Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примерная схема анализа логопедического занятия





1. Подготовка плана и конспекта занятия, использование консультаций, литературы, степень освоения конспекта, знание состава детей группы.

2. Соответствие темы, цели и содержания занятия программе, перспективному плану работы, речевому профилю и возрасту детей данной группы; дозировка нового материала, связь изучаемого материала с предыдущим и последующим, правильность подбора лексического материала, единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

3. Организация занятия: количество детей, эстетичность обстановки, оборудование занятия, качество наглядных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия: основные этапы занятия, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа занятия к другому, продолжительность всего занятия и его этапов, своевременность проведения физкультминутки, подведение итогов занятия, соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Методы и приемы обучения: разнообразие, взаимосвязь, обоснованность, приемы привлечения внимания детей, обеспечение эмоциональности и интереса, приемы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утомляемости детей, методика использования оборудования, сочетание индивидуальной и фронтальной работы, воспитательные моменты, применение специальных методических приемов, контроль за речью детей, выявление и своевременное исправление допущенных ошибок, адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и особенностей личности каждого ребенка, доступность и четкость формулировки вопросов, наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов, включение элементов рациональной психотерапии.

6. Качество работы, речь и поведение детей в процессе занятия, заинтересованность, активность, сосредоточенность, устойчивость их внимания в начале занятия и на остальных этапах, причины отклонений в поведении и деятельности детей, проявления заикания и их причины, качество знаний, умений и навыков, полученных и закрепленных детьми на занятии.

7. Характеристика логопеда. Контакт с группой, умение организовывать детей для работы, повышать их активность, интерес и внимание, умение найти правильный подход к отдельным детям с учетом их индивидуальных способностей, настойчивость в достижении цели, педагогический такт. Внешний вид и речь логопеда (доступность, логичность, эмоциональность и краткость речи логопеда, дикция, сила голоса, темп, ритм, интонационная выразительность речи).

8. Результаты занятия (выполнение плана, достижение цели, эффективность использования приемов).

9. Педагогические выводы и предложения (положительные стороны и недостатки занятия, предложения по закреплению положительных сторон и рекомендации по дальнейшему совершенствованию).

4.3 Задания для самостоятельной работы

1. Конспектирование специальной литературы.

2. Составить таблицу “Сравнительная характеристика заикающегося с невротической и неврозоподобной формами речевой патологии”.

3. Составить протокол обследования заикающихся детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготовить материалы для обследования.

4. Составить таблицу “Основные направления комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми”.

5. Оформить план-конспект просмотренных занятий с заикающимися дошкольниками с подробным его анализом.

6. Составить таблицу “Этапы логопедической работы с заикающимися дошкольниками” с отражением в ней программного содержания и коррекционных задач каждого этапа.

7. Разработать конспект логопедических занятий на различных этапах коррекционного обучения.

8. Подобрать игры и упражнения для осуществления коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками, направленной на нормализацию общего и речевого поведения.

9. Конспектирование программно-методической литературы.

10. Составить на основе протокола обследования развернутую психолого-педагогичсскую характеристику заикающегося ребенка с логопедическим наблюдением и перспективным планом коррекционного воздействия.

11. Составить таблицу “Этапы логопедической работы по коррекции заикания у учащихся общеобразовательной школы” с отражением в ней основных задач, моделей общения и речевого поведения учащихся на различных этапах коррекционного воздействия.

12. Составить таблицу “Система логопедической работы по исправлению заикания у школьников в процессе обучения” с отражением в ней задач и краткого содержания периодов коррекционного обучения.

13. Составить развернутую психолого-педагогическую характеристику обследованного учащегося с логопедическим заключением и перспективным планом коррекционного воздействия.

14. Составить план-конспект просмотренного логопедического занятия с заикающимися школьниками с подробным его анализом.

15. Составить таблицу “Основные направления комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками”.

16. Составить развернутую психолого-педагогическую характеристику заикающегося подростка.

17. Составить план-конспект просмотренных занятий с заикающимися подростками с подробньш его анализом.

18. Составить таблицу “Этапы комплексной лечебно-педагогической работы по устранению заикания у взрослых”.

19. Составить план-конспект просмотренных занятий с заикающимися взрослыми с подробным его анализом.

20. Составить таблицу “Организация логопедической помощи заикающимся”.

21. Подготовить текст беседы с родителями и воспитателями “О заикании у детей”.

4.4. Контрольные вопросы по курсу “Заикание”

1. Каково строение периферического речевого аппарата?

2. В чем состоит различие между непроизвольными и произвольными движениями? К какому типу движений относится речевая артикуляция?

3. Назовите основные параметры акустических характеристик устной речи.

4. Дайте определение плавности речи.

5. Какие положения П.К. Анохина составляют основу представлений о функциональной системе речедвигательного акта?

6. Как можно применить положения о функциональной системе П.К. Анохина к пониманию патогенетических механизмов заикания?

7. Какими параметрами характеризуется крик здорового ребенка? Какую основную функцию он несет?

8. В каком возрасте появляются у ребенка гуление и лепет и чем они различаются?

9. Как соотносятся фазы моторного развития ребенка с фазами речевого развития? До какого возраста прослеживается их сопряженность?

10. Назовите основные этапы развития речи ребенка.

11. Почему возраст от 1 до 6 лет является сензитивным периодом в развитии речи?

