|
Накопление фактического материалаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Выбрав методы исследования, студент должен освоить методику проведения научной работы (способ сбора фактических данных, осуществление анализов и расчетов, приемов моделирования решаемых задач и т.д.). Освоив методику, студент осуществляет накопление фактических данных (получает первичный материал), ведя систематические записи. По окончании работы собранный материал представляется научному руководителю, по согласованию с которым принимается решение о завершении этапа сбора информации. Полученный первичный материал должен быть тщательно обработан (с помощью экономико-математических методов, электронно-вычислительных машин, специальных расчетов), обобщен и представлен в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем. При этом необходимо осуществлять статистический анализ полученных данных. Цифры и факты должны достоверно и объективно отражать фактическое состояние изучаемой проблемы. За принятые в работе решения и за правильность всех данных ответственность несет студент как автор работы. В своей научной работе студент не должен ограничиваться констатацией полученных фактов, а под руководством научного руководителя, творчески рассмотрев, проанализировав и обобщив их, выявить закономерности и тенденции, вскрыть недостатки и причины, их обусловившие, наметить пути их устранения, разработать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование положения и обеспечивающие практическое применение результатов исследования. Написание и оформление работы До начала написания курсовой работы необходимо изучить требования к структуре работы и порядок ее оформления. После завершения работы над текстом курсовой работы в целом целесообразно еще раз прочитать введение и заключение. Это связано с тем, что все, кто будут оценивать курсовую работу (научный руководитель, члены экзаменационный комиссии), эти части работы прочтут обязательно. В связи с этим часто говорят, что введение и заключение – это визитная карточка работы. Особое внимание при повторном чтении введения следует уделить формулировкам: актуальности темы, цели, задач работы, а также полученных выводов в заключении. При этом необходимо обратить внимание на то, чтобы в выводах, содержащихся в заключении, четко просматривалось достижение цели и задач работы, сформулированных во введении.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ И ИХ ОФОРМЛЕНИЮ
Курсовая работа должна включать следующие элементы: – титульный лист; – содержание; – введение; – основную часть; – заключение – список использованных источников; – приложения. Объем курсовой работы должен быть не более 40 страниц. Значительное превышение установленного объема является недостатком работы и указывает на то, что студент не сумел отобрать и переработать нужный материал. Чтобы «разгрузить» работу, рекомендуется часть материала (громоздкие таблицы, рисунки, схемы) перенести в приложения. Курсовая работа должна быть выполнена на компьютере и представлена в скоросшивателе. Порядок сшивания работы: титульный лист, затем вшивается прозрачный файл, в который вкладывается задание на курсовую работу и рецензия, затем сама работа. Курсовая работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А-4 (210 х 297 мм). В курсовой работе все ссылки, таблицы, рисунки и весь текст оформляются без использования подчёркивания, курсива и жирного шрифта! При написании текстового материала необходимо соблюдать следующие требования: - шрифт Times New Roman; - размер шрифта 14 для текста (содержание таблицы – шрифт 12 межстрочный интервал - одинарный); - размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм, правое поле – 10 мм, левое поле – 30 мм; - абзацный отступ составляет 1,25; - межстрочный интервал – полуторный. Каждая глава курсовой работы должна начинаться с новой страницы. Не разрешается размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней менее трёх строк последующего текста. Между заголовком и последующим текстом, а также между текстом и подзаголовком – одинарный межстрочный интервал. Точка в заголовках используется для разделения текста или цифровых обозначений. Точку в конце заголовка, а также после последней цифры в нумерации главы или раздела не ставят! Титульный лист Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам. Титульный лист входит в общую нумерацию страниц работы, но цифра «1» на нем не ставится. Образец оформления титульного листа курсовой работы приведен в Приложении Б. Содержание Содержание включает порядковые номера и наименования структурных элементов, глав, разделов, подразделов и страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должно точно повторять заголовки в тексте, сокращать или давать их в другой формулировке нельзя. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка вверху страницы, и заголовок не нумеруют (Приложение В). Формулировки названий глав и разделов должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать излишней информации. Как правило, формулировка главы (вопроса) включает одно предложение. Не следует стремиться к чрезмерной краткости, поскольку, чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Не целесообразно составным частям работы давать названия, совпадающие с названиями вопросов, содержащихся в учебниках и учебных пособиях. Такой подход будет сковывать творческие возможности и создаст предпосылки для механического переписывания этих источников, что, несомненно, будет отрицательно оценено научным руководителем (рецензентом). Недопустимо совпадение формулировок названия одной из составных частей с названием