|
Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
Цель. Та же.
Оборудование. Листы картона с изображениями домиков по числу детей. На каждом листе изображены два домика (на двери одного нарисована собачка с квадратиком в зубах, на двери друго- го — мишка с треугольником в лапах и т. п.), картонные трафареты животных, мелкие геометрические формы.
Ход игры (проводится вначале как индивидуальное занятие, а затем со всей группой детей). Перед ребенком на столе раскла- дывают карту с изображением домиков, трафареты двух животных и поднос с мелкими геометрическими формами. Педагог предла- гает ребенку рассмотреть животных, назвать их и угадать, в каком домике они живут. Взрослый берет мишку и спрашивает: «Как ты думаешь, где его дом?» Вместе с ребенком находит дом мишки и говорит: «Домик заперт. Видишь, какой замок. Помоги мишке найти такой же формы ключ». (Показывает на геометрическую форму в лапах мишки.) Ребенок берет с подносика треугольник. «Молодец, ты правильно нашел ключ — тут изображен треугольник и ты взял его»,— говорит педагог. Надо отметить, что геометри- ческая форма называется только тогда, когда ребенок произвел вы- бор ее. Затем он находит ключ к домику собаки.
Если игра проводится со всеми детьми, то материал одновре- менно раздается всем детям, так как им уже знакомы ход игры и ее задачи. В этом случае дети действуют самостоятельно, а педа- гог проверяет результат у каждого ребенка.
Угадай, что я нарисовала (занятие)
Цель. Учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их наз- вания.
Оборудование. Разные предметы, бумага, фломастеры.
Ход занятия. При первоначальном проведении игры следует брать предметы простой геометрической формы (шар, куб, брусок, овоид). В дальнейшем используют предметы сложной формы, сос- тоящие из нескольких частей, но в основе одна простая форма (не- валяшка), затем предметы, состоящие из 2—3 простых форм (сне- говик, цыпленок, дом из двух частей, ворота из трех брусков и т. п.).
Педагог ставит на свой стол два предмета — куб и шар, кла- дет бумагу, фломастер и говорит детям, что сейчас будет рисовать, а они должны угадать, что он нарисует. Потом педагог медленно обводит пальцем по контуру сначала одного, а затем другого пред- мета, т. е. выделяет основную плоскостную форму каждого из них. При этом надо помнить, что предмет обводят всегда в одном и том
же направлении, по часовой стрелке, и один раз, возвращаясь к исходной точке. Округлые формы обводят плавно, без остановок, угловатые — с остановками на углах и резким поворотом на новое ребро.
После того как оба предмета обведены, педагог рисует контур одного из них на листе бумаги и просит кого-либо взять тот пред- мет, форму которого он нарисовал, и наложить его на рисунок. «Правильно, я нарисовал шар, и ты выбрал шар»,— говорит педагог, поднимает рисунок и шар и показывает их детям. Потом он рисует второй предмет (куб) и предлагает другому ребенку приложить предмет к рисунку, вновь подытоживая результат: «Правильно, это шар, а это куб».
Когда игра проводится с предметами сложной формы, то дети не накладывают выбранные предметы на рисунки, а кладут их рядом с предметом.
Лото (нахождение формы)
Цель. Та же.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной — круг, квадрат, треугольник; на дру- гой — круг, овал, квадрат; на третьей — квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п.), набор мелких карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.
Ход игры. Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например круг, и спрашивает: «У кого такая?» (Форма не называется.) Те, у кого на карточках есть круг, поднимают руки, и педагог раздает им маленькие кар- точки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают малень- кие карточки на соответствующее изображение. Затем он пере- ходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако при оценке ответа детей он не называет эту форму, так как с ее на- званием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.
По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6—9 форм.
В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.
У кого такое?
Цель. Закреплять знание названий форм, предусмотренных программой, осуществлять выбор форм по ее названию.
Оборудование. То же, что в предыдущей игре.
Ход игры. Педагог раздает детям карты с изображением гео- метрических форм, названия которых детям знакомы (круг, квад- рат, прямоугольник, овал, треугольник). Педагог не показывает ма- ленькую карточку, а только называет форму: «У кого круг (квад- рат, овал, прямоугольник, треугольник)?» Дети поднимают руки,
из конверта круг.) Туловище овальное. Вот такое. (Достает из конверта овал.) Уши круглые. Вот такие. (Достает из конверта 2 круга. Все формы раскладывает на листе под изображением чебу- рашки.) Теперь я дам каждому картинку и конверт с формами. Вы возьмете из него такие формы, на какие похож рисунок на картинке. Все формы положите под картинку». Педагог раздает детям картинки и конверты с геометрическими формами. Оказывает детям необходимую помощь.
