Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 7. Теория спроса и предложения





Тема 7. Теория спроса и предложения

 

План лекции:

1. Спрос на товары и услуги.

2. Предложение товаров и услуг.

3. Равновесная цена и равновесное количество товара.

4. Теория цены товара.

5. Эластичность спроса и предложения по цене.

5.1 Эластичность спроса по цене.

5.2. Эластичность предложения по цене.

5.3. Перекрестная эластичность спроса.

 

Спрос на товары и услуги

Объём спроса (QD) – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. QD – количество товара на который предъявлен спрос.

Факторы, влияющие на объём спроса:

1) цена данного и других товаров (Р, Ра, Рв, …);

2) денежный доход потребителей (I);

3) вкусы и предпочтения потребителей (Т);

4) накопленное имущество (W);

5) цены на взаимосвязанные товары (заменяющие и дополняющие);

6) инфляционные ожидания;

7) изменение численности населения.

Зависимость объёма спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса, которая имеет следующий вид:

QD = f (P, Pa, Pb,…, I, T, W) (7.1)

Если все факторы остаются неизменными, за исключением одного – цены, то получаем функцию спроса от цены:

QD = f (Р) ( 7.2)

Исследуем взаимоотношения количества товара, на которое предъявлен спрос (QD) и цены товара (Р) (табл. 7.1 и рис. 7.1).


Таблица 7.1

 

Соотношение цены 1 кг яблок и объёма спроса

Цена (Р) за 1кг яблок, денежных единиц, Объём спроса (QD) за месяц, тонн
   
   
   
   
   

Р

 

 

5 -

4 -

3 -

2 -

1 - D

 

10 20 30 40 50 QD

Рис. 7.1 Линия спроса на яблоки

Линия спроса может быть прямой (рис.7.1), выпуклой и вогнутой (рис.7.2).

 
 


Р

 

D1

 

 

D2

 

QD

Рис. 7. 2. Кривые спроса

Комментарии к рис.71.2. D1 – характеризует спрос большой массы покупателей, D2 – спрос отдельного покупателя.

Закон спроса – чем выше цена товара, тем на меньшее количество товара предъявляется спрос. Кривая спроса показывает, по каким ценам в течение выбранного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести различные количества товара.

Необходимо различать следующие понятия: изменение объёма спроса (рис.7.3) и изменение спроса (7.4).

Р

 

 

Р2 А

 

Р1

D

Q1 Q2 QD

Рис. 7. 3. Изменение объёма спроса

Комментарии к рис. 7.3. На спрос влияет только цена (все остальные факторы – неизменны). При движении по линии вправо объём спроса увеличивается, влево – уменьшается.

Р

 

 

D2

D

D1 QD

Рис.7.4. Изменение спроса

Комментарии к рис.71.4. На спрос кроме цены влияет ещё какой-то фактор, например, доход. Сдвиг кривой вправо (D2) означает увеличение дохода и больший объём спроса. Сдвиг влево вниз (D1) – снижение дохода и спроса.

 

Предложение товаров и услуг

 

Объём предложения (QS) – максимальное количество товара, которое предлагает продавец на рынке в единицу времени при данных условиях.

Факторы, влияющие на объём предложения:

1) цены данного и других товаров (P, Pa, Pb, …);

2) характер применяемой технологии (К),

3) налоги и дотации (С);

4) природно-климатические условия (Z);

5) количество товаропроизводителей.

Зависимость объёма предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения, которая имеет следующий вид: QS = f (P, Pa, Pb, …, K, C, Z). Если все факторы остаются неизменными, за исключением одного – цены, то получаем функцию предложения от цены: QS = f (p)

Исследуем взаимоотношения количества предложенного товара (QS) и цены (Р) (табл.7.2 и рис. 7.5).

Таблица 7.2

 

Соотношение цены 1 кг яблок и объёма предложения

 

Цена (Р) за 1 кг яблок, денежных единиц Объём предложения (QS) за месяц, тонн
   
   
   
   
   

 

Р

5 S

10 20 30 40 50 QS

Рис.7.5. Линия предложения на яблоки

 

Закон предложения – чем выше цена на товар, тем большее количество этого товара предлагается производителями на рынке. Кривая предложения показывает, какую цену нужно заплатить за единицу товара, чтобы данное количество товара было произведено, т.е. предложено на рынок.

