|
Выработка устойчивой плавной речи представляет собой основную цель реабилитационной работы с заикающимися.Достижение устойчивой плавной речи у заикающихся возможно благодаря решению трех основных задач:
Решение первой задачи связано с применением целого ряда логопедических технологий: Торможение патологических речедвигательных стереотипов. Регуляция эмоционального состояния. Развитие координации и ритмизации движений. Формирование речевого дыхания. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения. Развитие просодической стороны речи. 7. Развитие планирующей функции речи. Решение второй задачи связано с психолого-педагогической работой, направленной на воспитание и перевоспитание отношения к себе, к своему речевому дефекту и формирование социальной активности. Это осуществляется с помощью психотерапии, психологических тренингов, функциональных тренировок и логопедических занятий. Реализация данных задач входит в той или иной степени в каждую из известных комплексных систем реабилитации заикающихся любой возрастной группы. Последовательность применения различных технологий для решения этих задач может быть разной. В большинстве случаев они используются одновременно, усложняясь в соответствии с этапами коррекционно-педагогической работы. Успех коррекционной работы проверяется катамнестически, т.е. показателем ее эффективности является отсутствие рецидивов заикания, что обеспечивается решением третьей задачи. Комплексный метод реабилитации заикающихся реализуется поэтапно. В понятие поэтапности в педагогике входит положение о том, что все виды коррекционной работы должны идти от простого к сложному, что должно быть обязательно учтено при проведении логопедических, логоритмических, психотерапевтических и других мероприятий. Любому реабилитационному воздействию должно предшествовать обследование заикающихся. Психолого-педагогическое обследование заикания Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения. Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования. Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние речи заикающегося, особенности его личности, моторику. Прежде чем логопед приступает к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные состояния интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами. Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося. Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу. Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния — так называемого “речевого статуса”. Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом. Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося. Рубрификация отдельных аспектов обследования является в определенной мере условной Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой: Анкетные данные: Фамилия, имя, отчество обследуемого. Дата рождения (год, месяц, число). Домашний адрес, телефон. Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или специальной), сроки пребывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого. Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы. Состав семьи. Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися). А. Сбор анамнестических сведений Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося. Наследственность — Наличие алкоголизма у родителей. — Нервно-психические заболевания родителей. — Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников. — Задержка речевого развития у родителей или близких родственников. — Заикание у родителей. — Заикание у сестер и братьев. — Заикание у деда или бабки по линии отца и матери. — Характерологические особенности отца и матери. — Обстановка в семье.
Беременность и роды у матери — От какой беременности родился обследуемый (ая). — Чем закончились предыдущие и последующие беременности матери. — Особенности внутриутробного развития. — Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й половине беременности; Другие заболевания и вредности. — Особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией и пр.). — Особенности течения послеродового периода (закричал сразу— не сразу, асфиксия синяя — белая, родовые травмы). — Приложен к груди (сразу; на.........сутки). — На грудном (искусственном) вскармливании до....... Период до 1-го года — Семейные условия. — Сон, аппетит. — Инфекционные заболевания. — Соматические заболевания. — Мозговые заболевания. — Мозговые травмы. — Спокойный, беспокойный. — Формирование навыка опрятности.
Период дошкольного возраста — Семейные условия. — Инфекционные заболевания. — Соматические заболевания. — Мозговые заболевания. — Мозговые травмы. — Моторное развитие: отставание, норма, опережение. — Время выделения ведущей руки, наличие переучивания. — Адаптация в дет. яслях, дет. саду. — Основные черты характера (спокойный — возбужденный, подвижный — замедленный, уравновешенный — капризный и т.д.). — Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения). Речевой анамнез — Время появления гуления и лепета.. — Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций). — Время появления первых слов. — Время появления простой фразы. — Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи. — Наличие и выраженность итераций.
Условия воспитания ребенка — Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой). — Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|