельного существования. Из-за этого ложного ощущения вы начинаете сражаться с существованием. Когда вы сражаетесь, вы находитесь в рабстве, в кабале. Когда вы сражаетесь, вы обречены на поражение, потому что часть не мо-жет победить целое. И из-за этой борьбы с целым вы ощущаете себя в зависимости, в рабст-ве; вы ограничены со всех сторон. Куда бы вы ни двигались, перед вами встает стена. Этой стены нигде в существовании нет - она перемещается вместе с вашим эго, оно является час-тью вашего ощущения отдельности. Тогда вы боретесь против существования. В этой борьбе вы будете постоянно терпеть поражение; при этих поражениях вы будете ощущать себя в зави-симости, в рабстве, вы будете испытывать всяческие ограничения. Самоотречение, самоотказ означает, что вы отказываетесь от эго, вы отказываетесь от разделяющей стены, вы становитесь единым. Это является реальностью, поэтому от чего бы вы ни отказывались, все это просто сновидение, некоторое понятие, ложное представление. Вы не отказываетесь от реальности, вы отказываетесь всего лишь от ложной позиции. В тот момент, когда вы отказываетесь от ложной позиции, вы становитесь единым с существовани-ем. Тогда нет никакого конфликта. А если нет никакого конфликта, вы не имеете никаких ограничений; нет никакого рабства, никакой зависимости. Вы не отдельны. Вас невозможно победить, потому что нет того, кого можно победить. Вы не можете умереть, потому что нет того, кто мог бы умереть. Вы не може-те страдать, потому что нет того, кто мог бы страдать. В тот момент, когда вы отказались от эго, вы отказались от всей этой бес-смыслицы - от страдания, от ограничений, от дуккхи, от преисподней, - вы отказались от всего. Вы стали единым с существованием. Это единство и есть свобода. Отделенность является рабством. Единство является свободой. Это не значит, что вы ста-ли свободным, запомните это - вас больше нет. Итак, вы не стали свободным - вас больше нет. В действительности, когда вас нет, имеет место свобода. Как это выразить? Это проблема. Когда вас нет, есть свобода. Будда говорил: «Вы не будете в блаженстве. Когда вас нет, есть блаженство. Вы не будете освобожденным. Вы будете свободным от самого себя». Таким образом, свобода не является свободой эго; свобода является свободой от эго. И если вы можете понять это, — что свобода является свободой от эго, - то самоотказ и свобода становятся одним и тем же, тогда эти понятия означают одно и то же. Но если вы примете эго как отправную точку для рассуждений, то эго скажет: «Зачем самоотказ? Если вы отречетесь от самого себя, то вы не можете быть свободным. Тогда вы станете рабом. Когда вы отказыва-етесь от самого себя, вы становитесь рабом». Но в действительности вы не отдаетесь кому-либо. Это второй момент, который следует понять: вы не отказываетесь от себя в пользу кого-то конкретного; вы просто отказываетесь от себя. Нет никого, кто принимал бы вашу капитуляцию. Если кто-то такой существует, и вы сда-етесь ему, тогда это некоторый вид рабства. В действительности же вы сдаетесь даже не Богу. И когда мы говорим о Боге в этом контексте, мы просто находим вам что-то, что помогло бы вам отказаться от самого себя. В Йога-сутре Патанджали о Боге говорится только для того, чтобы помочь самоотрече-нию. Там нет никакого Бога. Патанджали говорит, что никакого Бога нет, но вам трудно будет сдаться никому; вам трудно будет просто сдаться. О Боге говорится для того, чтобы помочь са-моотречению. Так что Бог является просто методом. Это редкая, очень научная интерпретация - Бог есть просто метод, помогающий вам отказаться от самого себя. Нет никого, кто бы прини-мал вашу капитуляцию, ваше самоотречение. Если бы кто-нибудь был, и вы сдались ему, то это было бы рабством, кабалой. Это очень тонкий и важный момент: нет никакого Бога как лич-ности; Бог есть просто путь, метод, техника. Патанджали рассказывает о многих техниках. Одной из них является ишвара пранидхана - идея Бога. Имеется много методов, способствующих самоотречению; одним из методов явля-ется идея Бога. Это поможет вашему уму сдаться, потому что если я скажу: «Сдайтесь», то вы спросите: «Кому?» Если я скажу: «Просто сдайтесь», то это трудно будет понять. Попробуйте понять это по-другому. Если я скажу вам: «Просто любите», то вы спросите: «Кого? Что вы имеете в виду под этой "просто любовью"? Если некого любить, то как любить?» Если я скажу: «Молитесь», то вы спросите: «Кому? Кому поклоняться?» Ваш ум не может понять недвойст-венность. Он будет спрашивать, он будет задавать вопрос: «Кому?» Только для того, чтобы помочь вашему уму, чтобы ответить на вопросы вашего ума, Па-танджали говорит, что Бог есть просто способ, техника. Поклонение, любовь, сдача - кому? Патанджали говорит: «Богу». Потому что если вы откажетесь от самого себя, сдадитесь, то вы придете к пониманию того, что нет никакого Бога, - или вы сам есть тот, кому вы сдались. Но это случится после вашего самоотречения. Бог является просто вспомогательным приемом. Говорят, что даже сдача Богу, неизвестному, невидимому, является трудной, поэтому в писаниях говорится: «Сдавайтесь гуру, сдавайтесь учителю». Учителя можно видеть, он явля-ется конкретной личностью, поэтому уместен вопрос - если вы сдаетесь учителю, то это рабст-во, потому что есть конкретное лицо, которому вы сдаетесь. Но здесь вы снова должны понять очень тонкий момент - даже еще более тонкий, чем понятие Бога. Учитель является учителем только тогда, когда его нет. Если он есть, то он не учитель. Учитель становится учителем толь-ко тогда, когда его нет. Он достиг небытия; перед вами никого нет. Если кто-то сидит здесь в этом кресле, то нет никакого учителя; тогда это будет рабством. Но если в этом кресле сидит никто, небытие, тот, кто нигде не центрирован, тот, кто уже сдался - не в пользу кого-то, а просто сдался и достиг небытия, перестал быть личностью, - кто просто здесь, не сконцентрированный в эго, рассеянный повсюду, не сконцентрированный нигде, тог-да он может стать учителем. Поэтому, когда вы сдаетесь учителю, вы тоже сдаетесь никому. Это важный для вас вопрос. Когда вы отрекаетесь от самого себя, то вы должны понимать, что это просто отказ от себя, но не капитуляция, не сдача - отказ от себя, а не отдавание себя. Отдавание, сдача предполагает наличие лица, которому вы сдаетесь. Отказ от себя имеет де-ло только с вами. Так что основным является самоотказ, самоотречение - действие, а не объ-ект, которому сдаются. Объект не должен иметь значения, важно то, кто отрекается от самого себя. Объект является только предлогом - просто поводом. Если вы можете понять это, то нет никакой необходимости сдаваться кому-либо - вы може-те просто отказаться от самого себя. Тогда нет необходимости любить кого-то - вы можете про-сто любить. Имеете значение вы, а не объект. Если имеет значение объект, то вы попадаете к нему в кабалу. Поэтому даже Бог, которого нет, станет для вас кабалой; даже учитель, которо-го нет, станет для вас кабалой. Но эта кабала является вашим творением; это результат не-правильного понимания. В противном случае самоотречение является свободой. Эти два по-нятия не противоречат друг другу.
Второй вопрос:
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|