Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОПИСАНИЕ СТИМУЛЬНОГО МАТЕРИАЛА





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 2

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «НЕДОСТАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ».................................................................................................................................... 4

КОНТИНГЕНТ ОБСЛЕДУЕМЫХ............................................................................................. 5

ОПИСАНИЕ СТИМУЛЬНОГО МАТЕРИАЛА....................................................................... 5

ПРОЦЕДУРА................................................................................................................................. 7

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕТОДИКИ.................................................... 10

МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (3-4 ГОДА)......................................................................... 10

СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (5-6 ЛЕТ).............................................................................. 11

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ (7-8 ЛЕТ).................................................................................. 12

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ПРОТОКОЛА......................................................................................... 14

 

ВВЕДЕНИЕ

Психодиагностическая методика «Недостающие предметы» предназначена для исследования детского мышления, прежде всего тех его особенностей, которые связаны с осмыслением конкретной житейской ситуации.

При создании данной методики был использован стимульный материал, обнаруженный в архиве Медико-педагогической консультации НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Института коррекционной педагогики РАО). Когда в середине 1980-х годов автор данной модификации начинала свою работу в этой Медико-педагогической консультации, устная традиция связывала данный набор картинок с именем Г.И. Россолимо (начало 1910-х годов). Тем не менее наш поиск в том же архиве какого-либо описания практики работы с данным стимульным материалом не принес никаких результатов. Не было обнаружено и публикаций Г.И. Россолимо или его коллег, где бы упоминалось об использовании данного набора карточек.

Идея методики достаточна проста.[1] Сюжетные картинки изображают обыденную ситуацию, где маленький ребенок сталкивается с какой-либо проблемой. Для решения этой проблемы ему может помочь предмет, который на картинке отсутствует. Имеется также большая «карта подсказок», где изображены все предметы, которые могут послужить для решения предлагаемых проблемных ситуаций. Апробация данной методики показала, что она вполне пригодна и для обследования современных детей. Стимульный материал был подвергнут некоторой коррекции, была разработана процедура исследования и схема анализа получаемых результатов, и в 1980 году сокращенный вариант методики «Недостающие предметы» был опубликован нами в книге «Отбор детей во вспомогательную школу», которая была затем переиздана в 1983 году.

Применение методики «Недостающие предметы» в практике психодиагностического обследования более чем 500 детей позволило нам более четко отработать процедурные аспекты ее использования и собрать значительный эмпирический материал по разным возрастам и разным контингентам детей, а также валидизировать получаемые результаты путем сравнения их с результатами по другим методикам. Эта практика обобщена в предлагаемом руководстве. Полный вариант методики «Недостающие предметы» публикуется впервые.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ,
РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ
«НЕДОСТАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ»

Методика «Недостающие предметы» предназначена для оценки мыслительной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-6 лет). Данный возраст характеризуется конкретностью, синкретичностью и преимущественно наглядно-действенной формой выполнения мыслительных операций. В том же возрасте начинают формироваться вербальные обобщения на уровне донаучных, житейских понятий. Наконец, в развитии мышления детей дошкольного возраста особенно велика роль взрослого, опосредующего деятельность ребенка и передающего ему накопленный в обществе багаж знаний и умений. Чтобы иметь возможность уловить эти особенности детского мышления, в методике «Недостающие предметы» используется стимульный материал в виде цветных картинок с обиходными предметами, на которых изображена обыденная, многим детям знакомая ситуация. При этом сложность предлагаемых ситуаций варьируется от более легких к более сложным. Кроме того, решение конкретной проблемной ситуации может быть дано как в наглядной, так и в вербальной форме. Обеспечена также возможность предоставления ребенку дополнительной помощи со стороны взрослого в форме эмоциональной поддержки, поощрения или путем совместного разбора ситуации, наводящих вопросов либо ограничения альтернативных вариантов ответа.

