Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Накопление недоокисленных продуктов обмена





Задача № 1

Больной А., 45 лет, прибыл для курортного лечения с жалобами на слабость и боли в мышцах правой голени при ходьбе. Пять лет назад на почве заболевания сосудов (эндартериит) у него развилась сухая гангрена левой стопы, по поводу чего она была ампутирована. На курорте больному были назначены теплые сероводородные ванны. Однако вскоре процедуры пришлось отменить, так как по ходу подкожных вен правой голени появились болезненные уплотнения, связанные с развитием воспалительного процесса в венах (флебит). Кроме того, больной плохо переносил процедуры: во время приема ванн у него повышалось артериальное давление и появлялись головные боли.

1. Назовите, что в данной задаче является болезнью Дайте определение болезни, укажите критерии болезни

2. Найдите в данной задаче патологическую реакцию, дайте определение

3. Найдите в данной задаче патологические процессы, дайте определение

4. Найдите в данной задаче патологическое состояние, дайте определение

ОТВЕТ:

1) болезнью является эндартериит

болезнь – качественно новое состояние организма, развивающееся под влиянием болезнетворных факторов и приводящее к снижению адаптивно-приспособительных возможностей к постоянно изменяющимся условиям окружающей (в том числе и социальной) среды, появлению духовно-физического дискомфорта.

1) критерии болезни:

1. наличие субъективных ощущений (жалоб) (когда патологические проявления ощущаются самим больным)

2. наличие объективных признаков болезни (изменения, выявляемые при обследовании больного клиницистом)- осмотр пациента, пальпация, перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание)

3. нарушение жизнедеятельности

4. снижение адаптивно-приспособительных возможностей организма к изменяющимся условиям окружающей среды и снижение трудоспособности человека в работоспособном возрасте

2) Изначально у больного наблюдается патологическое состояние после ампутации – культя левой стопы, вследствие применения сероводородных ванн у него развился патологический рефлекс – повышение артериального давления вследствие влияния сероводорода на тонус сосудов (патологическая реакция) и воспаление (патологический процесс)

3) Патологическая реакция – кратковременный необычный и биологически нецелесообразный ответ организма или его систем на раздражители.

Патологический процесс – сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных органах и тканях организма, возникающих под влиянием болезнетворного фактора, характеризующийся последовательностью, закономерностью и фазностью развития. Примеры: воспаление, лихорадка, опухоль, дистрофия и т.д.

Патологическое состояние – вялотекущий патологический процесс, возникающий, как правило, в результате ранее перенесенного заболевания (например, деформирующие рубцы на коже после ожогов, культя конечностей после ампутации и т.д.) или вследствие нарушения внутриутробного развития плода.

Патологический процесс может перейти в патологическое состояние и наоборот.

Задача 2.

Музыкант (пианист) легко поранил палец руки, где возникли явления воспаления. Есть ли у него болезнь? Ответ обоснуйте.

1. Есть ли у пианиста болезнь. Ответ обоснуйте

2. Дайте определение болезни

3. Укажите критерии болезни, дайте характеристику

4. Дайте определение здоровья по ВОЗ. Укажите критерии здоровья

ОТВЕТ:

1)болезнь есть, т.к. является профессиональной

2) болезнь – качественно новое состояние организма, развивающееся под влиянием болезнетворных факторов и приводящее к снижению адаптивно-приспособительных возможностей к постоянно изменяющимся условиям окружающей (в том числе и социальной) среды, появлению духовно-физического дискомфорта

3) критерии болезни:

5. наличие субъективных ощущений (жалоб) (когда патологические проявления ощущаются самим больным)

6. наличие объективных признаков болезни (изменения, выявляемые при обследовании больного клиницистом)- осмотр пациента, пальпация, перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание)

7. нарушение жизнедеятельности

8. снижение адаптивно-приспособительных возможностей организма к изменяющимся условиям окружающей среды и снижение трудоспособности человека в работоспособном возрасте

4) здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Критерии здоровья:

1. Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
2. Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
3. Первичная инвалидность.
4. Показатели физического развития.
5. Показатели психического здоровья.

