Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В патогенезе горной болезни выделяют две стадии: стадию приспособления и стадию декомпенсации.





Стадия приспособления. На высоте 1000-4000 м в результате раздражения гипоксемической кровью хеморецепторов сосудов каротидного синуса и дуги аорты (наиболее чувствительных к недостатку кислорода) происходит рефлекторная стимуляция дыхательного и сосудодвигательного центров, других центров вегетативной системы. Возникают одышка, тахикардия, повышается (незначительно) артериальное давление, увеличивается количество эритроцитов в периферической крови [до (6-8)-1012/л] вследствие рефлекторного «выброса» их из селезенки и других органов-депо. На высоте 4000-5000 м наблюдаются признаки растормаживания и возбуждения корковых клеток: люди становятся раздражительными, обнажаются скрытые черты характера (в горах легче узнать друг друга ближе). Нарушение корковых процессов можно обнаружить с помощью «писчей пробы» - меняется почерк, теряются навыки написания. В результате нарастающей гипоксии в почках включается выработка эритропоэтина, что приводит к активации процессов эритропоэза в костном мозгу и увеличению числа ретикулоцитов и эритроцитов в периферической крови.

 

Стадия декомпенсации (собственно болезнь). Эта стадия развивается, как правило, на высоте 5000 м и более.. В результате гипервентиляции легких и снижения образования СО2 в тканях (вследствие гипоксии тканей окисление углеводов и жиров не завершается образованием углекислоты и воды) развиваются гипокапния и газовый алкалоз, снижающие возбудимость дыхательного и других центров центральной нервной системы.

Эйфория и возбуждение сменяются угнетением, депрессией. Развиваются усталость, сонливость, малоподвижность. Наблюдается торможение дифференцированных рефлексов, потом исчезают

положительные пищевые и другие рефлексы. Дыхание становится более редким и периодическим (типа Чейна-Стокса и Биота). Прогрессирующие гипокапния и алкалоз на высоте свыше 6000- 8000 м могут вызвать смерть от паралича дыхательного центра.

Задача 5.

Ребенок 14 лет поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Из анамнеза известно, что ребенок часто болел простудными заболеваниями. Условия жизни ниже среднего.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Что явилось причиной болезни ребенка? Что явилось условием возникновения данного заболевания?

2. Дайте определение причины и условий болезни

3. Дайте характеристику причины болезни

Какова роль причины и условий в возникновении болезни, дайте характеристику монокаузализма и кондиционализма

 

Ответы:

1. Причина болезни- туберкулезная палочка, условие: простудные заболевания, ушиб, условия жизни.

2. Причина- фактор, который вызывает заболевание и придает ему специфические черты. Условие- это факторы, которые способствуют либо препятствуют болезни.

3. Причинный фактор называют фактор, когда:

· Он предшествует развитию болезни;

· Имеется параллелизм между интенсивностью болезнетворного фактора и тяжестью болезни;

· Устранение болезнетворного фактора, как правило, приводит к исчезновению признака болезни и выздоровлению организма;

· С помощью предполагаемого фактора можно воспроизвести модель болезни на экспериментальных животных.

Причинные факторы

Экзогенные: · Биологические (микроорганизмы, вирусы, паразиты, змеиный яд, пчелиный яд, чужеродные белки, вакцины, грибы и т д). · Химические (ядовитые соединения и газы, тяжелые металлы, пестициды, гербициды, лекарственные препараты и т д.) · Физические (шум, барометрическое давление, электрический ток, ионизирующие излучения, высокая и низкая температура и т.д.); · Механические (травма, сдавление, растяжение, разрыв, удар и т.д.); · Социальные (психическая травма, эмоциональный стресс, голод, загрязнения окружающей среды, ятрогения и т.д.). Эндогенные; · Наследственные особенности; · Первичные нарушения метаболизма; · Нарушения нейроэндокринной регуляции; · Первичные нарушения иммунной системы · Врожденные и приобретенные изменения чувствительности и возбудимости органов и тканей

Этиологию болезней нельзя рассматривать в отрыве от состояния макроорганизма. Причинный фактор и организм находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии. Только в таком взаимодействии возникает болезнь. Учитывая характер взаимосвязи и взаимодействия причинного фактора с макроорганизмом, развитие болезней может быть в следующих случаях:

· во-первых, воздействие на организм чрезвычайно сильного одного болезнетворного фактора бывает достаточным для развития болезни даже при нормальных защитно–приспособительных возможностях организма. Например, мощные радиоактивные излучения, тяжелые травмы, сильнодействующие ядовитые химические соединения, особо опасные инфекции и т.д.