Линия предложения может быть прямой (рис.7.5), выпуклой и вогнутой (рис.7.6).

S1

Р

S2

 

QS

Рис.7.6. Кривые предложения

Комментарии к рис. 7.6. S1 – характеризует предложение большинства товаров, S2 – характеризует предложение отдельного товара.

Следует различать следующие понятия: изменение объёма предложения (рис.11.7) и изменение предложения (рис.11.8).

Р

S

P2

 

P1 A

Q1 Q2 QS

Рис.7. 7. Изменение объёма предложения

Комментарии к рис. 7.7. На предложение влияет только цена, остальные факторы – неизменны. При движении по линии вправо и вверх объём предложения увеличивается с увеличением цены. При движении по линии влево и вниз объём предложения уменьшается при уменьшении цены.

S2

Р S

 

S1

 

 

QS

Рис.7.8. Изменение предложения

Комментарии к рис.7.8. На предложение кроме цены влияет ещё какой-то фактор, например количество товаропроизводителей. Сдвиг кривой вправо вниз означает, что с увеличением товаропроизводителей объём предложения увеличивается. Сдвиг кривой влево вверх, означает уменьшение объёма предложения.

 

Таблица 7. 3

Рис. 7.9. Равновесная цена и равновесный объём

 

Возможны различные варианты достижения равновесной цены и равновесного объёма. Например, на рынке труда равновесие достигается в двух точках, благодаря характерной кривой предложения (рис. 7.10). Кроме того, линии спроса и предложения могут иметь общий отрезок. При этом равновесие может сохраняться при любой цене от Р1 до Р2 и равновесном объёме QЕ (рис.7.11), а также при любом объёме и от Q1 до Q2 и равновесной цене РЕ (рис. 7.12).

 
 


Р

Е2

P2

 

S Е1

P1

 

Q1 Q2 Q

Рис.7.10. Достижение равновесия в двух точках

 
 


D S

Р

 

Р2

Р1

S D

 

 

Q

Рис.7.11. Достижение равновесия при любой цене от Р1 до Р2

Рыночное равновесие достигается не всегда. Например, если товар морально устарел и не пользуется спросом, то объём предложения превышает объём спроса при любой неотрицательной цене. Некоторые товары можно произвести, но нельзя продать по ценам, покрывающим издержки производства при любом неотрицательном объёме. Графики, иллюстрирующие отсутствия равновесия на рынке, представлены на рисунках 7.13 и 7.10.

Р

D S

 

 

РЕ

 

 

S D

Q1 Q2 Q

Рис.7.8. Достижение равновесия при любом объёме от Q1 до Q2.

 

Р

 

D S

 

Q

Рис. 7.9. Отсутствие равновесия на рынке, объём предложения

Превышает объём спроса

Р

S

 

 

D

Q

Рис. 7.10. Отсутствие равновесия на рынке, цена предложения

Превышает цену спроса

 

Теория спроса и предложения позволяет сформулировать четыре правила спроса и предложения:

1) увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

2) уменьшение спроса вызывает падение равновесной цены и равновесного количества товара;

3) рост предложения товара приводит к уменьшению равновесной цены и увеличению равновесного количества товара;

4) сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Р S

 

Е1

РЕ1 Е

РЕ

D1

 

D

 

QЕ QЕ1 Q

Рис.7.15. Графическое изображение первого правила спроса и

Предложения

 
 


Р S

 

РЕ Е

РЕ1 Е1

 

D

D1

 

QЕ1 QЕ Q

Рис. 7.11. Графическая интерпретация второго правила спроса и

Предложения

Р S

 

S1

РЕ Е

РЕ1 Е1

 

D

 

QЕ QЕ1 Q

Рис.7.12. Графическое изображение третьего правила спроса и

Предложения

 

Р S1

 

Е1 S

РЕ1 Е

РЕ

 

D

 

 

QЕ1 QЕ Q

Рис. 7.13. Графическое изображение четвертого правила спроса и

Предложения

 

Теория цены товара

 

Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара. В цене фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары услуги. Различают две основные системы ценообразования: 1)рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения; 2) централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами

Существуют различные взгляды на экономическую природу стоимости, а значит и цены. Следует различать два направления:

1) затратная теория цены и ценообразования, которая базируется на теории трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др.). Основной стержень ценообразования – общественно необходимые затраты труда;

2) маржинальная теория цены и ценообразования. Базой для определения цены является предельная полезность товара для покупателя. Кроме того, концепция маржинализма учитывает спрос и предложение как ценообразующие факторы, а также разделяет ценовые решения на краткосрочные и долгосрочные. Наиболее яркие представители этой теории – У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк, П. Самуэльсон, А. Маршалл.