Именно на учете этих качественных особенностей детского мышления и строится анализ выполнения заданий по методике «Недостающие предметы». Оценивается прежде всего степень понимания ребенком конкретной житейской ситуации (с учетом трудности задания и помощи со стороны проводящего обследование взрослого) и форма ответа (вербальная или с опорой на наглядную подсказку). Строгая количественная оценка полученных результатов не предусмотрена, но детальная фиксация результатов выполнения методики по параметрам сложности решенного задания, формы ответа и объема полученной помощи позволяет дать качественную оценку уровня мыслительного развития ребенка.

КОНТИНГЕНТ ОБСЛЕДУЕМЫХ

Методика «Недостающие предметы» может применяться для диагностики интеллекта здоровых детей в возрасте от 3 до 5-6 лет, а также для детей, страдающих значительными дефектами слуха и речи. В то же время она может с успехом применяться и для диагностики задержки интеллектуального развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также для диагностики интеллекта психически больных детей.

ПРОЦЕДУРА

Методика, как правило, вызывает у детей интерес, так как она в наглядной форме представляет сюжеты из жизни других детей. Обычно она кажется детям вполне доступной, и они редко отказываются ее выполнять.

С предъявления методики «Недостающие предметы» можно начинать психологическое обследование детей с трудным поведением и аутистическими чертами характера.

Если ребенок не испытывает значительных затруднений при выполнении заданий, время проведения методики составляет 10-15 минут.

В зависимости от задачи обследования и контингента испытуемых предлагаются более простой и более сложный вариант выполнения методики, а именно с использованием опорной карточки-подсказки или без нее.

Начинают с самой простой для решения Ситуации 1 с изображением девочки, которая ложится спать.

Ребенку показывают картинку и поясняют ситуацию словами: «Видишь, на картинке нарисована девочка, которая ложится спать. Кроватка у нее есть, одеяло есть, что же ей еще надо дать? Чего ей не хватает?»

Если ребенок может дать ответ в словах («подушка»), то скорее всего задание является для него достаточно легким. Тогда следует предъявить ему картинку, на которой девочка вешает белье (Ситуация 10) или не может достать яблоко (Ситуация 11). Если ребенок справляется и с этими вариантами задания в вербальном плане, то надо будет признать, что методика «Недостающие предметы» слишком проста и не позволяет оценить уровень его интеллектуального развития. В этом случае надо предложить ему другие, более сложные психодиагностические методики — «Исключение предметов» или «Цветные прогрессивные матрицы Равена».

Однако детям 3-4 лет даже с нормальным интеллектом для решения этих задач чаще всего требуется карточка-подсказка.

Предъявив ребенку опорную карточку, необходимо убедиться, что нарисованные на ней предметы ему знакомы. Для этого ребенка просят назвать каждый предмет, а если он не может этого сделать из-за речевых затруднений, то просят показать предметы по словесной инструкции, то есть говорят: «Покажи, где подушка, где портфель...» — и т.д. Выяснив, какие предметы оказались знакомы, а какие не знакомы ребенку, можно сделать вывод о его активном и пассивном словарном запасе, а также о его житейском опыте. Если ребенок не знает назначения какого-либо предмета, предъявлять ему соответствующие сюжетные картинки не имеет никакого смысла, так как его ответы не будут иметь никакой диагностической ценности.

Положив перед ребенком на столе сюжетную картинку и рядом карточку-подсказку, проводящий обследование взрослый сначала описывает сюжетную картинку, а потом просит ребенка найти на опорной карточке недостающий предмет. Например, Ситуация 8 с девочкой, стоящей пред закрытой дверью. Ребенку рассказывают: «Вот пришла девочка домой, а на двери висит замок. Как ей помочь? Что ей надо дать?»

В случае затруднений можно дать подсказку такого рода: «Посмотри внимательно, портфель ей не нужен, подушка тоже не нужна. Что же дать девочке?» Если ребенок находит правильное решение, то его хвалят и переходят к другой задаче. Если он не может найти правильное решение, предлагают вариант полегче.

