|
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СЛОГОВОГО АНАЛИЗА СЛОВАИ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ГРАММАТИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ, РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ На этой основе оказывается возможным формирование анализа слогового состава слова (на первом этапе работы проводились упражнения, направленные на развитие слогового восприятия и воспроизведения речи). Для этого использовались следующие виды упражнений. Добавление последнего слова в слово. Педагог предлагает детям отгадать задуманное им слово и произносит его, не договаривая последний слог, дети добавляют в слово опущенный слог. Для этих упражнений используется весь проработанный на уроках развития речи лексический и грамматический материал. Это способствует, с одной стороны, его закреплению, с другой, — более легкому выделению слога. Например: огур(чик), зай(чик), стуль(чик), клю(чик). Птицы ле(тят). Птица ле(тит). Черепаха полза(ет). Черепахи полза(ют). Зайчата у зай(ца). Слонята у ело (на). Тигрята у тиг(ра). Бельчата у бел(ки). Лисята у ли(сы). Утята у ут(ки). Компот варят из клубни(ки), мали(ны), виш(ни). Суп варят из свек(лы), капус(ты), картош(ки). Тетрадь из бума (ги); сумка из ко(жи), стакан из стек(ла); снеговик из сне (га); нож из желе (за), стол из дере(ва). Зерно нужно кури(це), молоко ко-ш(ке), орехи бел(ке), рыба ли (се), трава коро(ве) и т.д. В процессе проведения этих упражнений у детей формируются и практические представления о слоге. На этой основе в дальнейшем дается элементарное понятие о слоге как части слова, и детей подводят к анализу слогового состава слова. Добавляя пропущенный в слове слог, они выкладывают его из букв разрезной азбуки, отхлопывают слоговой состав всего слова. Под соответствующей картинкой дается графическая схема слова, определяется место добавляемого слова, определяются другие слоги слова. Для закрепления навыка вычленения слога из слова и слогового анализа слова рекомендуются следующие упражнения: 1. Определение общего слога в словах. С этой целью используются 2. Соотнесение слов с их графической (слоговой) схемой. При 3. Проводятся такие графические диктанты слов, когда дети запи В результате этих упражнений и использования указанного речевого материала у детей формируется не только слоговой, но и морфологический анализ слова. ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИЗА СЛОВЕСНОГО СОСТАВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ФРАЗОВОГО СТЕРЕОТИПА На данном этапе работы, используя усвоенные на уроках развития речи практические умения в построении предложений, детям предлагается упражнение на самостоятельное конструирование предложений с анализом их словесного состава, составление графической схемы построенных предложений (обозначения входящих в егосостав слов с помощью условных обозначений, например квадратов). В дальнейшем проводится графическая запись диктуемых педагогом предложений, самостоятельное составление предложений по графической схеме. Содержание третьего этапа отрабатывается во II, III и IV четвертях на уроках произношения и во II, III четвертях на уроках грамоты в подготовительном классе речевой школы. Четвертый этап На четвертом этапе проводится закрепление представлений о фонематической, слоговой и морфологической структуре слов и грамматических стереотипах в процессе чтения. Весь лексический и грамматический материал, проработанный на уроках развития речи и произношения, повторяется в процессе чтения. Содержание данного этапа обучения отрабатывается в основном на уроках грамоты частично в III и особенно в IV четверти. Чтение слогов, слов и предложений сопровождается анализом фонетического, лексического и грамматического материала с опорой на графическое изображение. Для работы предлагаются следующие упражнения: • чтения слогов и слов различной фонетической сложности и нахож • чтение по карточкам определенных слогов, входящих в состав оп • чтение слов и их дифференциация по слоговому составу (напри • чтение слов и выделение лексем с заданной буквой или звуком; • чтение ряда слов и отбор слов с определенными значениями (на » чтение ряда слов и выкладывание соответствующего ряда картинок по памяти; • чтение слов с пропущенными буквами и словами и дополнение «чтениепредложений с одним и тем же лексическим составом, но с различным грамматическим оформлением слов и соотнесение прочитанного с соответствующими картинками. Для этого используются все знакомые лексеми и словоформы с коррелирующими морфемами, отработанные на первых двух этапах работы. Например, предлагается прочесть следующие группы предложений и найти соответствующие им изображения. Мальчик спит Мальчики спят. Девочка играет Девочки играют. Валя взял корзинку и пошел в лес. Валя взяла корзину и пошла в лес. Мальчик моет руки. Мальчик вымыл руки. Птичка влетела в клетку. Птичка вылетела из клетки. Карандаш лежит на книге- Карандаш лежит в книге. Автобус догоняет машину. Машина догоняет автобус и т.п.; • прочтение предложения и дополнение соответствующим слогом • чтение несложного связного текста и показ соответствующих • чтение несложного текста и ответы на вопросы педагога по тек • чтение текста, ответы на вопросы, выделение в первом, втором,
• чтение связного текста, данного в неправильной последовательности, определение правильного порядка расположения предложений. Содержание четвертого этапа отрабатывалось в IV четверти на уроках грамоты. Как видно из изложенного и как отмечалось ранее, при разработке указанной системы упражнений учитывались психологические механизмы, лежащие в основе всех выделенных форм первичного речевого недоразвития, поэтому предлагаемую систему занятий можно использовать для проведения фронтальных занятий со всеми детьми, страдающими первичным недоразвитием речи. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|