6. индекс здоровья, то есть долю неболевших на момент исследования (например, в течение года).

Задача 3.

Группа туристов попала под проливной дождь. Через день у одного из них развилась пневмония. Что явилось причиной воспаления легких у туриста? Что явилось условием возникновения данного заболевания

1. Дайте определение причины и условий болезни

2. Дайте характеристику причины болезни

3. Какова роль причины и условий в возникновении болезни, дайте характеристику монокаузализма и кондиционализма

ОТВЕТ:

Часто причиной является бактериальная флора, в особенности Streptococcus pneumoniae.

Условие – переохлаждение

1) Причинным фактором называют тот главный фактор, который вызывает заболевание и придает ему специфические черты, характерные только для данной болезни. под причиной болезни нужно понимать то воздействие, без которого развитие данного заболевания невозможно. Все остальные факторы могут быть условиями для возникновения болезни. В отличие от причины они не являются обязательными для развития заболевания (ослабления иммунной системы организма, недоедания, плохих жилищно-бытовых условий, переутомления, отрицательных эмоций, наследственной предрасположенности) Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни.

2) Причинным фактором называют фактор, когда:

· он предшествует развитию болезни;

· имеется параллелизм между интенсивностью болезнетворного фактора и тяжестью болезни;

· устранение болезнетворного фактора, как правило, приводит к исчезновению признаков болезни и выздоровлению организма;

· с помощью предполагаемого фактора можно воспроизвести модель болезни на экспериментальных животных.

Причинные факторы

Экзогенные: · Биологические (микроорганизмы, вирусы, паразиты, змеиный яд, пчелиный яд, чужеродные белки, вакцины, грибы и т д). · Химические (ядовитые соединения и газы, тяжелые металлы, пестициды, гербициды, лекарственные препараты и т д.) · Физические (шум, барометрическое давление, электрический ток, ионизирующие излучения, высокая и низкая температура и т.д.); · Механические (травма, сдавление, растяжение, разрыв, удар и т.д.); · Социальные (психическая травма, эмоциональный стресс, голод, загрязнения окружающей среды, ятрогения и т.д.). Эндогенные; · Наследственные особенности; · Первичные нарушения метаболизма; · Нарушения нейроэндокринной регуляции; · Первичные нарушения иммунной системы · Врожденные и приобретенные изменения чувствительности и возбудимости органов и тканей

Этиологию болезней нельзя рассматривать в отрыве от состояния макроорганизма. Причинный фактор и организм находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии. Только в таком взаимодействии возникает болезнь. Учитывая характер взаимосвязи и взаимодействия причинного фактора с макроорганизмом, развитие болезней может быть в следующих случаях:

· во-первых, воздействие на организм чрезвычайно сильного одного болезнетворного фактора бывает достаточным для развития болезни даже при нормальных защитно–приспособительных возможностях организма. Например, мощные радиоактивные излучения, тяжелые травмы, сильнодействующие ядовитые химические соединения, особо опасные инфекции и т.д.

· во-вторых, воздействие на организм, множества факторов, при котором наблюдается недостаточность защитно-приспособительных сил организма.

· в–третьих, при повышении чувствительности и возбудимости рецепторов органов и тканей к воздействию обычных или слабых болезнетворных факторов или их снижении к эндокринным и паракринным регуляторным факторам (аллергические болезни, иммунопатологические реакции, старение, внежелезистые эндокринопатии, формирование генератора патологически усиленного возбуждения и патологической детерминанты и т.д.).

Таким образом, болезнь не есть результат действия только какого-либо фактора, а результат взаимодействия макроорганизма с патогенными факторами.

3) Роль причины и условий:

Причина необходима для возникновения болезни. Без причины болезнь не развивается.

Условия болезни способствуют или препятствуют возникновению болезни.

Если причинный фактор чрезвычайно интенсивный, условия роли не играют.

Представители монокаузализма утверждали, что определяющее значение в возникновении болезни имеет только ее основная (т.е. одна) причина (от monos - один, causa - причина), а все остальные факторы существенной роли не играют.

