Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факторы ,влияющие на прибыль





Возможность достижения прибыли проблема сложная, поскольку зависит от влияния множества факторов.

Все факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, могут быть разделены на две группы:

- факторы внешней среды или объективные;

- факторы внутренней среды или субъективные;

Факторы внешней среды не подвластны воле предприятия и находятся за пределами возможности. К ним относятся:

- экономическая ситуация в стране, уровень инфляции, характер и острота конкурентной борьбы в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса;

- конъюнктура рынка или соотношение между спросом и предложением на продукцию и услуги предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса;

- налоговая и кредитная политика государства и коммерческих банков;

- тарифы на товары и услуги, оказываемые другими предприятиями предприятиям ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма;

- цены на сырье и товары для предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса.

Одни из этих факторов прямо влияют на прибыль, другие опосредованно через товарооборот (оборот) или издержки производства и обращения.

К внутренним факторам, зависящим от деятельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса, относятся:

- тип и категория предприятия и соответственно размер наценки на сырье, продукты и услуги, устанавливаемые предприятиями;

- уровень технической оснащенности предприятия, уровень механизации труда, прогрессивность техники и оборудования, применяемых на предприятиях;

- характер технологических процессов и их прогрессивность;

- уровень производительности труда;

- объем и состав производимой продукции, услуг и товарооборота;

- сумма и уровень издержек производства и обращения, в т.ч. соотношение между переменными и постоянными издержками;



- объем активов предприятия, их структура, отдача и другие факторы.

Названные факторы действуют не изолированно, а проявляются в комплексе, опосредованно влияя на прибыль и рентабельность.

Рентабельность

Рентабельность– это один из показателей, характеризующий экономическую эффективность работы предприятия. Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.

Для расчета и анализа рентабельности предприятия используют следующую формулу:

PП=БП/(ВOАср.+Oср.)

БП – балансовая прибыль, полученная предприятием в отчетном периоде;

ВOАср. – среднее значение стоимости внеоборотных активов, которое рассчитано за отчетный период;

Oср. – среднее значение стоимости оборотных активов, которое рассчитано за отчетный период.

Показатели рентабельности предприятия

В зависимости от того, с чем сравнивать показатель прибыли, можно выделить три группы показателей для анализа рентабельности предприятия:

1. рентабельность капитала;

2. рентабельность продаж;

3. рентабельность производства.

Рентабельность капитала

· рентабельность совокупного капитала.

· рентабельность собственного капитала;

Рентабельность совокупного капитала рассчитывается при помощи следующей формулы:

Этот показатель наиболее интересен инвесторам.

Для расчета рентабельности собственного капитала использую формулу:

Данный коэффициент демонстрирует прибыль от каждой инвестированной собственниками капитала денежной единицы. Он является базовым коэффициентом, характеризующим эффективность вложений в какую-либо деятельность.

Рентабельность продаж

При необходимости анализа рентабельности продаж на основании выручки от реализации и показателей прибыли, рассчитывается рентабельность по отдельным видам продукта или всем его видам в целом.

· валовая рентабельность реализованного продукта;

· операционная рентабельность реализованного продукта;

· чистая рентабельность реализованного продукта.

Расчет валовой рентабельности реализованного продукта осуществляется таким образом:

Показатель валовой прибыли отражает эффективность производственной деятельности и эффективность политики ценообразования предприятия.

Для расчета операционной рентабельности реализованного продукта используют следующую формулу:

Операционная прибыль – это прибыль, которая остается после вычитания из валовой прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочие операционные издержки.

Чистая рентабельность реализованного продукта:

Если на протяжении какого-либо периода времени показатель операционной рентабельности неизменен при одновременном снижении показателя чистой рентабельности, то это может свидетельствовать о возрастании расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо об увеличении суммы выплат налоговых платежей. Данный коэффициент демонстрирует полное влияние финансирования предприятия и структуры капитала на его рентабельность.

Рентабельность производства

· валовая рентабельность производства.

· чистая рентабельность производства;

Эти показатели отражают прибыль предприятия с каждого рубля, затраченного им на производство продукта.

Для расчета валовой рентабельности производства применяют следующую формулу:

Показывает, сколько рублей валовой прибыли приходится на рубль затрат, которые формируют себестоимость реализованного продукта.

Чистую рентабельность производства:

Отражает, сколько рублей чистой прибыли приходится на рубль реализованного продукта.

В отношении всех вышеуказанных показателей желаемой является положительная динамика.

В процессе анализа рентабельности предприятия следует изучить динамику всех рассмотренных показателей, а также сравнить их со значениями аналогичных показателей конкурентов и по отрасли в целом.

Виды

Поскольку показатели эффективности традиционно различаются в зависимости от вида бизнеса, то стоит говорить о разных видах рентабельности. Также стоит заметить, что при расчете разных видов рентаб-сти используются разные коэффициенты и, следовательно, формулы будут весьма отличаться. Мы можем говорить о следующих видах рентабельности:

§ Общая рентабельность активов (оборотных и внеоборотных) – характеристика, показывающая, какие денежные средства были привлечены компанией для получения прибыли в 1 рубль. Ее оценку можно провести исходя из соотношения прибыли до уплаты налогов и средней величины стоимости всех активов компании за конкретный промежуток времени (возьмем, к примеру, год). Другими словами, это способность активов компании (про пассивы и активы подробнее тут) создавать прибыль. Если мы говорим о рентаб-сти формирования самих активов компании, то в данном случае нам необходимо вычислить ее путем деления прибыли компании (опять же до уплаты налогов) на среднюю стоимость привлеченных активов опять же за конкретный промежуток времени (к примеру, год).

