Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794)





В конце 80-х гг. XVIII в. обществен­ная ситуация во Франции суще­ственно изменилась: экономический подъем середины века исчерпал себя, ухудшилось хозяйственное по­ложение страны, развернувшаяся общественная борьба завершилась тем, что в 1789 г. произошла революция. Политические и об­щественные деятели новой, республиканской Франции вос­принимали революцию как начало новой эры человечества, большое социальное значение при этом придавая обновле­нию культуры, в том числе и образования.

В законодательные учреждения был представлен целый ряд проектов организации народного образования. Из-за начавшей­ся контрреволюции и реакции эти проекты не были претворены в жизнь, но идеи таких, например, общественно-политических деятелей, как ЖА. Кондорсе и Л.М. Лепелетье, направленные против устаревшей системы воспитания и обучения, оставили заметный след в истории педагогики и были прогрессивны для своего времени.

Жан Антуан Кондорсе (1743–1794) был одним из видней­ших представителей французского Просвещения: философ, математик, экономист, политический деятель – защитник интересов крупной буржуазии, он, как никто другой, хоро­шо представлял себе ситуацию, сложившуюся в образова­тельной системе Франции. Зависимость школьного дела от политики, от государства, узость традиционного образова­ния и, как результат, невежество народа привели его к мыс­ли о необходимости коренных реформ в этой области.

В своем «Докладе об общей организации народного образо­вания» (1792) Ж.А. Кондорсе предлагал сделать систему обра­зования независимой от любого политического давления. Но так как независимость не может быть абсолютной, он рассчи­тывал поставить деятельность школ под контроль собрания народных представителей, самой неподкупной, удаленной от частных интересов власти. Цель образования Ж.А. Кондорсе ви­дел в открытии людям способов удовлетворения своих потреб­ностей, в обеспечении своего благосостояния, познания и ис­пользования своих прав и обязанностей, усовершенствования в своей профессии, в выполнении общественных обязаннос­тей. Таким образом, полагал он, каждый человек сможет ис­пользовать и развивать свои природные таланты, и в результате будет достигнуто фактическое равенство всех граждан.

Школы должны быть государственными, а обучение – бесплатным и безрелигиозным. Образование должно быть всеобщим, одинаковым для всех, но в то же время должно предос­тавлять возможность наиболее ода­ренной части граждан получать бо­лее высокое образование, углублять и расширять его.

 

Ж.А. Кондорсе

 

Особо Ж.А. Кондорсе выделил в своем Докладе мысль о том, что ни одна общественная власть не дол­жна иметь права препятствовать распространению новых истин и обучению теориям, противополож­ным ее политике и интересам, – мысль, не утратившая своего зна­чения и в наше время.

Все образование Ж.А. Кондорсе предлагал разделить на четыре сту­пени: начальные школы, школы второй ступени, институты, лицеи.

На первой ступени детей должны были учить тому, что не­обходимо для самостоятельной деятельности: чтению, письму, элементам грамматики, правилам арифметики, простым ме­тодам измерения, сведениям о сельском хозяйстве и ремеслах. первым понятиям о морали, этике и принципах общественно­го строя. Для развития физических сил ребенка предполагалось использовать гимнастические упражнения. Такую школу и од­ного учителя должны были иметь каждые 400 жителей.

Школы второй ступени, по проекту Ж.А. Кондорсе, дол­жны были быть рассчитаны на детей из более или менее со­стоятельных семей. Здесь дети должны были получать зна­ния, необходимые в ремеслах: по математике, естественной истории, химии, коммерции. В расширенном объеме учащи­еся школ второй ступени должны были знакомиться с жиз­нью общества и основами морали. При школах второй ступе­ни Ж.А. Кондорсе считал нужным создавать библиотеки и кабинеты, оснащенные оборудованием, необходимым для изучения естественных наук. Такая школа должна была от­крываться в каждом административном округе и каждом го­роде с населением свыше 4 тысяч жителей.

На третьей ступени обучения, в институтах, по проекту Ж.А. Кондорсе, должны были преподаваться предметы, связан­ные с практической деятельностью: сельским хозяйством, про­мышленностью, военным искусством, медициной и т.п. Такие учебные заведения, по замыслу Ж.А Кондорсе, должны были быть учреждены в каждом департаменте.

 

Л.М. Лепелетье

На четвертой ступени образова­ния, в лицеях, должны были гото­вить ученых, людей, для которых наука составляет занятие всей жиз­ни. Здесь должны были получать об­разование и подготовку к практи­ческой деятельности и будущие пре­подаватели школ и институтов. На всю Францию Ж.А. Кондорсе счи­тал достаточным создание девяти лицеев.

Возглавлять всю систему обра­зования, по замыслу Ж.А. Кон­дорсе, должно было Национальное общество наук и искусств типа со­временной Академии наук. Члены этой организации должны были определять состав учителей всех типов школ.