Сторонники кондиционализма (от conditio - условие) полагали, что болезнь вызывается комплексом условий, все они равны (эквипотенциальны) и выделить какую-то одну (главную) причину болезни не представляется возможным.

Задача 4. Проанализировать опыт Поля Бера.

В опыт берутся две группы мышей. Первая помещается в барокамеру, заполненную воздухом, где барометрическое давление постепенно снижается до 210 мм.рт.ст. При этом у животных появляются симптомы высотной болезни, развиваются судороги.

Вторая группа мышей помещается в барокамеру, заполненную кислородом. Барометрическое давление в этой камере снижается до 200 мм.рт.ст. Симптомов высотной болезни у животных этой группы не наблюдается.

1. Почему у животных первой группы развилась высотная болезнь, а у животных второй группы признаков высотной болезни не наблюдалось?

2. Составьте схему патогенеза высотной болезни. Укажите ведущее звено патогенеза высотной болезни

3. Сформируйте порочный круг в патогенезе высотной болезни, дайте определение

4. Обозначьте компенсаторные механизмы в патогенезе высотной болезни, объясните их патогенез

ОТВЕТ:

1) Возникающие при этом патологические изменения обусловлены двумя основными факторами - снижением атмосферного давления (декомпрессией) и уменьшением парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. В классических опытах Поля Бера по моделированию горной болезни было установлено, что основным этиологическим фактором ее является не разрежение воздуха как такового, а недостаток кислорода и вызываемые этим гипоксемия (снижение содержания кислорода в крови) и гипоксия (кислородное голодание тканей). причиной остановки дыхания при горной болезни являются гипокапния и газовый алкалоз, вызываемые гипервентиляцией легких и удалением СО2 из альвеолярного воздуха. В патогенезе горной болезни выделяют две стадии: стадию приспособления и стадию декомпенсации.

2) ПАТОГЕНЕЗ ВЫСОТНОЙ БОЛЕЗНИ

Причины

¯ барометрического давления, ¯ рО2 во вдыхаемом воздухе

¯

ГИПОКСЕМИЯ (Ведущее звено патогенеза)

¯

Нарушения обмена веществ

¯

Активация гликолиза

¯

Нарушение функций

(Изменение физических свойств газов и жидкостей, Синдром декомпрессии, метеоризм, боль в ушах и лобных пазухах, разрыв мелких сосудов, подкожная эмфизема газовая эмболия)

3) ПОРОЧНЫЙ КРУГ В ПАТОГЕНЕЗЕ ВЫСОТНОЙ БОЛЕЗНИ

СНИЖЕНИЕ РО2 ВО ВДЫХАЕМОМ ВОЗДУХЕ ­---ГИПОКСЕМИЯ---ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА---ГИПЕРПНОЭ---ГИПОКАПНИЯ, ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АЛКАЛОЗ---УГНЕТЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА---БРАДИПНОЭ---ГИПОКСЕМИЯ

Под порочным кругом подразумевают то, что в причинно-следственных взаимоотношениях одно следствие по типу обратной связи может еще больше усугубить одно из начальных следствий, и, тем самым, болезнь по кругу приобретает характер саморегуляции и саморазвития.

Основные проявления:

4) ЦНС Эйфория, замедление психических процессов, нарушение тонкой двигательной дифференцировки, нарушение координации движений, судороги.

Сердечно-сосудистая система Тахикардия, увеличение ударного объема сердца, минутного объема сердца, централизация кровообращения.

Система дыхания Гиперпноэ, сменяющиеся брадипноэ или периодическим дыханием.

Система крови Эритроцитоз

Задача 5.

Ребенок 14 лет поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Из анамнеза известно, что ребенок часто болел простудными заболеваниями. Условия жизни ниже среднего.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Что явилось причиной болезни ребенка? Что явилось условием возникновения данного заболевания?

