Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Деятельность классного руководителя





Введение

 

Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

Сущность, задачи и содержание работы классного руководителя менялись в зависимости от социального заказа. Так, в «Положении о классном руководителе», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 г., записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой». В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классный руководитель – это учитель советской школы, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса».

В постсоветский период сущность деятельности классного руководителя меняется: «Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы». В 90-е гг. XX в. проводятся эксперименты, научные исследования по поиску различных вариантов организации работы классного руководителя в современной школе (вальдорфский, освобожденный варианты и др.). Особое значение имеют исследования и публикации Н.Е. Щурковой.

К принципиально важным разработкам Н.Е. Щурковой можно отнести определение содержания воспитания (в соответствии с программой воспитания школьников), новое видение места и роли классного руководителя в воспитательном процессе (классный руководитель как «центральное лицо воспитательного процесса»), рассмотрение технологии его деятельности.

Теоретическая ценность работызаключается в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления об исследуемых объектах.

Цель исследования – организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.

Предмет исследования – отслеживание результатов, перспектив развития педагогического процесса.

Объект исследования – классный руководитель как организатор педагогического процесса и концепции воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ литературы по организации педагогического процесса и его руководства.

2. Планирование, подбор и разработка методик идиагностики классного руководства.

3. Задачи воспитательно – образовательного процесса в классном коллективе.

4. Обработка результатов исследования.

В ходе исследования использовались следующие методы:

наглядные,

словесные,

– практические,

– беседа,

– тестирование.


Функцииклассногоруководителя

 

Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.

Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Круг функциональных обязанностей классного руководителя вшколе включает:

1. Аналитическая функция

– Анализ и оценка индивидуальности учащегося.

– Анализ и оценка уровня воспитанности школьников.

– Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания.

– Изучение и анализ становления и формирования классного коллектива, подростковых групп, объединений, обеспечивающих социализацию каждого ребенка.

– Изучение и анализ воспитательных влияний окружающей средыучащихся класса, группы, объединения.

2. Прогностическая функция

– Представление образа желаемого результата воспитательной деятельности

– Прогнозирование уровней индивидуального развития ребенка.

– Построение модели воспитательнойподсистемы, учитывающей миссию образовательного учреждения, принятые ценности, воспитательнуюконцепцию, ресурсные возможности.

– Выстраивание иерархии ближних и дальних целей деятельности детского сообщества и отдельных учащихся.

3. Организационно-координирующая функция

– Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, установление контактов с родителями (законными представителями учащихся),оказание им помощи (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).

– Проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся.

– Взаимодействие с педагогами, работающими в классе, осуществлениевоспитательной деятельности через проведение «малых педсоветов»,педагогических консилиумов, тематических встреч.

– Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, втом числе в системе дополнительного образования детей.

– Ведение документации (классныйжурнал, личные дела обучающихся,план работы, дневники наблюдений).

4. Коммуникативная функция

– Регулирование межличностных отношений между детьми

– Установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик,

содействие общему благоприятному климату в коллективе.

– Помощь учащимся в установлении отношений с окружающимилюдьми.

– Совместная с социальным педагогом и психологом коррекция поведения социально дезадаптированных детей и подростков.

 

Анкетирование детей и родителей.

Анкетирование учащихся1.

- Есть ли у тебя друзья?

- Кого ты считаешь своим лучшим другом?

- Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом?

- Знают ли твои родители, кто твой лучший друг?

– Знакомы ли они с ним?

- Бывает ли твой друг у тебя дома?

- Как часто вы с ним видитесь?

– Как относятся твои родители к вашим встречам?

- Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?

- Знаком ли ты с ними?

- Какое мнение у тебя о них?

Анкетирование учащихся №2.

Продолжи предложение:

1. Друг – это тот, кто…

2. Лучший друг – это тот, кто…

3. Я переживаю, когда мой друг…

4. Я радуюсь, когда мой друг…

5. Мне приятно, когда мой друг…

6. Мне неприятно, когда мой друг…

7. Мне хотелось бы, чтобы мой друг…

8. Мне не хотелось бы, чтобы мой друг…

9. Когда я вырасту, я хочу, чтобы мой друг…

10.Когда я вырасту, я не хочу, чтобы мой друг…

Анкетирование родителей №1.

- Знаете ли вы друзей своего сына или дочери?

- Как давно они дружат?

