Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Вступительное слово классного руководителя





Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Как здорово, что все мы опять собрались вместе – мамы и папы, девочки и мальчики. Тема нашего разговора сегодня о дружбе.

– А чтозначитслово«дружба»? (Ребятаприводятсвоиобъясненияслова дружба).

Затем классный руководитель предлагает вспомнить пословицы ипоговорки о дружбе.

– А что объединяет все пословицы и поговорки о дружбе? (Ребятаназывают аргументы: умение быть нужным, полезным, бескорыстным и т.д.)

Звучит песня В. Высоцкого из кинофильма «Вертикаль».

Кого можно называть своим другом? (Дети приводят аргументы изачитывают свои сочинения о друзьях.)

П. Анализ анкетирования Классный руководитель продолжает свое выступление и приводит примеры мнения ребят о дружбе (по материалам анкетирования).

- А у вашей семьи, ваших родителей много друзей? (Ребята отвечают на вопрос и делают это с помощью своих коллажей.)

- Почему народная мудрость гласит: Друг познается в беде, лучшийдруг в радости? (Мнение высказывают дети и родители. Приводят примеры из жизни в подтверждение этого высказывания.)

Классный руководитель рассказывает ребятам и родителям притчу и просит в ее подтверждение привести пословицу, которая достаточно часто употребляется в речи.

«Давнымдавно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

- Вопрос классу: О какой пословице шла речь в начале притчи? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

- Вопрос родителям: Можете ли вы привести примеры подобногорода для того, чтобы подтвердить, что в жизни происходит именно так? (Родители рассказывают интересные истории из собственной дружбы).

- Вопрос классу: От чего может погибнуть дружба? (Ребята отвечают на поставленный вопрос и приводят свои аргументы.)

III. Анализ стихотворений С. Михалкова «Хорошие приятели»

Ребята читают стихи по ролям, разыгрывают их в виде небольших сценок.

Мальчик Миша мается-

Миша заикается.

Как другие – чисто, ясно,

Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются

Все слова на букву «ка»,

Но ребята не смеются –

Дружба классная крепка.

– Ты, Мишутка, не теряйся!

Ты с других пример бери!

Просто с духом собирайся

И смелее говори!

Миша выговорил слово,

А другого не видать…

Но приятели готовы,

Если нужно, подождать!

– Как сберечь дружбу? (Родители и дети совместно вырабатываютправила сохранения дружбы и записывают их на заранее приготовленный большой свиток.)

IV. Итоги собрания

Вручение сувениров друзьям.

V. Рефлексия собрания

 

2.2 Классный час. «Память можно развивать»

 

Цель: расширение представлений учащихся о возможностях человеческой памяти и приемах рационального запоминания. Задачи:

1.Вооружение учащихся эвристической и практически значимойинформацией о механизмах памяти.

2.Изучение приемов рационального запоминания.

3. Выявление школьниками собственных проблем, мешающих овладению указанными приемами.

Форма проведения: устный журнал. Этап подготовки

1.Сбор и обобщение силами учителя, учащихся и родителейобширной информации по теме встречи.

2.Поиск тренинговых упражнений по развитию навыков рационального запоминания.

3.Материальное обеспечение классного часа:

«Страницы» устного журнала. Выполняются на листе (либо на листах) ватмана. На каждом из них – название логического этапа обсуждения и символические рисунки, эмоционально «окрашивающие» его содержание.

Страница 1. Не чудо ли память человеческая!

Страница 2. Память и талант.

Страница 3. Учимся запоминать.

Страница 4. Подведем итог.

Этап проведения

Классный руководитель: Случается слышать от вас: «У меня плохая память» или даже: «У меня нет памяти». Конечно, это преувеличение. Но представим на минуту человека, который и в самом деле утратил память. Чего бы он тем самым лишился? Решительно всего! Предположим, потеря памяти произошла на улице, когда он шел в школу. Прежде всего, такой человек не пришел бы к цели своего пути, а если бы его туда привели, не знал бы, что там делать. Он забыл бы себя, как его зовут, где живет. Забыл бы родной язык и не сказал бы ни слова. Более того, не смог бы сделать ни одного движения, шагу ступить, руку протянуть за стаканом воды, так как исчезла бы память на движения.

