Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обзор и характеристика применения модульных технологий в подготовке мастера производственного обучения





 

На основе материалов Во время практической работы в Якутском индустриально-педагогическом колледже по внедрению технологии модульного обучения было проведено исследование по эффективности использования технологии модульного обучения преподавателями.

Для определения соответствия используемой в учебном процессе колледжа технологии модульного обучения и правильного понимания преподавателями особенностей, сущности, принципов данной технологии нами был составлены опросники и использован методом анкетирования:

А) для преподавателей, для определения отношения к модульному обучению, необходимости и эффективности введения модульного обучения в колледже, выявления ….компетенция (приложение 1.);

Б) студентов, для выявления отношения обучаемых к учебному процессу по модульной технологии (приложение 2.).

Вопросы для анкеты преподавателей под номерами 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 имеют варианты ответов. Это было сделано для того, чтобы более конкретно определить отношение преподавателей к модульному обучению, выяснить насколько эффективна данная технология, выявить отношение преподавателей относительно компетенции и определить необходимо ли введение компетенций в учебный процесс колледжа.

Анализ полученных результатов анкетирования преподавателей.

1. Ответ на первый вопрос: как Вы понимаете термин «модульное обучение», у некоторых преподавателей, а именно у 8 % вызвал затруднение. Это говорит о том, что преподаватели не до конца понимают сущность модульного обучения, а отсюда следует то, что они не могут сформулировать, дать конкретное определение данному обучению (?). На этот вопрос от преподавателей были получены следующие ответы:



- модульное обучение – это замкнутый отрезок обучения;

- модульное обучение - это особый подход при составлении расписания и проведении занятия по дисциплине.

Но большинство преподавателей, а именно 92% дали правильное определение модульного обучения – это такое обучение, которое представляет собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателей и обучаемых, с целью максимального овладения программным материалом и повышения качества подготовки специалиста.

2. Анализируя ответы на вопрос: где и из каких источников Вы получили информацию о технологии модульного обучения?

а) на педагогических советах;

б) в методическом кабинете;

в) самостоятельно из педагогической литературы;

получили следующие результаты:

45% - из числа опрошенных преподавателей информацию о технологии модульного обучения получили из выступлений на совете колледжа;

35% - из числа опрошенных преподавателей информацию о технологии модульного обучения получили в методическом кабинете при работе с методистами;

20% - из числа опрошенных информацию получили самостоятельно из педагогической литературы.

Анализируя полученные данные, следует отметить, что большинство преподавателей (80%), информацию о технологии модульного обучения получили из выступлений на совете колледжа и при работе с методистами, это говорит о том, что преподаватели активно изучают и обсуждают о технологии модульного обучения. Самостоятельное получение информации преподавателями колледжа о данной технологии (20%) позволяет сделать следующий вывод, что преподаватели колледжа интересуются и стремятся узнать, как можно больше из педагогической литературы, для успешного пользования модульным обучением в учебном процессе колледжа.

3. Анализируя ответы на вопрос: используете ли Вы модульную технологию в своей практике?

а) да;

б) нет;

я получила следующие результаты:

55% - из числа опрошенных преподавателей ответили «да», они действительно используют технологию модульного обучения в своей практике.

45% - опрошенных ответили «нет», данной технологией обучения в своей практике они не пользуются.

Анализируя полученные результаты по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что в колледже преподаются не все дисциплины по технологии модульного обучения. А только некоторые – это сестринское дело в акушерстве и гинекологии; сестринское дело в педиатрии; сестринское дело в психиатрии; геронтология; физика, в связи с этим не все преподаватели (45%) используют данную технологию в своей практике.

4. Так, как только 55% из числа опрошенных преподавателей пользуются технологией модульного обучения в своей практике, из них на вопрос: Испытываете ли затруднения в модульной интерпретации содержания Вашей учебной дисциплины:

а) да;

б) нет;

40 % - ответили «да» действительно они испытывают затруднения в модульной интерпретации содержания преподаваемой дисциплины;

Затруднение преподаватели испытывают при составлении модулей, то что это требует затрат большого количества времени, излишняя нагрузка на преподавателя.

