Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ





Многие умственно отсталые дети, поступающие в школу, имеют недостатки звукопроизношения. У учащихся младших классов преоб­ладает полиморфное нарушение звукопроизношения — дефекты про­изношения двух или трех групп звуков (свистящих, шипящих,/» или л). Обычно дефекты звукопроизношения делятся на 2 группы. Первая группа — искаженное произношение звуков (различные виды ротоциз-ма, ламбдацизма, сизматизма и т.д.). Эти недостатки не отражаются на усвоении навыков письма. Они чаще всего объясняются недостаточно­стью тонких речедвигательных дифференцировок, сложившимися в практике общения и упрочившимися неправильными стереотипами.

Вторую группу составляют недостатки, выражающиеся в заменах одних звуков другими, близкими по акустико-артикуляционным призна­кам (замена шипящих свистящими, аффрикат — их составными частя­ми, р-л, твердых — мягкими, звонких — глухими и т.д.). Как правило, эти недостатки препятствуют обучению грамоте и в дальнейшем пере­носятся на письмо. В основе этих дефектов могут лежать полиморфные причины. Так, одни исследователи указывают на несформированность тонких речедвигательных и слуховых (фонематического слуха) диффе­ренцировок, другие отмечают недостаточную направленность внимания умственно отсталого ребенка к своей речи. В результате этого даже правильно произносимые в изолированном положении звуки не вводят­ся в собственную спонтанную речь и срабатывает упрочившийся в прак­тике неправильный стереотип. Наше исследование позволило выявить еще одну возможную причину этих дефектов — нечеткость фонемати­ческих представлений о звуковом составе слова. Как отмечалось, фо­нематические образы слов формируются под влиянием слухового и ре-чедвигательного анализаторов. В норме обычно до 3 лет эти образы соответствуют собственному неправильному произношению, т. е. скла­дываются в соответствии с еще недостаточно функционально созревшим речедвигательным анализатором. Однако в дальнейшем нормально раз­вивающийся ребенок начинает сопоставлять собственное произноше­ние слов с их произношением взрослыми, замечает в результате этого свой дефект, осознает норму правильного произношения и начинает приспосабливать свои движения к тем укладам, в результате которых


возникает правильное звучание. Это осознание является важнейшим стимулом совершенствования собственного произношения и развития моторных функций речедвигательного анализатора. С этого момента фонетические представления начинают складываться в соответствии со слуховым анализатором.

Развитие этого осознания, «чутья языка», связано с формировани­ем направленности внимания на звуковое оформление речи, практичес­ких навыков сравнения слов по звучанию (самые элементарные формы фонематического анализа на практическом уровне), развитием слуховой памяти.

Все эти функции снижены, недостаточны у рассматриваемой кате­гории детей.

Итак, умственная отсталость вызывает у ребенка нарушения фор­мирования интеллектуального компонента всех звеньев речевой дея­тельности, поэтому к периоду школьного обучения дети подходят с не­достаточным уровнем речевого развития.

К числу отклонении речевого развития при умственной отсталости относятся дефекты усвоения языка и, прежде всего, значения языко­вых знаков разной степени сложности (лексической и грамматической семантики) ввиду снижения у детей основных мыслительных процес­сов — анализа, синтеза, сравнения, систематизации. Следствием этого является неправильный выбор языковых единиц (слов, морфем) в про­цессе порождения речевого высказывания.

К числу ведущих отклонений речевого развития относятся и своеоб­разные нарушения речевых действий — порождение речевого выска­зывания и понимания, а именно, трудности удержания сложного мно­гооперационного состава речевых действий вследствие особенностей операционной стороны мышления (памяти, внимания). Это выражается в неиспользовании или неправильном использовании даже косвенных языковых элементов как в процессе понимания речи, так и при постро­ении собственного высказывания. Вследствие указанных особенностей формирования речевой деятельности у детей с олигофренией создает­ся нехарактерная для нормального онтогенеза и для других форм рече­вого недоразвития диспропорция между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, когда собственная речь оказывается формально на более высоком уровне, чем понимание речи. Однако эта диспро­порция не фиксируется в обиходной речи и выявляется в процессе вы­полнения ребенком специальных заданий, особенно грамматическо­го словообразования, понимания грамматически противопоставленных словосочетаний и целого ряда синтаксических конструкций.