Как вы считаете, почему иметь хорошую память – это важно? (Суждения ребят)

Правильно, хорошая память сокращает подготовку' уроков и освобождает много времени. Итак, мы сегодня поговорим о возможностях человеческой памяти. Нашу встречу готовили многие ребята (называет фамилии), их родители, а помогали им все вы. Первую страницу устного журнала открывает (фамилия, имя ученика).

Страница 1. «Не чудо ли память человеческая!»

Первый ученик: Величайшее чудо на свете – человеческий мозг с его удивительными ресурсами, и среди них – возможность сохранять в памяти виденное и слышанное. Память человеческая – двери, распахнутые в прошлое человека, вчерашнее и далекое. «Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток», – писал А.С. Пушкин.

Наша память – загадка и для нас самих: почему мы одно помним, а другое забываем; почему, казалось бы, пустяковое событие врезается в наш мозг и сохраняется надолго, а другое, бесспорно важное, испаряется из памяти.

Вопрос ребятам: А что, на ваш взгляд, мешает быстрому запоминанию? (Ответы ребят).

Второй ученик: Успешность запоминания во многом зависит от сосредоточенности, внимания человека. Недаром говорят: «внимание – резец памяти: чем он острее, тем глубже следы». Одной из причин того, что человек забыл какие-то факты, слова или мысли, является невнимательность к ним в момент, когда он их воспринимал, говорил о них или думал.

Предлагаю вам сосредоточиться на таблице (подходит к доске), в ней – советы по развитию внимания (одновременно озвучивает):

Совет по развитию каждого свойства внимания

Не перегружать внимание во время занятий большим количеством

предметов на столе

Работа «блоками»: 20 – 30 минут занятий и короткий отдых

Разнообразить виды заданий

Тренировка: одновременно говорить и писать

Не злоупотреблять телевизором, компьютером.

А сейчас предлагаю упражнение на развитие внимания, которое вы с успехом можете повторять дома, с другом, родителями, братом, сестрой. Если вас несколько человек, можно соревноваться.

Сейчас я открою на доске ряд из десяти картинок (варианты: геометрические фигуры, цифры, буквы, символы), расположенных в определенном порядке. У вас на столах – такие же, но лежат они в произвольном порядке. Я на 10 секунд открываю скрытый пока на доске ряд, после чего снова закрываю. Ваша задача – воспроизвести его в той же последовательности. (Выполнение упражнения. Хороший результат – 7 – 8 фигурок).

Страница 2. Память и талант

Третий ученик: По свидетельству современников, полководцы Ю. Цезарь и А. Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30 тысяч человек! Философ Сенека был способен повторить 2 тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь раз. Великий врач, философ и математик Ибн Сина (Авиценна) в юности провел несколько лет, читая книги из огромной библиотеки бухарского правителя. Когда через несколько лет во время войны она сгорела, ученый удрученно повторял, что, к несчастью, успел прочитать только 10 тысяч томов и кроме них ничего не сможет восстановить по памяти. В Хорезме Авиценна получил от шаха в помощь 40 писцов и каждому стал диктовать текст погибшей книги. Так были восстановлены бесценные сокровища библиотеки.

Всегда ли талантливый человек имеет хорошую память? Вовсе нет. Среди великих встречались люди со слабой памятью. Например, физик Майкл Фарадей не мог обойтись без записей и заметок. И наоборот, многие люди с уникальными возможностями памяти во всех остальных отношениях ничем особенным не отличались. Но все ученые сходятся во мнении, что память можно и нужно развивать.

Страница 3. Учимся запоминать

Классный руководитель: «Скорее мозг ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок», – остроумно заметил кто-то из великих. Оказывается, каждый из нас способен усвоить информацию, содержащуюся в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Как же развить эту способность, ведь порой нам трудно выучить даже короткое стихотворение?

Четвертый ученик: Во-первых, ученые говорят, что настоящая «мать учения» не повторение, а применение. Лучше два раза прочесть текст и два раза его воспроизвести, чем читать без воспроизведения восемь раз.

Во-вторых, информацию важно сделать интересной. Если материал скучный, а запомнить его все-таки нужно, на выручку может прийти остроумие. Например, можно нарисовать комические иллюстрации к тексту.

В-третьих, если текст «длинный», то его стоит разделить на части и изучать каждую часть отдельно. Очень помогает план к тексту.

В-четвертых, приступая к изучению темы, не следует сразу читать учебник. Лучше сначала вспомнить все, что уже известно, пусть с ошибками и пропусками.