15% - ответили «нет» они не испытывают затруднений в модульной интерпретации преподаваемой дисциплины;

Исходя из этого, можно сделать вывод, что возможно затруднения у 40% преподавателей возникают, потому что ведётся недостаточная работа преподавателей с методистами, неполной изученности сущности, особенностей данной технологии, неподготовленности преподавателей к внедрению данной технологии в учебный процесс.

5. Анализируя ответы на вопрос: по Вашему мнению, технология модульного обучения:

а) эффективна;

б) не эффективна;

мною были получены следующие результаты:

45%- из числа опрошенных преподавателей считают технологию модульного обучения эффективной, и в дальнейшем будут активно использовать данную технологию в своей практике;

55% - из числа опрошенных преподавателей технологию модульного обучения считают не эффективной, аргументируя это следующими ответами:

- нет возможности повторять учебный материал в течение учебного года;

- происходит нарушения восприятия информации, из-за большого объема;

- технология модульного обучения применяется не для всех дисциплин;

- существуют трудности при составлении расписания;

6. Анализируя ответы на вопрос: в чем Вы видите преимущество модульного обучения:

а) повышается мотивация обучения в получении профессии;

б) повышается уровень умений и навыков;

в) становится реальной индивидуализация учебной работы;

я получила следующие результаты:

45% - из числа опрошенных преподавателей считают, что при введении модульного обучения у студентов повысилась мотивация обучения в получении профессии;

20% - из числа опрошенных преподавателей видят преимущество в повышение уровня умений и навыков, так как по модульному обучению преподаются именно клинические дисциплины, что очень важно для специалиста;

35% - из числа опрошенных преподавателей считают преимуществом то, что в ходе учебного процесса становится реальной индивидуализация учебной работы, а это необходимо, по их мнению, для самостоятельной работы каждого обучаемого;

Анализируя полученные результаты по этому вопросу, можно сказать о том, что каждый преподаватель увидел свое преимущество относительно модульного обучения, так как уже четыре года эта технология апробирована в КМК, что позволяет сделать вывод, что внедрение модульного обучения в учебный процесс постепенно происходит.

7. Анализируя ответы на вопрос: в каких дисциплинах, по Вашему мнению, наиболее эффективно обучение по модульной технологии:

а) теоретические;

б) практическое;

в) во всех;

мною были получены следующие результаты:

45% - из числа опрошенных преподавателей ответили, что клинические дисциплины более эффективно преподавать по модульной технологии;

35% - из числа опрошенных преподавателей, считают эффективным обучение именно теоретических дисциплин по модульной технологии, это связано с тем, что появится возможность использовать информационное средство для дополнительного получения новых знаний в рамках определенного модуля;

20% - из числа опрошенных преподавателей видят эффективность обучения по модульной технологии во всех дисциплинах: практических, теоретических и клинических;

Исходя из этого, можно сделать вывод, что 45% респондентов, считают эффективным обучение клинических дисциплин по модульной технологии - это связано с тем, что начиная со второго курса в КМК преподавание осуществляется по модулям и это клинические дисциплины: сестринское дело в акушерстве и гинекологии; сестринское дело в педиатрии; сестринское дело в психиатрии; геронтология. Но лишь 20% преподавателей считают эффективным обучение практических дисциплин по модульной технологии, скорее всего это связано с тем, что обучаемые проходят практические дисциплины на базе лечебно – профилактических учреждений и поэтому преподаватели, которые занимаются обучением в ЛПУ, считают это необходимым. А значит, модульное обучение вскоре может распространиться на обучение всех учебных дисциплин.

8. Анализируя ответы на вопрос: знакомо ли Вам понятие образовательная компетенция?

а) да;

б) нет;

иною были получены следующий результат:

100% - из числа опрошенных преподавателей ответили, что знакомы с понятием образовательная компетенция, это связано с тем, что преподаватели КМК, системно ознакомились с вопросами о компетенциях. Приложение №3.

