|
Формирование потребностей в условиях рынка ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Рыночная эйфория, охватившая Россию с 1991 года, обогатила общественное сознание рядом новых понятий. Наряду с понятием "рынок", существующим с незапамятных времен, и понятием "рыночная экономика", с которой ассоциируется капиталистическая система производства и обмена, в России приобрело распространение и популярность понятие "рыночные отношения". Что это такое? Многие идеологи-рыночники толкуют рыночные отношения не только как отношения в сфере торговли и обмена товарами, но и как определенный тип производственных отношений и как систему общественного строя. Здесь рыночные отношения являются синонимом общественных отношений, т. е. из категории экономической они превращаются в общесоциологическую категорию. Правомерно ли такая подмена понятий? Поскольку перенос понятия "рыночные отношения" на оценку производственных отношений означает попытку поставить производную от форм собственности часть производственных отношений (торговля) в роль определяющего компоненте, то это в действительности выражает сознательную фальсификацию материалистического понимания истории, когда по образу народного сознания "не собака вращает хвостом, а хвост вращает собакой". Трактовка современного этапа российской истории как периода рыночных отношений низводит к роли второстепенных, зависимых от конъюнктуры рынка, такие базовые сферы общественной жизни как материальное производство, наука, образование, духовная культура, то есть такие сферы жизни, к которым термин "рыночные отношения" не применим вообще или имеет третьестепенное значение. Такова теоретическая оценка рынка и рыночных отношений. Если же рассматривать рынок с прагматических позиций, учитывающих повседневные интересы малых социальных групп, следует отметить, что рыночная экономика имеет положительные аспекты в общественной жизни. Рыночная экономика более оперативно реагирует на изменения в балансе спроса и предложения, тем самым не допускает перепроизводства товаров народного потребления. Рыночная экономика прямо или косвенно влияет на формирование интеллекта, мировоззрения, моральных и правовых норм общества, что дает нам основание утверждать, что она создает рыночного человека (homo marceting). Что представляет собой "рыночный человек" в условиях господства рыночных отношений в обществе? Рыночный человек является антиподом человека социалистического общества по самой организации общественного труда. Капиталистическая конкуренция и социалистическое соревнование - две взаимно противоположных формы проявления социально-деятельной сущности человека. Если капиталистическая конкуренция требует тайны сделки, глубокой секретности технологических нововведений, то соцсоревнование предполагает гласность, широкое участие работников в овладении новой техникой. Конкуренция неизбежно сокращает число ее участников, вплоть до физического устранения конкурентов в сфере бизнеса, социалистическое соревнование расширяет число участников, приобщая все новые слои общества к овладению передовым опытом производства. Конкуренция узурпирует способности, таланты, интеллектуальные силы многих, превращая их в собственность капитала, а самих участников в безликие символы буржуазного производства, соц. соревнование, напротив, обогащает всех его участников интеллектуально и нравственно. В конкуренции есть один стимул -денежный чистоган в долларовом эквиваленте, в соц. соревновании - материальное, интеллектуальное и нравственное взаимообогащение личности и общества. Мораль рыночного человека. В обществе, функционирующем на базе рыночной экономики, отношения между людьми регулируются принципом "эквивалентности взаимного воздаяния". Рыночные отношения становятся здесь общезначимым эталоном, по которому строятся и нравственные отношения людей. Выгода, торгашеский расчет, принцип купли-продажи ложатся в основу нравственной оценки поведения. Даже собственно личные качества, в том числе моральные, становятся важными не сами по себе, а лишь в процессе их использования, продажи их на "рынке