Учитель: А главное в запоминании – понять смысл того, что следует выучить. Предлагаю вам упражнение, которое покажет вам, насколько вы привыкли это делать. Суть упражнения следующая, сейчас я зачитаю текст, вы внимательно его прослушаете. Затем из перечня пословиц, написанных на карточках, которые есть на каждом столе, вы выберете ту, которая, на ваш взгляд, отражает главный смысл прочитанного. Итак, начали.

Лев нашел спящего зайца и уже хотел его сожрать, как вдруг завидел, что бежит мимо олень. Лев бросил зайца и погнался за оленем, а заяц от шума проснулся и убежал. Долго гнался лев за оленем, но поймать его не смог и вернулся к зайцу: а увидел, что и того нет, сказал: «Поделом мне: добычу, что была уже в руках, я выпустил, а запустою надеждою погнался».

(ЭЗОП)

Собака помнит, кто ее кормит.

За краюшкой погонишься – каравай потеряешь.

Заяц самого себя боится.

За большим погонишься – малого не увидишь.

Курица кудахчет на одном месте, а яйца кладет в другом.

Лев – страшно, обезьяна – смешно.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Учитель: Хочется спросить, дорогие ребята, есть ли у вас свои, собственные секреты быстрого запоминания, что вам помогает? (Ребята высказывают суждения)

Учитель: А вот у ребят в шуточном сюжете секреты запоминания таковы (К доске выходит группа учеников).

Сценка «Повторениемать учения»

Первый ученик: Друзья мои, все это, конечно, хорошо, но есть одна проблема, которая меня все время занимает. Вот, скажем, всем известно, что к экзамену всегда не хватает времени.

Второй ученик: Денечка не хватает.

Третий: Вот именно! Вы тоже думали и над этой проблемой?

Первый: Конечно! И кое-что придумали! В общем, есть один способ… Если его знать, времени обязательно хватит!

Третий: Вот как? Что же это за способ?

Первый: Нужно одновременно учить два предмета!

Третий: Два? А… это возможно?

Первый: Конечно! Надо только вдвоем заниматься! И учить одновременно. Вслух. Допустим, я литературу, а он – геометрию. Тогда каждый глазами учит один предмет, а ушами – другой!

Третий: Ну-ну… А ногами ничего выучить нельзя?

Второй: Смеетесь, да? Сейчас посмотрите! Я взял геометрию. (Первому) Бери свою литературу.

Первый: «Бессмертная комедия Гоголя «Мертвые души» дает нам целую галерею сатирических образов. Чичиков и Манилов, Коробочка и Собакевич – все это…»

Второй: «…геометрические фигуры. Треугольники, квадраты, ромбы, трапеции…»

Первый: «Все они вызывают у нас смех. Нам смешно, когда мы…»

Второй: «Проводим окружность большого диаметра, и у нас получается…»

Первый: «Собакевич! Мы от души смеемся над Плюшкиным. Ведь Плюшкин – это…»

Второй: «…перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на его основание»

Третий: Плюшкин – перпендикуляр? Хи… (С иронией) Вам не кажется, что вы излишне скромничаете: вашим замечательным способом можно учить не два, а гораздо больше предметов! Дайте-ка, и я с вами попробую. (Берет в руки учебник.) Это что – «Зоология»? Отлично! Давайте продолжим учебу по вашему методу…

Первый: «Но Гоголь не только смеется – он обличает. Вот тот же Собакевич. По сути дела – это…»

Третий: «Слон. Представитель семейства млекопитающих, отряд хоботных. Он живет…»

Второй: «…под углом в тридцать градусов. Фигуры бывают не только плоские, но и объемные. Например…»

Первый: «Коробочка. Коробочка – это не кличка, это фамилия…»

Второй: «Чтоб вычислить объем этой фигуры, нужно знать ее высоту и ширину. Перемножим их и получим…»

Первый «Портрет Манилова. Манилов у Гоголя внешне даже красив…»

Третий: «Огромные уши, хобот, бивни…»

Первый: «Но Манилов – созерцатель, он ничего не делает, а ведь…»

Третий: «Легко приручается человеком и может таскать камни и другие тяжести…»

Первый: «А Плюшкин? Это воплощение жадности…»

Третий: «Питается сеном, ветками, отрубями. Очень любит веники…»

Первый: «И вот, под стать таким людям хочет быть Чичиков. Его гложет факт низкого происхождения».