9. Анализируя ответы на вопрос: различаете ли Вы понятия, компетенция и компетентность:

а) да, различаете;

б) нет, не различаете;

я получила следующий результат:

100% - из числа опрошенных преподавателей ответили, что различают понятия компетенция и компетентность. Под компетенцией они понимают необходимые знания, умения, навыки, используемые в профессиональной деятельности. А компетентность, по мнению преподавателей, это проявление компетенции человека.

10. Анализируя ответы на вопрос: какие компетенции на Ваш взгляд, является значимыми для подготовки специалистов:

а) ключевые (общенаучные);

б) базовые (социально-личностные);

в) специальные (профессионально ориентированные);

нами были получены следующие результаты:

60% - из числа опрошенных преподавателей ответили, что основной компетенцией для подготовки специалистов является специальные (профессионально ориентированные) компетенции, по мнению преподавателей, они необходимы конкретному специалисту для его профессиональной деятельности;

15% - из числа опрошенных преподавателей, считают значимыми в процессе обучения ключевые (общенаучные) компетенции;

25% - из числа опрошенных преподавателей, видят необходимым в подготовке специалистов, базовые (социально-личностные) компетенции;

Анализируя полученные результаты по данному вопросу, среди всех компетенций большинство преподавателей (60%) выделили - специальные (профессионально ориентированные) компетенции, так как анкетирование проводилось в КМК то, конечно же, педагогическому коллективу важно выпускать профессионально грамотных специалистов.

11. Анализируя ответы на вопрос: на Ваш взгляд, следует ли вводить компетенции в программы модульного обучения:

а) следует;

б) не следует;

я получила следующие результаты:

65% – из числа опрошенных преподавателей считают, необходимым введение компетенции в программы модульного обучения, так как в процессе создания модульных программ из обучения исчезает понятие «дисциплина» и формируются модули, которые на основе определенной компетенции будут включать в себя несколько предметов. Например: инфекционные заболевания будут изучаться вместе с микробиологией и дерматовенерологией.

35% - из числа опрошенных преподавателей не считают нужным, внедрения компетенции в программы модульного обучения КМК аргументируя следующие:

- большие нагрузки на преподавателей;

- затрата большого количества времени на построение модулей;

Анкетирование преподавателей Якутского индустриально-педагогического колледжа показало, что на сегодняшний день модульное обучение внедрилось в учебный процесс КМК, но с определенными трудностями. Причинами этих трудностей является:

1. недостаточная информированность преподавателей;

2. неполная изученность сущности модульного обучения.

Подготовка Якутского индустриально-педагогического колледжа к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, предполагает переход к модульной технологии, основанной на компетенциях.

Анкетирование студентов.

В ходе исследования также было проведено анкетирование среди студентов Якутского индустриально-педагогического колледжа (приложение 2). В анкетировании участвовали студенты ІІ, ІІІ курсов отделения «». Анкетируемым было предложено ответить на 8 вопросов. Абсолютно все студенты ответили «да», это говорит о том, что обучаемые ознакомлены с этими понятиями в процессе изучения дисциплин, преподавание которых осуществляется по модульному обучению.

2. Анализируя ответы на вопрос: изучение, каких дисциплин осуществляется по модулям:

а) теоретические;

б) практические;

Выяснилось, что в КМК изучение не всех дисциплин осуществляется по модулям. Вот те дисциплины, изучение которых осуществляется по модулям: сестринское дело; сестринское дело в акушерстве и гинекологии; сестринское дело в психиатрии, сестринское дело в дерматовенирологии; геронтология. Все эти дисциплины клинические, преподавание их осуществляется по модулям. Изучение теоретических дисциплин не осуществляется по модулям, их преподают по традиционной технологии. Что позволяет сделать вывод, что данная технология на сегодняшний день только начала внедряться в учебный процесс колледжа и ещё не все преподаватели используют данную технологию в своей практике, как это было замечено выше при проведении анкетирования преподавателей.