В современной мировой экономической теории наибольшее распространение получила теория цены Альфреда Маршалла. В своей теории он пытается объединить три концепции: предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения.

Рассмотрим механизм формирования равновесной цены в концепции А. Маршалла.

Р S

 

 

Е

РЕ

 

D

 

QЕ Q

Рис. 7.19. Равновесная цена и равновесный объём продаж

 

Комментарии к рис. 7.19. Цена спроса равна цене предложения. Объём производства не имеет тенденции ни к увеличению, ни к сокращению. Достигается равновесие.

Р S2

S

S1

D2

D

D1

Q

Рис.7. 20. Разные уровни равновесных цен и равновесного

Количества товара

Комментарии к рис.7.20. Изменение спроса и предложения под влиянием различных факторов. Варианты достижения равновесия.

Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трёх периодах времени, где параметры предложения имеют разную динамику. Он различал мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.

Р

S

Р2

 

Р D2

 

Р1 D

D1

 

Q

Рис. 7.21. Мгновенное равновесие на рынке товара

Комментарии к рис. 7.21. Предложение фиксировано, цена полностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены, и наоборот, его снижение ведет к падению цены. Цена может изменяться.

Р

S

 

Р2

Р D2

Р1

D

D1

 

Q

Рис. 7.22. Краткосрочное равновесие на рынке товаров

Комментарии к рис. 7.22. Объём выпуска может увеличиться за счет более интенсивного использования оборудования. Другие фирмы не могут войти в эту отрасль. Снижение спроса приведет к сокращению объёма выпуска. Фирма может понести убытки и при этом продолжать работать.

Р

 

 

РЕ S

D1

D

D2

Q

Рис. 7.23. Долгосрочное равновесие

Комментарии к рис.7.23. Фирма может расширять производство, новые фирмы могут войти в эту отрасль. Цена постоянна.

Рассмотрим динамику изменения рыночной цены. Например, на первом этапе устанавливается высокая цена на товар. Тогда на втором этапе происходит резкий рост предложения товара, что приводит к снижению рыночной цены и потере дохода. В результате на третьем этапе из отрасли уходит часть производителей, сокращается предложение товара и повышается уровень цен на него. Это способствует тому, что на четвёртом этапе опять устанавливается высокая цена на товар и возобновляется весь процесс, начиная с первого этапа. Из примера вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены (рисунки 7.24, 7.25, 7.26).

Процессы изображения на рисунках 7.24, 7.25, 7.26 вошли в экономическую науку под названием теоремы Паутины, т.к. рисунки напоминают сетку паутины.

 

Р S

 

 

РЕ

 

D

 

Q

Рис. 7.24. Отклонение рыночной цены от равновесной

Р

S

 

РЕ

 

 

D

Q

Рис. 7.25. Варьирование рыночной цены вокруг равновесной

Р S

 

D

 

Q

Рис. 7.26. Приближение рыночной цены к равновесной

Основные выводы, вытекающие из вышеизложенного заключаются в следующем. Равновесная цена неустойчива. Любой фактор, воздействующий на спрос и предложение, сдвигает кривую спроса и кривую предложения. Малейшее изменение ситуации ведет к установлению новой равновесной цены, которая постоянно регулирует распределение ресурсов в направлении большей рациональности.

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене ( eD ) – это процентное изменение величины спроса на товар, вызванное однопроцентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объём спроса.

eD = = (7.3)

Эластичность спроса характеризует чувствительность реакцию спроса на изменение цены товара. Спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, следовательно, эластичность спроса по цене всегда будет отрицательной. Однако, принято считать эластичность спроса по цене положительной.

Эластичность спроса по цене принимает разные значения (рис. 7.27)

 

 
 


Р D Р D Р D

 

 

Q Q Q

а) eD =0, абсолютно б) eD< 1, относительно в) eD =1, единичная

неэластичный спрос неэластичный спрос эластичность

 

Р Р

D

D

Q Q

г) eD> 1, относительно д) eD= ¥, абсолютно

эластичный спрос эластичный спрос

Рис.7.27. Эластичность спроса по цене

Ценовая эластичность спроса зависит от следующих факторов:

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее спрос на него.