· во-вторых, воздействие на организм, множества факторов, при котором наблюдается недостаточность защитно-приспособительных сил организма.

· в–третьих, при повышении чувствительности и возбудимости рецепторов органов и тканей к воздействию обычных или слабых болезнетворных факторов или их снижении к эндокринным и паракринным регуляторным факторам (аллергические болезни, иммунопатологические реакции, старение, внежелезистые эндокринопатии, формирование генератора патологически усиленного возбуждения и патологической детерминанты и т.д.).

Таким образом, болезнь не есть результат действия только какого-либо фактора, а результат взаимодействия макроорганизма с патогенными факторами.

4.Роль причины и условий:

Причина необходима для возникновения болезни. Без причины болезнь не развивается.

Условия болезни способствуют или препятствуют возникновению болезни.

Если причинный фактор чрезвычайно интенсивный, условия роли не играют.

Представители монокаузализма утверждали, что определяющее значение в возникновении болезни имеет только ее основная (т.е. одна) причина (от monos - один, causa - причина), а все остальные факторы существенной роли не играют.

Сторонники кондиционализма (от conditio - условие) полагали, что болезнь вызывается комплексом условий, все они равны (эквипотенциальны) и выделить какую-то одну (главную) причину болезни не представляется возможным.

Задача № 6. На двух крысах проведён следующий эксперимент: крысу №1 опустили в аквариум с температурой воды 10 °С. Через 5 мин животное извлекли и поместили в барокамеру вместе с интактной крысой (крыса №2) и крысой, получившей за 10 мин до помещения в барокамеру инъекцию психостимулятора фенамина в дозе 2,5 мг/кг (крыса №3). Затем в барокамере откачали воздух до барометрического давления 180 мм рт.ст. Продолжительность жизни (время от момента достижения барометрического давления 180 мм рт.ст. в барокамере до момента остановки дыхания) крысы №1 составила 15 мин, крысы №2 — 7 мин и крысы №3 — 4 мин.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Каким образом гипотермия и фенамин могли повлиять на устойчивость животного к гипоксии?

2. О каких видах реактивности можно судить в данном эксперименте

3. Составьте схему патогенеза высотной болезни.

4. Укажите ведущее звено патогенеза высотной болезни

 

Ответ:

1. Гипотермия снижает обменные процессы, понижает потребность тканей в кислороде, особенно ЦНС, тем самым повышается резистентность ЦНС к гипоксии; психостимулятор фенамин действует противоположно.

2. Реактивность организма- это способность отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействие внутренней и внешней среды. Бывает видовая, групповая, индивидуальная (специфическая).

В данном эксперименте: групповая (флегматик-гипотермия, холерик-психостимулятор), индивидуальная

 

3. Патогенез высотной болезни:

 

Причины ¯ барометрического давления,

¯ рО2 во вдыхаемом воздухе

¯

Ведущее звено

Патогенеза ГИПОКСЕМИЯ

¯

Нарушения обмена веществ

¯

Активация гликолиза

¯

накопление недоокисленных продуктов обмена à Нарушение функций

Основные проявления:

ЦНС Эйфория, замедление психических процессов, нарушение тонкой двигательной дифференцировки, нарушение координации движений, судороги.

Сердечно-сосудистая система Тахикардия, увеличение ударного объема сердца, минутного объема сердца, централизация кровообращения.

Система дыхания Гиперпноэ, сменяющиеся брадипноэ или периодическим дыханием.

Система крови Эритроцитоз

 

Порочный круг в патогенез высотной болезни:

Снижение рО2 во вдыхаемом воздухе

¯

Гипоксемия

¯

 

Гиперноэ

¯

 

Гипокапния, дыхательный алкалоз

¯

 

Угнетение дыхательного центра

¯

 

брадипноэ

 

 

4. Ведущее звено патогенеза-артериальная гипоксемия

 

Задача № 7.

Как будет протекать крупозная пневмония у ребенка 1 года, мужчины 35-лет, мужчины 78 лет.

От чего зависят различия в выраженности температурной и воспалительной реакций у лиц разного пола и возраста?

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Определите форму ответной реакции у пациентов, ответ обоснуйте

2. Дайте определение понятий реактивности и резистентности организма

3. О каких видах реактивности можно судить в данном эксперименте

Укажите роль возраста в реактивности

 

Ответы:

1. Форма ответной реакции у пациентов: у ребенка 1 года- гиперергия (интенсивно и бурно), мужчина 35 лет- нормергия (адекватный ответ), мужчина 78 лет- гипоергия (стертое, вялое реагирование)

2. Реактивность организма- это способность отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействие внутренней и внешней среды. Бывает видовая (анатомо-физиологические особенности представителей данного вида), групповая (отдельные группу людей, объединенных общими чертами-возраст, пол, раса, группа крови и.тд.), индивидуальная специфическая-имунная (способность организма отвечать на антигенное воздействие), неспецифическая (в ответ на дейстиве любых неантигенных факторов), физиологическая (адекватное реагирование надействие обычных и болезнетворных факторов окружающей среды), патологическая (неадекватно и то же самое)

 

Резистентность – степень устойчивости организма.