- Довольны ли вы этой дружбой?

- Считаете ли вы эту дружбу равноправной?

:– Бывает ли друг вашего ребенка у вас дома?

- Как вы к этому относитесь?

- Знаком ли ваш ребенок с вашими друзьями?

- Как он к ним относится?

– Что бы вы хотели изменить в общении вашего ребенка с егодрузьями?

Анкетирование родителей №2

Продолжите предложение

1.Мы знаем, что друзья нашего ребенка – это…

2.Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то…

3. Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, томы…

4. Если наш ребенок приглашает своего друга с нами провести время, томы…

5. Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…

Ход собрания

Пока все рассаживаются, звучит песня «О дружбе».

IV. Итоги собрания

Вручение сувениров друзьям.

V. Рефлексия собрания

 

2.2 Классный час. «Память можно развивать»

 

Цель: расширение представлений учащихся о возможностях человеческой памяти и приемах рационального запоминания. Задачи:

1.Вооружение учащихся эвристической и практически значимойинформацией о механизмах памяти.

2.Изучение приемов рационального запоминания.

3. Выявление школьниками собственных проблем, мешающих овладению указанными приемами.

Форма проведения: устный журнал. Этап подготовки

1.Сбор и обобщение силами учителя, учащихся и родителейобширной информации по теме встречи.

2.Поиск тренинговых упражнений по развитию навыков рационального запоминания.

3.Материальное обеспечение классного часа:

«Страницы» устного журнала. Выполняются на листе (либо на листах) ватмана. На каждом из них – название логического этапа обсуждения и символические рисунки, эмоционально «окрашивающие» его содержание.

Страница 1. Не чудо ли память человеческая!

Страница 2. Память и талант.

Страница 3. Учимся запоминать.

Страница 4. Подведем итог.

Этап проведения

Классный руководитель: Случается слышать от вас: «У меня плохая память» или даже: «У меня нет памяти». Конечно, это преувеличение. Но представим на минуту человека, который и в самом деле утратил память. Чего бы он тем самым лишился? Решительно всего! Предположим, потеря памяти произошла на улице, когда он шел в школу. Прежде всего, такой человек не пришел бы к цели своего пути, а если бы его туда привели, не знал бы, что там делать. Он забыл бы себя, как его зовут, где живет. Забыл бы родной язык и не сказал бы ни слова. Более того, не смог бы сделать ни одного движения, шагу ступить, руку протянуть за стаканом воды, так как исчезла бы память на движения.

Как вы считаете, почему иметь хорошую память – это важно? (Суждения ребят)

Правильно, хорошая память сокращает подготовку' уроков и освобождает много времени. Итак, мы сегодня поговорим о возможностях человеческой памяти. Нашу встречу готовили многие ребята (называет фамилии), их родители, а помогали им все вы. Первую страницу устного журнала открывает (фамилия, имя ученика).

Страница 1. «Не чудо ли память человеческая!»

Первый ученик: Величайшее чудо на свете – человеческий мозг с его удивительными ресурсами, и среди них – возможность сохранять в памяти виденное и слышанное. Память человеческая – двери, распахнутые в прошлое человека, вчерашнее и далекое. «Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток», – писал А.С. Пушкин.

Наша память – загадка и для нас самих: почему мы одно помним, а другое забываем; почему, казалось бы, пустяковое событие врезается в наш мозг и сохраняется надолго, а другое, бесспорно важное, испаряется из памяти.

Вопрос ребятам: А что, на ваш взгляд, мешает быстрому запоминанию? (Ответы ребят).

Второй ученик: Успешность запоминания во многом зависит от сосредоточенности, внимания человека. Недаром говорят: «внимание – резец памяти: чем он острее, тем глубже следы». Одной из причин того, что человек забыл какие-то факты, слова или мысли, является невнимательность к ним в момент, когда он их воспринимал, говорил о них или думал.

Предлагаю вам сосредоточиться на таблице (подходит к доске), в ней – советы по развитию внимания (одновременно озвучивает):

Совет по развитию каждого свойства внимания

Не перегружать внимание во время занятий большим количеством

предметов на столе

Работа «блоками»: 20 – 30 минут занятий и короткий отдых

Разнообразить виды заданий

Тренировка: одновременно говорить и писать

Не злоупотреблять телевизором, компьютером.