В целом проект ЖА Кондорсе был весьма прогрессивен. Пре­емственность ступеней образования, равенство в праве на об­разование всех людей, светскость школы, бесплатность обуче­ния, усиление роли естественных наук – все это говорило в пользу проекта. Однако он не был принят, к сожалению, большинством Законодательного собрания.

Дальше Ж.А. Кондорсе в плане демократизации образова­ния пошел Луи Мишель Лепелетье (1760–1793). По проис­хождению дворянин, во время революции он был убит ко­ролевским гвардейцем за то, что в Конвенте голосовал за казнь короля. Незадолго до смертиЛ.М. Лепелетье написал «План национального воспитания», который на Конвенте доложил М. Робеспьер.

Обращаясь к проекту Ж.А. Кондорсе, Л.М. Лепелетье под­черкивал, что сам он осмелился предложить гораздо более широкую программу, которая могла бы способствовать на­циональному возрождению Франции путем «создания ново­го народа». Он полагал, что нужно решить проблему, состо­ящую из двух частей: народу нужно дать, во-первых, воспи­тание и, во-вторых, образование. И если образование, даже и доступное для всех, является собственностью ограничен­ного числа членов общества, то воспитание должно быть общим для всех.

Свой проект он предназначал всецело для бедняков, но предупреждал, что если богатый – разумный человек, то и он одобрит его. Цель своего проекта он усматривал в органи­зации воспитания действительно национального, действительно республиканского, действительно доступного для всех. Для этого, считал Л.М. Лепелетье, необходимо издать декрет, по которому всем мальчикам от 5 до 11 лет, без всякого различия и без всякого исключения, обеспечивалось бы общественное воспитание за счет республики, так, чтобы они, находясь под ее защитой, имели одинаковую одежду, пищу, образование и уход. Всю тяжесть расходов на содержание этих учреждений он предлагал возложить на состоятельных людей.

Период с 5 до 12 лет Л.М. Лепелетье считал решающим для физического и морального развития человека. Именно поэтому за детьми в этом возрасте необходимы постоянные наблюдения, оказание им помощи. До пяти лет ребенок дол­жен быть предоставлен заботам матери, которой следует ока­зывать помощь советами, сделать для нее первоначальное вос­питание ребенка не обременительной тяжестью, а источни­ком радости и надежды.

По мнению Л.М. Лепелетье, в пятилетнем возрасте Отече­ство получит ребенка из рук природы, а в двенадцать лет оно сделает его членом общества. Этот период, считал Л.М. Ле­пелетье, наиболее подходит для общественного воспитания, он утверждал, что этот возраст наиболее пригоден для изуче­ния не только различных ремесел, но и наук. Кроме того, в этом возрасте ребенок уже в состоянии выбрать себе будущую профессию и начать ее изучение. На этом этапе общее воспи­тание и образование должно закончиться, так как каждую профессию нужно изучать отдельно и обучать всему в одной школе невозможно. Поэтому детей не следует запирать в сте­нах школы, а следует вести их в мастерские и поля.

Л.М. Лепелетье предлагал в городах и сельской местности создавать дома национального воспитания, каждый из кото­рых вмещал бы от 400 до 600 учеников. Эти учреждения дол­жны находиться недалеко от места проживания детей, с тем чтобы родители могли часто навещать их. На одного учителя должно приходиться по 50 учеников, что не будет обреме­нительно для него, если старшие дети будут помогать в вос­питании младших.

Задачей таких школ должно было стать «приготовление пер­вичного вещества», вооружение детей сведениями, «одина­ково полезными гражданам в любом положении». Прежде всего это должно было касаться физического воспитания, которое должно развивать в детях силу, закалять их, учить переносить перемену погоды, усталость. Для этого необходимо соблюде­ние обязательного для всех режима. Ребенок из бедной семьи найдет дома те же условия, что и в школе, а ребенок из бога­той семьи, привыкший дома к жизни, изнеживающей его, поймет, что в жизни могут сложиться такие обстоятельства, при которых «спасительная жесткость воспитания» пригодится ему.

Другим благом должна стать в результате воспитания при­вычка к труду. В детях следует воспитывать мужество в начи­нании трудной работы, энергичность, упорство в доведении ее до конца, т.е. все то, что характеризует трудолюбивого человека. Управлять своей жизнью, подчиняться точной дис­циплине – вот еще две привычки, которые крайне необхо­димо привить детям.

Такое воспитание, по мнениюЛ.М. Лепелетье, должно было формировать «детские нравы», которые в итоге сдела­ются «национальными нравами», что породит новое моло­дое поколение Франции и приведет к обновлению нравов общества.

После долгих дискуссий Конвент принял решение о со­здании домов национального воспитания, но спустя несколь­ко месяцев это решение было отменено. Идея Л.М. Лепелетье, таким образом, не была претворена в жизнь, хотя его идеи оказали воздействие на последующее развитие педагогичес­кой мысли в европейских странах.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.