Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность, основные задачи и структура управления производством и реализацией продукции





 

 

Управление производством на предприятии является одной из важнейших функций руководящего состава предприятия и во многом определяет эффективность функционирования фирмы в целом. В связи с этим целесообразно рассмотреть подходы к пониманию сущности данного процесса у различных авторов.

Так Максимцева М. М. определяет управление производством, как это обеспечение эффективной деятельности коллектива предприятия по созданию качественных товаров (услуг) [30, с. 103]. Управление производством у данного автора включает:

¾ определение оптимальной структуры и организации производства исходя из характера выпускаемой продукции (услуг)

¾ технологических требований;

¾ управление техническим развитием производства и качеством продукции (услуг) — эффективным использованием и своевременным обновлением основных производственных фондов, улучшением ассортимента выпускаемой продукции (услуг) в соответствии

¾ требованиями рынка, применением ресурсосберегающих технологий, организацией контроля качества продукции (услуг);

¾ управление производственным персоналом, применение прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышение квалификации работников, улучшение эргономических и экологических характеристик производства.

Серебреников Г. Г. считает, что управление производством – это планомерное, целенаправленное и непрерывное воздействие на производственные коллективы и отдельных исполнителей на предприятии, с целью координации их совместных действий в общем процессе создания материальных благ [30, c. 120].



Вильям Дж. Стивенсон считает, что своей сущности управление производством представляет собой деятельность по регулированию материальных и информационных потоков на предприятии, координации использования оборудования и персонала, а также действия направленные на выявление текущих потребностей рынка и оптимизацию взаимодействия с клиентами.

Фатхудинов Р. А. рассматривает управление производством как совокупность операций:

¾ организация разработки и выполнения оперативно-календарных планов производства продукции и сменно-суточных заданий на уровне цехов, участков и рабочих мест;

¾ организация обеспечения рабочих мест всем необходимым;

¾ организация учета и контроля производства;

¾ регулирование хода производства [6, с.125].

Один из основных аспектов производства - преобразование ресурсов, которые приобретает предприятие, в товары, которые затем с успехом продаются потребителям [6, с.102]. Это предполагает, что клиенты считают товары конкретного предприятия более ценными по сравнению с конкурирующими товарами. Поэтому можно рассматривать производство как процесс переработки, который добавляет ценность.

Схематично процесс производства представлен на рисунке 1.1.

 

 

Рисунок 1.1 – Схема процесса производства

Источник - собственная разработка на основе [8, с.98]

 

Продукция – материализованный результат трудовой деятельности людей, полученный в определённом месте и за определённый интервал времени, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей.

Схематически этот процесс можно представить следующим образом: Готовой считается продукция, которая прошла полную обработку, сборку и укомплектование, отвечает требованиям стандартов, условиям договора, принята отделом технического контроля и сдана на склад готовой продукции или передана покупателю.

Под готовой продукцией понимается «часть материально-производственных запасов организации, предназначенной для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям других документов, установленных законодательством» [8, с.99].

Готовой считается продукция, которая прошла полную обработку, сборку и укомплектование, отвечает требованиям стандартов, условиям договора, принята отделом технического контроля и сдана на склад готовой продукции или передана покупателю. В состав готовой продукции могут входить детали, узлы и полуфабрикаты, если они отправляются покупателям как запасные части или комплектующие изделия.

Продукция, не прошедшая все операции обработки или неукомплектованная, а также не сданная на склад, числится в учете в составе незавершенного производства.

Готовая продукция – это изделие или полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Готовая продукция – конечный продукт производственного процесса организации. Организации изготовляют продукцию исходя из условий заключенных с покупателями и заказчиками договоров, разрабатываемых плановых заданий по ассортименту, количеству и качеству подлежащей выпуску продукции, постоянно уделяя большое внимание вопросам изучения спроса и конкурентоспособности продукции, расширения ее ассортимента, равняясь на потребности рынка [13, с.102].