Запоминание, связанное с представлениями о форме
Когда ребенок сопоставляет формы, которые он в данный момент видит, у него есть образ, но это образ восприятия. И пока ребенок его не запомнит, он не станет образом представления. Поэтому особенно важно правильно организовать формирование представ- лений у детой с нарушением интеллекта, так как данный процесс у них значительно затруднен. С умственно отсталыми детьми на- чинают работу по запоминанию того материала, который ими хорошо усвоен. Если же ребенок не может определить форму круга, квадрата и т. д., ему нельзя давать игры на запоминание этих форм.
Узнай и запомни
Цель. Учить детей запоминать воспринятое, осуществлять вы- бор по представлению.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квад- рат и т.д.), набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на большие карточки.
Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку, кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчиты- вает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих кар- точках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец.
По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), за- тем — по три (9 форм).
Запомни и найди
Цель. Та же, производить по представлению выбор форм, названных словом.
Оборудование. То же, что и в предыдущей игре.
Ход игры. Педагог раздает детям карты, они накрывают их листами бумаги. Педагог называет одну из форм, мысленно отсчи- тывает до 15, затем просит детей снять листы бумаги и показать на карточке нужную форму (не называет ее повторно). После этого показывает маленькую карточку-образец, дети проверяют свой вы- бор. «Правильно, это круг»,— говорит педагог, вновь называя форму.
Найди похожую
Цель. Продолжать учить запоминать формы; мысленно по пред- ставлению сопоставлять объемную форму с плоскостной; закреп- лять названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треуголь- ный».
Оборудование. Объемные игрушки разной формы (шар, мяч, юла, неваляшка, часы настольные, телевизор и др.), плоскостные формы-образцы белого цвета (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Ход игры. Перед педагогом на столе разные игрушки. Он по- казывает их детям и накрывает салфеткой. Потом поднимает одну из геометрических форм, например круг. Дети 2—3 сек смотрят на него. Педагог закрывает круг бумагой, отсчитывает до 15, снимает салфетку с игрушек и просит одного из детей найти игрушку. Затем педагог открывает образец, сравнивает его с игрушкой: «Правильно, они похожи, мяч круглый». Если же выбор сделан неправильно, оворит: «Нет, я показала круг, а зеркало овальное» — и вновь просит ребенка найти такую же форму, как образец. Ребенок, ко- торый правильно выбрал игрушку, уносит ее с собой.
Ищи и находи
Цель. Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию, развивать внимание и запоминание.
Оборудование. Игрушки разной формы.
Ход игры. Педагог заранее раскладывает в групповой ком- нате на видных местах предметы и игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расхо- дятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Когда дети принесут предметы и положат их на стол педагога, они са- дятся на места. Взрослый рассматривает с детьми принесенные предметы и оценивает результат выполнения задания. Игра повто- ряется, дети ищут предметы другой формы.
Угадай, чего не стало
Цель. Продолжать учить детей называть геометрические формы (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник), запоминать их, оперировать образом форм в представлении.
Оборудование. Карточки с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник — ромб), эк- ран, наборное полотно.
Ход игры. Педагог вставляет карточки в наборное полотно и просит назвать эти формы. Затем закрывает наборное полотно эк- раном, одну форму убирает. (Название ее дети должны хорошо знать.) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. («Угадайте, что я спрятала».) Дети называют. При повторении игры располо- жение форм на наборном полотне меняется.
ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Величину так же, как и форму ребенок учится различать прак- тически. Действуя с предметами, он обращает внимание на вели- чину, начинает понимать, что от правильного определения вели- чины предмета во многих случаях зависит результат действий, т. е. величина становится значимым для ребенка признаком.
В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда точно. Если же во время действий, требующих практического знания величины, мы научим ребенка пробовать, то зрительное восприятие величины будет более точным.
На основе длительного применения проб у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие вели- чины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.
Таким образом, мы видим, что пути развития восприятия вели- чины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть и различия. Величина — понятие относительное. Один и тот же пред- мет в сравнении с другими может восприниматься и большим и маленьким. Так, дерево кажется высоким по сравнению со стоящим
под ним человеком и оказывается низким по сравнению с много- этажным домом.
В то же время величина имеет разные параметры — высоту, длину, ширину. Поэтому помимо общего определения «большой — маленький» существуют частные: «длинный — короткий», «высо- кий — низкий», «широкий — узкий». Все эти моменты надо учи- тывать при проведении дидактических игр и упражнений.
Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладе- вали способом проб на разном материале.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|