личностей". Эквивалентность взаимного воздаяния означает, "что ты мне, то и я тебе, что общество мне, то и я обществу". Предполагается точный эгоистический расчет в обмене материальными ценностями, уважением, любовью и т. д. Эквивалентность воздаяния - высший критерий справедливости межличностных отношений. Здесь имеется "бухгалтерский подсчет" всех возможных потерь и выгод, которые будет иметь индивид, вступая в отношения с другим человеком. Бескорыстие и человечность не принимаются в расчет. Внешне гуманный смысл эквивалентности взаимного воздаяния в межличностных отношениях оказывается, в конечном счете, воплощением своекорыстия, эгоизма частного собственника, защищающего свою выгоду путем морализирования. Обеспечение эквивалентности взаимного воздаяния становится навязчивой потребностью рыночного человека, заставляет индивида бдительно следить, чтобы его не надули в межличностных отношениях. Если ты совершил по отношению ко мне подлость, то и я тебе плачу тем же. Главный лозунг рыночной экономики - все на продажу: материальные ценности, честь, совесть и достоинство граждан, главная потребность, формируемая рыночной экономикой - потребность подешевле купить, подороже продать. Свобода рыночного человека это - свобода торговать, обогащаться за счет спекулятивных сделок, уклонения от налогов. Здесь господствуют брокеры, дилеры, киллеры, рэкетиры и другие прохиндеи из воровского мира. Вывод: рыночная экономика трансформирует потребности человека таким образом, что происходит угасание возвышенных гуманных потребностей (интеллектуальных, нравственных, духовных, социальных), формирующих гармонически развитую личность. Поощряются и утверждаются к жизни низкопробные потребности, ориентирующие человека на материальное обогащение любыми средствами. Реализуя принцип "ничего даром", рынок формирует вражду между людьми, разрушает истинно русскую традицию соборности и коллективизма, способствует росту преступности и коррупции. Неизбежным спутником и пропагандистом рыночной экономики является реклама. Вполне приемлемая и необходимая функция рекламы: распространение информации о новых товарах и услугах. Посмотрим, как эта функция выполняется сегодня в России. За редким исключением рекламируются товары западных стран, в основном те, которые не находят сбыта в своих странах: сникерсы, марсы, жевательные резинки, спиртные напитки, автомобили, стиральные порошки, заморские (?), сотовые телефоны и пр., и пр. Эти товары рекламируют телевизионные компании, средства массовой информации и другие люди, которым платят за эту работу американскими долларами или дойч марками и для которых эти доходы являются средством личного обогащения. На вопрос, задаваемый руководителям телекомпаний: почему они не рекламируют товары российских товаропроизводителей - был один ответ: российские товаропроизводители не имеют тех средств для оплаты рекламы, которыми располагают западные товаропроизводители. На кого рассчитана эта реклама? Конечно, не на рабочих, крестьян и массовую интеллигенцию. Реклама рассчитана на "новых русских", на людей, разбогатевших на разграблении общественной собственности, на приватизации, на сформировавшуюся в России крупную буржуазию (Березовский, Гусинский, Потанин, Смоленский и другие). В конечном счете, негативная роль рекламы состоит не в том, что она адресована людям с тугими кошельками, а в ее назойливости и бестактности. Она оказывает крайне отрицательное психологическое воздействие своим многократным повторением, прерыванием кинофильмов, концертов и других передач, навязывая те товары, которые подавляющему большинству телезрителей не нужны и даром. Часто бывают и рекламные ролики гигиенически неприемлемые: стирки грязного белья при помощи "Ариеля" и пр. Рекламу распространяют десятки местных газет, выпускаются рекламные журналы до 150 страниц и более тиражом в 3 млн. экземпляров. Например, журнал "Экстра" выходит еженедельно, вкладывается в почтовые ящики бесплатно, и это в то время как в высших учебных заведениях нет бумаги на публикацию методических пособий студентам. Здесь есть единственный положительный момент: нет