Третий: «Прародителем его был мамонт…»

Второй: Я прослушал – это у Чичикова папа мамонтом был? Да нет, это мама – мамонт, а папа – папонт, наверное… Бред какой-то…

Третий: Вот именно – бред. И запомните, друзья, только в одном случае потребуется мало времени для подготовки к экзаменам, если весь год вы будете учиться не для того, чтобы сдать экзамен и забыть, а для того, чтобы применять свои знания всю жизнь.

Страница 4. Подведем итог.

Классный руководитель: Возможности человеческой памяти поистине безграничны. Но, как мы сегодня убедились, над ней надо работать, преодолевая лень, пассивность. Это непросто, но как начинаешь себя уважать! Вот из таких маленьких побед и складывается характер. Итак, мы завершаем встречу, и я предлагаю «открытый микрофон» для обмена впечатлениями. Следует «цепочка» суждений ребят. Рефлексия услышанного дает возможность педагогу оценить, насколько продуктивным был диалог.

 

 


Заключение

 

И так, мы проследилиосновные направленияработы классного руководителяи доказали каквелика его рольв жизни каждого ученика. От эффективностиработыклассного руководителязависит, как учениксможет решать возникшие перед нимпроблемы, какое у него сложитсяотношениек жизнии т.п. Поэтому правильноорганизованнаяучебно-воспитательная деятельностьклассного руководителя – основа для достижениянаиболее высокихрезультатовв воспитаниикультурно-нравственной личности.

Но меняется время. Становятся инымитребования к школе, ученикам и педагогам. Однакозначимостьроли классного руководителяне снижается. Сегодня он выполняет 3 функции: организует разнообразнуюдеятельностьв классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детямв решении проблем.

В отличие отшколы 70–80-х гг., когда воспитание главным образомсвязывалось с воздействием извне, в настоящее времяпозиция классных руководителей меняется. Большинство из нихпонимают, воспитаниекак создание условий для развитиявнутреннего потенциаларебенка. Отсюда следует и изменениесистемы работы.

Все болееприоритетнойстановитсяиндивидуальная работас детьми, затрагивающая основы физического и психического развитиякаждого ребенка. Происходитсмещение акцентови в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяетсяэмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительногопсихологическогоклимата в классе, развитиюсамоуправления,созданиюусловий, позволяющих каждому ребенку раскрытьсебя в отношениис окружающими, включению учащихсяв систему реальныхотношений.

Многие классные руководителиговорят о расширениидиапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствиемразрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуждения детейи взрослых, а также того, что большинство детских внешкольных учрежденийстали платными и для многих детей, особенно из малообеспеченных семей, они стали недоступны.

Возникший вакуум заполнить в большинстве случаевможет только работа классного руководителя. Причем внимания требуютне только малыши и подростки, но и старшие школьники, стоящие на порогесамостоятельной жизни.

Несмотря на это хорошим классным руководителемстать нелегко. Но им может стать каждый учительпри условии упорнойработы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплываюттрудовые дела, увлекательные экскурсиии походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончанияшколы не порывают связи со своимлюбимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.

Таким образом, не все классные руководителипессимистически относятсяк своей деятельности.

 

 


Списоклитературы

 

1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 1978. – 271 с.

2. Болдырев Н.И. Методика работыклассного руководителя: пособие по спецкурсу для студентов пед. Институтов. – М., 1984. – 271 с.

3. Дружинин И.Н. Заботы и радостиклассного руководителя. – М., 1978. – 262 с.

4. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 11–14 с.

5. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965. – 312 с.

6. Капралова Р.М. Работа классного руководителяс родителями. – М., 1980. – 117 с.

7. Кассиль Л.Н. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1985.

8. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 256 с.

9. Литаварова Н. ВнученкоВ. Противоречияв процессе сотрудничестваучителей и родителейи основные путиих разрешения ивоспитание школьников. – 2003. – №1.

10. Макаренко А.С. Методика организациивоспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с.

11. Макаренко А.С. Проблема школьного советскоговоспитания. Соч. Том VI. – М., 1982. – 280 с.

12.Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 3 с.

13. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007. – 22 с.

14. Степанов Е. Форма, структура и содержаниеплана воспитательной работы // Воспитание школьников.– 2003. – №7.

15. ТимофееваИ.Школьный консилиум //Воспитание школьников.– 2002. – №2.

16. Шакуров Р.Х. Социально-психологическиеосновы управления: Руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990. – 287 с.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.