В настоящих условиях основное значение придается реализации продукции (товаров) по договорам-поставкам-важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации. В объем реализации включаются отгруженная и отпущенная продукция, выполненные работы независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет организации или получены векселя, авансы.

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств организации, что позволяет ей выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, персоналом, поставщиками и возмещать прочие производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение организации.

Наряду с объемом реализации организация планирует сумму (объем) прибыли. Это возможно потому, что при установлении продажных (договорных) цен на продукцию в состав ее включается определенная сумма и процент прибыли (дохода). Количество продукции, подлежащей к реализации по договорам (плану), умноженное на договорную цену, составляет продажную стоимость по плану. Процент прибыли позволяет рассчитать плановую сумму прибыли. Эти два показателя будут являться базой для расчета авансовых платежей или ежемесячных отчислений в бюджет налога на прибыль по плановым показателям [11, с.144].

Фактическая сумма прибыли от реализации готовой продукции определяется ежемесячно как разница между продажной стоимостью реализованной продукции и ее полной фактической себестоимостью (производственная себестоимость плюс расходы на сбыт продукции) за минусом суммы НДС и акцизов.

Готовая продукция, как и другие виды материально-производственных запасов, оценивается по фактической себестоимости. Разумеется, при оценке готовой продукции следует учитывать особенности, характерные для экономического содержания данного вида активов. Основным источником поступления материалов и товаров является приобретение за плату. Готовая продукция не может быть приобретена за плату в принципе, так как это противоречит ее экономическому содержанию, вытекающему из определения - готовая продукция должна представлять собой конечный результат производственного цикла [11, с.145].

Реализацией товаров признается передача права собственности на товары, выполнение работ или оказание услуг (в том числе обмен товарами, работами или услугами) на возмездной или безвозмездной основе.

При реализации на возмездной основе происходит смена товарной формы (товаров, работ и услуг) денежной с получением выручки.

Выручкой от реализации товаров признается цена товаров, выполненных работ и оказанных услуг, сданных покупателю (получателю, заказчику) на основании соответствующих документов.

Организация управления производством представляет собой комплекс мер, осуществляемых для изменения существующей на предприятии системы управления с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов. Поэтому не случайно анализу показателей выпуска и реализации продукции уделяется особое внимание в системе экономического анализа.

Основная цель анализа объемов производства и продаж продукции — увеличение объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка и получения максимальной прибыли; в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основная задача анализа объемов производства и продаж продукции состоит в оценке: конкурентных позиций как самого предприятия, так и реализуемой продукции; способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.

Для этого необходимо решить частные задачи: оценить степень выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; изучить динамику выпуска и реализации продукции; определить влияние факторов на изменение величины этих показателей; оценить степень выполнения договоров поставки, ритмичности, качества выпускаемой продукции; выявить внутрихозяйственные резервы увеличения выпуска и реализации продукции; разработать мероприятия по освоению выявленных резервов.

Объектами данного направления анализа являются: объем производства и реализации продукции; ассортимент и структура продукции; качество продукции; ритмичность продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно недостатки в организации производства и труда; нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов; брак продукции.

Управление производством и реализацией продукции включает управление кадрами, техникой и технологией производства и реализации, организацией материально-технического снабжения, маркетинговыми исследованиями рынка сбыта продукции, регулированием финансово-экономических аспектов деятельности предприятий и отраслей: расходов, себестоимости продукции, доходов, прибыли и уровня рентабельности производства. При этом основной задачей управления производством и реализацией является создание целостной общественно-производственной системы, обеспечивающей получение оптимальных производственных результатов при минимально возможных затратах.

Реализация продукции является завершающим этапом кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому при анализе уделяется внимание рассмотрению всех данных (факторов), относящихся к реализации продукции [17, с.105].

Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. Основные задачи: оценка объема, качества, динамики, структуры продукции; проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей; выявление влияния отдельных факторов на конечный результат; разработка рекомендаций (мероприятий) как текущего характера, так и на перспективу.