2. Удельный вес продукта в доходе потребителя. Чем больше места занимает продукт в доходе потребителя, тем выше эластичность спроса на него и наоборот.

3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным, а спрос на предметы роскоши – эластичным.

4. Фактор времени. Спрос на продукты обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Многие потребители – люди привычки, и при росте цен на любимый продукт не сразу решаются на его замену.

 

Рис.7.28. Эластичность предложения по цене

Эластичность предложения по цене зависит от следующих факторов:

1. Способность товара к длительному хранению и стоимость хранения. Для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой. То же самое относится к продукции, хранение которой стоит дорого.

2. Особенности производственного процесса. Если производитель товара может либо расширить его производство при повышении цены, либо переключиться на выпуск другой продукции при понижении его цены, то предложение этого товара является эластичным.

3. Фактор времени. Производитель не в состоянии реагировать мгновенно на изменение цены, т.к. требуется определенное время, чтобы произвести расширение либо сокращение производства.

 

Рис.8.1. Кривая предложения фирмы продавца товаров

На рынке факторов производства фирма выступает как покупатель и её поведение определяется кривой спроса (рис. 8.2).

Р

 

 

D

Q

Рис. 8.8. Кривая спроса фирмы покупателя факторов производства

На рынке факторов производства именно спрос определяет предложение. Ос обенности спроса на факторы производства:

1) спрос предъявляется на промежуточный товар (а не на конечный) и поэтому имеет вторичный характер;

2) спрос на факторы производства возрастает или снижается в зависимости от величины спроса на конечный товар;

3) спрос на факторы производства предъявляют только производители.

Какие факторы производства должна приобрести фирма, и в каком количестве? Ответ на этот вопрос заключается в величине издержек производства и их структуре, а также особенностях конкретного производства.

Критерий отбора комбинирования факторов производства – наименьшие издержки производства. Для их определение сравнивают рыночную цену каждого фактора производства, а также предельный продукт, который производится с помощью этого фактора производства.

Таблица8.1

 

Рис. 8.3.Изокванта

Комментарии к рис. 8.3. Точки А, В, С демонстрируют три различные комбинации затрат труда и капитала, возможные при производстве одной единицы продукции. Способ А требует больше труда и меньше капитала, чем все остальные. Это наиболее трудоемкий способ. Способ С наоборот, требует больше капитала, при минимальных затратах труда, то есть он наиболее капиталоемкий. Другими словами, способ А – это технология, привлекающая большое количество работников, а способ С – капитала.

Изокванта – линия, представляющая собой различные сочетания затрат, при которых может быть произведен заданный объем выпуска продукции. График, на котором представлен набор изоквант, называется картой изоквант (рис. 8.4.).


 

L

 

 
 


Q3

 

Q2

Q1

 
 


K

Рис.8.4. Карта изоквант

Комментарии к рис. 8.4. Каждая из кривых (Q1, Q2, Q3) отражает совокупность комбинаций труда и капитала при разном выпуске продукции.

 

Рис.8.5. Предложение земли на рынке

В условиях не эластичного предложения земли рыночный спрос выступает важнейшим условием ценообразования на землю. Цена земли (Р) определяется соотношением спроса и предложения и называется рентой (рис.8.6).

Комментарии к рис. 8.6. S – неэластичное предложение земли, D – потенциальный спрос на землю, D1 – спрос в условиях, когда земля не приносит ренты, РЕ – равновесная цена земли (рента).


 
 


Р S

 

 

РЕ Е

D

 

Q

D1

Рис.8.6. Спрос и предложение земли

Монополия частной собственности на землю порождает абсолютную земельную ренту, монополия хозяйства на земле – дифференциальную земельную ренту.

Рентные отношения – это отношения по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли, её ископаемых ресурсов и недвижимости.

Рента земельная (рента экономическая) – доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Собственность на землю с её естественными ресурсами и недвижимостью даёт основание для получения не только земельной ренты, но и арендной платы (самостоятельная форма платежа за право пользования имуществом).