А сейчас предлагаю упражнение на развитие внимания, которое вы с успехом можете повторять дома, с другом, родителями, братом, сестрой. Если вас несколько человек, можно соревноваться.

Сейчас я открою на доске ряд из десяти картинок (варианты: геометрические фигуры, цифры, буквы, символы), расположенных в определенном порядке. У вас на столах – такие же, но лежат они в произвольном порядке. Я на 10 секунд открываю скрытый пока на доске ряд, после чего снова закрываю. Ваша задача – воспроизвести его в той же последовательности. (Выполнение упражнения. Хороший результат – 7 – 8 фигурок).

Страница 2. Память и талант

Третий ученик: По свидетельству современников, полководцы Ю. Цезарь и А. Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30 тысяч человек! Философ Сенека был способен повторить 2 тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь раз. Великий врач, философ и математик Ибн Сина (Авиценна) в юности провел несколько лет, читая книги из огромной библиотеки бухарского правителя. Когда через несколько лет во время войны она сгорела, ученый удрученно повторял, что, к несчастью, успел прочитать только 10 тысяч томов и кроме них ничего не сможет восстановить по памяти. В Хорезме Авиценна получил от шаха в помощь 40 писцов и каждому стал диктовать текст погибшей книги. Так были восстановлены бесценные сокровища библиотеки.

Всегда ли талантливый человек имеет хорошую память? Вовсе нет. Среди великих встречались люди со слабой памятью. Например, физик Майкл Фарадей не мог обойтись без записей и заметок. И наоборот, многие люди с уникальными возможностями памяти во всех остальных отношениях ничем особенным не отличались. Но все ученые сходятся во мнении, что память можно и нужно развивать.

Страница 3. Учимся запоминать

Классный руководитель: «Скорее мозг ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок», – остроумно заметил кто-то из великих. Оказывается, каждый из нас способен усвоить информацию, содержащуюся в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Как же развить эту способность, ведь порой нам трудно выучить даже короткое стихотворение?

Четвертый ученик: Во-первых, ученые говорят, что настоящая «мать учения» не повторение, а применение. Лучше два раза прочесть текст и два раза его воспроизвести, чем читать без воспроизведения восемь раз.

Во-вторых, информацию важно сделать интересной. Если материал скучный, а запомнить его все-таки нужно, на выручку может прийти остроумие. Например, можно нарисовать комические иллюстрации к тексту.

В-третьих, если текст «длинный», то его стоит разделить на части и изучать каждую часть отдельно. Очень помогает план к тексту.

В-четвертых, приступая к изучению темы, не следует сразу читать учебник. Лучше сначала вспомнить все, что уже известно, пусть с ошибками и пропусками.

Учитель: А главное в запоминании – понять смысл того, что следует выучить. Предлагаю вам упражнение, которое покажет вам, насколько вы привыкли это делать. Суть упражнения следующая, сейчас я зачитаю текст, вы внимательно его прослушаете. Затем из перечня пословиц, написанных на карточках, которые есть на каждом столе, вы выберете ту, которая, на ваш взгляд, отражает главный смысл прочитанного. Итак, начали.

Лев нашел спящего зайца и уже хотел его сожрать, как вдруг завидел, что бежит мимо олень. Лев бросил зайца и погнался за оленем, а заяц от шума проснулся и убежал. Долго гнался лев за оленем, но поймать его не смог и вернулся к зайцу: а увидел, что и того нет, сказал: «Поделом мне: добычу, что была уже в руках, я выпустил, а запустою надеждою погнался».

(ЭЗОП)

Собака помнит, кто ее кормит.

За краюшкой погонишься – каравай потеряешь.

Заяц самого себя боится.

За большим погонишься – малого не увидишь.

Курица кудахчет на одном месте, а яйца кладет в другом.

Лев – страшно, обезьяна – смешно.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Учитель: Хочется спросить, дорогие ребята, есть ли у вас свои, собственные секреты быстрого запоминания, что вам помогает? (Ребята высказывают суждения)

Учитель: А вот у ребят в шуточном сюжете секреты запоминания таковы (К доске выходит группа учеников).

Сценка «Повторениемать учения»

Первый ученик: Друзья мои, все это, конечно, хорошо, но есть одна проблема, которая меня все время занимает. Вот, скажем, всем известно, что к экзамену всегда не хватает времени.

Второй ученик: Денечка не хватает.

Третий: Вот именно! Вы тоже думали и над этой проблемой?

