|
При наличии двуязычия — какой язык преобладает в общении.— Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме).
Развитие заикания — Возраст, в котором появилось заикание. — Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.). — Наличие периода мутизма. — Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет. — В каких условиях облегчается — ухудшается речь. — Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.). — Отношение ребенка к своему речевому дефекту. — Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования — детский сад, школа). — Продолжительность и результативность лечения и обучения. Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений — Имеют ли место частые конфликты в семье — чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, Неровность в обращении с ребенком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.). — Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.). Для детей дошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения: — Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка. — Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость). — Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости. — Уровень развития игровой деятельности ребенка. — Склонность ребенка к определенным играм. — Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча. — Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей. — Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками. — Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше). Для детей школьного возраста необходимы следующие дополнительные сведения: — Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу. — Адаптация в школе. — Как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т.п.). Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком. — Успеваемость. — Характер контактов со сверстниками. — Характер взаимоотношений с родителями. — Наличие “трудных” звуков и страха перед речью. Для взрослых заикающихся в анамнестические сведения включаются дополнительно следующие пункты: — Наличие логофобии и возраст, в котором она появилась. — Какие меры принимались для коррекции заикания. — Какие приемы использовались в целях уменьшения речевых судорог и страха речи. Б. Анализ заключения специалистов Анализируются состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога) Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада. В. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка Анализируются общее развитие ребенка, особенности деятельности. Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность. Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и Воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам “Программы воспитания в детском саду” (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чем они проявляются). Характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча. Отмечаются также: —повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность, утомляемость, истощаемость. — особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.). Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния. Характерологические особенности ребенка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.). Состояние психических функций: — особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка); — характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.); — особенности памяти: скорость и объем запоминания, точность воспроизведения; — особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.). Для учащихся младших классов обязательно учитывается успеваемость, предпочтение тех или иных предметов, взаимоотношения с педагогами, характер ответов на уроках. Психолого-педагогическая характеристика подростка и взрослого составляется с участием психолога и/ или психиатра. Это связано с тем, что хроническое течение заикания существенно меняет условия формирования личности. Г. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики Процедура обследования общих произвольных движений у детей дошкольного возраста I. Статическая координация Определяется возможность удержания заданной позы: А) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места. Б) стоять на “цыпочках”. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|