2. Дайте определение причины и условий болезни

3. Дайте характеристику причины болезни

Какова роль причины и условий в возникновении болезни, дайте характеристику монокаузализма и кондиционализма

 

Ответы:

1. Причина болезни- туберкулезная палочка, условие: простудные заболевания, ушиб, условия жизни.

2. Причина- фактор, который вызывает заболевание и придает ему специфические черты. Условие- это факторы, которые способствуют либо препятствуют болезни.

3. Причинный фактор называют фактор, когда:

· Он предшествует развитию болезни;

· Имеется параллелизм между интенсивностью болезнетворного фактора и тяжестью болезни;

· Устранение болезнетворного фактора, как правило, приводит к исчезновению признака болезни и выздоровлению организма;

· С помощью предполагаемого фактора можно воспроизвести модель болезни на экспериментальных животных.

Причинные факторы

Экзогенные: · Биологические (микроорганизмы, вирусы, паразиты, змеиный яд, пчелиный яд, чужеродные белки, вакцины, грибы и т д). · Химические (ядовитые соединения и газы, тяжелые металлы, пестициды, гербициды, лекарственные препараты и т д.) · Физические (шум, барометрическое давление, электрический ток, ионизирующие излучения, высокая и низкая температура и т.д.); · Механические (травма, сдавление, растяжение, разрыв, удар и т.д.); · Социальные (психическая травма, эмоциональный стресс, голод, загрязнения окружающей среды, ятрогения и т.д.). Эндогенные; · Наследственные особенности; · Первичные нарушения метаболизма; · Нарушения нейроэндокринной регуляции; · Первичные нарушения иммунной системы · Врожденные и приобретенные изменения чувствительности и возбудимости органов и тканей

Этиологию болезней нельзя рассматривать в отрыве от состояния макроорганизма. Причинный фактор и организм находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии. Только в таком взаимодействии возникает болезнь. Учитывая характер взаимосвязи и взаимодействия причинного фактора с макроорганизмом, развитие болезней может быть в следующих случаях:

· во-первых, воздействие на организм чрезвычайно сильного одного болезнетворного фактора бывает достаточным для развития болезни даже при нормальных защитно–приспособительных возможностях организма. Например, мощные радиоактивные излучения, тяжелые травмы, сильнодействующие ядовитые химические соединения, особо опасные инфекции и т.д.

· во-вторых, воздействие на организм, множества факторов, при котором наблюдается недостаточность защитно-приспособительных сил организма.

· в–третьих, при повышении чувствительности и возбудимости рецепторов органов и тканей к воздействию обычных или слабых болезнетворных факторов или их снижении к эндокринным и паракринным регуляторным факторам (аллергические болезни, иммунопатологические реакции, старение, внежелезистые эндокринопатии, формирование генератора патологически усиленного возбуждения и патологической детерминанты и т.д.).

Таким образом, болезнь не есть результат действия только какого-либо фактора, а результат взаимодействия макроорганизма с патогенными факторами.

4.Роль причины и условий:

Причина необходима для возникновения болезни. Без причины болезнь не развивается.

Условия болезни способствуют или препятствуют возникновению болезни.

Если причинный фактор чрезвычайно интенсивный, условия роли не играют.

Представители монокаузализма утверждали, что определяющее значение в возникновении болезни имеет только ее основная (т.е. одна) причина (от monos - один, causa - причина), а все остальные факторы существенной роли не играют.

Сторонники кондиционализма (от conditio - условие) полагали, что болезнь вызывается комплексом условий, все они равны (эквипотенциальны) и выделить какую-то одну (главную) причину болезни не представляется возможным.

Задача № 6. На двух крысах проведён следующий эксперимент: крысу №1 опустили в аквариум с температурой воды 10 °С. Через 5 мин животное извлекли и поместили в барокамеру вместе с интактной крысой (крыса №2) и крысой, получившей за 10 мин до помещения в барокамеру инъекцию психостимулятора фенамина в дозе 2,5 мг/кг (крыса №3). Затем в барокамере откачали воздух до барометрического давления 180 мм рт.ст. Продолжительность жизни (время от момента достижения барометрического давления 180 мм рт.ст. в барокамере до момента остановки дыхания) крысы №1 составила 15 мин, крысы №2 — 7 мин и крысы №3 — 4 мин.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Каким образом гипотермия и фенамин могли повлиять на устойчивость животного к гипоксии?