Исчисление будущего размера дохода в виде ренты или дисконтирование осуществляется по формуле: Д = Р/ r, (8.3)

где Д – дисконтированный размер ренты (будущая цена земли), Р – годовая рента (размер годового дохода), r – годовая норма (ставка) процента.

Дисконтированный размер ренты необходим при заключении договоров об использовании земли, её ресурсов или расположенной на ней недвижимости. Дисконтирование улавливает дифференциальную ренту.

Дифференциальная рента – одна из форм земельной ренты в виде дополнительного дохода, получаемого землевладельцем за счёт большей плодородности земли на его земельном участке и более высокой эффективности труда. Дифференциальная рента возникает как разность между рыночной ценой продукции и издержками на производство этой продукции (рисунки 8.7, 8.8, 8.9).

Дифференциальная рента существует в двух видах – дифференциальная рента 1 и дифференциальная рента 2.

Дифференциальная рента 1 связана с различием в качестве земли. Она подразделяется на ренту по плодородию и ренту по месту положения земельных участков. Дифференциальная рента 1 возникает при экстенсивном ведении хозяйства, образуется на лучших и средних землях и присваивается земельным собственником.

Дифференциальная рента 2 предполагает интенсивный метод земледелия: повышение плодородия почвы, применение прогрессивных биотехнологий, использование высокопродуктивных сортов растений и т.д. Дифференциальная рента 2 выступает стимулом производства, образуется на худших землях, присваивается арендатором до истечения срока аренды, а затем становится достоянием арендодателя.

Р, АТС, МС

МС

Р1 дифференциальная рента

АТС

 

 

Q

Рис. 8.7. Дифференциальная рента как разница между ценой и издержками на производство


Р, АТС, МС МС

АТС

Р1

 

Q

Рис.8.8. Отсутствие дифференциальной ренты (цена и издержки

Производства совпали)

 
 


Р, АТС, МС МС

АТС

 

Р1

Q

Рис. 8.9.Отсутствие дифференциальной ренты и убыточность

Рынок капитала

 

Капитал – в широком смысле это всё, что способно приносить доход. На рынке капитал выступает в виде денег и в виде капитальных активов. Все экономические блага, выраженные в денежной форме, приобретают вид капитального актива. Таким образом, капитальные активы – это денежное выражение зданий, сооружений, техники, машин и оборудования, земли, сырья и материалов, энергии, акций, идей, программ для ЭВМ, информации и т.д.

Перевод капитальных активов в денежную оценку требуется для расчёта возможных доходов и обоснования инвестиционных решений. Обобщающим выражением дохода на капитал выступает годовая процентная ставка.

Дисконтирование – исчисление будущего дохода на капитал и капитальные активы. Расчёт осуществляется на основе банковской процентной ставки по формуле: Д t / (1 + r)t, (8.4)

где Д – текущая дисконтированная стоимость актива, Д t – ежегодный будущий доход от актива, инвестированного на период, равный t лет, r – ставка банковского процента.

Инвестиции имеют смысл только в том случае, если годовой доход от них выше, чем процент по банковским вкладам. Ставка процента рассматривается как цена капитала или часть дохода, который получает владелец капитала в течение года. На величину ставки процента влияют величина капитала, его производительность, а также соотношение между предложением и спросом на капитал.

Рынок труда

Рынок труда, как и любой другой рынок, формируется под влиянием спроса и предложения. Однако наибольшее влияние на состояние рынка труда оказывает предложение труда, которое определяется следующими факторами:

1) численностью трудоспособного населения;

2) средним количеством рабочих часов за определённое время;

3) качественным составом населения, его квалифицированным уровнем;

4) эффектом замещения;

5) эффектом дохода

Рассмотрим два последних фактора, так как именно они определяют характерный вид кривой предложения на рынке труда.

Эффект замещения возникает, когда при высокой заработной плате свободное время рассматривается как потенциальный убыток. Час досуга кажется более дорогим и работник предпочитает вместо досуга работать, что ведёт к росту предложения труда.

Эффект дохода возникает, когда высокая заработная плата рассматривается как источник возможности увеличить свой досуг, что уменьшает предложение труда.

Эффект замещения и эффект дохода определяют вид кривой предложения труда (рис.8.10).

Комментарии к рис. 8.10. Wцена труда, С – точка критического перехода от роста предложения труда к его уменьшению. Характерный наклон кривой предложения труда показывает, что повышающаяся заработная плата стимулирует работника к труду лишь до определённого момента.