дефицита туалетной бумаги, на нее цены не растут. Кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Эта народная поговорка полностью проявляется в идейно-воспитательной направленности рекламы. На 99% реклама служит пропаганде американского образа жизни. Об этом свидетельствует подбор "подарков" на разных конкурсах - американская кукла Барби, все надписи на английском языке, подражание героям ковбойских кинофильмов, путевки для поездки в США и другие Западные страны, адресная направленность рекламы на молодежь: чего, например, стоит реклама жевательной резинки: "жутифрут без сахара" с демонстрацией восторга пустоголовых юношей и девушек. В результате такой обработки молодежи мы имеем угасание русского патриотизма, цинизм и повальное желание молодежи поехать в США и пр., и пр. Как тут не вспомнить завещание госсекретаря США Даллеса, сделанное им в конце войны в 1945 году. "Окончится война, и мы бросим все, что имеем, чем располагаем... все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Посеяв там хаос, мы незаметно, подменив их ценности на фальшивые, заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Как? Мы найдем своих единомышленников и помощников, которые будут вдалбливать и насаждать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - то есть всякой безнравственности: хамство, наглость, ложь и обман и, особенно, к русскому народу. Молодежь будем разлагать, развращать, мы сделаем из них циников, пошляков".95 Вывод: подавляющее большинство рекламы не способствует формированию потребности во всестороннем развитии личности, разрушает подлинный русский коллективистский образ жизни. Пагубное влияние рекламы на формирование потребностей человека осознается все большим числом российских граждан. Так, по данным СМИ, если в июне 1998 г. 10% граждан нуждались в рекламе, то в октябре - только 2%. По этому случаю, рекламодатели подняли вселенский шум. Это хороший признак. Сознание людей в России все более четко формирует мысль: хорошие товары не нуждаются в рекламе, именно их надо покупать. Реклама служит распространению информации о залежалых низкокачественных товарах, которых не следует покупать, так как ни какая реклама не в состоянии повысить качество товара. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Потребности человека характеризуют его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование). Не все индивидуальные потребности человека являются и потребностями общества, они многократно превосходят общественные потребности. У общества, к примеру, нет биологических потребностей, они есть только у индивидов, нет у общества сексуальных потребностей, это потребности индивидуальные. Наблюдаемое в последние годы повышение роли биологических (сексуальных) потребностей в жизни атомизированных индивидов и совершенствование технических средств их удовлетворения отрицательно влияют на социальные потребности и, прежде всего, потребности объединяться для защиты общих интересов. Свидетельством тому является массовый отказ от участия в выборах различных органов власти, возрастание аполитичности в широких слоях населения и особенно молодежи. Односторонняя ориентация на удовлетворение биологических и материальных потребностей сужает поле деятельности общественных движений и политических партий, снижает возможность общественного контроля за распределением общественных благ и средств гуманного развития человека. Следствием этих процессов является утрата общественных идеалов, глобальная деидеологизация, безмерное развитие индивидуализма. В сумрачном закрытом бытии отдельных индивидов формируются духовные эстракты о чудесном мистическом перевоплощении человека в некое бестелесное космическое существо, бытийствующее вне общества и общественных отношений. Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития. Разумные потребности, которые в наибольшей степени формируют людей, способных на самопожертвование, на защиту своего достоинства и достоинства своей Родины, возникают не вдруг, их формирования требует больших воспитательных усилий, концентрации воли, характера. Извращенные потребности для овладения человеком не требуют больших усилий, они возникают спонтанно в тех человеческих общностях, где нет устойчивых моральных принципов, где люди разучились управлять потребностями. Глубина различия между возвышенными и извращенными потребностями выражена в притче о Сократе. Известно, что Сократ проводил свои философские беседы на полянах, его слушатели были мужчины. Однажды к нему подошла женщина легкого поведения и сказала: Вы им рассказываете о высоких материях, а стоит мне поманить пальчиком, и каждый из ваших слушателей побежит за мной. Сократ ей сказал: Вы правы, побежит за вами, потому что вы ведете вниз, а я веду вверх, а вниз идти легче, чем вверх. Отдельные индивиды, находящиеся в плену у извращенных потребностей, рассуждают так: "Какое кому дело до того, что я заболею СПИДом и даже умру от него. Ведь это я умру, а я человек свободный, и никому нет дела до этого". Такие вот "аргументы" приходится иногда слышать и от отдельных студентов. Стало быть, в зависимости от способов формирования потребностей среди множества людей можно выделить преобладание одной из двух линий индивидуального жизненного пути: восходящая и нисходящая. Одни, следуя закону возвышения потребностей, выбирают трудный путь приобретения образования, специальности, профессиональных и волевых навыков, опыт общения и сотрудничества. Эти люди не довольствуются усвоением и использованием накопленных знаний, они идут дальше, совершают новые открытия, раздвигают границы общественного прогресса. Другая часть людей выбирает нисходящую линию развития. Они не затрудняют себя в формировании возвышенных потребностей, зацикливая свое развитие на удовлетворении биологических и материальных потребностей, не расширяют горизонт своего социального общения, живут по принципу: моя хата с краю, я ничего не знаю. Взяв на вооружение принцип гедонизма - избегай страданий и стремись к удовольствиям - эта линия представляет обществу наибольшее число алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, мошенников и других категорий преступного мира. Поэтому и оценка этих людей должна быть соответственной. Если человек представляет восхождение линии, то ценность его действительно огромна. Если человек представляет собой нисходящее развитие - это хроническое вырождение, болезнь индивида и общества. Хорошо подмеченную здесь закономерность зафиксировал известный русский писатель В. Распутин. "В каждом человеке сидят два существа - одно низменное животное и второе возвышенное духовное" (В. Распутин. У нас поле Куликово, у них - поле чудес. Советская Россия. 2.IV.98 г.) Мы убеждены, что духовно и идейно устремленных молодых людей больше, чем тех, кто стал заложником чумы XX века - СПИДа. Благородная задача этой части молодежи - не проходить мимо торговли наркотиками, объединенными усилиями привлекать наркодельцов к уголовной ответственности, стоять на защите чести, достоинства своего будущего и будущего своих близких. Недостаточно сказать: "Нет!" наркотикам, надо проявить волю и обезвредить носителей зла. Надо повсеместно и безбоязненно внедрять в жизнь социалистические духовные и нравственные ценности: коллективизм, бескорыстие, уважение к человеку труда, неприятие американского образа жизни, разумное использование свободного времени и др. Искусственное отторжение социалистических ценностей наносит вред воспитанию молодежи, углубляет раскол общества на "красных" и "белых". Таким образом, богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими. В неменьшей степени характер потребностей, их совокупность и субординация зависят от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности. Изложенные в книге обобщенные идеи о человеке и его потребностях создают некоторые предпосылки для составления гипотетического прогноза о типе человека XXI века. Человек - продукт общества, его перспективы определяются ведущей сферой общественного бытия. Когда Э. Фромм создавал обобщенную модель человека XX века как человека-потребителя, он отправлялся от характеристики ведущей отрасли общественной жизни первой половины XX века. Такой отраслью было индустриальное