2. О каких видах реактивности можно судить в данном эксперименте

3. Составьте схему патогенеза высотной болезни.

4. Укажите ведущее звено патогенеза высотной болезни

 

Ответ:

1. Гипотермия снижает обменные процессы, понижает потребность тканей в кислороде, особенно ЦНС, тем самым повышается резистентность ЦНС к гипоксии; психостимулятор фенамин действует противоположно.

2. Реактивность организма- это способность отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействие внутренней и внешней среды. Бывает видовая, групповая, индивидуальная (специфическая).

В данном эксперименте: групповая (флегматик-гипотермия, холерик-психостимулятор), индивидуальная

 

3. Патогенез высотной болезни:

 

Причины ¯ барометрического давления,

¯ рО2 во вдыхаемом воздухе

¯

Ведущее звено

Патогенеза ГИПОКСЕМИЯ

¯

Нарушения обмена веществ

¯

Активация гликолиза

¯

накопление недоокисленных продуктов обмена à Нарушение функций

Основные проявления:

ЦНС Эйфория, замедление психических процессов, нарушение тонкой двигательной дифференцировки, нарушение координации движений, судороги.

Сердечно-сосудистая система Тахикардия, увеличение ударного объема сердца, минутного объема сердца, централизация кровообращения.

Система дыхания Гиперпноэ, сменяющиеся брадипноэ или периодическим дыханием.

Система крови Эритроцитоз

 

Порочный круг в патогенез высотной болезни:

Снижение рО2 во вдыхаемом воздухе

¯

Гипоксемия

¯

 

Гиперноэ

¯

 

Гипокапния, дыхательный алкалоз

¯

 

Угнетение дыхательного центра

¯

 

брадипноэ

 

 

4. Ведущее звено патогенеза-артериальная гипоксемия

 

Задача № 7.

Как будет протекать крупозная пневмония у ребенка 1 года, мужчины 35-лет, мужчины 78 лет.

От чего зависят различия в выраженности температурной и воспалительной реакций у лиц разного пола и возраста?

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Определите форму ответной реакции у пациентов, ответ обоснуйте

2. Дайте определение понятий реактивности и резистентности организма

3. О каких видах реактивности можно судить в данном эксперименте

Укажите роль возраста в реактивности

 

Ответы:

1. Форма ответной реакции у пациентов: у ребенка 1 года- гиперергия (интенсивно и бурно), мужчина 35 лет- нормергия (адекватный ответ), мужчина 78 лет- гипоергия (стертое, вялое реагирование)

2. Реактивность организма- это способность отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействие внутренней и внешней среды. Бывает видовая (анатомо-физиологические особенности представителей данного вида), групповая (отдельные группу людей, объединенных общими чертами-возраст, пол, раса, группа крови и.тд.), индивидуальная специфическая-имунная (способность организма отвечать на антигенное воздействие), неспецифическая (в ответ на дейстиве любых неантигенных факторов), физиологическая (адекватное реагирование надействие обычных и болезнетворных факторов окружающей среды), патологическая (неадекватно и то же самое)

 

Резистентность – степень устойчивости организма.

3. Реактивности: индивидуальная

 

Выделяют несколько стадий изменения реактивности в течение индивидуальности жизни человека:

1. Понижение реактивности в раннем детском возрасте (факторы: незаконченное морфологическое и функционально развитие нервной и эндокринной системы, продолжающееся после рождения формирование системы иммунитета, высокая проницаемость внешних и внутренних биологических барьеров)

2. Понижение реактивности в старческом возрасте (факторы: естественное для старения снижение функциональной активности органов, отклонения в биосинтезе белка и процессах деления клеток, нарушение качества приспособительных реакций, ослабление функции барьерных систем, изменения в клеточном составе)