Эти особенности речевого развития препятствуют усвоению учебно­го материала ребенком, снижают и без того невысокую продуктивность обучения. Поэтому коррекционная работа должна быть направлена,


прежде всего, на преодоление названных дефектов. Предлагаемая си­стема коррекционного воздействия разработана в соответствии с на­шим пониманием проблемы. Она может быть более успешно исполь­зована в комплексе с методиками других авторов.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ

НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ДЕТСКИХ САДАХ

И ШКОЛАХ VIII ВИДА

Логопедическая работа в специальных детских садах и школах VIII вида как составная часть всей системы коррекционного воздействия должна быть направлена, прежде всего, на расширение знаний и пред­ставлений об окружающем, накопление социального опыта, развитие познавательной деятельности и активности учащихся. Поэтому систе­ма речевых упражнений должна включаться в задания, нацеленные на решение основных коррекционных задач, стоящих перед специальны­ми учреждениями. Работа по развитию речи должна быть направлена, прежде всего, на преодоление тех дефектов, которые препятствуют обучению этих детей: формирование значения слов, грамматических ка­тегорий и понятий, действия понимания речи и увеличение на этой ос­нове объема импрессивной речи, обогащение словаря, преодоление аг-рамматизма и развитие связной речи.

Значительная роль отводится также коррекции фонематического раз­вития: воспитанию дифференцированного фонематического восприятия, направленности внимания на звуковое оформление речи, фонематичес­кого анализа и на этой основе — формированию четких фонематичес­ких представлений, преодолению дефектов звукопроизношения и предуп­реждению дисграфий. На каждом логопедическом занятии, независимо от его темы и частных целей, должны решаться указанные задачи.

Работа по развитию речи в детском саду проводится учителем-де-фектологом в рамках общего коррегирующего обучения. Ведущей фор­мой работы являются подгрупповые занятия (4—5 чел.). Занятия про­водятся со всеми детьми возрастной группы. Предлагаемое содержание коррекционной работы по развитию речи частично может быть реали­зовано в старшей, и особенно подготовительной, возрастных группах детского сада. В полном объеме эта работа проводится в 1 или частично во 2 классах школ VIII вида в рамках логопедических занятий. Логопе­дические занятия в этих школах проводятся также преимущественно в форме подгрупповых (5—6 чел.). На эти занятия отбираются уча­щиеся, речевое развитие которых препятствует обучению, особенно по


языку по программе школы VIII вида. Уровень речевого развития, с которым умственно отсталые дети подходят к школе после специаль­ного обучения в детском саду, является недостаточным для успешного усвоения школьных знаний, особенно по родному языку. Многие же дети в дошкольном возрасте не получили специальной подготовки, уро­вень их речевого развития является еще более низким. Все это вызы­вает необходимость охвата логопедической работой практических всех учащихся 1-го класса школы VIII вида. Предлагаемое содержание ло­гопедических занятий направлено на развитие речи у детей с неослож-ненными первичными речевыми дефектами (дизартрией, ринолалией, алалией, заиканием). Цель: формирование у учащихся такой речевой базы, которая не препятствовала бы усвоению школьных знаний, под­готовила бы детей к овладению языком как школьным предметом и способствовала бы предупреждению нарушений письма.

При разработке содержания логопедических занятий необходимо учитывать программные требования дошкольных и школьных учреж­дений VIII вида, особенно по разделам: развитие речи; развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы; обучение грамоте; грамматика, правописание и развитие речи.

Рассмотрим содержание названных разделов работы.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.