Первый: Конечно! И кое-что придумали! В общем, есть один способ… Если его знать, времени обязательно хватит!

Третий: Вот как? Что же это за способ?

Первый: Нужно одновременно учить два предмета!

Третий: Два? А… это возможно?

Первый: Конечно! Надо только вдвоем заниматься! И учить одновременно. Вслух. Допустим, я литературу, а он – геометрию. Тогда каждый глазами учит один предмет, а ушами – другой!

Третий: Ну-ну… А ногами ничего выучить нельзя?

Второй: Смеетесь, да? Сейчас посмотрите! Я взял геометрию. (Первому) Бери свою литературу.

Первый: «Бессмертная комедия Гоголя «Мертвые души» дает нам целую галерею сатирических образов. Чичиков и Манилов, Коробочка и Собакевич – все это…»

Второй: «…геометрические фигуры. Треугольники, квадраты, ромбы, трапеции…»

Первый: «Все они вызывают у нас смех. Нам смешно, когда мы…»

Второй: «Проводим окружность большого диаметра, и у нас получается…»

Первый: «Собакевич! Мы от души смеемся над Плюшкиным. Ведь Плюшкин – это…»

Второй: «…перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на его основание»

Третий: Плюшкин – перпендикуляр? Хи… (С иронией) Вам не кажется, что вы излишне скромничаете: вашим замечательным способом можно учить не два, а гораздо больше предметов! Дайте-ка, и я с вами попробую. (Берет в руки учебник.) Это что – «Зоология»? Отлично! Давайте продолжим учебу по вашему методу…

Первый: «Но Гоголь не только смеется – он обличает. Вот тот же Собакевич. По сути дела – это…»

Третий: «Слон. Представитель семейства млекопитающих, отряд хоботных. Он живет…»

Второй: «…под углом в тридцать градусов. Фигуры бывают не только плоские, но и объемные. Например…»

Первый: «Коробочка. Коробочка – это не кличка, это фамилия…»

Второй: «Чтоб вычислить объем этой фигуры, нужно знать ее высоту и ширину. Перемножим их и получим…»

Первый «Портрет Манилова. Манилов у Гоголя внешне даже красив…»

Третий: «Огромные уши, хобот, бивни…»

Первый: «Но Манилов – созерцатель, он ничего не делает, а ведь…»

Третий: «Легко приручается человеком и может таскать камни и другие тяжести…»

Первый: «А Плюшкин? Это воплощение жадности…»

Третий: «Питается сеном, ветками, отрубями. Очень любит веники…»

Первый: «И вот, под стать таким людям хочет быть Чичиков. Его гложет факт низкого происхождения».

Третий: «Прародителем его был мамонт…»

Второй: Я прослушал – это у Чичикова папа мамонтом был? Да нет, это мама – мамонт, а папа – папонт, наверное… Бред какой-то…

Третий: Вот именно – бред. И запомните, друзья, только в одном случае потребуется мало времени для подготовки к экзаменам, если весь год вы будете учиться не для того, чтобы сдать экзамен и забыть, а для того, чтобы применять свои знания всю жизнь.

Страница 4. Подведем итог.

Классный руководитель: Возможности человеческой памяти поистине безграничны. Но, как мы сегодня убедились, над ней надо работать, преодолевая лень, пассивность. Это непросто, но как начинаешь себя уважать! Вот из таких маленьких побед и складывается характер. Итак, мы завершаем встречу, и я предлагаю «открытый микрофон» для обмена впечатлениями. Следует «цепочка» суждений ребят. Рефлексия услышанного дает возможность педагогу оценить, насколько продуктивным был диалог.

 

 


Заключение

 

И так, мы проследилиосновные направленияработы классного руководителяи доказали каквелика его рольв жизни каждого ученика. От эффективностиработыклассного руководителязависит, как учениксможет решать возникшие перед нимпроблемы, какое у него сложитсяотношениек жизнии т.п. Поэтому правильноорганизованнаяучебно-воспитательная деятельностьклассного руководителя – основа для достижениянаиболее высокихрезультатовв воспитаниикультурно-нравственной личности.

Но меняется время. Становятся инымитребования к школе, ученикам и педагогам. Однакозначимостьроли классного руководителяне снижается. Сегодня он выполняет 3 функции: организует разнообразнуюдеятельностьв классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детямв решении проблем.