Задача № 8

В токсикологической лаборатории исследовали клеточные эффекты токсического вещества, входящего в состав отходов одного из химических производств, блокирующих цитохромоксидазу. Вещество вносили в монокультуру нормальных эпителиальных клеток в токсической концентрации. Наличие признаков повреждения клеток оценивали каждые 30 минут на протяжении 3 часов. Через 3 часа инкубации наблюдали гибель 85% клеток.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Дайте определение повреждения клетки, укажите стадии острого повреждения клетки

2. Укажите последовательность патологических изменений в клетке при данном повреждении

3. Укажите признаки обратимого повреждения клетки

4. Укажите признаки необратимого повреждения клетки

 

Ответы:

Повреждение клетки - типический патологический процесс, основу которого составляют нарушения внутриклеточного гомеостаза, приводящие к нарушению структурной целостности клетки и ее функциональных способностей после удаления повреждающего агента.

Этиологический фактор при остром повреждении действует непродолжительно, достаточно интенсивно.

Стадии острого повреждения клетки:

1. Первичное специфическое воздействие повреждающего фактора

2. Неспецифическая реакция клетки

3. Паранекроз (обратимое повреждение)

4. Некробиоз («агония» клетки)

5. Некроз

2. Цианид-анион является ингибитором фермента Цитохром с-оксидаза (он же aa3) в IV комплексе дыхательной цепи переноса электронов (у эукариот локализована на внутренней мембране митохондрий). Связывается с железом, входящим в состав фермента, чем препятствует переносу электронов между Цитохром с-оксидазой и кислородом. В результате нарушается транспорт электронов, и, следовательно, прекращается аэробный синтез АТФ.

 

Последствия энергетического дефицита

  ¯ АТФ ¯  
¯ процессов синтеза ¯ ­ анаэробного гликолиза ¯ Нарушение работы ионных каналов ¯
¯ репарации структур клетки ­Молочной кислоты и неорганических фосфатов ¯ ацидоз ¯ Ионный дисбаланс
  Нарушение структуры и функции клетки  

 

3. Паранекроз - заметные, но обратимые изменения в клетке: помутнение цитоплазмы, вакуолизация, появление грубодисперсных осадков, увеличение проникновения в клетку различных красителей.

4. Некроз представляет собой спектр морфологических изменений, являющихся результатом разрушающего действия ферментов на поврежденную клетку. Развивается два конкурирующих процесса: ферментативное переваривание клетки (колликвационный, разжижающий некроз) и денатурация белков (коагуляционный некроз).

Задача № 9

Для экспериментального моделирования гемолитической анемии мышам вводили фенилгидразин, который, как известно, стимулирует свободнорадикальные реакции в клетках. Через полчаса после введения фенилгидразина в крови животных обнаружено снижение количества эритроцитов, присутствие свободного Hb и метгемоглобина.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Укажите стадии острого повреждения клетки

2. Укажите последовательность патологических изменений в клетке при данном повреждении

3. Укажите патогенез появления в крови свободного гемоглобина

 

Ответы:

1.Стадии острого повреждения клетки:

 

1. Первичное специфическое воздействие повреждающего фактора

2. Неспецифическая реакция клетки

3. Паранекроз (обратимое повреждение)

4. Некробиоз («агония» клетки)

5. Некроз

2.Последовательность

ПОЛ

Изменение физико-химических свойств, биохимического состава и структуры мембран клеток, разрушение нуклеиновых кислот, инактивация сульфгидрильных групп белков, подавление процессов окислительного фосфорилирования

 

 

Ионный дисбаланс

Причины

· Повреждение мембран

· Энергетический дефицит

    ¯ мембранного Потенциала 1. Выход из клетки калия   гиперкалиемия
2. Увеличение в клетке натрия 3. Увеличение в клетке кальция   ­ осмотического давления ¯ отек клетки

 

 

Задача № 10

Можно ли установить тип поврежденных клеток на основании следующих показателей? Концентрация калия в плазме крови – 5,5 ммоль/л (норма 3,5-5,0 ммоль/л), концентрация АСТ и АЛТ повышена, в моче обнаружен миоглобин.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Укажите механизмы повреждения клеточных мембран

