|
Школа «свободного права» Е. ЭрлихаВ начале ХХ века в Австрии, Германии, Франции и других европейских странах широкое распространение получили теории свободного права. Их называют также движением свободного права. Появление этого движения было вызвано тем, что законодательство времени свободной конкуренции оказалось тесным для монолистической эпохи. Законы имели пробелы, на практике надо было заполнить пробелы. Поэтому закон не есть единственный источник права (правосознание судей, правосознание общества). Главным органом, который "находит" свободное право, объявлялся суд. Применение права подчинено не только логике, но и чувству, эмоциям, усмотрением судьи. Исходная точка права, согласно его теории, лежит не в законодательстве, юриспруденции или судебной практике, а в самом обществе. Поэтому источник познания права - прежде всего непосредственное наблюдение жизни, поступков, изучение обычаев и документов конкретного осуществления права (договоры, завещания, сделки и т.п.). Юрист должен наблюдать и взвешивать отношения и поведения людей. Е. Эрлих поставил вопросы о необходимости системного и функционального изучения права, его взаимосвязи с обществом, обусловленности права фактическими, общественными, в том числе экономическими отношениями. Право целиком, полагал Е. Эрлих, никогда не содержится в текстах законов. Более того, имеется существенное расхождение между правом, как оно выражено в законе, и "живым правом", т.е. правом фактически действующим на практике. "Живое право есть внутренний порядок человеческих союзов" (государства, семьи, корпорации, товарищества и т.п.). Исходные начала самого права следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и самого государство. "Чтобы понять истоки, развитие и сущность права, следует прежде всего изучить порядок, существующий в общественных союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить право состояло в том, что они исходили от правовых предписаний, а не из этого порядка". И в далеком пошлом, и в современном обществе право "представляло собой порядок, существующий в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях, определяющих внутренний строй союзов, и установленный соглашением, договорами и уставами этих союзов и объединений. Каждая фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей имеют свой порядок, свое право, которое сами создают, - считал Е. Эрлих. Концепция Эрлиха получила название концепции "свободного права", поскольку для нее стал характерным "свободный подход к праву", которой согласно Эрлиху, можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения. Судебные решения старше, чем нормы права, "право юристов" старше и богаче, чем установленное государством право. Поэтому законодатель, по Е. Эрлиху, не создает, а лишь обнаруживает, фиксирует соответствующую норму уже после того, как она найдена юристом в повседневной практике. Но, говоря о праве союзов, он относит это к сфере частного права. Присутствовало разделение между частным и публичным правом.
Институционализм М. Ориу Теория институционализма в традиции французского правоведения успешно развивалась Морисом Ориу (1859-1929), в частности в его основном труде «Принципы публичного права». Институционализм утверждает, что существующие в обществе коллективы (социальные общности, учреждения, общественные объединения, разнообразные ассоциации и группы) являются основными интегративными механизмами, преобразуют общество в нацию-государство. Такая функция подобных коллективов выполняется ими в связи с реализацией более частных социальных ролей, связанных со служением, выгодным им самим. Основа институциональной теории в праве восходит к идее равновесия. М. Ориу и другие институционалисты утверждают, что в обществе нет никакого предустановленного (ни природой, ни каким-либо сувереном) порядка: «Мы верим только, что существует здесь определенное направление, являющееся для обществ линией их прогресса. Существует социальный идеал и существует порядок вещей, но он не предустановлен, он рождается». Правовые отношения с точки зрения выполняемых ими социальных функций предстают у М. Ориу областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и антагонистические интересы отдельных личностей, социальных групп, право уравновешивает, таким образом, перманентное противостояние между личностью и обществом. Таким образом и создается универсальная система правового равновесия. М. Ориу не согласен с тезисом Л. Дюги об иллюзорности прав человека, в частности он отмечает, что право собственности (например, на землю) является «естественно вечным, так как сама возможность уничтожения вещи длится вечно».
№55. Школа «социологической юриспруденции» Р. Паунда. Роско Паунд (1870—1964) — американский правовед, представитель социологической школы права. Биография. До того как стать правоведом, получил степень бакалавра ботаники (1888 г.), затем степень доктора ботаники. Составлял ботаническую карту штата Небраска (1892—1903) и обнаружил редкий вид грибов, получивший потом название Roscopoundia. Лишь потом стал юристом. В 1906 г. сделал доклад перед американской ассоциацией адвокатов: «Причины неудовлетворенности общества отправлением правосудия», который принес ему известность. На протяжении ряда лет был деканом Гарвардской школы права. — > публичные интересы (интересы государства); —> индивидуальные интересы (интересы личности, интересы семьи, субстанциональные интересы, к числу которых относятся собственность, свобода завещания, свобода предпринимательства, свобода договоров); —> общественные интересы (интересы общей морали, общей безопасности, общественных ресурсов и др.). №56. «Чистое учение о праве» Г. Кельзена. Ганс Кельзен (1881—1973) — австрийский юрист, ос нователь теории правового нормативизма, или «чистого учения о праве». Для него право — это иерархия норм, в которой действительность нормы каждого уровня проистекает из действительности нормы более высокого уровня. Кельзен отрицает ценность научного понятия «правовое государство», поскольку каждое государство имеет правопорядок. Термин «правовое государство» — это плеоназм (речевое излишество).