3. На вопрос: какая технология обучения позволяет Вам более успешно продвигаться в учёбе:

а) традиционное;

б) модульное;

я получила следующие результаты:

85% - из числа опрошенных студентов ответили, что технология модульного обучения позволяет им более успешно продвигаться в учёбе, а также данная технология помогает им развивать такие качества как ответственность, дисциплинированность, проявление большего интереса к учёбе;

15% - из числа опрошенных студентов ответили, что традиционное обучение им позволяет более успешно продвигаться в учёбе, так как при модульном обучении им не хватает времени для подготовки к занятию. Говоря о 15% из числа опрошенных студентов, следует отметить то, что они склонны к традиционному обучению в связи с тем, что им труднее даётся усвоение материала при модульном обучении. Поэтому необходимо отметить, что преподаватели недостаточно проводят индивидуальную работу с отстающими обучаемыми, включают в модуль очень большой объём содержательной деятельности, который ведет к монотонности обучения и нарушению восприятия учебного материала.

4. Анализируя ответы на вопрос: модульное обучение вызывает у Вас:

а) желание конкурировать;

б) желание самостоятельно учиться;

я получила следующие результаты:

25% - из числа опрошенных студентов ответили, что модульное обучение вызывает у них желание конкурировать;

75% - из числа опрошенных студентов ответили, что модульное обучение вызывает у них желание самостоятельно учиться;

5. Анализируя ответы на вопрос: с внедрением технологии модульного обучения, учебный процесс Вами стал восприниматься:

а) легче;

б) возникли какие-либо трудности;

я получила следующие результаты:

80% - из числа опрашиваемых студентов ответили, что с внедрением технологии модульного обучения учебный процесс стал восприниматься легче, обучаемыми было отмечено, что при модульном обучении изучение учебных дисциплин идёт плавно, равномерно, дисциплина изучается более глубоко, с ежедневным закреплением материала, тем самым более чётким усвоением материала;

20% - из числа опрошенных студентов ответили, что с внедрением технологии модульного обучения учебный процесс ими стал восприниматься труднее, они чувствуют утомляемость, большую нагрузку.

Это, по нашему мнению, происходит по двум причинам. Во-первых, у студентов не сформировано чувство времени, а во-вторых, преподаватели сами не знают темпа работы своих обучаемых.

6. Анализируя ответы на вопрос: после внедрения модульного обучения изменились ли Ваши отношения с преподавателем:

а) да, стали более тесными;

б) нет, не изменились;

мною были получены следующие результаты:

75% - из числа опрашиваемых студентов ответили, что после внедрения модульного обучения отношения с преподавателем стали более тесными и это помогает им лучше понимать объем учебной информации;

25% - из числа опрашиваемых студентов ответили, что отношения в процессе модульного обучения с преподавателем не изменились, и они не чувствуют какой – либо разницы.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что большинство (75%) студентов отмечают, что после внедрения модульного обучения отношения с преподавателем стали более тесными, что позволяет студенту получить консультацию по интересующему вопросу, а значит повысить свой профессиональный потенциал.

7. Анализируя ответы на вопрос: знакомо ли Вам понятие «Компетенция»:

а) да;

б) нет;

я получила следующие результаты:

45% - из числа опрашиваемых студентов ответили, что им знакомо понятие «Компетенция», по мнению обучаемых – это то, что знает и умеет делать профессиональный специалист;

55% - из числа опрашиваемых студентов ответили, что не знакомы с понятием « Компетенция», так как не было в этом необходимости;

Из чего следует сделать вывод, что понятие «Компетенция» еще не имеет ведущего значения, в формирование специалиста, как профессионала своей деятельности.

8. Анализируя ответы на вопрос: различаете ли Вы понятия, компетенция и компетентность:

а) да, различаете;

б) нет, не различаете;

мною были получены следующие результаты:

55% - из числа опрашиваемых студентов ответили, что они различают понятия, компетенция и компетентность;

45% - из числа опрашиваемых студентов ответили, что не различают эти понятия и не видят отличия между компетенцией и компетентностью.

Анкетирование показало, что среди студентов нет однозначной точки зрения , в вопросах модульного обучения, но большинство обучаемых чувствуют разницу между традиционной и модульной технологией, и предпочтение отдают дисциплинам преподаваемые по модульной технологии, обосновывая это тем, что отношения между преподавателем и студентом стали более тесными, учебный процесс стал восприниматься легче, такой тандем в обучение привел к желанию самостоятельно учиться и конкурировать среди коллектива студентов. Это позволяет, сделать вывод о том, что студентов устраивает модульное обучение и они готовы к совершенствованию образовательного процесса.

