Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава I. Йоги Бхаджан и деятельность 3HO





История жизни Йоги Бхаджана

История жизни Йоги Бхаджан представлена в нескольких источниках. Наиболее полно она изложена на официальном сайте 3НО. Этот текст содержит множество почти мифических эпизодов. На русском языке история жизни Йоги Бхаджана опубликована в большой и тщательно проработанной статье Википедии. Автором текста, по-видимому, является один из российских представителей Федерации Учителей Кундалини-йоги. Текст не скупится на похвалы, имеет множество грубых ошибок, но, тем не менее, сообщает некоторые важные моменты жизни Йоги Бхаджана. Третьим источником служит ряд книг-дневников членов 3НО, которые описывают личные встречи с Йоги Бхаджаном и также несут в себе немало ценной информации из его биографии. Текст этого раздела представляет собой критический анализ всех вышеперечисленных источников и дает объективную оценку жизни и деятельности Йоги Бхаджана, описывает истоки его учения о кундалини-йоге, а также объясняет создание многочисленных организаций, действующих от его имени.

Харбхаджан Сингх Хальса Йогиджи родился 26 августа 1929 года в сикхской семье в Кот Харкарне, район Гуйранвала, Педжаб (на данный момент территория Пакистана). Его отец и мать были местными чиновниками, владели большей частью этой деревни. Отец имел степень кандидата медицинских наук, работал на британское правительство, и сумел дать в дальнейшем хорошее образование сыну. Его мать не могла забеременеть в течение 25 лет, и сразу после рождения ребенка семья совершила длинное паломничество в Гималайские горы в районе штата Джамму и Кашмир к местному святилищу в пещере Вишну-Дэви. Этот эпизод заставляет нас обратить внимание на некую связь сикхов с одним из малочисленных и наиболее мистичных направлений индуизма – шактизмом. Тем не менее, один из родственников Йоги Бхаджана, его дед по отцовской линии, был более ортодоксальным сикхом, рассказавшим ему основы учения десяти сикхских гуру. При всем при этом маленький Йоги Бхаджан обучался тантрической йоге у местного йогина Сант Хазар Сингха и к 16-летнему возрасту достиг в этом определенных высот. Сам Йоги Бхаджан приписывает себе обладание даже так называемыми сиддхами, с помощью которых он мог управлять водной стихией, например, вызывать или останавливать дождь. Еще не достигнув совершеннолетия, он осознает обладание этими сиддхами как проклятье и поспешно перестает этим заниматься.

Стоит заметить, что за время 18-летнего проживания в Педжабе Йоги Бхаджан не только занимался йогой, но и получал образование в местном католическом монастыре. Это было единственное место, где можно было получить хорошее европейское образование. Правда класс, в котором учился Йоги Бхаджан, состоял полностью из девочек, да и сам монастырь был женским. Йоги Бхаджан любил хвастаться, как он «выводил из равновесия мать-настоятельницу своими глубокими вопросами, на которые невозможно было дать ответ». [9] Йоги Бхаджан был хорошо физически развит и имел немалые успехи в спорте. Из его детства примечателен один случай, когда юный Йоги Бхаджан отправился посмотреть на спортивные соревнования. Чтобы лучше видеть, он забрался на трубу отопления, которая не выдержала и рухнула вместе с куском стены. Он получил серьезные травмы, его тело было наполовину парализовано, и его немедленно отправили в больницу. Это произошло во время выпускных экзаменов в средней школе, а в британской системе образования пропустить выпускные экзамены означало остаться в школе еще на один год. Во время экзаменов, его учитель йогин Сайт Хазара Сингх пришел к нему в больницу. Он заявил, что такая потеря времени для способного молодого человека недопустима. Полупарлизованного Йоги Бхаджан принесли на экзамены на носилках и учителя записывали за ним ответы. Школу он успешно закончил. Другой случай, связанный с его наставником-йогином описывает ситуацию, когда Сайт Хазар Сингх попросил Йоги Бхаджана показать, как тот умеет лазить по деревьям. Когда Йоги Бхаджан залез на самый верх, ему было сказано не слезать, пока не вернется его наставник. Вернулся за Йоги Бхаджан он только через три дня! Однако сам Йоги Бхаджан с восторгом отзывался о своем учителе: «нет на свете ничего, чем я мог бы воздать ему хвалу, отдать дань уважения и отблагодарить. Он сотворил чудо. До этого я говорил, что я — что надо, но он действительно сделал со мной что надо, и я стал лучше некуда. Вот почему на завтрак у меня — горе, на обед — трагедия, а предательство — на ужин». [10] Сложно сказать, что из этого периода жизни Йоги Бхаджана соответствует действительности, т.к. она рассказана им самим и своих достоинств он явно не приуменьшает.

