Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Комплексное исследование детей с ринолалией.





 

Для понимания специфических особенностей структуры речевого дефекта, правильной организации комплексного воздействия и определения путей совершенствования коррекционной работы с детьми с ринолалией необходимо полное всестороннее изучение клинических и психолого-педагогических данных. Логопед должен уметь определить, какие компоненты речевой системы страдают, какова степень тяжести нарушения, что первично в структуре дефекта, а что вторично. Сложные вопросы диагностики речевых нарушений требуют правильной квалификации патологических симптомов, свидетельствующих о перенесенном ребенком заболевании. Успешное решение задач коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно было определено речевое нарушение, от степени его тяжести и начала коррекционных занятий.

Используются различные методы исследования: изучение медицинской документации; педагогическое наблюдение за детьми в условиях свободного общения и на специальных занятиях; беседы с врачами, родителями, детьми, объективные методы исследования: назофарингоскопия, рентгенография.

В процессе выявления и последующего преодоления любого речевого нарушения необходимо соблюдать основополагающие принципы логопедии. При обследовании детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба наиболее актуальными являются следующие.

Принципы обследования детей с ринолалией.

1. Принцип комплексности. Ринолалия, возникающая на почве врожденных расщелин верхней губы и неба, является сложным речевым нарушением, требующим комплексного медико-психолого-педагогического подхода к его преодолению. В обследовании таких детей помимо логопеда принимают участие хирург, ортодонт, педиатр, ЛОР, невролог, генетик, психолог. Это продиктовано тем, что расщелины являются причиной анатомических расстройств речевого аппарата, которые ведут к функциональным проблемам и оказывают отрицательное влияние на развитие ребенка, вызывая нарушения дыхания, питания, слуха и речи.

Органические нарушения в строении органов артикуляции требуют обязательной консультации хирурга-стоматолога. В дооперационный период хирург является ведущим специалистом, определяющим сроки, этапы и методы лечения данной категории больных. Однако и в послеоперационный период наблюдение у хирурга является обязательным. В некоторых случаях после оперативного вмешательства наблюдается расхождение швов, что приводит к образованию дефектов переднего или среднего отделов твердого неба. В качестве причин могут выступать нарушения микрофлоры в области, подвергшейся вмешательству, ухудшение общего соматического состояния ребенка. В таком случае требуется повторная операция и консультация хирурга необходима для определения тактики дальнейшего лечения.

Полноценной коррекции звукопроизношения при ринолалии могут препятствовать многочисленные нарушения зубного ряда, сопровождающие расщелину. В некоторых случаях на правильность произношения звуков оказывает влияние ношение ортодонтического аппарата. Поэтому при обследовании необходимо получить заключение ортодонта.

В процессе обследования необходимо получить заключение оториноларинголога о характере слуховой функции, состоянии носоглотки: нет ли воспалительных процессов, полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки, выявить уровень снижения слуха.

Консультация педиатра требуется для решения вопроса о планировании нагрузки на логопедических занятиях.

Возможные органические и функциональные нарушения в состоянии ЦНС своевременно помогает выявить осмотр невролога и психолога.

Таким образом, для наиболее успешного коррекционного воздействия на детей с ринолалией необходима совместная работа специалистов разного профиля.

2. Принцип системного подхода. Речь является сложной функциональной системой, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Важно обратить внимание не только на исследование первичных нарушений в структуре дефекта, но и на возможное наличие вторичных проявлений. Помимо подробного и тщательного изучения строения и функции артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции, следует уделить внимание обследованию фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, общему уровню речевого развития ребенка, с тем, чтобы исключить присутствие фонетико-фонематического или общего недоразвития речи, задержки речевого развития.

3. Принцип индивидуального подхода. Обследование детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба проводится только в индивидуальной форме. Это обусловлено тем, что нарушения в структуре дефекта носят различный характер и в задачи, стоящие перед логопедом, входит определение индивидуальных особенностей состояния речевой функции в каждом конкретном случае.

4. Принцип учета ведущей деятельности возраста. Обследуя детей с ринолалией, следует помнить о том, что приемы и материал обследования будут несколько различаться в зависимости от того, в каком возрасте находится ребенок. При обследовании дошкольника, основным занятием которого является игра, в большом количестве используются игрушки, речевые и подвижные игры, красочный дидактический материал, соответствующий возрасту (предметные, сюжетные картинки). Само обследование может проводиться в игровой форме. Ведущей деятельностью школьного возраста является учеба. В соответствии с этим предлагаемый материал должен иметь иную направленность, возможно использование элементов школьной программы, например, чтение стихотворений. Однако и в данном случае не исключается использование различных логопедических игр и соответствующего дидактического материала.

Медико-психолого-педагогическая диагностика включает изучение данных анамнеза, логопедического и психолого-педагогического статуса.

 

Схема комплексного обследования детей с ринолалией.

 

 

Исследование ребенка начинается с беседы с мамой и изучения медицинской документации.

Известно, что различные неблагоприятные воздействия во внутри-утробном периоде развития и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушениям речи различной степени тяжести. Ринолалия может выступать как самостоятельное нарушение, а может сопровождаться дизартрией, задержкой речевого развития, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи. Чтобы получить наиболее полную информацию о структуре речевого дефекта при оценке анамнеза важно обратить внимание на наследственную патологию в семье, возможность неблагоприятного воздействия на развитие ребенка различных вредных факторов в период внутриутробного развития или рождения.

 

I.Данные анамнеза

 

1. Вид расщелины.

2. Сроки хирургического вмешательства.

3. Наследственность по прямой и косвенной линии. Есть ли у кого-нибудь из родственников расщелины губы и/или неба, а также другие нарушения строения артикуляционного аппарата.

4. От какой по счету беременности ребенок, чем закончились предыдущие беременности.

5. Протекание беременности: наличие токсикозов в 1-ой или 2-ой половине, травм (указать каких) в 1-ой или 2-ой половине, контакт с вредными веществами, химическими препаратами как до наступления беременности, так и во время ее протекания, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, почечная и сердечная недостаточность и т. д.), резус-конфликт, психические травмы и стрессовые ситуации.

6. Протекание родов: срочные, недоношенность, время прохождения родов: быстрые, затяжные, с применением вспомогательных средств, асфиксия, родовые травмы.

7. Раннее физическое развитие ребенка: когда начал держать головку, сидеть, ходить.

8. Раннее речевое развитие: когда появились гуление, лепет, первые слова, фраза.

9. Занимался ли с логопедом, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика.

10. Заключения специалистов: хирурга-стоматолога, ортодонта, педиатра, оториноларинголога, невролога.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.