Для более наглядного обозрения, предоставляю показатели анкетирования преподавателей и студентов в виде диаграмм.

Диаграмма показателей анкетирование преподавателей.

 

Диаграмма показателей анкетирование студентов.

 

ТО и ремонт
Модуль 1. Кузов
Модуль 2 Рулевое управление
Блок 1. Назначение и типы Блок 2. Кузов легкового автомобиля Блок 3. Кузов автобуса Блок 4. Кузов грузового автомобиля Блок 5. Вентиляция и отопление кузова Блок 6. Безопасность кузова Блок 7. Обтекаемость, обзорность и шумоизоляция
Блок 1. Назначение и типы Блок 2. Травмобезопасное рулевое управление Блок 3. Рулевой привод Бллок 4. Рулевые усилители Блок 5. Гидроусилитель Блок 6. Конструкция рулевых управлений  

 


Кузова легковых автомобилей и их типы.

Кузов легкового автомобиля выполняет две функции: 1) образует замкнутое пространство для размещения водителя, пассажиров и багажа; 2) целиком или частично (при наличии рамы) служит не­сущей системой.

Рис. 19.3. Лонжеронные рамы:

в — с прямыми лонжеронами; б — с усилителями; в — с изогнутымилонжеронами;

г — переменной ширины; д — с крестообразной поперечиной

 

 

 

Кузов можно представить состоящим из двух частей: верхней, или собственно кузова, и нижней—основания, включающего в себя панель пола и образующего вместе с порогами, усилителями И рамой (при ее наличии) базу для крепления двигателя, транс­миссии и ходовой части.

По конструктивным особенностям кузова легковых автомоби­лей делят на каркасные и несущие. Каркасный кузов представляет собой пространственную стержневую систему, выполненную из замкнутых тонкостенных профилей, к которым прикреплены на­ружные и внутренние панели.

Каркас несущих кузовов жестко соединен с панеля­ми электродуговой сваркой в 6...10 тыс. точек. Такой кузов имеет неразъемный стальной корпу, к которому прикреплены капот двигателя, передние и задние двери и детали декоративного оформления (облицовка радиатора, передний и задний бамперы, декоративные накладки и т. д.).

 

 

 

 

Корпус кузова представляет собой жесткую сварную конструк­цию. Она состоит из предварительно собранных узлов: основания, левой и правой боковин с задними крыльями, передних кры­льев, крыши и задней части корпуса. Основание кузова уси­лено продольными балками и поперечинами. С основанием со­единены передняя и задняя части кузова. Боковины и крыша цельноштампованные. Кузова в основном изготовляют из низко­углеродистой стали толщиной 0,6... 1,5 мм, имеющей хорошую штампованность и свариваемость. Для этой цели используют так­же алюминиевые сплавы и пластмассы.

 

Рис. 19.7 Кузов автомобиля ВАЗ-2121:

1 – корпус; 2- капот двигателя; 3 -задняя дверь; 4 -багажное отделение; 5 -передняя дверь, 6- переднее крыло; 7- боковина; 8- крыша; 9- задняя часть корпуса; 10- основание

 

 

Кузова автобусов.

Кузов автобуса состоит из стержневого каркаса и листовой об­шивки. Элементы обшивки соединены с соответствующими эле­ментами каркаса, образуя плоские или изогнутые панели. Про­дольные элементы каркаса бортов кузова называют поясами. При этом выделяют подоконный, надоконный и нижний обвязочный пояса. Пояса продолжаются на передних и задних частях кузова. Вертикальные элементы каркаса бортов, передней и задней частей кузова называют стойками.

Кузова автобусов классифицируют по способу восприятия ста­тических (изгибных) нагрузок: рамный (статическая нагрузка и реакции подвески воспринимаются рамой, эластично-соединенной с кузовом); с несущим основанием (статическая нагрузка и реакции воспринимаются преимущественно основанием, жестко связан­ным с кузовом); несущий (статическая нагрузка полностью распре­деляется по всем его элементам).