12. Что такое физиологические итерации? В какой период развития речи они возникают?

13. Дайте определение заикания.

14. Назовите основные клинические признаки заикания.

15. Дайте характеристику основных признаков судорожной активности мышц периферического речевого аппарата.

16. Охарактеризуйте речевое дыхание у заикающихся.

17. Назовите симптомы логофобии. В каком возрасте заикающихся она проявляется?

18. Охарактеризуйте типы течения заикания.

19. Объясните какова роль генетических механизмов в развитии заикающихся.

20. Опишите роль биологических и социальных факторов в развитии заикания.

21. Какова роль индивидуальных особенностей речевого онтогенеза в возникновении заикания?

22. Назовите факторы риска, которые могут способствовать возникновению невротических и неврозоподобных форм речевой патологии.

23. Дайте определение невротической и неврозоподобной форм заикания.

24. Перечислите факторы риска возникновения невротической формы заикания у детей.

25. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей, с невротической формой заикания.

26. Каковы особенности психического состояния детей до и после появления невротической формы заикания?

27. Какова динамика невротической формы заикания? Возможна ли “спонтанная” нормализация речи? Что способствует хронификации данной речевой патологии?

28. Каковы особенности поведения дошкольников, страдающих невротической формой заикания?

29. Расскажите, как влияет логофобия на поведение подростков и взрослых.

30. Каковы особенности поведения подростков, страдающих невротической формой заикания?

31. Перечислите факторы риска у детей с неврозоподобной формой заикания.

32. Каковы особенности раннего психомоторного и речевого развития детей с неврозоподобной формой заикания?

33. Опишите динамику неврозоподобной формы заикания.

34. Каковы особенности поведения дошкольников и детей подросткового возраста, страдающих неврозоподобной формой заикания?

35. Каково своеобразие формирования программы действия в речедвигательной функциональной системе при невротическом заикании?

36. Расскажите, как проявляется сосуществование двух (нормальной и патологической) программ действия в речевой функциональной системе при невротическом заикании. Каковы условия их проявления?

37. Каковы отличия от нормы в формировании речедвигательной функциональной системы у детей с неврозоподобной формой заикания?

38. Обоснуйте принципы дифференцированного психолого-педагогического воздействия на заикающихся с разными клиническими формами заикания.

39. Какие меры необходимо предпринять при “остром” начале заикания у детей дошкольного возраста?

40. Какова организация логопедических занятий с заикающимися дошкольниками, страдающими невротической формой заикания?

41. Раскройте значение психотерапии в системе реабилитации заикающихся с невротической формой заикания.

42. В чем состоит прием угашения страха речи у взрослых заикающихся?

43. Осветите систему функциональных тренировок и их роль в реабилитации заикающихся.

44. Каково значение логоритмики в системе коррекционных воздействий на заикающихся.

45. Раскройте основные принципы комплексной психолого-педагогической реабилитации заикания.

46. Каковы основные направления коррекционно-педагогического воздействия при неврозоподобной форме заикания?

47. Определите значение логоритмики в системе реабилитационных мероприятий при невротической и неврозоподобной формах заикания.

48. Каково значение индивидуальных логопедических занятий при неврозоподобной форме заикания?

49. Перечислите методические приемы формирования навыка плавной речи.

50. Обоснуйте необходимость применения методического приема торможения речедвигательных стереотипов.

51. Как организовать охранительный режим для заикающихся дошкольников, подростков, взрослых?

52. Какие существуют методы регуляции эмоционального состояния у заикающихся?

53. Назовите основные методические приемы формирования речевого дыхания у заикающихся.

54. Опишите основные приемы формирования навыков рациональной голосоподачи и голосоведения у заикающихся.

55. Опишите основные методические приемы развития просодической стороны речи у заикающихся.

56. Назовите основные направления работы по развитию моторных функций организма у заикающихся.

57. Каковы основные этапы развития планирующей функции речи?

58. Каковы задачи воспитания личности заикающихся?

59. Опишите основные приемы воспитания личности дошкольников.

60. Назовите и дайте содержательную характеристику основных видов психотерапии, используемой при реабилитации заикающихся.

61. Раскройте основные положения комплексной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся, предложенной Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay.

62. Раскройте основные положения психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся, разработанной В.И. Селиверстовым.

63. Раскройте основные теоретические положения, разработанные Р.Е. Левиной, используемые в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками и школьниками (методики Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой).

64. Раскройте основные положения системы психолого-педагогнческой реабилитации, разработанной В.М. Шкловским.

65. Раскройте основные положения системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной коллективом “Лаборатории патологии речи” под руководством Н.М. Асатиани.

66. Каковы основные направления системы социореабилитации взрослых заикающихся, разработанной Ю.Б. Некрасовой.

67. Раскройте основные положения “Комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании”, разработанной Л.3. Арутюнян.

68. Перечислите основные направления профилактики заикания.

69. Каково значение двуязычия в семье, как фактора риска возникновения заикания? Опишите пути профилактики нарушения развития речи.

70. Раскройте значение воспитания личности при профилактике заикания.

71. Раскройте роль речевого окружения в профилактике заикания.

72. Перечислите основные направления логопедической работы по профилактике хронификации заикания.

73. Как предупредить рецидивы заикания?

74. Каковы могут быть меры по предупреждению нарушений социальной адаптации заикающихся дошкольников, подростков и взрослых?







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.