Целесообразней всего бывает разобрать с ребенком подробно один сюжет, для того чтобы быть уверенным, что инструкция действительно понята. Затем можно предъявлять другие варианты задания в порядке их усложнения.

Детям дошкольного возраста с задержкой развития и умственной отсталостью выполнение методики доступно только при условии, что они с самого начала работают с опорой на карточку-подсказку.

Им показывают картинку с Ситуацией 1, а затем сразу начинают работать с карточкой-подсказкой. В итоге ребенок должен правильно определить недостающий предмет. Точно так же работают и с остальными картинками. Если ребенок никогда не встречался с той или другой ситуацией, то соответствующее задание можно пропустить.

Хочется обратить внимание на Ситуации 7 и 8. На соответствующих картинках изображены девочка в разорванном платье и мальчик с оторванной пуговицей. Здесь предусмотрены разные варианты решений в соответствии с изображениями на опорной карточке. Наилучшим является выбор катушки с красными нитками и иголкой для девочки (она в красном платье) и серой (а не красной) пуговицы для мальчика (у него серая курточка).

Если дети допускают неточность в определении недостающего предмета, можно задать ряд наводящих и уточняющих вопросов на эту тему. Например, какого цвета платье у девочки? Какого цвета курточка у мальчика? Какая пуговица подходит к курточке больше и почему?

При оценке интеллекта ребенка с грубым нарушением речи методика всегда предъявляется с опорной карточкой-подсказкой. Инструкцию по ее выполнению можно давать практически так же, как описано выше. Однако от ребенка в этом случае не требуют речевых формулировок, а просят найти и показать недостающий предмет на карточке-подсказке. Если ребенок находит недостающие предметы правильно, это означает, что он понимает смысл предложенных сюжетов и может решать мыслительные задачи на невербальном уровне.

Если исследуется интеллект глухого ребенка, то инструкция сопровождается жестом. Рекомендуется проводить небольшое разъяснение по первой картинке, где девочка ложится спать, но у нее нет подушки. Следует показать ребенку подушку на карточке-подсказке и жестом как бы перенести ее на картинку с девочкой, кивками и улыбкой подтверждая, что это верное решение. Можно повторить выполнение этого задания, взяв ребенка за руку и показав его пальчиком на подушку, затем еще раз как бы перенести ее на картинку к девочке, а потом еще раз поощрить ребенка. Можно вновь, если нет уверенности, что ребенок понял инструкцию, попросить его уже самостоятельно найти недостающий предмет. После «обучения» нужно по очереди предлагать ребенку другие картинки, опираясь на мимику и жесты и регулируя его деятельность одобрением или показывая мимикой и жестом, что найденный предмет не подходит к данной ситуации.

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ (7-8 ЛЕТ)

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ПРОТОКОЛА

 

Дата обследования «__» _______ 200 г.

___________________________________________

Ф.И.О. ребенка

Возраст лет Пол м/ж

Социальный статус: (подчеркнуть)

дошкольник (дома) дошкольник (д/с) школьник класса

 

№ карточки Ответ правильный (+) неправильный (-) Карточка-подсказка использовалась (+) не использовалась(-)   Примечания
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 


[1] Близкой по замыслу является методика С.Д. Забрамной «Кому что нужно?», созданная ею не так давно на другом материале.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 2

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «НЕДОСТАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ».................................................................................................................................... 4

КОНТИНГЕНТ ОБСЛЕДУЕМЫХ............................................................................................. 5

ОПИСАНИЕ СТИМУЛЬНОГО МАТЕРИАЛА....................................................................... 5

ПРОЦЕДУРА................................................................................................................................. 7

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕТОДИКИ.................................................... 10

МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (3-4 ГОДА)......................................................................... 10

СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (5-6 ЛЕТ).............................................................................. 11

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ (7-8 ЛЕТ).................................................................................. 12

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ПРОТОКОЛА......................................................................................... 14

 

ВВЕДЕНИЕ

Психодиагностическая методика «Недостающие предметы» предназначена для исследования детского мышления, прежде всего тех его особенностей, которые связаны с осмыслением конкретной житейской ситуации.