 
 


W S1

эффект

дохода

W1 C

эффект

замещения

 

S

Q

Рис. 8.10. Кривая предложения труда

 

Равновесие на рынке труда достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения и характеризуется графиком на рис. 8.11.

W

S

 

Е

W1

D

Q

Рис.8.11. Спрос и предложение на рынке труд

 

Заработная плата как цена труда выступает важнейшей и наиболее массовой формой дохода в любой экономике. Заработная плата устанавливается как равновесие спроса и предложения на рынке труда. Рост спроса на труд повышает уровень заработной платы и увеличивает занятость.

Следует различать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – это сумма денежных выплат, полученных в течение определённого периода в текущих ценах. Реальная заработная плата – определяется уровнем цен на товары и услуги и отражает количество товаров и услуг, которое можно купить на номинальную заработную плату в течение определённого периода.

В мире широко используются следующие системы оплаты труда:

1) гарантирующая минимальную заработную плату в соответствии с тарифной ставкой вне зависимости от уровня производительности труда;

2) изменяющаяся заработная плата от минимальной до максимальной в зависимости от уровня производительности труда;

3) создание системы участия в прибылях и собственности.

Российские предприниматели свободны при выборе на предприятии системы оплаты труда в соответствии с отечественным законодательством.


Тема 9. Производство и издержки производства

 

План лекции:

1. Производство в краткосрочном периоде

2. Издержки в краткосрочном периоде

3. Статьи издержек производства

4. Производство и издержки в долгосрочном периоде

5. Экономия от масштаба

 

Рис. 9.1. Кривая совокупного продукта

Предельный продукт (МР – marginal product) любого переменного фактора производства (например, труда) представляет собой прибавку к выпуску, полученную за счет использования дополнительной единицы данного фактора (табл.9.1).

Зависимость предельного продукта (Q) от затрат переменного фактора (например, труда – L) показана на рис. 9.2.

 

 
 


МР

Первая стадия Вторая стадия

·

 

МР

L

Рис. 9.2. Кривая предельного продукта

 

Комментарии к рис. 9.2. Первая стадия: при низких объёмах затрат труда предельный продукт положителен и возрастает, т.е. дополнительный работник не только даёт прибавку к выпуску, но и добавляет больше, чем предыдущий. Вторая стадия: при высоких объёмах затрат труда прирост выпуска, полученный за счет добавления еще одного работника, все еще положителен, но уменьшается, т.е. предельный продукт тем ниже, чем больше работников используется.

Тенденция предельного продукта труда или любого вида затрат к снижению является общей и формируется как закон.

Закон убывающей предельной производительности утверждает, что если количества некоторых факторов фиксированы, то предельный продукт любого переменного фактора будет по достижению некоторого объёма выпуска убывать по мере увеличения затрат данного фактора.

Этот закон никогда не был доказан строго теоретически, он был выведен экспериментальным путем сначала в сельском хозяйстве, а затем и в других отраслях. Закон применим лишь в краткосрочном периоде, кроме того, технический прогресс постоянно раздвигает его границы.

Средний продукт (АР – average product) любого вида затрат (например, труда) – это отношение объёма произведенной продукции к использованному объёму данного вида затрат (например, AP = TP: L) (табл. 9.1).

В экономической практике средний продукт труда называется производительностью труда. Чем выше средний продукт труда, тем больше продукции получает фирма на единицу использованного труда. Средний продукт (производительность) труда достигает своего максимума в точке пересечения с предельным продуктом (рис. 9.3).

Комментарии к рис9.3. Там где предельный продукт больше среднего продукта (МР > АР), кривая АР является возрастающей, там где МР < АР кривая АР является убывающей.

 


 

AP, MP

 

A

· AP

 

MP

 

LA L

 

Рис. 9.3. Взаимосвязь среднего и предельного продуктов труда

 

Таблица 9.1

Рис.9.4. Постоянные, переменные и совокупные издержки

Рис. 9.5. Предельные издержки

Комментарии к рис.9.5. При низких объёмах выпуска предельные издержки падают по мере увеличения выпуска, т.к. затраты труда увеличиваются и каждый дополнительный работник добавляет больше к выпуску, чем предыдущий. При высоких объём







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.