К 18 годам он вместе с семьей переезжает в Нью-Дели. В некоторых биографиях Йоги Бхаджана говорится, что в то время, в деревне, где он жил, случился военный конфликт, и он спас всю деревню, так как был единственным, кто мог провести жителей к Нью-Дели пешком. Сикхи в то время приравнивались по статусу к мигрантам, но образование в католическом монастыре приносит свои плоды и он поступает в местный колледж. Окончив его с дипломом магистра экономики, он поступает на государственную службу. Этому событию предшествует и разрыв с его любимым учителем Сайт Хазар Сингхом. Разрыв происходит по инициативе самого Сайт Хазар Сингха, который сообщает, что «собирается начать период жизни в аду»[11], а Йоги Бхаджан предписывается больше никогда его не видеть. Можно только строить догадки, что имел ввиду Сайт Хазар Сингх, но больше они никогда не встречались. Йоги Бхаджан очень тяжело переживал эту разлуку.

Жизнь в Нью-Дели быстро налаживалась. За время обучения в колледже Йоги Бхаджан успевает организовать местную сикхскую общину для студентов. Он находит себе нового учителя йоги по имени Ачарья Нариндэр Дэв, который был специалистом по хатха-йоге и основное внимание уделял работе с нервной системой. Как признается сам Йоги Бхаджан, именно этот опыт больше всего пригодился ему для преподавания своей йоги уже в Америке.

В 1953 году в жизни Йоги Бхаджана происходит много важных событий: он получает должность в налоговом управлении Нью-Дели, где по долгу службы приходилось много путешествовать по стране, и женится на своей подруге детства Индержит Каур. Сикхи славятся своими крепкими моногамными браками, и Йоги Бхаджан не стал исключением. В браке у них родилось трое детей: сыновья Ранбир и Кулвир и дочь Камалджит. Через несколько лет Йоги Бхаджан получает новую должность таможенного инспектора в аэропорту Нью-Дели.

К 1960-му году его направляют по службе в Амритсар – город, в котором находится главная святыня сикхов Золотой Храм. По какой-то неизвестной причине у Йоги Бхаджана не оказывается «духовного учителя». Ачарья Нариндэр Дэв, по-видимому перестает подходить на эту роль, так как Йоги Бхаджан стремиться найти себе учителя «принадлежность к которому была бы выше личной связи с кем-либо, живущим на Земле». [12] Тем не менее, каждый день, в течение четырех с половиной лет своей командировки, Йоги Бхаджана моет полы в Золотом Храме (своеобразное послушание для всех «правоверных» сикхов). Через это он осознает, что «он на самом деле благословенный сын Дома Гуру Рам Даса» [13]. Иными словами его новым «духовным учителем» становится ни много, ни мало – сам четвертый сикхсистский гуру Рам Дас – основатель города Амритсар, род которого, по преданию, берёт своё начало от индийского божества Кришны. Эти объясняется изобилие обращений к гуру Рам Дасу в мантрах кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана (смотри Приложение № 1). Сам Йоги Бхаджан обозначает эти четыре с половиной года мытья полов, как важнейший период в своей жизни, говоря, что «тем, кто он есть, его сделало мытье полов в Золотом Храме, а не все его звания и степени» [14].