№57. Аналитическая юриспруденция Г. Харта. В отличие от евроконтинентального позитивизма Кельзена англосаксонская модель неопозитивизма акцентировала внимание на вопросах, которые относятся к "значению слов", "изучению их смысла". В рамках аналитической юриспруденции, сформированной Дж. Остином, возникла наиболее влиятельная концепция юридического позитивизма – лингвистическая теория права. Ее автором был английский юрист, профессор Оксфордского университета X. Л. А. Харт (1907–1992). Эта концепция изложена в его работе "Понятие права " (1961 г.). Лингвистическая теория права Харта представляет собой модификацию юридического позитивизма и исходит из посылки, что теоретическая юриспруденция не должна ограничиваться анализом категориального аппарата правоведения, а должна обратиться к изучению языка права, используемого в повседневной юридической практике. Природу права Харт выводит не из вечного природного порядка, в соответствии с которым индивид наделен неотчуждаемыми правами, а из фактических отношений, которые складываются между людьми. На этом основании он отвергает теорию естественного права как ошибочную, противоречащую действительности. Право, как, впрочем, и мораль, есть результат разумно понятой естественной необходимости, связанной с потребностью выживания. Несмотря на то что люди неравны от природы, наделены пороками, ограничены в благоразумии, обладают различным количеством благ, их объединяет стремление к выживанию, которое является их минимальной целью. Для того чтобы индивиды выжили в условиях естественного и социального неравенства, нужны необходимые и разумные правила поведения, которые составляют нормы морали, права, приказов. В число необходимых и разумных норм Харт включал правила о защите личности, собственности на основе договоров (т.е. взаимных обещаний). Цель его работы " Понятие права" состояла в том, "чтобы способствовать пониманию права, принуждения и морали как различных, но взаимосвязанных социальных явлений". Их взаимосвязь обусловлена генетическим родством, т.е. тем, что они разумны и необходимы, осуществляют регулятивное воздействие на поведение человека, однако делают это различным образом. Отличия норм морали и норм права заключаются: 1) в способах защиты этих норм от нарушения; 2) в процедуре создания и форме существования этих правил. Регулятивное воздействие норм морали связано с апелляцией к справедливости, представлениям о добре и зле, моральной ответственности, опирающихся на необходимость выживания. Право также не отрицает справедливости, но для него актуальны и содержательные, и формальные моменты. Что придает праву характер обязательного, императивного правила, не оставляющего выбора индивиду? В духе нормативизма Кельзена Харт определял право как нормативный принудительный порядок. В отличие от правил этикета, моральных установлений нормы права защищены государственным принуждением, угрозой санкций за неисполнение. Право как система норм долженствования нуждается в гарантиях того, чтобы интересы индивидов, которые добровольно будут соблюдать нормы права, не были принесены в жертву тем, кто не будет соблюдать эти правила без принуждения. Харт отождествлял право с позитивным законом, который не устанавливается произвольно. Конечно, позитивный закон, учреждаемый государством, должен содержать необходимые и разумные нормы. Однако главным, что придает этим правилам характер общеобязательной нормы, является государственное властное принуждение, наличие принудительных санкций за невыполнение требований нормы права. Государство рассматривалось Хартом как единственный источник (создатель) права. Харт понимает право в достаточно широком смысле. Он включает в понятие "право" как правила общего характера, закрепленные в законах, так и установления индивидуальных правовых актов (правоприменительных актов). В связи с этим позитивное право он подразделял на первичные и вторичные правовые правила. Первичные правовые нормы носят императивный характер, не предоставляют субъектам права свободы выбора. Они являются правилами обязывания, устанавливающими меру должного поведения, игнорируют волю субъектов права. Соблюдение этих правил основано на угрозе применения санкции в случае их невыполнения. Вторичные правовые нормы носят диспозитивный характер, предоставляют субъектам права частную и публичную власть, возможность приобретать права и исполнять обязанности. Нормы, предоставляющие частную власть, наделяют субъектов правом самим самостоятельно строить свои отношения с другими субъектами: заключать договоры, вступать в права наследования и т.д. Правила, дающие публичную власть, регламентируют деятельность органов власти в сфере законодательства, управления, правосудия. Эффективность и действенность права, проявляющиеся в его соответствии требованиям изменяющейся реальности, обеспечиваются, по Харту, правилом признания нормы права, относящимся ко вторичным правилам. Оно позволяет преодолеть противоречия между нормами путем включения их в единый реестр правил, определять субъектов, обладающих правомочиями изменять их содержание (правила изменения), приводя в соответствие с изменившейся ситуацией. Правило признания устанавливает целостную систему права, в которой нормы права взаимосвязаны, непротиворечивы в соответствии с иерархией норм, в основе которой лежит высшее правило признания. Недейственность норм права преодолевается посредством правил решения, которые наделяют управомоченных лиц и органы правом устанавливать случаи нарушения первичных правил и налагать санкции за их нарушение. В отличие от гипотетической "основной нормы" Кельзена источником единства норм в правовой системе Харта выступает действительность (обязательность) нормы, соответствующая "последнему правилу". Оно является высшим критерием и закреплено в конституции, ему не должны противоречить все остальные нормы права. Хотя Харт и отвергает "основную норму" Кельзена, заменяя ее "концепцией высшего правила признания, дающего системе правил критерий действительности", она также исходит от государства, поскольку лишь оно может сделать его общеобязательным, обеспечив его защиту возможностью применения государственного принуждения. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|