самой курсовой работы. Это ведет к ненужности всех остальных составных частей. Введение Введение является первым разделом курсовой работы и должно содержать: 1) оценку современного состояния решаемой проблемы, которой посвящена работа; 2) обоснование актуальности проблемы; 3) формулировку объекта и предмета исследования; 4) формулировку цели и задач исследования; 5) научную новизну и практическую значимость исследования; 6) краткое описание структуры работы и источников. Освещение актуальности должно быть немногословным, не следует ее описание начинать издалека. Главное – показать суть проблемной ситуации, отразить, где происходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования. Обязательным элементом введения является формулирование объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой, как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования (например, объектом исследования может быть технология, а предметом – ее специфические особенности. Объект – сложная система, предмет – закономерности ее организации. Объект – стол, предмет – характеристики его устойчивости). Сформулировав научную проблему, следует логично перейти к цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении новых закономерностей между экономическими явлениями. Правильная постановка цели – процесс не менее важный, чем формулирование выводов. В развитие цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.). Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание составных частей работы. Это важно также и потому, что заголовки глав и вопросов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение поставленных задач. Обратите внимание: изучение состояния теории и практики исследуемой области знания – это необходимое условие написания любой научной работы, но не задача. Задачей может быть исследование причин возникновения определенного явления в теории и практике, тенденции его развития. Научная новизна характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна курсовых работ обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов. Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести экономическим субъектам для повышения эффективности своей деятельности. В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. кратко дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Введение начинается со страницы номер три. Слово «Введение» записывают в виде заголовка посередине строки вверху новой страницы и заголовок не нумеруют. Объем введения должен быть небольшим (одна - две страницы). Основная часть Основная часть курсовой работы, как правило, должна содержать три раздела. Материал строится по следующей структуре: первая глава посвящается анализу теоретических аспектов темы; вторая – анализу проблем практики экономической деятельности; третья глава раскрывает направления решения этих проблем. Следует вначале внимательно изучить проблему по учебникам, затем прочитать отобранную дополнительную литературу, сделать выписки с указанием источников. Распределить выписки по вопросам плана. Собрать информацию по другим источникам: например, из периодических изданий, Интерент-сайтов Центральных банков России и Казахстана, а также сайтов Министерства финансов, надзорных органов, аналитических сайтов российского рейтингового агентства «Эксперт», казахстанского рейтингового агентства «Эксперт» и других. Затем следует проверить достаточность собранной информации для раскрытия всех пунктов плана и приступить к анализу собранного материала и изложению содержания работы. Не следует механически использовать готовые тексты. Такая работа называется компилятивной и оценивается неудовлетворительно. Следует излагать текст самостоятельно. Если вы излагаете мысль какого-то автора, укажите ее источник (например: … как считает К. Эклунд в книге «Эффективная экономика»… далее следует ссылка на книгу с ее выходными данными и страницей, где излагается эта мысль) или оформите ее цитатой (дословно, в кавычках, так же со ссылкой на источник). Все статистические данные должны сопровождаться ссылкой на их источник. Сравнивая позиции различных авторов, следует сделать аргументированные собственные выводы: почему это или иное утверждение кажется вам более справедливым. Работа должна носить целостный, законченный характер. Особенно следует обратить внимание на проработку экономических понятий, категорий, используемых в работе. Каждая экономическая категория должна быть определена, каждый рассматриваемый экономический закон или закономерность – сформулированы, формулы – объяснены. Теоретический материал необходимо сопровождать иллюстрациями: схемами, графиками, таблицами. Особенно высоко в курсовой работе ценится глубокое понимание сути проблемы, ее логическое изложение, оригинальные источники информации (прежде всего связанные с собственной деятельностью, привлеченные из реалий окружающего мира), самостоятельность выводов. Анализ теоретических аспектов темы в первой главе должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать сведения из источников, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. В нем излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Обзор литературы в итоге должен приводить к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта, или раскрыта лишь частично, или не в том аспекте и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Объем этого раздела работы не должен превышать одной трети объема основной части. Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Для этого используются действующие нормативные документы, материалы научно-практических конференций, результаты выполнения профессорско-преподавательским составом научно-исследовательских работ, статистические данные, отражающие протекающие экономические процессы как в масштабах страны в целом, так и в рамках конкретных предприятий. Анализ практики экономической деятельности невозможно проводить без количественных оценок протекающих процессов. При этом следует учитывать следующее: 1) приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными; 2) цифровые данные должны быть новыми и приводится за последние годы; 3) при подборе фактических данных из разных источников необходимо обеспечить их сопоставимость (для этого могут применяться, например, индексы-дефляторы); 4) цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого экономического процесса, а не исключения из них. Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. Для анализа используются различные математические методы. При этом не следует забывать, что использование математических методов – средство, но не цель написания работы. Достаточно часто в работах производится построение экономико-математических моделей. Для достоверности получаемых результатов необходимо определить, изменения каких основных факторов данная модель не учитывает. Поскольку на экономический показатель влияет бесчисленное множество факторов, а также учитывая то, что использование математического аппарата всегда связано с абстрагированием, то такие неучтенные в модели изменения всегда будут иметь место. Например, исследуется изменение объема расходов предприятия на выплату заработной платы сотрудникам. В качестве факторов, влияющих на изменение показателя, выбраны следующие: фактическая численность сотрудников, средний размер окладов. При этом в модели оказываются неучтенными изменение размера текущего премирования, нормативной базы, определяющей порядок оплаты труда работников, и др. Соответственно, формулируя полученные результаты, следует указать, что эти результаты получены без учета тех факторов, которые не включены в модель и обосновать причины абстрагирования от неучтенных факторов. Важным достоинством работы является использование для обработки статистических данных компьютерных программ. При этом могут использоваться как стандартные программы, так и программы, разработанные самим автором. Наличие последних показывает высокий уровень аналитического мышления автора, умение формализовать исследуемую проблему. В третьей главе отражаются результаты теоретических решений, экспериментов, расчетов на ПЭВМ, в том числе графики, таблицы, схемы и т.п. Обсуждая полученные результаты исследования, студент должен обнаружить проявившиеся закономерности, факторы, влияющие на протекание экономических процессов, причины изучаемых явлений, тенденции в их развитии и прочее. На основании полученного в работе фактического материала решаются те задачи, которые были сформулированы во введении. В конце каждой главы следует формулировать выводы (2-3 абзаца) по существу изложенного материала. Вывод должен логически завершать проведенные рассуждения и представлять собой выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями. В качестве аргументов, обосновывающих выводы, используются ссылки на труды зарубежных и отечественных экономистов, нормативные документы, логические рассуждения, результаты обработки статистических данных, имеющихся в курсовой работе. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом» или «итак», «следовательно», затем формулируется содержание самих выводов. Выводы должны быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала. Многие студенты, получая важные результаты, часто «забывают» изложить эти результаты в выводах, а затем и на защите курсовой работы. Либо наоборот, формулируют выводы без достаточного их обоснования в тексте. Поэтому студентам необходимо приобретать навыки формулирования результатов исследования и их аргументированного изложения при написании выводов. При анализе выводов необходимо соблюдать некоторые правила: 1) выводы должны быть нетривиальными (вывод: «Товар – это продукт труда, предназначенный для продажи или обмена», по-видимому, и так очевиден); 2) в качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе (вопросе) конечные результаты, а не промежуточные; 3) при формулировании выводов нецелесообразно приводить те положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы; 4) вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); 5) выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написания параграфа или вопроса рассуждения. Все три главы основной части должны быть логически связаны друг с другом, от первого предложения до последнего. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, при этом особое внимание следует уделять языку и стилю изложения. Заключение Работа заканчивается заключительной частью, которая выполняет роль концовки. Это последовательное, логически стройное изложение полученных в работе итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце разделов курсовой работы, а должно содержать логически стройное изложение главных итоговых результатов всей работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы и конкретные задачи, которые придется решать будущим исследователям. Заключение может включать практические предложения по применению результатов исследования. Таким образом, заключительная часть работы – это не просто перечень полученных результатов, а их итоговый синтез, то есть формулирование того нового, что внесено автором в изучение рассматриваемой проблемы. Слово «Заключение» записывают в виде заголовка с новой страницы и заголовок не нумеруют. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|