Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект соц.психологии.





Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект соц.психологии.

Соц.психология – наука, изучающая закономерности возникновения,функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей и их групп,как представителей различных общностей.

Объектом соц.психологии явл-ся конкретные соц.общности(группы) или отдельные их представители,личности.

Предметом определённые соц.-пс. Феномены. Феномены можно классифицировать по следующим основаниям:

А) по принадлежности к различн. Соц. Общностям и субъектам: соц.-пс. Явл-ния,возникающие в:

1.ОРГАНИЗОВАННЫХ ОБЩНОСТЯХ людей.(большие и малые соц.группы)

В большие группы (нации, соц.классы,религиозные конфессии,политич. И общ.институты)

В малых группах(межличностные отношения: групповые устремления,настроения,мнения и традиции)

2.НЕ ОРГАНИЗОВАННЫЕ ГРУППЫ: (толпа,психология рекламы,психология паники страха, психология слухов,псих.коммуникационных процессов)

Б) по отнесённости к различным классам пс.феноменов …соц.-пс. Явл-я можно разделить:

1.РАЦИОНАЛЬНО ОСМЫСЛЕННЫЕ(соц.взгляды,убеждения,мнения,интересы,ценностные ориентации,традиции)

2.ЭМОЦ.УПОРЯДОЧНЫЕ(соц.чувства,настроения,пс.климат и атмосфера)

3.МАССОВЫЕ(стихийные)

В) по устойчивости соц.пс.явлений:

Динамичные(все виды общения);

Относительно изменчивые(настроения,мнения)

Статические(традиции и обычаи)

Вопрос 2.Задачи,функции соц.психологии.

ЗАДАЧИ:

1)Изучение и всестороннее осмысление сущности, содержания,форм проявления и функционирования соц.-пс. Явлений и процессов.

2)теоретич. И практич. Анализ источников и условий возникновения,а также развития историчекого и соц.фона, соц.-пс.феноменов

3)поддержание всесторонних связей с представителями др.наук в интересах разъяснения своих позиций и усилий в совместных исследованиях.

4) прогнозирование политич.,экономич.,национальных и других процессов в развитии гос-ва(общества) на основе учёта соц.-пс. Закономерностей и механизмов.

ФУНКЦИИ СОЦ.ПС-ГИИ:

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ: связана с выявлением методов,принципов, путей познания сущности исследуемых явлений,а также закономерностей механизмов их проявления;

Формирования концептуального аппарата науки;определение направлений практического применения результатов изучения соц.-пс. Феноменов.

2.МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ: с одной стороны она закл-ся в синтезировании соврем.научных представлений о природе психологии людей и её месте в дух.жизни общ-ва.

Показывает,как должен осуществляться процесс формир-ния правильных представлений в системе: ЧЕЛОВЕК-ГРУППА-ОБЩНОСТЬ-ОБЩЕСТВО.

3.РЕГУЛЯТИВНАЯ: показывающая какое непосредственное влияние соц.пс. явлления оказывают на развитие и функционирование общественных отношений,а также средства управления ими(регляция)

4.ПРОГНОЗТИЧЕСКАЯ: позволяет на основе учёта специфики функционирования соц.-пс. Явл-ний. Правильно оценить и раскрыть динамику и перспективы развития общ.сознания и духовной жизни общества.

5.АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ: дающая понять сущность реальных мнимых соц.-пс. Ценностей в жизни-деятельности общества в целом.

 

Вопрос 3. Отрасли соц.психологии. Связь соц.психологии с другими отраслями научного знания.

ОТРАСЛИ:

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: отрасль соц.психологии,которая представляет пс.особенности людей, как представителей различных этнических общностей.

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: отрасль соц.пс., изучающая пс-гию людей,вовлечённых в различные религиозные общности, а также их религиозную дея-ть.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ: исследующая разные стороны псих.явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества.

ПС.УПРАВЛЕНИЯ(ОРГАНИЗАЦИОННАЯ): уделяющая главное внимание анализу проблем,связанных с воздействием воздействием на группы,общества в целом,с целью их упорядочения,сохранения кач.специфики,совершенствования и развития.

ПС.СОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: слабо развитая отрасль соц.пс.,занимающаяся изучением особенностей закономерностей и методов влияния на людей и групп в различных условиях их жизни и деятельности.

ПС.ОБЩЕНИЯ: расскрывает своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.

ПС.СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ(СЕМЬИ): ставит задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами ячейки человеческого общества.

СОЦ.ПС.ЛИЧНОСТИ: исследует человека включённого в различные общественные и межличностные отношения.

ПС.МАСС: изучает особенности поведения людей в толпе,в условиях паники и страха. Изучает пс.особенности функционирования слухов и мифов, а также массовые коммуникационные процессы и рекламы.