2. Укажите последствия повреждения клеточных мембран

3. О повреждении каких клеток свидетельствует увеличение в крови АЛТ, АСТ, миоглобина

4. Приведите примеры маркеров цитолиза эритроцитов, кардиомиоцитов

1) Повреждающий фактор->активация фосфолипаз и Са->расщепление фосфолипид мембраны->нарушение целостности мемьбран, каналов и насосов->проникновение ионов натрия и водорола с последующим воспалением->активация лизосомальных ферментов->повреждение мембран митохондрий

2)из-за повреждени я клет. мембран наблюдается ионный дисбаланс, что приводит к повреждению органа и в последующем к некрозу

3) Повышение АЛТ- нарушение печени,АСТ-миокарда, миоглобина- проявление миозита

4) В составе Эритроцитов Нв, ЛДГ1 и

В составе Кардиомиоцитов ЛДГ1, КФК2, миоглобин, АСТ, АЛТ

 

 

Задача № 11

В поликлинику обратился пациент для прохождения профосмотра. Жалоб не предъявлял, при объективном обследовании не было выявлено каких-либо патологичесих отклонений. Для принятия окончательного решения он был направлен в биохимическую лабораторию для сдачи общего анализа крови и мочи. Врач-лаборант выявил выраженный гемолиз эритроцитов, в мазке крови не разрушенные эритроциты имели сферическую форму. При выяснении ситуации установлено, что при заборе крови для разведения использовали гипотонический раствор хлорида натрия.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Укажите возможные механизмы повреждения мембран клетки

2. Укажите патогенез разрушения эритроцитов у данного больного

3. Почему эритроциты приобрели сферическую форму

4. Укажите компенсаторные механизмы при повреждении клетки (не менее 10)

 

1) Повреждающий фактор->активация фосфолипаз и Са->расщепление фосфолипид мембраны->нарушение целостности мемьбран, каналов и насосов->проникновение ионов натрия и водорола с последующим воспалением->активация лизосомальных ферментов->повреждение мембран митохондрий

2)гипотонический раствор ->повышение осмотического давления в плазме и эритроцитах->внедрение жидкости плазмы в эритроциты->набухание эритроцитов->гемолиз

3) накопление в эритроцитах жидкости на протяжении долгого времени

4) повышение анаэробного гликолиза

Гипертрофия митохондрий

Повышение активности ферментов,переносящих молекулы АТФ

Активный синтез интерферонов

Репарация ДНК

Регенерация поврежденных участков

Активация буферных систем

Нормализация КОС

Задача 12.

Группа монтажников-высотников, недавно окончивших училище и приступивших к работе, согласилась на исследование параметров гормонального фона, регистрируемых непосредственно во время рабочего дня. У молодых рабочих, по мере увеличения высоты, на которой им приходится работать, увеличивалась концентрация катехоламинов и глюкокортикоидов в крови в 2-3 раза. По мере увеличения рабочего стажа это явление становилось менее выраженным.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Какой синдром развивался у рабочих?

2. Какой стадии синдрома соответствуют увеличение адреналина и глюкокортикоидов в крови молодых рабочих? Объясните патогенез увеличения в крови этих гормонов.

3. Какой стадии синдрома соответствуют изменения гормонального статуса у рабочих со стажем, объясните патогенез?

4. Какое значение для организма имеет развитие данного синдрома?

 

Ответ:

1. У больного развился адаптационный синдром.

2. Адреналин үрей сатысының соққы кезеңінде кездесіп, катаболикалық қызмет атқарады. Глюкокортикостероидар соққыға қарсы кезеңде көбейеді, АҚ артады, бұлшық ет жұмысы күшейеді, Олар қорқыныш сезімі кезінде пайда болады, яғни эмоциялық гормондар б.т.Төзімділік сатысында бүйрекүсті безінің гипертрофияланып, глюконеогенезді күшейеді.организм мүмкіншілігі ең жоғарғы кезең

Гормондық жағдайдың өзгеруі ағзаның бейімделіп кеткендігін көрсетеді.

