Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ





Работу с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста начи­нают с формирования самого действия понимания речи. С этой целью педагог учит соотносить услышанные простые предложения, тексты с соответствующими предметами и действиями. Для этого рекомендуются следующие упражнения:

—выполнение действия с предметами по словесной инструкции пе­
дагога;

—выполнение детьми действия с игрушками в процессе чтения пе­
дагогом отдельных предложений и элементарных связных текстов.

Для детей младшего школьного и дошкольного возраста: чтение педагогом составленных им рассказов по серии сюжетных картинок, чтение этих рассказов и соотнесение детьми каждого пред­ложения с соответствующей сюжетной картинкой.

Важно в процессе этих упражнений использовать постепенно услож­няющийся речевой и смысловой материал. Однако на данном этапе он должен включать в себя только те языковые знаки (слова, морфемы, конструкции предложений), значением которых ребенок владеет (далее приводятся образцы таких текстов), поэтому формирование действия понимания речи проводится и на всех последующих этапах работы по


мере расширения у ребенка пассивного словаря, а также объема пони­маемых им грамматических структур:

— выполнение детьми действий с игрушками по ходу чтения не­сложных тестов.

К нам пришел Медведь из леса

И на стульчик быстро влез.

Какой ты грязный Мишка.

Так не годится. Давай-ка мыться!

Ты воды не бойся. Начисто умойся!

На штанишки не накапай!

Полотенцем вытри лапы.

Вот гребенка, расчешись.

Причесался? Покажись.

Иди, я бантик повяжу,

Я Мишку детям покажу.

— выполнение детьми действий по ходу чтения сказки «Катя и кошка».

На столе расставляется игрушечная мебель: кровать, шкаф, стол, стул. Педагог называет все эти предметы, затем читает текст, дети вы­полняют соответствующие действия. «Жила была девочка, маленькая Катя. Вот она. Ребята, кто это? Была у Кати кошечка. Спала кошечка на коврике, вот здесь, а Катя — в кроватке, вот здесь. Катя кошечку любила, гладила, молочком поила (дети выполняют действия). Пошла Катя гулять. Ушла Катя далеко-далеко (кукла ставится на конец сто­ла). А кошечка что делает? Забралась в кровать, одеялом накрылась (дети выполняют действие) и лежит тихо. Пришла Катя домой. Смот­рит, нет кошки. Стала Катя кошку искать. Под кровать заглянула (вы­полняют действие) — нет кошки. Под стул заглянула (выполняют дей­ствие) — нет кошки. В шкафу посмотрела (выполняется действие).

Если дети затрудняются его выполнить, помогает логопед и несколь­ко раз называет действие.

Где же Катя нашла кошку, где же она была?» Чтение педагогом рассказов по серии сюжетных картинок и соотнесе­ние детьми каждого предложения с соответствующей сюжетной картинкой: Логопед поочередно показывает детям картинки из серии. К каж­дой картинке он придумывает предложения, которые составляют не­сложный рассказ. Затем логопед раскладывает перед детьми картинки, а сам читает рассказ. Дети показывают ту картинку, которая соответ­ствует тексту рассказа.

Например. Мальчик в лодке удит рыбу, а на берегу сидит собака. Мальчик падает с лодки в воду. Мальчик тонет, а собака бросается в воду. Собака спасает мальчика.


ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ И ОБОГАЩЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ НОВЫХ СЛОВ

Когда ребенок приходит в школу, он встречается с потоком новой лексики, которая приходит из уроков по языку, математике, трудовому обучению, изобразительного искусства и т.д. Эта лексика неоднород­на, в ней можно выделить такие слова, понятия, которыми ребенок дол­жен сначала овладеть в процессе практической деятельности на лого­педических занятиях, и только на этой основе можно давать дальнейшее объяснение этих слов на уроке в классе. (К таким словам относятся следующие термины: звук, предложение, число, цифра, сумма, цена, длина, ширина, прибавить, сложить, отнять и т.д.)

Прежде чем объяснять такие понятия, как звук, слог, предложение, которые отрабатываются на уроках языка, ребенка следует предвари­тельно подготовить к усвоению этих понятий на логопедических заняти­ях путем практического вычленения этих элементов из речи. Например, педагог, обращаясь к детям, говорит, что он будет читать стихотворение, а дети должны добавить в него недостающее слово: «Серый волк в глу­хом лесу встретил рыжую... (лису)».

Педагог просит отгадать задуманное им слово, закончив его: пла­то-^), носо-(к), песо-(к). Давая оценку выполнения задания, он отмечает, что дети правильно отгадали задуманное слово, добавив в него звук к. В следующем упражнении логопед уже просит отгадать, какой звук нужно добавить в произносимое им слово: телефо-н, ма-гази-н, стака-н. Таким же практическим способом, выделяя предло­жения из текста, дети учатся понимать значение слова «предложение». Эта работа проводится в подготовительной группе детского сада.

Следует также в указанном плане уделить серьезное внимание фор­мированию у детей практических математических знаний и опыта, ко­торые задолго до решения задач и примеров должны быть закреплены арифметическими терминами и выражениями. Так, детей старшего до­школьного и младшего школьного возраста следует научить практичес­ки производить измерения, пользуясь бытовыми единицами (измерить стаканами воду, с помощью шагов измерить длину и ширину помеще­ния; ребенку предлагают сложить вместе книги и тетрадки, рисунки, выполненные детьми, или, наоборот, взять несколько игрушек со сто­ла, отрезать часть ленты и т.п.). Выполняя эти действия, ребенок тем самым учится практически складывать, вычитать, измерять и понимать соответствующие слова в их математическом значении.


Наряду с указанными словами в языке имеются и такие, которые усваиваются на основе их непосредственного соотнесения с соответ­ствующими предметами действия и качества, их изображениями, а так­же объяснения их значения и наблюдений детей за использованием этих слов в различных текстах, ситуациях речевого общения, дидакти­ческих ифах. Например, при формировании значения новых слов в связи с прохождением таких тем в школе, как «Учебные принадлежности», «Материалы и инструменты», «Комнатные растения», «Птицы и насе­комые». Усвоив значение новых слов, ребенок должен научиться само­стоятельно использовать их в собственной речи.

Для отработки навыка самостоятельного использования новых слов применяются следующие приемы работы:

1. Называние детьми предметов, их качеств и действия при непо­
средственном восприятии их изображения в процессе различных ди­
дактических игр и занятий, направленных на развитие познаватель­
ной деятельности (например, задания на классификацию предметов,
игра «Отгадай, чего не стало на столе»), в процессе различных форм
деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

2. Припоминание этих же слов без непосредственного восприятия
их изображения в процессе ответов на различные вопросы; дополне­
ния произносимых педагогом предложений указанными словами; отга­
дывание загадок.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.