ПС.КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ(КОНФЛИКТОЛОГИЯ): БУРНО РАЗВИВ-СЯ ОТРАСЛЬ СОЦ.ПС.,НАцЕЛЕНА на досканальное изучение специфики и содержания различных конфликтов, а также эффективных конфликтов.

Социальная пс-гия поддерживает закономерные и прочные связи с др.науками:

-ФИЛОСОФИЯ;

-СОЦИОЛОГИЯ;

ДР.ОБЩ.НАУКИ: общ.пс-гия; исторические науки(сознание меняется с историей); политич.науки(влияние пол.устройства); экономические науки(отпечаток соц.явления в обществе); культурология и этнология; педагогические науки.

 

КОГНИТИВИЗМ. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

 

Когнитивизм рассматривает социальное поведение через призму познавательных (когнитивных) процессов личности. Берет начало от гештальт-психологии и теории поля К. А. Левина. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) изучали способы формирования знаний человеком; преобразование сенсорной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, роль знания в поведении человека, организацию знания в памяти, развитие интеллектуальных функций, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах памяти и мышления. Были сделаны выводы, что человек во многих жизненных ситуациях принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

 

В когнитивной социальной психологии важное место занимает теория когнитивного соответствия, которая выделяет в качестве главного мотивирующего фактора поведения человека потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фес-тингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

 

 

Интеракционизм.Основная идея – личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Развитие личности рассматривается через усвоение знаковых систем. Это то, что отличает человека от животного мира. Коммуникация представляет собой обмен символами, в процессе которого вырабатываются единые значения и смыслы. Главнейшей знаковой системой является язык.

 

Символическая коммуникация – это начало человеческой психики. В рамках направления изучались проблемы референтных групп Г. Хаймена, Р. Мертона, структура и динамика развития личности, ролевые теории Т. Сарбина, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности.

 

Личность, с одной стороны, – это автономная система, проявляющаяся в независимом импульсивном поведении, с другой – зависимая социальная система, проявляющаяся в ожидаемом окружающими поведении. Активное начало в личности способно менять не только личность, но и общество.

 

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм

- Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

- Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

- Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

- Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

- Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

 

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде» (Леонтьев, 1972).

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».

Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

 

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, представляя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие “общение” употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая — по сравнению с коммуникативной — сторона общения.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать “обмен действиями”, спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида “планами, созревшими в голове другого, которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же “другая” сторона общения раскрывается понятием “взаимодействие”, можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

 

Вопрос 11. Барьеры общения.

Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения. Существуют коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например если речь искажена или люди беседуют на разных языках) и психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильное влияние).

Нравы, обычаи, традиции.

2. Образ жизни. В основе лежат определенная система социокультурных ценностей, приоритетов; картина мира; круг общения, интересы, потребности; социальные стереотипы, привычки. Образ жизни – это существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и поколений (например, «шестидесятники»)

Существуют различные образы жизни: здоровый; нравственно-здоровый; замкнутый, аскетичный; богемный; студенческий Согласно другой классификации выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, курортный образы жизни и т. д

Специфический язык

4. Ценности и стереотипы. Длительное время существования большихгрупп требует учета временных характеристик: синхронизации (анализа процессов, протекающих в одно и тоже время), диахронизации (анализа процессов в их временной протяженности) и трансляции (изменения признаков группы от поколения к поколению).

Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект соц.психологии.

Соц.психология – наука, изучающая закономерности возникновения,функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей и их групп,как представителей различных общностей.

Объектом соц.психологии явл-ся конкретные соц.общности(группы) или отдельные их представители,личности.

Предметом определённые соц.-пс. Феномены. Феномены можно классифицировать по следующим основаниям:

А) по принадлежности к различн. Соц. Общностям и субъектам: соц.-пс. Явл-ния,возникающие в:

1.ОРГАНИЗОВАННЫХ ОБЩНОСТЯХ людей.(большие и малые соц.группы)

В большие группы (нации, соц.классы,религиозные конфессии,политич. И общ.институты)

В малых группах(межличностные отношения: групповые устремления,настроения,мнения и традиции)

2.НЕ ОРГАНИЗОВАННЫЕ ГРУППЫ: (толпа,психология рекламы,психология паники страха, психология слухов,псих.коммуникационных процессов)

Б) по отнесённости к различным классам пс.феноменов …соц.-пс. Явл-я можно разделить:

1.РАЦИОНАЛЬНО ОСМЫСЛЕННЫЕ(соц.взгляды,убеждения,мнения,интересы,ценностные ориентации,традиции)

2.ЭМОЦ.УПОРЯДОЧНЫЕ(соц.чувства,настроения,пс.климат и атмосфера)

3.МАССОВЫЕ(стихийные)

В) по устойчивости соц.пс.явлений:

Динамичные(все виды общения);

Относительно изменчивые(настроения,мнения)

Статические(традиции и обычаи)







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.