Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кундалини-йога школы Йоги Бхаджана и сикхизм





Йоги Бхаджан был сикхом. Из дневников его последователей можно отметить, что каждое воскресенье в Сан-Франциско он посещал местную гурудвару. Многие его ученики из любопытства вместе с ним ходили на молитвенные собрания сикхов и участвовали в общественной трапезе. Одно из правил сикхизма гласит, что уговорами (и тем более насильно) нельзя никого обращать в свою веру. Однако к 1970 году среди жителей ашрамов, в которых практиковалась кундалини-йога, значительно вырос интерес к сикхизму, и многие последователи Йоги Бхаджана загорелись идеей совершить паломничество в столицу сикхов – Амритсар.

Формально каждый ашрам был прообразом сикхской общины, более всего напоминающий одну из сект сикхизма намадхари. Намадхари верят, что линия сикхских гуру не прерывалась на Говинд Сингхе, а продолжается по сей день. Всем последователям намадхари предписывается строгое вегетарианство, они носят белые одежды и завязывают тюрбаны особым образом — прямо надо лбом, без острых углов. Каждое утро на рассвете все сикхи читают Ади-Грантх — это утреннее богослужение сикхов называемое хукам. К 1970 году Йоги Бхаджаном еще не был сформирован список мантр, исполняемых во время утренней садханы (смотри Приложение №1), но всех своих последователей он обязал петь на восходе солнца первый стих утренней молитвы сикхов Джап Джи «Эг он кар…». Эта мантра исполняется на древнем языке Педжаба — гурмуркхи, на котором и был написан Ади-Грантх. Поэтому определенная формальная связь с сикхизмом у последователей действительно была, и как следствие желающих познакомиться с сикхской культурой на ее исторической родине к зиме 1970 года набралось около 80 человек.



Реакция членов Хальсы была неоднозначна, когда из самолета к Золотому Храму направилось около 80 американцев-хиппи, разодетых под сикхов. Однако предприимчивые сикхи быстро оценили размах миссионерской деятельности Йоги Бхаджана, и как минимум открывавшаяся перспектива увеличения въездного туризма в Педжаб заставила их закрыть глаза на многие формальности. Из 80 учеников Йоги Бхаджана, приехавших вместе с ним, 26 захотели принять амрит и, как следствие, стать членами Хальсы. Конечно, многие члены Хальсы были не в восторге от этой идеи, и особенно им была непонятна кундалини-йога, которой учил Йоги Бхаджан. В ХХ веке сикхи старались очистить свою религию от влияния индуизма, и псевдо-тантрическое учение Йоги Бхаджана насторожило многих.

В итоге все, желающие принять амрит, приняли его. Йоги Бхаджан был награжден за свою проповедническую деятельность титулом Сири Сингх Сахиб («великого благородного льва») и получил благословение на дальнейшую миссионерскую деятельность в странах Запада. Однако споры вокруг его учения кундалини-йоги не утихали еще почти 10 лет.

Как пишет исследователь сикхизма Коледюк Ю.В.: «Бог в Священном Писании сикхов имеет две стороны: трансцендентную и имманентную. Подобно бхактам, гуру призывали почитать и любить Бога в его имманентном аспекте, но реализация, по их мнению, возможна только в его трансцендентном аспекте. В трансцендентном аспекте Бог — это абсолют, истинная реальность, высшая истина (cam, сан), основа всего существующего. Он вечный (акал), неизменный, не имеющий ни качеств (ниргуна), ни форм (ниранкара). Имманентным аспектом Бога является вся вселенная, которая происходит от него путем эманации. Одна из особенностей концепции Бога в «Ади Грантхе» — акцент на его созидательной функции. В этом аспекте он именуется «Карта Пуракх» и воспевается как создатель и абсолютное добро; но его разрушительная и поддерживающая функции также присутствуют в нем. Для полноты выражения понятия Бога гуру использовали термин Нам (имя), что характеризовало Бога как дух, как такое состояние Абсолюта, в котором соединены вместе его активное и пассивное начало. В этом состоянии Бог максимально готов к реализации себя в материальном плане бытия»[25].

В сикхизме есть понятие воли Бога — хукам. Хукам в сикхизме можно определить как активную сторону Абсолюта, посредством которой Он создает, управляет и разрушает свои создания. Такое же определение Богу дает и Йоги Бхаджан: «На самом верху Лестницы Бытия находится только чистое сознание – Единый, Б.О.Г. (сила, которая постоянно прибывает в трех ипостасях: Бытие (порождение), Организация (поддержание) и Гибель (разрушение)»[26].

Согласно Ади-Грантху избавление от страданий может принести только соединение души человека с Богом. Бог находится в уме человека, поэтому только человек может постичь его. Ни в каких других перевоплощениях это невозможно. Рождение человеком считается милостью Бога и шансом, который нужно непременно использовать.

Согласно учению сикхских гуру, путь к Богу лежит через подчинение своего ума. Для этого гуру рекомендуют практику нам-йоги (йоги имени), которая состоит из морально-нравственного образа жизни (шубх-карам), служения (сева) и любви к Богу, которая должна проявляться в принятии его воли (раза), молитвы (ардас), пребывания в обществе святых (сати сангх), повторения Имени Бога (джапа), сосредоточенного размышления об Имени (нам симран). Особенностью нам-йоги является ее открытость для всех, независимо от касты, национальности или пола, так как гуру проповедовали равенство всех людей перед Богом[27].