В отличие отшколы 70–80-х гг., когда воспитание главным образомсвязывалось с воздействием извне, в настоящее времяпозиция классных руководителей меняется. Большинство из нихпонимают, воспитаниекак создание условий для развитиявнутреннего потенциаларебенка. Отсюда следует и изменениесистемы работы.

Все болееприоритетнойстановитсяиндивидуальная работас детьми, затрагивающая основы физического и психического развитиякаждого ребенка. Происходитсмещение акцентови в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяетсяэмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительногопсихологическогоклимата в классе, развитиюсамоуправления,созданиюусловий, позволяющих каждому ребенку раскрытьсебя в отношениис окружающими, включению учащихсяв систему реальныхотношений.

Многие классные руководителиговорят о расширениидиапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствиемразрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуждения детейи взрослых, а также того, что большинство детских внешкольных учрежденийстали платными и для многих детей, особенно из малообеспеченных семей, они стали недоступны.

Возникший вакуум заполнить в большинстве случаевможет только работа классного руководителя. Причем внимания требуютне только малыши и подростки, но и старшие школьники, стоящие на порогесамостоятельной жизни.

Несмотря на это хорошим классным руководителемстать нелегко. Но им может стать каждый учительпри условии упорнойработы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплываюттрудовые дела, увлекательные экскурсиии походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончанияшколы не порывают связи со своимлюбимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.

Таким образом, не все классные руководителипессимистически относятсяк своей деятельности.

 

 


Списоклитературы

 

1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 1978. – 271 с.

2. Болдырев Н.И. Методика работыклассного руководителя: пособие по спецкурсу для студентов пед. Институтов. – М., 1984. – 271 с.

3. Дружинин И.Н. Заботы и радостиклассного руководителя. – М., 1978. – 262 с.

4. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 11–14 с.

5. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965. – 312 с.

6. Капралова Р.М. Работа классного руководителяс родителями. – М., 1980. – 117 с.

7. Кассиль Л.Н. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1985.

8. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 256 с.

9. Литаварова Н. ВнученкоВ. Противоречияв процессе сотрудничестваучителей и родителейи основные путиих разрешения ивоспитание школьников. – 2003. – №1.

10. Макаренко А.С. Методика организациивоспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с.

11. Макаренко А.С. Проблема школьного советскоговоспитания. Соч. Том VI. – М., 1982. – 280 с.

12.Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 3 с.

13. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007. – 22 с.

14. Степанов Е. Форма, структура и содержаниеплана воспитательной работы // Воспитание школьников.– 2003. – №7.

15. ТимофееваИ.Школьный консилиум //Воспитание школьников.– 2002. – №2.

16. Шакуров Р.Х. Социально-психологическиеосновы управления: Руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990. – 287 с.

 

 

Введение

 

Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

Сущность, задачи и содержание работы классного руководителя менялись в зависимости от социального заказа. Так, в «Положении о классном руководителе», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 г., записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой». В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классный руководитель – это учитель советской школы, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса».

В постсоветский период сущность деятельности классного руководителя меняется: «Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы». В 90-е гг. XX в. проводятся эксперименты, научные исследования по поиску различных вариантов организации работы классного руководителя в современной школе (вальдорфский, освобожденный варианты и др.). Особое значение имеют исследования и публикации Н.Е. Щурковой.

К принципиально важным разработкам Н.Е. Щурковой можно отнести определение содержания воспитания (в соответствии с программой воспитания школьников), новое видение места и роли классного руководителя в воспитательном процессе (классный руководитель как «центральное лицо воспитательного процесса»), рассмотрение технологии его деятельности.

Теоретическая ценность работызаключается в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления об исследуемых объектах.

Цель исследования – организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.

Предмет исследования – отслеживание результатов, перспектив развития педагогического процесса.

Объект исследования – классный руководитель как организатор педагогического процесса и концепции воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ литературы по организации педагогического процесса и его руководства.

2. Планирование, подбор и разработка методик идиагностики классного руководства.

3. Задачи воспитательно – образовательного процесса в классном коллективе.

4. Обработка результатов исследования.

В ходе исследования использовались следующие методы:

наглядные,

словесные,

– практические,

– беседа,

– тестирование.


Деятельность классного руководителя

воспитательный классныйруководитель

Реализация модели классного руководителя XXI в. предполагает осуществление определенных задач, цели и содержания деятельности классного руководителя.