При создании данной методики был использован стимульный материал, обнаруженный в архиве Медико-педагогической консультации НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Института коррекционной педагогики РАО). Когда в середине 1980-х годов автор данной модификации начинала свою работу в этой Медико-педагогической консультации, устная традиция связывала данный набор картинок с именем Г.И. Россолимо (начало 1910-х годов). Тем не менее наш поиск в том же архиве какого-либо описания практики работы с данным стимульным материалом не принес никаких результатов. Не было обнаружено и публикаций Г.И. Россолимо или его коллег, где бы упоминалось об использовании данного набора карточек.

Идея методики достаточна проста.[1] Сюжетные картинки изображают обыденную ситуацию, где маленький ребенок сталкивается с какой-либо проблемой. Для решения этой проблемы ему может помочь предмет, который на картинке отсутствует. Имеется также большая «карта подсказок», где изображены все предметы, которые могут послужить для решения предлагаемых проблемных ситуаций. Апробация данной методики показала, что она вполне пригодна и для обследования современных детей. Стимульный материал был подвергнут некоторой коррекции, была разработана процедура исследования и схема анализа получаемых результатов, и в 1980 году сокращенный вариант методики «Недостающие предметы» был опубликован нами в книге «Отбор детей во вспомогательную школу», которая была затем переиздана в 1983 году.

Применение методики «Недостающие предметы» в практике психодиагностического обследования более чем 500 детей позволило нам более четко отработать процедурные аспекты ее использования и собрать значительный эмпирический материал по разным возрастам и разным контингентам детей, а также валидизировать получаемые результаты путем сравнения их с результатами по другим методикам. Эта практика обобщена в предлагаемом руководстве. Полный вариант методики «Недостающие предметы» публикуется впервые.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ,
РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ
«НЕДОСТАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ»

Методика «Недостающие предметы» предназначена для оценки мыслительной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-6 лет). Данный возраст характеризуется конкретностью, синкретичностью и преимущественно наглядно-действенной формой выполнения мыслительных операций. В том же возрасте начинают формироваться вербальные обобщения на уровне донаучных, житейских понятий. Наконец, в развитии мышления детей дошкольного возраста особенно велика роль взрослого, опосредующего деятельность ребенка и передающего ему накопленный в обществе багаж знаний и умений. Чтобы иметь возможность уловить эти особенности детского мышления, в методике «Недостающие предметы» используется стимульный материал в виде цветных картинок с обиходными предметами, на которых изображена обыденная, многим детям знакомая ситуация. При этом сложность предлагаемых ситуаций варьируется от более легких к более сложным. Кроме того, решение конкретной проблемной ситуации может быть дано как в наглядной, так и в вербальной форме. Обеспечена также возможность предоставления ребенку дополнительной помощи со стороны взрослого в форме эмоциональной поддержки, поощрения или путем совместного разбора ситуации, наводящих вопросов либо ограничения альтернативных вариантов ответа.

Именно на учете этих качественных особенностей детского мышления и строится анализ выполнения заданий по методике «Недостающие предметы». Оценивается прежде всего степень понимания ребенком конкретной житейской ситуации (с учетом трудности задания и помощи со стороны проводящего обследование взрослого) и форма ответа (вербальная или с опорой на наглядную подсказку). Строгая количественная оценка полученных результатов не предусмотрена, но детальная фиксация результатов выполнения методики по параметрам сложности решенного задания, формы ответа и объема полученной помощи позволяет дать качественную оценку уровня мыслительного развития ребенка.