3. Реактивности: индивидуальная

 

Выделяют несколько стадий изменения реактивности в течение индивидуальности жизни человека:

1. Понижение реактивности в раннем детском возрасте (факторы: незаконченное морфологическое и функционально развитие нервной и эндокринной системы, продолжающееся после рождения формирование системы иммунитета, высокая проницаемость внешних и внутренних биологических барьеров)

2. Понижение реактивности в старческом возрасте (факторы: естественное для старения снижение функциональной активности органов, отклонения в биосинтезе белка и процессах деления клеток, нарушение качества приспособительных реакций, ослабление функции барьерных систем, изменения в клеточном составе)

Задача № 8

В токсикологической лаборатории исследовали клеточные эффекты токсического вещества, входящего в состав отходов одного из химических производств, блокирующих цитохромоксидазу. Вещество вносили в монокультуру нормальных эпителиальных клеток в токсической концентрации. Наличие признаков повреждения клеток оценивали каждые 30 минут на протяжении 3 часов. Через 3 часа инкубации наблюдали гибель 85% клеток.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Дайте определение повреждения клетки, укажите стадии острого повреждения клетки

2. Укажите последовательность патологических изменений в клетке при данном повреждении

3. Укажите признаки обратимого повреждения клетки

4. Укажите признаки необратимого повреждения клетки

 

Ответы:

Повреждение клетки - типический патологический процесс, основу которого составляют нарушения внутриклеточного гомеостаза, приводящие к нарушению структурной целостности клетки и ее функциональных способностей после удаления повреждающего агента.

Этиологический фактор при остром повреждении действует непродолжительно, достаточно интенсивно.

Стадии острого повреждения клетки:

1. Первичное специфическое воздействие повреждающего фактора

2. Неспецифическая реакция клетки

3. Паранекроз (обратимое повреждение)

4. Некробиоз («агония» клетки)

5. Некроз

2. Цианид-анион является ингибитором фермента Цитохром с-оксидаза (он же aa3) в IV комплексе дыхательной цепи переноса электронов (у эукариот локализована на внутренней мембране митохондрий). Связывается с железом, входящим в состав фермента, чем препятствует переносу электронов между Цитохром с-оксидазой и кислородом. В результате нарушается транспорт электронов, и, следовательно, прекращается аэробный синтез АТФ.

 

Последствия энергетического дефицита

  ¯ АТФ ¯  
¯ процессов синтеза ¯ ­ анаэробного гликолиза ¯ Нарушение работы ионных каналов ¯
¯ репарации структур клетки ­Молочной кислоты и неорганических фосфатов ¯ ацидоз ¯ Ионный дисбаланс
  Нарушение структуры и функции клетки  

 

3. Паранекроз - заметные, но обратимые изменения в клетке: помутнение цитоплазмы, вакуолизация, появление грубодисперсных осадков, увеличение проникновения в клетку различных красителей.

4. Некроз представляет собой спектр морфологических изменений, являющихся результатом разрушающего действия ферментов на поврежденную клетку. Развивается два конкурирующих процесса: ферментативное переваривание клетки (колликвационный, разжижающий некроз) и денатурация белков (коагуляционный некроз).

Задача № 9

Для экспериментального моделирования гемолитической анемии мышам вводили фенилгидразин, который, как известно, стимулирует свободнорадикальные реакции в клетках. Через полчаса после введения фенилгидразина в крови животных обнаружено снижение количества эритроцитов, присутствие свободного Hb и метгемоглобина.

Сделайте разбор задачи по указанному алгоритму:

1. Укажите стадии острого повреждения клетки

2. Укажите последовательность патологических изменений в клетке при данном повреждении

3. Укажите патогенез появления в крови свободного гемоглобина

 

Ответы:

1.Стадии острого повреждения клетки:

 

1. Первичное специфическое воздействие повреждающего фактора

2. Неспецифическая реакция клетки

3. Паранекроз (обратимое повреждение)

4. Некробиоз («агония» клетки)

5. Некроз

2.Последовательность

ПОЛ

Изменение физико-химических свойств, биохимического состава и структуры мембран клеток, разрушение нуклеиновых кислот, инактивация сульфгидрильных групп белков, подавление процессов окислительного фосфорилирования

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.