развитие, и общество этой эпохи было индустриальным обществом. Уже в XIX веке и в начале XX века наблюдалась тенденция превращения техники в ведущую отрасль общественной жизни, а технического прогресса в доминирующую отрасль развития общества. Наиболее отчетливо эта тенденция отражена в социологических исследованиях Маршалла Маклюэна о масс-медиа. В них нашли отражение основные черты новой эпохи - эпохи технотронной цивилизации. Эпоха технотронной цивилизации нашла свое философское обоснование в прогрессивных выступлениях многих философов конца XX века.96 С небольшими дополнениями это определение современной эпохи можно считать доказанным научным фактом и исходным пунктом для теоретического предсказания типа человека XXI века. Эпоха технотронной цивилизации проявляется в стратегическом проникновении электроники во все сферы общественной и, прежде всего, в информационной сети в ходе глобальной компьютеризации всех информационных процессов. Как это сказывается на формировании человека нового типа? Прежде всего, человек все больше вытесняется из сферы непосредственного производительного труда, оказываясь не обочине генеральной линии общественного прогресса. Человек не только освобождается от функций тяжелого физического труда, но и многих видов интеллектуальной деятельности. Как отмечал М. Маклюэн, человек передает функции умственного труда компьютером, а сам воспринимает мир при помощи органов чувств, превращаясь, таким образом, в "веселого робота". Веселый робот - очень глубокая и емкая черта человека эпохи технотронной цивилизации. Еще стоит подумать: радоваться нам этому открытию или грустить. Формирование человека-робота связано с возникновением комплекса отрицательных характеристик, означающих деградацию общества. Во-первых, человек-робот не затрудняет себя в следовании разумным потребностям, в преодолении трудностей и жизненных коллизий. Он будет следовать этическому принципу гедонизма: избегай страданий, стремись к наслаждениям. Во-вторых, у этого человека отсутствует чувство долга перед обществом и старшим поколением. В-третьих, идет прогрессирующее нарастание отрицательных черт характера: цинизма, эгоизма, ориентации на безответственное нарастание сиюминутных в своем большинстве извращенных потребностей, дегуманизация отношений с ближними. Использование технических нововведений (скоростной транспорт, переносные телефоны) в преступных целях усиливает репрессивную функцию техники, часто сводит на нет усилие правоохранительных органов. Проникновение техники в область образования и культуры приводит к обесценению квалифицированного умственного труда, а в области гуманитарных наук делает ненужным высококвалифицированных специалистов. Усиление технических функций приводит к дегуманизации гуманитарных наук. Так, широко известно использование психологии для зомбирования людей и превращения их в предмет манипулирования со стороны других. Роботизация создает много асоциальных групп людей, лишенных чувства сопереживания и взаимопомощи; усиливает социальное расслоение общества. Двойственна роль компьютеризации творческих процессов научного труда. В обществе сложилась такая ситуация, что применении компьютеров в размножении текстов научных исследований стоит в два раза дороже работы с использованием пишущих машин. Выигрывает владелец компьютера, но проигрывает ученый, создатель новых идей. В итоге ускоряется процесс издательской деятельности за счет ущемления интереса ученого. Современное книгоиздательство активно вытесняет машинопись как тормоз технического прогресса. Кому это выгодно??? Создание и внедрение во все сферы общественной жизни высоких технологий - альфа и омега технотронной цивилизации. Наличие высоких технологий и превращение их в самоцель общественного прогресса нивелирует роль человеческого фактора, гарантирует престиж той или иной страны в мировом сообществе, обеспечивает высокий уровень безопасности, т. е. стимулирует гонку вооружений. Делает ли это людей более счастливыми, гармонически развитыми, равными в обладании жизненными благами и условиями своего гуманного развития? Ближайшее