Анализ реализации продукции включает: определение уровня выполнения плана по реализации продукции; выявление и изменение факторов, влияющих на формирование и изменение объема реализации продукции; оценку выполнения договорных обязательств [30, с.125].

Информационной базой для анализа объемов производства и реализации продукции может быть: статистические показатели (приложение к балансу – форма № 4, «движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» – форма №16); оперативные отчеты; планы-графики производства; планы экономического и социального развития предприятия; различные виды сопроводительной документации [30, с.124].

В условиях рынка должно быть постоянное обновление ассортимента реализуемого продукта. Одна из важных задач предприятия состоит в том, чтобы регулярно отслеживать изменения потребностей, делать соответствующие прогнозы и предлагать рынку новый ассортимент изделий, изучать реакции потребителей на эти изделия, закладывать новшества в производство.

Важным показателем реализации продукции служит также темп сбыта, определяемый путем соотношения среднедневного выпуска и среднедневного сбыта товарной продукции за один и тот же период. За год такое соотношение может исчисляться по удельному весу декадных выпусков в общем выпуске реализации продукции.

При изучении реализации по срокам поставки продукции необходимо время фактической отгрузки сопоставлять с договорными сроками. В этих случаях требуется учесть время пробега (провоза) грузов. Еще более важен анализ сроков реализации при массовом регулярном сбыте продукции постоянному покупателю [11, с.148].

Целесообразно также систематически анализировать реализацию продукции по направлению её поставки: в торговую сеть для реализации населению, строительным, промышленным организациям своего министерства или в другие регионы, для выполнения государственных заказов и т.д.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Готовой считается продукция, которая прошла полную обработку, сборку и укомплектование, отвечает требованиям стандартов, условиям договора, принята отделом технического контроля и сдана на склад готовой продукции или передана покупателю.

Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств организации, что позволяет ей выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, персоналом, поставщиками и возмещать прочие производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение организации.

 

1.2 Система показателей плана производства и реализации продукции строительной организации

 

 

Продукция строительства – это стоимость работ по новому строи­тельству, реконструкции и расширению действующих основных фондов, осуществляемых как подрядным, так и хозяйственным спо­собом.

К строительству относят деятельность: организаций, осу­ществляющих строительные, монтажные и другие работы подряд­ным и хозяйственным способом; организаций, осуществляющих капитальный ремонт зданий и сооружений, ремонт и строительство жилищ по заказам населения; организаций, осуществляющих экс­плуатационное бурение; проектно-изыскательских организаций; орга­низаций, осуществляющих хозяйственное управление строитель­ством; частных лиц, занимающихся строительством и ремонтом жилья, дач, хозяйственных построек по заказам населения.

Продукция строительства выступает либо в вещественной форме, либо в виде производственных услуг (работ).

Строительство является отраслью с длительным циклом произ­водства и поэтому стоимость его продукции учитывается по мере ее производства, а не только завершенная.

Стоимость продукции строительства определяется как стоимость работ по строительству, реконструкции и расширению зданий и со­оружений. К этим работам относятся: строительно-монтажные рабо­ты (СМР); геолого-разведочные, буровые и проектно-изыскательские работы; работы по улучшению земель, ирригационные и мелиоратив­ные работы; капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, выполняемый подрядным способом; строительство индивидуальных жилых домов и прочих строений подрядным способом и собственны­ми силами.