Целью деятельности классного руководителя является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.

Определяющим компонентом педагогического процесса выступает цель как идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, которая конкретизируется в определенных исторических условиях. Всестороннее гармоническое развитие личности мы рассматриваем как идеал. Однако с точки зрения реальности цели в качестве базисной цели мы выдвигаем разностороннее развитие личности. Эта цель уточняется и конкретизируется в общей задаче коллектива образовательного учреждения. При этом она направлена на целостность личности, достигаемую через реализацию функций целостного педагогического процесса.

Исходя из общей цели воспитания и обучения и общей задачи коллектива образовательного учреждения, педагог выдвигает конкретную задачу, на постановку которой влияют личность учащегося или коллектив (через уровень воспитанности, образования, развития) и среда (через микросреду). Именно е постановкой конкретной задачи начинается цикл-импульс педагогического процесса.

За выдвижением задачи следует соответствующая деятельность педагога, которая строится (в соответствии с ситуацией) как прямые и косвенные, непосредственные и опосредованные влияния при помощи разнообразных форм, средств и методов. Деятельность педагога направлена непосредственно на личность учащегося (воспитуемого), на организацию деятельности воспитуемого, на отношения и общение, на обстоятельства и условия, на организацию жизни учащихся в целом.

Все воздействия извне затрагивают внутренний мир личности, в котором происходит определенная борьба старых стереотипов с новыми влияниями педагога. Современный ребенок, подверженный влияниям среды, часто не понимает добрых и важных по отношению к нему намерений взрослого и рассматривает их как посягательство на свою свободу и независимость, на свои интересы. Только при совпадении цели, задач, смысла и ценностей жизни взрослого и ребенка, достигаемом умелым воздействием педагога, происходит адекватная реакция воспитуемого на действия педагога: формируется цель (задачи) его собственной деятельности. Цель, определенные мотивы порождают (возбуждают) действие. В деятельности происходит развитие личности, по действиям воспитуемого мы судим о степени реализации поставленной конкретной задачи. Надо отметить, что реакция на оказанные воздействиянаступаетпрежде всего в области чувств (обнаруживается то или иное отношение). Сложнее обстоит дело с формированием сознания и поведения. В каждом случае несоответствия ожидаемым результатам педагог устанавливает причины отклонения от задуманного и вносит коррективы в свою деятельность, создаетусловия для деятельности ребенка, чтобы получить необходимый результат. Главное при этом – духовная общность учителя и ученика (воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка), «прикоторойзабывается, что педагог – руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках».

Множество циклов-импульсов, организуемых в педагогическом процессе на основе взаимного уважения, взаимной требовательности, взаимной ответственности, приводит к реализации цели.

По мнению М.А. Половцевой, основой деятельности классного руководителя служит подход «встречи–взаимопроникновения – взаимодействия» традиционного и инновационного (старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня). Его суть, на наш взгляд, заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не «перечеркивать», не отрицать положительный опыт, а органически интегрировать его с новым, насущным, необходимым, диктуемым запросами современного общества. Лишь обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную основу для реализации цели (задач) целостного педагогического процесса. Этот подход позволит в значительной степени разрешить проблемы «отцов и детей», противоречия между педагогами – традиционниками и педагогами, стремящимися привнести элементы нового в свою деятельность, проблемы обучения и воспитания детей из различных общественных страт, ценностей и идеалов и др.

Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей внеучебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.

Направления работы классного руководителя составляют воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.

Содержание работы классного руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность.

При этом в каждом виде деятельности классный руководитель акцент делает прежде всего на формирование, корректировку (при необходимости), развитие отношений, складывающихся у участников целостного педагогического процесса. Именно отношения составляют содержание воспитания и являются центром внимания педагогической деятельности учителя, именно степень сформированное отношений служит ведущим показателем результативности его воспитательных усилий.

Система воспитательной работы классного руководителя это совокупностьего последовательных действий, расположенных определенным образом в течение учебного года и адекватных поставленной цели.

По моему мнению, условиямиуспешности деятельности классного руководителя являются:

– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие коадаптационного мастерства, исследовательской компетентности,профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);

– мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;

– возможность проявления самостоятельности и творчества;

– необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы классного руководителя;

– оценку его деятельности по результату.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.