ознакомление с этим вопросом не внушает оптимизма о перспективе человека XXI века. Об этом свидетельствуют исследования многих ученых в рамках Римского клуба. Приведем высказывание одного из авторитетных членов этого клуба - Джона Форрестера. "Сейчас возникает все больше сомнений в том, что технологический прогресс является средством спасения человечества. И имеются основания для такого сомнения".97 А вот более свежее заявление руководителя Института философии РАН Степина, сделанное им на научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения К. Маркса. "Если будет продолжаться путь техногенного прогресса, основанного на идеалах потребительского общества, насилия и технократического отношения к природе... можно предсказать нарастание глобальных кризисов, и человечество в этом сценарии ожидают необратимые катастрофы".98 Резюмируя сказанное о перспективе человека XXI века можно сделать вывод: сложившаяся в конце XX века система технотронной цивилизации не представляет основания для положительных изменений типа человека - это будет человек-потребитель, потерявший шанс называться человеком разумным (homo sapiens), в тенденции эволюционизирующий к аналогу своего творения - роботу, ибо технотронная цивилизация - это, в конечном счете, эра роботов. Человек XXI века - это человек с прогрессирующим угасанием социальных потребностей, с преобладанием биологически потребностей эрзац-культуры и мистики в сфере духовных потребностей, что равносильно угасанию подлинной духовности и деградации личности. Это - бесхарактерный безвольный человек, легко поддающийся соблазнам низкопробным увлечениям наркотиками, человек без патриотизма, космополит, "гражданин мира". Единственный способ уберечь человека от падения в пропасть инстинктивной, животно-образной жизни - возрождение основных элементов духовной и нравственной системы социалистических ценностей - коллективизм, пионерские лагеря, уважение к общественно-полезному бескорыстному труду, накопленный обществом за многие годы воспитательный потенциал духовной культуры и т. п. Для уменьшения губительных последствий роботизации и антигуманного влияния технического прогресса на человека необходимо ликвидировать беспредел технических специалистов при внедрении новой техники, для чего надо создавать широкую сеть социально-гуманистических экспертных комиссий для контроля за техническими нововведениями. Центральной заботой общества должны стать не техника, а гуманное развитие человека в гармонии с окружающей средой. Изложенная здесь теоретическая модель человека XXI века не претендует на абсолютную истину и представляет лишь первое приближение к ней. Но она может представлять интерес для теоретических дискуссий в студенческой аудитории и стимулировать размышление молодежи по выбору профессии и смысла жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ *Цифры о количестве погибших в Чечне различны, даже по данным официальных источников (Прим. ред.). 1Спирин В. М. Теория потребностей Тверь 1994, стр. 143. 2 Мабли Габриэль. Неравенство имуществ разлагает. "За СССР". № 6 (июнь) 1999 г. 3 И. Кант. Соч. т. 6, стр. 473. 4 Степин В. С. Маркс и тенденции современного цивилизованного развития. В кн. Карл Маркс и современная философия. М. 1999,стр.43. 5 История философии. Ред. Александрова Г. Ф. 2 том. 1941 г., стр.27. 6 Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М. 1977.стр.104. 7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 42, с. 91. 8 См. об этом Сержантов В. Бродят призраки. Советская Россия. 4 апреля 1995 г. 9 См. Тарасов К. Е., Черненко Е. Ф. Социальная детерминация биологии человека М. 1979. 10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 42, с. 115. 11 Heckel E. Die Lebenswunder. Gemeinverstandliche Studien an der Biologishe Philosophic. Stuttgart. 1904, s. 449-450. 12 См. Трушков В. Фальшивый мед перестройки. Правда России. 18 мая 1995г.13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 1, стр. 414. 14 Там же. т. 23, с. 62. Примечание. 15 Цитировано по Миллеру Р. "Личность и общество". М. 1965, стр.272. 16 См об этом Нейробиохимия агрессивности. Человек. 