К 1965 году он возвращается в Нью-Дели, где совмещает работу на государственной службе с работой инструктора в наиболее престижном центре йоги (ашраме) Вишвайтане, посетителями которого были многие члены правительства Индии.

По мнению Филипа Деслиппа Сайт Хазар Сингх и Ачарья Нариндэр Дэв были вымышленными именами в истории 3HO, а их прототипами служили иные люди. Когда Йоги Бхаджан начинал своё обучение кундалини-йоге в США, он не называл Сант Хазар Сингха своим учителем и жизненным ориентиром. В этой роли он обычно упоминал сикха по имени Махарадж Вирса Сингх, сочетающего качества местного «чудотворца» и бизнесмена, который был на восемь лет младше Йоги Бхаджана. Прототипом и Ачарья Нариндэр Дэва вероятнее всего служил Свами Дхирендре Брахмачари, один из преподавателей Вишвайтана.[15]

Остается до конца неясным, что побудило Йоги Бхаджана, вместе с семьей отправиться в Америку. Вероятнее всего он узнал, что в конце шестидесятых на Западе был повышенный интерес к восточным духовным учениям и харизматичный, физически развитый индус, имеющий общие представления о йоге, мог неплохо заработать. Сам он объяснял это случайной встречей в 1968 году в аэропорту Нью-Дели с неким канадцем, который пожаловался ему на неудачные попытки найти йога, который смог бы отправиться в Канаду преподавать в Университете Торонто. Харбхаджан Сингх рассказал джентльмену о своем йогическом обучении, должность была предложена ему, и уже совсем скоро он начал готовиться к отъезду. Для этого ему пришлось занять 10000 рупий на билет у некоего Амарджита Сингха, которые он так и не вернул. Из-за этого он был обвинён в мошейничестве во время своего визит в Педжаб с группой учеников в 1970-1971гг., но был отпущен под залог [16]

Случилось так, что по прилету в Лондон авиакомпания потеряла багаж Йоги Бхаджана. Так он оказался в Канаде, и все, что у него было, это одежда, которая была на нем в тот день и ни гроша в кармане. Тут он узнал, что джентльмен, с которым он должен был связаться в Канаде относительно преподавательской работы, погиб в автокатастрофе.

В Канаде он начал работать клерком в крупном издательстве и пытаться найти место, где он мог бы устроиться преподавателем йоги. Первые попытки были весьма безуспешны и ему приходилось читать свои лекции при совершенно пустых залах. Как ни странно, работу преподавателя йоги он смог найти в меконфессиональной христианской организации YMKA (Христианской Ассоциации Молодых Людей).

Проработав в YMKA около трех месяцев, и для удобства сменив имя с Харбхаджан Сингх Хальса Йогиджи на более короткое Йоги Бхаджан, он получил приглашение от старого знакомого из Нью-Дели приехать в Лос-Анджелес на выходные. Там он встретил множество хиппи, имевших сильное пристрастие к наркотикам. И хотя Йоги Бхаджан собирался провести в Лос-Анджелесе всего два дня, он понял, что здесь он найдет достаточно слушателей. Первые лекции в известном в то время центре «Восток-Запад» так же проходили при пустых залах, но слух о нем стал быстро распространяться среди студентов колледжей, интересующихся восточными учениями, оккультизмом и наркотиками, вызывающими изменения состояния сознания. Его самая известная фраза того времени звучала, как «я пришел не для того, чтобы собирать учеников, но для того, чтобы обучать учителей» [17].

Остальная жизнь Йоги Бхаджана была уже практически неразрывно связано с деятельностью 3НО. Более подробно она рассматривается в следующем разделе этой главы. Из его личных заслуг стоит отметить получение докторской степени по философии уже в США. Последние десять лет жизни он много болел. Умер Йоги Бхаджан в возрасте 75 лет 6 октября 2004 года.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.