§ Рентабельность продукции (товара) – соотношение между прибылью от продажи товара и средствами, затраченными на его изготовление (производство). Показатель характеризует насколько выгодным является производство того или иного товара или услуги.

§ Рентабельность производства – экономический показатель, характеризующий целесообразность того или иного вида бизнеса. В данном случае мы говорим о соотношении между затратами производства и полученной в итоге чистой прибылью. Как уже упоминалось выше, рентабельным является производства с положительным балансом прибыли и затрат. К мерам увеличения рентабельности производства стоит отнести снижение себестоимости продукта и повышение качества производства.

§ Расчет и сравнение издержек

§

§ Суть метода заключается в расчете и сравнении суммарных издержек по альтернативным вариантам инвестиций. Та альтернатива предпочтительнее, которая требует меньшей суммы текущих и капитальных издержек.

§ Доходы, возникающие в результате реализации продукции, произведенной с участием объекта инвестиций, в этом методе не рассматриваются. Следовательно, метод расчета и сравнения издержек целесообразно применять для тех вариантов инвестиционных проектов, по которым объем продаж для альтернатив одинаков, цена на продукцию либо не меняется, либо не известна. Например, при расчете эффективности инвестиций на модернизацию или замену оборудования доходы можно не учитывать, если при этом не меняется ассортимент и цена продукции. Таким образом, данный метод целесообразно использовать для сравнения вариантов, отличающихся капитальными и текущими издержками. Текущие издержки, как правило, не вызывают особых проблем при их расчете. К их числу относят в первую очередь:

§ . Издержки на персонал

§ а) заработная плата, оклады;

§ б) социальное страхование.

§ . Материальные издержки

§ а) основной материал;

§ б) вспомогательный материал;

§ в) транспортно-складские расходы.

§ . Ремонтные издержки

§ . Издержки на содержание помещения

§ . Энергия

§ . Инструменты и прочие издержки

§ Капитальные издержки - амортизационные отчисления.

§ Порядок расчета:

§ . Определим капитальные издержки, приняв, что стоимость нового приобретения инвестиционных объектов останется неизменной.

§ . Рассчитаем сумму текущих издержек, предварительно выделив из них постоянные и переменные.

§ З. Рассчитаем суммарные удельные издержки по вариантам

§ Области применения, ограничения и недостатки метода:

§ 1. Позволяет рассматривать альтернативные варианты лишь с равными доходами, только в этом случае минимум суммарных издержек эквивалентен максимуму прибыли.

§ 2. Рекомендуется использовать для расчета эффективности инвестиций на замену и модернизацию оборудования, а также обоснования целесообразности внедрения новых технологий.

§ 3. Не позволяет оценить отдачу на инвестированный капитал и сравнить отдачу по проекту с уровнем доходности на рынке денег и ценных бумаг.

§

 

§ Расчет и сравнение прибыли

§

 

§ По сути, этот метод - развитие метода расчета и сравнения издержек, позволяющий учитывать доходы по альтернативным вариантам инвестиций. Доходы за период могут различаться вследствие:

§ . Роста качества выпускаемой продукции, а, следовательно, и возможности продавать ее по более высокой цене.

§ . Увеличения производительности и объема выпуска, что может позволить продавать продукцию по более низкой цене (в связи с тем, например, что постоянные издержки распределяются на большее количество выпущенных изделий и себестоимость единицы изделия снижается) и увеличивать суммарный объем прибыли за счет роста оборота.

§ Более предпочтительным является тот вариант инвестиций, который обеспечивает большую прибыль за период.

§ Прибыль можно рассчитать по формуле:

§

 

§ П = (ц-Sv)Nг-Sf,

§

 

§ где ц - цена за единицу продукции;

§ Sv - переменные текущие издержки на единицу продукции;

§ Sf - постоянные текущие и капитальные издержки;

§ Nг- годовой объем продаж (годовая производительность);

§ Иногда ставится вопрос о поиске точки безубыточности как таком объеме выпуска, который даст предприятию нулевую прибыль, то есть деятельность будет безубыточной. Ее определение можно сделать аналитически или графически (рис.2).

§

 

§ ТБ = Sf /(р -Sv),

§

 

§ где ТБ - точка безубыточности.

§ Расчет и сравнение рентабельности

§

 

§ Основным пунктом критики двух предыдущих методов является то, что они не учитывают эффективность использования капитала, т.е. отношения полученной экономии издержек и прибыли к величине затраченного капитала.

§ Метод рентабельности вытекает из методов расчета издержек и прибыли и представляет собой расчет отношения прибыли от инвестиции к капитальным затратам. В литературе и на практике существует много методик расчета рентабельности инвестиций. Однако структура формулы во всех методиках одинакова:

§ = П/К, или R = (Д-Р)/К,

§

 

§ где R - рентабельность; П - прибыль; Д - суммарные доходы; Р - суммарные расходы; К - инвестированный капитал.

§ Различие методик заключается в том, что они учитывают различные виды прибыли и капитала. Например: прибыль до уплаты налога или после. В Германии, например, в основе расчетов лежит, как правило, средняя стоимость основного капитала. В США рассчитывают рентабельность инвестиций из предположения, что капитал за общее время использования не меняется.

§ Ограничения и недостатки метода:

§ Так как метод вытекает из двух предыдущих, то ему присущи и недостатки этих методов. Очевидным преимуществом метода рентабельности является то, что он позволяет рассчитать абсолютную экономическую эффективность инвестиционного проекта. Отдельный проект может быть признан эффективным, если его рентабельность превышает принятый минимум, зависящий от сути проекта: его направленности и рискованности. Например, нормативная рентабельность проекта по модернизации оборудования будет ниже, чем рентабельность проекта по разработке и освоению инновационной технологии, имеющей намного более высокие риски.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.