В зависимости от стадии готовности строительной продукции различают:

1) готовые объекты - полностью завершенные строительством предприятия, производственные комплексы, очереди и объекты, могущие выполнять предусмотренные проектом функции основ­ных фондов по производству продукции или оказанию услуг. Об­щественное признание готовый объект получает только после его приемки комиссией и подписания акта о вводе в эксплуатацию;

2) комплекс монтажных и специальных строительных работ - часть объекта, создаваемая в результате выполнения субподрядной организацией совокупности специальных строительных и мон­тажных работ для генеральной подрядной организации (монтаж оборудования, санитарно-технические работы, отопление и др.);

3) конструктивный элемент - часть здания или сооружения, для возведения которых необходимо выполнить комплекс простых операций (фундамент, стены, междуэтажные перекрытия и др.);

4) укрупненный вид работ - комплекс простых работ и операций, в результате которых конструктивный элемент приобретает но­вое качество, либо просто часть работ по его созданию (раскопка котлована под фундамент, траншеи для прокладки труб и др.);

5) незаконченные конструктивные элементы и укрупненные виды работ, составляющие незавершенное строительное производство.

При исчислении стоимости продукции строительства применя­ется производственный метод. В нем стоимость работ, выполняе­мая субподрядчиками, является частью общей стоимости.

Продукция в строительстве может быть оценена по себестоимости либо по сметным ценам. Сметная стоимость СМР является основ­ным видом денежного выражения объема строительной продукции. Она складывается из трех частей: прямые затраты; накладные расходы; плановых накопления (прибыль).

Сметная стоимость определяется следующим образом:

1) по каждому объекту определяют объем выполненных работ в на­туральном выражении и по единым районным единичным расцен­кам (ЕРЕР) находят расценки, которые умножают на коэффициент пересчета по инфляции и на объем выполненных работ;

2) сумма накладных расходов определяется в % к прямым затра­там. Накладные расходы - это комплексные затраты строитель­ного производства по организации и управлению им;

3) сумма плановых накоплений (прибыли) также определяется в % к сумме прямых затрат и накладных расходов;

4) суммирование этих элементов дает полную сметную стоимость строительных работ.

Основными стоимостными показателями являются: валовой выпуск строительства; объем незавершенного строительного про­изводства; объем незавершенного строительства.

Валовой выпуск включает стоимость: строительно-монтажных работ; проектно-изыскательских, геолого-разведочных и буровых работ, выполняемых за счет капитальных вложений; капитального ремонта зданий и сооружений; текущего ремонта зданий и соору­жений, выполняемого подрядной организацией; строительства частных домов и хозяйственных строений. Валовой выпуск продукции в строительстве рассчитывается по формуле:

 

, (1.1)

 

где ВВ – валовой выпуск строительного производства;

Онс – объем работ по новому строительству, выполненному предприятием;

Ороф – объем работ по расширению действующих основных фондов.

Валовой выпуск строительства определяют и по степени готов­ности как стоимость следующих элементов: ввода в действие зда­ний, сооружений и производственных мощностей; изменения остатков незавершенного строительства за год; капитального ремонта зданий, сооружений и оборудования; текущего ремонта, выполняемого подрядной организацией; строительства силами до­машних хозяйств; работ по улучшению земли.

В процессе планирования производственной программы строительного предприятия планируются следующие показатели:

– показатель реализованной продукции;

– объем подрядных работ.

Показатель реализованной продукции рассчитывается по формуле:

 

, (1.2)

 

где - полная стоимость объемов, сдаваемых в плановом году, расчеты по которым производятся по завершению работ, а также объектов, начинаемых и завершаемых в течение планового года;

Он – стоимость объектов, расчеты по которым производятся ежеквартально;

- доля стоимости объектов, которые оплачиваются по кончанию всех работ;

- стоимость объемов, завершенных в плановом году, по которым в предыдущие годы производились промежуточные расчеты;

- объем работ, оплаченных заказчиком в предыдущие годы;

- стоимость работ, выполненных по договорам субподряда и сдаваемых в плановом году;

- объем работ по капитальному ремонту, сдаваемых заказчиком в плановом году.

Второй показатель планирования – объем подрядных работ планируется как сумма строительно-монтажных работ, выполняемых в течение планового года на всех объектах, включенных в производственную программу. Данный показатель включает объем работ по генподряду и объем работ, выполняемых собственными силами организации.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.