1995, №2. с 13,68 17 О деятельности см. Бережной Н. М. "Социальная философия", ч. I, 1996 г., гл. 2. 18 И. М. Сеченов. Избр. произв. М. 1953, с. 133. 19Там же, стр. 141. 20 А. Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М. 1959, с. 278. 21 Б. Т. Малышев. Человеческая личность и ее проявления. М. 1964,с. 30. 22 Термин "экспектация" выражает ожидание со стороны общественного мнения определенной модели поведения: быть "хорошим парнем", примерным учеником, студентом и т. д. 23 Маркс К Энгельс ф. Соч т 1, стр 65. 24 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 46, ч. 1, с. 190. 25 Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.М.1980,с. 34. 26 Гегель Г. Соч. т. VII, с. 167. 27 См. М. С. Каган. Человеческая деятельность. Стр. 259. 28 Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 3, М. 1971, стр.243. 29 Горький А. М. Собр. соч. в 30 томах. Т. 5, с. 367. 30 Введение в философию, ч. II. М. 1989, стр. 41. 31 М. Heidegger. Sein und Zeit Hallander Saale. 1929 s. 42. 32 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 3, стр. 3. 33 См. об этом: Бережной Н. М. Гегель и Маркс о родовой сущности человека. В кн. Карл Маркс и современная философия. М. 1999, стр. 282-290. 34 Маркс и Энгельс. Соч. т. 3, стр. 4. 35 См. Сумерки богов. М. 1990, стр. 324. 36 Сумерки богов. М. 1990, стр. 334. 37 Muller. Studies in Genetics. N. Y 1962, р. 500. 38 См. об этом: Фролов И. Т. Перспективы человека. М. 1979, стр. 205 - 220. 39 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. I. С. 242. 40 См. Шабутани Т. Социальная психология. М. 1969. Гл. 7. Стр. 176-205. 41 Маркс. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 325. 42 Научные основы психологии. СПб., 1902. С. 135. 43 Здесь и выше цитировано по Р. Миллеру: Личность и общество. М. Прогресс, 1965. С. 272. 44 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 14. С. 190. 45 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л-д. 1968. С' 329. 46 См. об этом: Бережной Н. М. Социальная философия. 4.1. 1996. Гл. 2; Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М. 1978; Иванов В. П. Человеческая деятельность: познание и искусство. Киев. 1977. Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. М. 1972; Трубников Н. И. О категориях "цель", "средство", "результат". М. 1967; Каган М. С. Человеческая деятельность. М. 1974. 47 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 195. 48 Там же. Т. 25. Ч. II. С. 387. 49 Там же. Т. 46.4. 1.С.281. 50 См. о поведении: Пеньков Е. М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. М. 1972. 51 Гегель. Соч. Т. VII, с. 167. 52 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. Стр. 65. 53 Трубников Н. Н. О категориях "цель", "средство" и "результат". М. 1967. Стр. 129. 54 Гегель. Соч. Т. VIII, с. 27. 55 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. Стр. 30. 56 Маркс К. Соч. Т.46, ч. 1, стр. 189. 57 Л. Сэв. Марксизм и теория личности. М. 1972. Стр. 541. Такой вывод Л.Сэв делает на основе психологического анализа последовательных фаз развития личности, считая, что предшествующие фазы (детство) не содержат такого потенциала развития, который в зрелом возрасте формируется в процессе активной социализации личности, и поэтому выступают как определяющий момент ее развития. Тем самым Л.Сэв доказывает неограниченные генетическим кодом индивида возможности реализации социальной сущности человека коллективистки организованного социалистического общества для осуществления идеала всестороннего развития личности всех членов общества. (Примечание Н.Б.) 58 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, с. 585. 59 П. М. Ершов. Потребности человека. М. 1990. Стр. 6. 60 Гегель Соч. Т. 8. М.-Л. 1935, с. 20. 61 Маркс У., Энгельс Ф. Соч. Т. 2, стр. 89. 62 Ленин В. И. ПСС, т. 23, с. 47. 63 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21, стр. 300-301. 64 См. Ершов П. М. Потребности человека. М. 1990. Стр. 327. 65 См. Григорьян Б. Т. Философская антропология. М. 1982. С. 30. 66 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч.1, стр. 28. 