Масса кузова с оборудованием составляет 47...53 % снаряжен­ной массы автобуса.

Преимущество рамной конструкции — возможность унифика­ции с грузовым автомобилем, недостаток — большая собственная масса. Переход от рамной конструкции к несущему кузову обеспе­чивает уменьшение массы автобуса на 1000...1400 кг.

При изготовлении кузовов автобусов часто используют “сэндвич”-панели. Они состоят из двух параллельных тонких пластин (из стали, алюминиевых сплавов или пластмассы) и расположен­ного между ними среднего слоя — наполнителя (из древесины, пропитанной и формованной бумаги, пенопласта). Все слои соединяют специальным клеем.

 

Кузова грузовых автомобилей

Кузов грузового автомобиля состоит из двух раздельных элемен­тов: кабины водителя и кузова для груза. Конструкция кабины каркасно-панельная. Фундаментом служит каркас основания (пола), выполненный из штампованных панелей толщиной до 1,5 мм. Дверной проем выполняют цельноштампованным из листа толщиной 1,2...1,5 мм.

К возможным неисправностям рамы относят искажение ее геометрической формы, появление трещин и погнутостей в про­дольных балках и поперечинах, ослабление заклепочных соеди­нений.

Если при осмотре обнаружена заметная деформация рамы, то проверяют степень искажения ее геометрической формы. После снятия кабины и платформы раму очищают от грязи и измеряют ее ширину спереди и сзади. Например, у грузовых автомобилей ГАЗ разница в значениях ширины рамы должна быть не более 4 мм. Погнутость рамы может быть установлена измерением диа­гоналей между поперечинами рамы на отдельных ее участках. Раз­ница в значениях длины диагоналей на отдельном участке рамы между поперечинами должна быть не более 5 мм. Расстояние, рав­ное длине базы автомобиля, должно быть одинаковым с правой и левой сторон рамы.

При техническом обслуживании ходовой части проверяют со­стояние окраски рамы с целью предупреждения ее коррозии.

Ослабление заклепок выявляют легким постукиванием про­дольных балок. При этом ослабевшие заклепки издают характерный дребезжащий звук.

 

 

Система вентиляции и отопления кузова предназначена для регулирования воздухообмена и температуры воздуха в салоне автомобиля. Она также предохраняет ветровое, заднее и боковые стекла от запотевания и обмерзания. Система вентиляции и ото­пления включает в себя отопитель жидкостного типа с дополни­тельными устройствами, который размещен в передней части са­лона кузова автомобиля под панелью приборов.

Отопитель легковых автомобилей ВАЗ (рис.12) состоит из радиатора 9, к которому подводится охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя. Воздух к радиатору поступает че­рез пластмассовую коробку 8 воздухопритока, в которую попада­ет снаружи через продольные отверстия воздухозаборной решет­ки, находящейся в задней части капота двигателя. В коробке 8 имеется отражатель дождевой воды, который попавшую с возду­хом воду направляет по дну коробки к резиновому клапану. Через клапан вода сливается в отделение двигателя. Крышка 1воздухо­притока, управляемая рычагом 4, позволяет регулировать коли­чество воздуха, поступающего в салон кузова через отопитель. При малой скорости движения автомобиля и на стоянке, когда скоро­стной напор воздуха недостаточен или отсутствует, свежий воздух нагнетается электровентилятором 3, который имеет две скорости вращения: низкую и высокую. Температура воздуха, поступающе­го в салон кузова, регулируется количеством жидкости, подводи­мой в радиатор отопителя, который подключен параллельно к системе охлаждения двигателя. Та­кое подключение радиатора ото­пителя к системе охлаждения по­зволяет пользоваться отопителсм независимо от теплового состоя­ния двигателя. Количество посту­пающей в радиатор отопителя жидкости регулируется открыти­ем крана 10, управляемого рыча­гом 5. Воздух, поступающий в са­лон кузова через отопитель, на­правляется к дефлекторам 6 и воз­духопроводу 1. Крышка 11, управляемая ры­чагом 2, позволяет регулировать количество воздуха, направляемо­го к дефлекторам и воздухопро­воду.