Задача 13.

Больной Т., 29 лет получил ожоги 2 степени кистей рук, передней поверхности туловища и лица. Площадь поражения составила 30%. Пациент возбужден, отмечает сильно выраженную болевую реакцию, озноб, жажду. Объективно: сознание сохранено, память не нарушена, ориентируется в пространстве и времени. Ад 150/90 мм РТ.ст. Через 15 минут АД снизилось до 90/60, сознание стало спутанным.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Какое состояние развилось у больного?

2. Какой стадии данного состояния соответствует клиническая картина в первые 15 минут? Объясните механизм развития этой стадии

3. Какой стадии данного состояния соответствует клиническая картина через 15 минут? Объясните механизм развития этой стадии

4. Предложите принципы патогенетической терапии

Ответ:

1)Күйіктік сілейме(шок)дамыды.

Шок дегеніміз – организмнің өмірлік маңызды қызметтерінің қатты әлсіреуімен сипатталатын ауыр дерттік үрдіс.Бұл кезде ағзалар мен тіндерде реттелу тетіктері мен микроциркуляцияның, зат алмасу үрдістерінің қатты бұзылуынан, организм өмір мен өлімнің арасында болады.

2)Алғашқы 15 минутта сілейменің эректильдік(қызбаланыстық) сатысы болады.

Патогенезі:

Күйік

 


Сыртқы,ішкі ағзалар мен мүшелердің және буындардың рецепторлары қоздырылады

 


ОЖЖ-не афференттік серпіндер түсуі көбейеді

 

Гипоталамус-гипофиз-бүйрек үсті бездері,адренергиялық жүйе әсерленеді

ГАМҚ-ергиялық,опиоидергиялық,антиоксиданттық жүйе әлсірейді

 


Стресс реакция дамиды

 


Гиперкортикостероидемия,гиперкатехоламинемия

 


МАТ,фосфолипаза,липаза,протеаза Қантамырларының қатты жиырылуын

ферменттерінің қатты әсерленуі қанайналымының орталықтануы

 


жасуша мембраналарымен байланысқан

үрдістердің бұзылыстары

 

 

Жасуша мембранасымен байланысқан үдһрдістердің бұзылыстары

 


Ион каналдары Na+K+Ca+ АТФ-аза активтілігі мембрана өткізгіштігі рецептор

 


Нейрогуморальдық

реттелу бұзылыстары

иондық дисбаланс

 

ОЖЖ-ң бұзылыстары жүректің жиырылғыштық

Функциясының бұзылуы

 


 

Гипотензия

 

Задача 14.

Больной Д., 24 л страдающий сахарным диабетом, после инъекции инсулина потерял сознание. Уровень глюкозы снизился до 2 ммоль/л. Рефлексы отсутствуют.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Какое состояние развилось у больного?

2. Назовите стадии развития данного состояния

3. Составьте схему патогенеза повреждения нейрона при дефиците глюкозы в клетке

4. Имеет ли место осмотическое повреждение нейронов в данном случае? Ответ обоснуйте

 

Ответ:

1. Диабетическая кома

2. Кетоз-гиперосмоляльная дегидратация-ацидоз-белок катаболизм жоғарылауы-гиперазотемия

Нейронга глюкоза тусуінің ↓субстратты гипоксия→АТФ түзілуінің азаюы→нейрондардың зақымдалуы→кома.

 

 

Задача 15.

Больной, проведший значительное время без пресной воды, был доставлен в реанимационное отделение без сознания. Объективно кожа и слизистые сухие, тургор снижен. Лабораторные данные: гематокрит 0,48л/л (норма 0,35-0,45 л/л), натрий – 160 ммоль/л (норма 135-150 ммоль/л), калий 6 ммоль/л (норма 3,5-5, 5 ммоль/л), нормогликемия.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Какое нарушение водно-электролитного обмена развилось у больного?

2. Составьте схему патогенеза нарушения водно-электролитного обмена у данного пациента

3. Объясните патогенез наблюдаемых клинико-лаборат







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.