67 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42, с. 115. 68 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч. 1. стр. 476. 69 Ю. Нагибин. Переулки моего детства. М. Современник, 1971,стр. 125-127. 70 Ершов П. М. Потребности человека. М. 1990, стр. 128. 71 Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М. 1990. С. 282. 72 Жить разумно, значит, по Канту, постоянно преодолевать себя, свое жизненное состояние. "Итак, чувствовать, что живешь, наслаждаться жизнью - значит лишь постоянно чувствовать потребность выйти из данного состояния (которое, следовательно, должно быть столь же часто возвращающимся страданием). (Кант. Соч. Т. 6, с. 475) 73 Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. в 3-х томах. Т. I. 1966. С. 75. 74 Обширные исследования о "народном духе" содержатся в трудах немецких социальных психологов XIX - начала XX в. Вундта В., Лариуса Марица, Штейнталя Хеймана. См. Вундг В. Очерки психологии. М. 1913 г., Введение в психологию. М. 1912 и др. 75 Гегель Г. Соч., т. VIII, стр. 71. 76 Мабли Г. Неравенство имуществ разлагает. Газета за СССР № 6. 1999 г. 77 Дети гибнут от наркотиков. Правда России. 22. VI. 1998 г. 78 Приведенные выше данные извлечены из материалов парламентского слушания 8 июня 1998 г. в Гос. Думе по вопросу "О неотложных мерах по борьбе с распространением СПИДа". См. "Рок иглы". Сов. Россия. 20. 06. 1998 г. 79 Маркуче Г. Одномерный человек. М. 1994. Стр. 6-7. 80 Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994, стр. 7-8, 9. 81 Момджян К. X. Рефлективные парадигмы социальной теории Маркса. В кн. "Карл Маркс и современная философия". М. 1999 г.. стр. 97. 82 И. Кант. Соч. Т. 6, М. 1965, ср. 489. 83 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 6, стр. 232. 84 См. об этом: Иванчук И. В. К вопросу о формировании возвышенных потребностей социалистической личности. В сб. Методологические проблемы коммунистического воспитания. Ред. Бережной Н. М. М. 1986, с. 72-82. 85 Проблемы мира и социализма. 1980, № 11, ср. 79. 86 Ершов П. М. Потребности человека. М. 1990, стр. 28. 87 Альберт Камю. Бунтующий человек. М. 1990, стр. 13. 88 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Харьков. 1998, стр. 893. 89 Кампанелла. Город Солнца. М. 1954, с. 68. 90 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, стр. 19. 91 Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М. 1969, с. 22. 92 К. Ковалев. Тоталитаризм с вкраплениями Средневековья. Советская Россия. 20 февраля 1997 г. 93 Из неопубликованных рукописей К. Маркса. "Большевик". 1939. № 11-12, стр. 63. 94 См Философия техники в ФРГ М 1989,стр 100 103 95 По заветам Геббельса. Советская Россия. 22 ноября 1998 г. 96 См. коллективный труд российских философов. Карл Маркс и современная философия. М. 1999г. 97 Форрестер Дж. Мировая динамика. М. 1978, стр. 25. 98 Степин В. С. Маркс и тенденции современного цивилизованного развития. В кн. Карл Маркс и современная философия. М. 1999,стр.43. БИБЛИОГРАФИЯ К введению Бережной Н. М. Социальная философия. 4.1. 1996 г., ч.2. 1997г. Ершов П. М. Потребности человека. М. 1990 г. Самсин А. М. Социально-философские проблемы исследования потребностей. М. 1987 г. Тарасов К. Е., Черненко Е. Ф. Социальный детерминизм и биология человека. М. 1979 г. Е. Fromm. Sosialist humanist, n. у. 1965. К главе 1. Бытие человека Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л-д. 1968. Буева Л. П. Человек, деятельность, общение. 1974 г. Бережной Н. М. Проблемы человека в трудах К. Маркса. М. 1981г. Введение в философию. Ред. Фролов М. Т. 1989 г. ч. II, главы VJX. Какабадзе 3. М. Проблемы человеческого бытия. Тбилиси. 1985г. Карасаевская Т. В. Прогресс общества и проблема целостного биосоциального развития человека. М. 1977. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М. 1972. Проблемы человека в современной западной философии. М. 1988. Панков В. Д. Пространственность человеческого бытия. Тамбов, 1996г. Михайлов Ф. Т. Карл Маркс и проблема тождества бытия и сознания. В кн. Карл Маркс и современная философия. М. 1999,стр.45-70. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|