При закрытой крышке весь воздух поступает в салон кузова через дефлекторы 6, а при откры­той крышке большая его часть на­правляется через воздухопровод 1 в нижнюю переднюю часть сало­на кузова к ногам водителя и переднего пассажира и оттуда — в зону ног задних пассажиров. Деф­лекторы имеют поворотные крышки с направляющими решетка­ми, что позволяет регулировать направление потока выходящего воздуха. При закрытой крышке 11 достигается интенсивный обдув внутренней поверхности ветрового стекла кузова, предохраняю­щий стекло от запотевания и обмерзания.

Отопление салона кузова автобусов обычно осуществляется с помощью калориферной системы, использующей теплый воздух от радиатора системы охлаждения двигателя. Теплый воздух по­ступает в отопительные каналы кузова и из них в салон и кабину водителя.

Легковые автомобили имеют естественную, приточную и вы­тяжную вентиляцию салона кузова. Естественная вентиляция ку­зова производится при опускании стекол дверей и открывании поворотных форточек в окнах дверей. Приточная вентиляция (рис.13, а) осуществляется обычно через воздухозаборный люк 1 и систему отопления, а вытяжная — через отверстия 3 на бокови­нах кузова и перфорированную облицовку 2 внутренней поверх­ности крыши.

Вентиляция салона кузова автобусов (рис.13, б) производит­ся через систему отопления, открывающиеся боковые окна, вен­тиляционные люки 5, расположенные в крыше над проходом пассажирского салона, и через заборник 4 воздуха, находящийся под козырьком передней части автобуса.

 

 

В системе вентиляции и отопления кабины грузовых автомоби­лей ГАЗ (рис. 8.14) радиатор 1 отопителя установлен на переднем щитке под панелью приборов. Люк для забора свежего воздуха, закрываемый крышкой 4, находится перед ветровым стеклом. Вен­тилятор 5, приводимый в действие электродвигателем, подает воздух в радиатор 1 отопителя. Пройдя через радиатор отопителя, воздух нагревается, поступает в воздухораспределитель 2, из ко­торого направляется по различным каналам для обогрева кабины и обдува ветрового стекла.

При открытой крышке 3 внутреннего люка и закрытой крыш­ке 4 создается рециркуляция воздуха, который циркулирует в этом случае в пределах кабины. Рециркуляция воздуха в системе ис­пользуется при низких температурах окружающей среды. В летнее время для вентиляции кабины полностью открывают и крышку 4 люка воздухопритока, и крышку 3 внутреннего люка. Управление крышками люков осуществляется соответствующими рычагами. Вентиляция кабины производится через систему отопления, опус­канием стекол дверей, открыванием поворотных форточек в ок­нах дверей.

 

Безопасность кузова

Конструкция кузовов легковых автомобилей и автобусов обла­дает высокой активной и пассивной безопасностью.

Активная безопасность кузова обеспечивается: хорошей обзор­ностью и видимостью с места водителя во всех направлениях (большая площадь остекления, внутренние и наружные зеркала задне­го вида) и при любых погодных условиях (большая поверхность очистки ветрового стекла стеклоочистителями с эффективным обмывом, предохранение ветрового, заднего и боковых стекол от запотевания и обмерзания системой отопления и вентиляции, очистители и омыватели фар); отсутствием в поле зрения водите­ля слепящих ламп и бликов от полированных поверхностей кузо­ва, блестящих деталей, контрольных приборов; защитой глаз во­дителя от ослепления солнечными лучами (противосолнечные поворотные козырьки) и светом фар сзади идущего автомобиля (противоослепительное устройство внутреннего зеркала заднего вида); удобной посадкой водителя (комфортабельное регулируе­мое сиденье); хорошей видимостью контрольных приборов с ме­ста водителя, максимальным приближением органов управления к водителю; хорошей термоизоляцией кузова (противошумная мастика, текстильно-битумные и из стекловолокна прокладки); созданием соответствующего микроклимата внутри салона кузова (высокоэффективная система вентиляции и отопления). Все это снижает утомляемость водителя и обеспечивает возможность дли­тельной и безопасной его работы.