КОНТИНГЕНТ ОБСЛЕДУЕМЫХ

Методика «Недостающие предметы» может применяться для диагностики интеллекта здоровых детей в возрасте от 3 до 5-6 лет, а также для детей, страдающих значительными дефектами слуха и речи. В то же время она может с успехом применяться и для диагностики задержки интеллектуального развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также для диагностики интеллекта психически больных детей.

ОПИСАНИЕ СТИМУЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Методика «Недостающие предметы» компактна: она включает 11 сюжетных картинок из жизни детей и 1 «опорную» карточку-подсказку большего размера с изображениями отдельных предметов, недостающих по смыслу в каждой сюжетной картинке.

На сюжетных картинках изображены следующие ситуации (расположены в порядке нарастания сложности):

Девочка на кроватке с одеялом ложится спать (Нет подушки)   Мальчик протягивает руки к крану с водой, хочет вымыть руки (Нет мыла и/или полотенца)    

 

 

Мальчик хочет бить в барабан (Нет барабанных палочек)   Девочка хочет рисовать (Нет карандаша и кисти)   У девочки падают книжки и тетрадки (Нет портфеля)   У девочки разорвано платье (Нет иголки с красными нитками)   У мальчика оторвалась пуговица (Нет иголки с серой ниткой и серой пуговицы)   Девочка стоит перед запертой дверью (Нет ключа к замку)   Девочка хочет напоить кошку молоком (Нет миски)  
Девочка вешает сушиться белье, а оно «улетает» (Нет прищепок)   Девочка не может достать с полки яблоко (Нет скамейки)  

 

На опорной карточке-подсказке в случайном порядке изображены следующие предметы: серая пуговица с иголкой и ниткой, портфель, миска, катушка красных ниток с иголкой, подушка, скамейка, полотенце, красная пуговица, прищепки, карандаш и кисточка, ключ, барабанные палочки. Кроме указанных выше недостающих предметов, опорная карточка-подсказка содержит также изображение красной пуговицы, которая провоцирует альтернативный, менее точный вариант решения Ситуации 7.  

 

 

ПРОЦЕДУРА

Методика, как правило, вызывает у детей интерес, так как она в наглядной форме представляет сюжеты из жизни других детей. Обычно она кажется детям вполне доступной, и они редко отказываются ее выполнять.

С предъявления методики «Недостающие предметы» можно начинать психологическое обследование детей с трудным поведением и аутистическими чертами характера.

Если ребенок не испытывает значительных затруднений при выполнении заданий, время проведения методики составляет 10-15 минут.

В зависимости от задачи обследования и контингента испытуемых предлагаются более простой и более сложный вариант выполнения методики, а именно с использованием опорной карточки-подсказки или без нее.

Начинают с самой простой для решения Ситуации 1 с изображением девочки, которая ложится спать.

Ребенку показывают картинку и поясняют ситуацию словами: «Видишь, на картинке нарисована девочка, которая ложится спать. Кроватка у нее есть, одеяло есть, что же ей еще надо дать? Чего ей не хватает?»

Если ребенок может дать ответ в словах («подушка»), то скорее всего задание является для него достаточно легким. Тогда следует предъявить ему картинку, на которой девочка вешает белье (Ситуация 10) или не может достать яблоко (Ситуация 11). Если ребенок справляется и с этими вариантами задания в вербальном плане, то надо будет признать, что методика «Недостающие предметы» слишком проста и не позволяет оценить уровень его интеллектуального развития. В этом случае надо предложить ему другие, более сложные психодиагностические методики — «Исключение предметов» или «Цветные прогрессивные матрицы Равена».

Однако детям 3-4 лет даже с нормальным интеллектом для решения этих задач чаще всего требуется карточка-подсказка.