Пассивную безопасность кузова обеспечивают: отсутствием рез­ких граней и выступов на поверхности кузова; утопленными руч­ками дверей; мягкими накладками на концах бамперов, предот­вращающими травмирование пешеходов; ремнями безопасности; безопасными стеклами и зеркалами; энергоемкой панелью при­боров с утопленными приборами; травмобезопасным рулем; на­дежными замками дверей, выдерживающими большие нагрузки и исключающими самопроизвольное открывание дверей при уда­ре автомобиля о препятствие; широкими дверями, создающими возможность быстрого покидания водителем и пассажирами по­терпевшего аварию автомобиля; высокой прочностью пассажирс­кого салона, обеспечивающей незначительные его деформации при авариях; широкими бамперами с резиновыми накладками, поглощающими удары при столкновениях; регулируемыми под­головниками передних сидений, предотвращающими травмиро­вание шеи человека от удара при наезде на автомобиль сзади; обивочными огнестойкими материалами и внутренней обшив­кой салона кузова.

В последнее время получают все большее распространение по­душки безопасности, устанавливаемые в салоне автомобиля (в рулевом колесе, перед передним пассажиром, в боковинах и даже сзади).

Подушки безопасности, срабатывающие в момент столкнове­ния (при аварии), раскрываются (надуваясь с большой скорос­тью), становясь буфером между человеком и поверхностью кузо­ва, и смягчают удар.

 

Обтекаемость, обзорность и шумоизоляция кузова.

Легковые автомобили движутся с большими скоростями. В ре­зультате значительная часть мощности их двигателей затрачивает­ся на преодоление сопротивления воздуха. Для уменьшения со­противления движению кузова легковых автомобилей имеют об­текаемую форму.

Обтекаемость кузова существенно влияет на тягово-скоростные свойства и топливную экономичность автомобиля. Так, при скорости, равной 50 км1ч, потери мощности на сопротивление воздуха почти равны потерям мощности на сопротивление каче­нию автомобиля при движении по дорогам с твердым покрытием. Снижение потерь мощности на сопротивление воздуха на 10 % дает экономию топлива на 3 %.

Хорошая обтекаемость кузова на современных легковых авто­мобилях достигается следующими конструктивными мероприяти­ями: незначительным наклоном крыши кузова назад, примене­нием боковин кузова без резких переходов, установкой ветрового стекла и облицовки радиатора с наклоном, применением гладко­го днища. Все это позволяет уменьшить аэродинамические потери при движении, особенно на высоких скоростях, а также повысить тягово-скоростные свойства и топливную экономичность автомо­биля.

Обзорность и шумоизоляция кузова серьезно влияют на без­опасность движения и комфортабельность автомобиля. Хорошие обзорность и шумоизоляция обеспечивают меньшую утомляемость пассажиров и водителя во время движения.

Обзорность из кузова с места водителя улучшается при высо­ком расположении его сиденья, меньшем наклоне подушки и спинки сиденья, при увеличении размеров ветрового стекла, уменьшении толщины стоек кузова и смещении их к задней части автомобиля. Наилучшую обзорность обеспечивают панорамные окна с высоко расположенной верхней кромкой.

Хорошая шумоизоляция кузова обеспечивается за счет приме­нения противошумных паст, битумных мастик, теплоизоляцион­ных и перфорированных картонов и т. п. Панель двигателя обива­ют толстым слоем из термоизоляционного картона и пенопласта или многослойным гофрированным картоном со слоем водонеп­роницаемого картона. Пол кузова легковых автомобилей перед окраской покрывают термоплавкими битумными листами, кото­рые при последующей горячей сушке расплавляются и прочно склеиваются с поверхностью пола и со слоистыми термошумоизоляционными прокладками, уложенными на битумные листы. Пол салона кузова покрывается также съемными ковриками. Для шумоизоляции боковин кузова и дверей применяются щумоизоляционные мастики, войлок и картон с пеноволокном. Для шумоизоляции крыши кузова используют пенопласт, перфориро­ванный картон и прокладки из стекловолокна, армированного смолами.

 

Контрольные вопросы по модулю кузов

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.