Предъявив ребенку опорную карточку, необходимо убедиться, что нарисованные на ней предметы ему знакомы. Для этого ребенка просят назвать каждый предмет, а если он не может этого сделать из-за речевых затруднений, то просят показать предметы по словесной инструкции, то есть говорят: «Покажи, где подушка, где портфель...» — и т.д. Выяснив, какие предметы оказались знакомы, а какие не знакомы ребенку, можно сделать вывод о его активном и пассивном словарном запасе, а также о его житейском опыте. Если ребенок не знает назначения какого-либо предмета, предъявлять ему соответствующие сюжетные картинки не имеет никакого смысла, так как его ответы не будут иметь никакой диагностической ценности.

Положив перед ребенком на столе сюжетную картинку и рядом карточку-подсказку, проводящий обследование взрослый сначала описывает сюжетную картинку, а потом просит ребенка найти на опорной карточке недостающий предмет. Например, Ситуация 8 с девочкой, стоящей пред закрытой дверью. Ребенку рассказывают: «Вот пришла девочка домой, а на двери висит замок. Как ей помочь? Что ей надо дать?»

В случае затруднений можно дать подсказку такого рода: «Посмотри внимательно, портфель ей не нужен, подушка тоже не нужна. Что же дать девочке?» Если ребенок находит правильное решение, то его хвалят и переходят к другой задаче. Если он не может найти правильное решение, предлагают вариант полегче.

Целесообразней всего бывает разобрать с ребенком подробно один сюжет, для того чтобы быть уверенным, что инструкция действительно понята. Затем можно предъявлять другие варианты задания в порядке их усложнения.

Детям дошкольного возраста с задержкой развития и умственной отсталостью выполнение методики доступно только при условии, что они с самого начала работают с опорой на карточку-подсказку.

Им показывают картинку с Ситуацией 1, а затем сразу начинают работать с карточкой-подсказкой. В итоге ребенок должен правильно определить недостающий предмет. Точно так же работают и с остальными картинками. Если ребенок никогда не встречался с той или другой ситуацией, то соответствующее задание можно пропустить.

Хочется обратить внимание на Ситуации 7 и 8. На соответствующих картинках изображены девочка в разорванном платье и мальчик с оторванной пуговицей. Здесь предусмотрены разные варианты решений в соответствии с изображениями на опорной карточке. Наилучшим является выбор катушки с красными нитками и иголкой для девочки (она в красном платье) и серой (а не красной) пуговицы для мальчика (у него серая курточка).

Если дети допускают неточность в определении недостающего предмета, можно задать ряд наводящих и уточняющих вопросов на эту тему. Например, какого цвета платье у девочки? Какого цвета курточка у мальчика? Какая пуговица подходит к курточке больше и почему?

При оценке интеллекта ребенка с грубым нарушением речи методика всегда предъявляется с опорной карточкой-подсказкой. Инструкцию по ее выполнению можно давать практически так же, как описано выше. Однако от ребенка в этом случае не требуют речевых формулировок, а просят найти и показать недостающий предмет на карточке-подсказке. Если ребенок находит недостающие предметы правильно, это означает, что он понимает смысл предложенных сюжетов и может решать мыслительные задачи на невербальном уровне.

Если исследуется интеллект глухого ребенка, то инструкция сопровождается жестом. Рекомендуется проводить небольшое разъяснение по первой картинке, где девочка ложится спать, но у нее нет подушки. Следует показать ребенку подушку на карточке-подсказке и жестом как бы перенести ее на картинку с девочкой, кивками и улыбкой подтверждая, что это верное решение. Можно повторить выполнение этого задания, взяв ребенка за руку и показав его пальчиком на подушку, затем еще раз как бы перенести ее на картинку к девочке, а потом еще раз поощрить ребенка. Можно вновь, если нет уверенности, что ребенок понял инструкцию, попросить его уже самостоятельно найти недостающий предмет. После «обучения» нужно по очереди предлагать ребенку другие картинки, опираясь на мимику и жесты и регулируя его деятельность одобрением или показывая мимикой и жестом, что найденный предмет не подходит к данной ситуации.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.