Основой учения Йоги Бхаджана, названного им кундалини-йогой, представляется идея о пробуждении души. Для этого требуется некая энергия, называемая кундалини, заблокированная в нижней чакре — муландхаре. Муландхарой также называется корневой замок, который заключается в одновременном напряжении анального сфинктера, мышц половых органов и низа живота. От длительного напряжения создается некий пранический жар, который и должен пробудить нерв души или кундалини — «свернувшуюся в три с половиной оборота в муладхаре». Далее с помощью напряжения «пупочного центра» (напряжение мышц пресса и втягивания их в себя) и «шейного замка» (когда втянут подбородок, шея сжата, плечи подняты) энергия кундалини должна подняться к макушке. Путь, по которому поднимается энергия, Йоги Бхаджан называет «серебряным шнуром», идущим вдоль позвоночника и включающим в себя все семь чакр. «Когда при высвобождении жара кундалини шишковидная железа выделяет свой секрет, ваш гипофиз начинает действовать как радар, удерживая ум от негативности»[28]. Имея определенное знакомство с католическим богословием, конечный результат «удержания ума от неготовности» он сравнивает с нимбом у святых (также используется при написании портретов святых в сикхизме), а в интервью 1976 года заявляет, что «это тоже самое, что вы называете Сознание Бога или Сознание Христа»[29]. Достижения этого Йоги Бхаджан обещает в течении 20-30 дней при ежедневных практиках в течении 1-2 часов.

Очевидно, что описанная выше, псевдо-тантрическая практика не способна дать обещаемых ею результатов, а скорее служила в те годы неким рекламным трюком, чтобы «подсадить» на кундалини-йогу очередного хиппи, жадного до изменённых состояний сознания.

Но как бы обращаясь к более широкому кругу своих последователей Йоги Бхаджан говорит не только о методиках, позволяющих переживать яркие изменения сознания, но и дающих некий покой и комфорт – медитативные практики.

Медитация, согласно учению Йоги Бхаджана заключается в следующем:

- через три минуты после пробуждения ум начинают бомбардировать множество мыслей в том числе негативных.

- как можно скорее следует принять удобную, неподвижную позу, например, сидя с прямой спиной. Если тело остается неподвижным, ум становится более спокойным и способность пропускать мысли через себя падает.

- если ум таким образом удается уберечь от мыслей, то возникает некое чувство покоя и уюта.

- после возникновения этого чувства следует начинать петь мантру. «Мантра должна означать нечто, к чему вы испытываете большое почтение. Если какое-то слово может быть настроено на уровне мыслей и при этом является высшим словом почитания для этого человека, то это лучшая мантра для него»[30].

- в качестве мантр Йоги Бхаджан предлагает использовать набор мантр 3HO – определенные строки Ади-Грантха, исполняемые на языке гурмуркхи.

Таким образом, мы видим, что предлагаемая Йоги Бхаджаном медитация ни чем не отличается от утреннего молитвенного правила, практикуемого в христианстве, мусульманстве, иудаизме, сикхизме и в большинстве традиционных религий. Набор молитв в данном случае преимущественно берется из сикхизма, как элементы нам-йоги ардаса и джапы. И хотя Йоги Бхаджан понимает молитву как «некую вибрацию, направленную в бесконечную творческую силу, окружающую душу» [31], сути процесса это не меняет.

Йоги Бхаджан считал, что йогом называется тот, кто полностью полагается на Высшее Сознание, которое есть Бог, пока не соединит свое единичное «я» с Бесконечным «Я». Схожая мысль присутствует и в вероучении сикхизма, согласно которому «Я» — это самый низкий уровень сознания (присущий даже животным). «Я» следует расширять так, чтобы воспринимать других людей, как часть себя: сначала до уровня семьи, потом до уровня общества, потом до уровня природы, и далее – до уровня Бога. Согласно вероучению сикхизма – это единственный выход и сансары.

Тантрическая традиция индуизма не предполагает столь длительного духовного роста. В ней, все должно произойти в одночасье, когда «я» сможет слиться с бесконечностью. Основной преградой для наступления этого момента служат привязанности души (страсти), и если «тантра правой руки» предполагает определенную борьбу с ними, то «тантра левой руки» предлагает использовать страсти, как основных союзников в достижении цели. Из-за этого тантрические традиции являются наименее аскетическими в индуизме. Но Йоги Бхаджан преподносит западному миру тантру в весьма оригинальной форме. В рамках своего учения он объяснил, что тантра бывает черная – для управления дургими людьми, красная – используемая исключительно для сексуальных целей, и белая – позволяющая освободиться от груза ненужных переживаний, хранящихся в уме. Йоги Бхаджан учил, что практика йоги белой тантры позволяет обрести более глубокое понимание самих себя, наполнить каждый момент жизни ясностью, когда ум, тело и душа действуют как единое целое. Согласно учению Йоги Бхаджана – это путь к личной свободе и осознанности, приносящей успех во все сферы жизни.

На главном фестивале 3HO - Йоге белой Тантры - все участники обязаны быть одеты в белое, сидеть лицом к лицу, выполнять различные позы и дыхательные упражнения йоги и петь мантры 3HO. В кундалини-йоге сочетание всех этих элементов называется крией или медитацией. Во время проведения фестиваля Йоги белой Тантры, каждая крия длится течение 31-60 минут. Это весьма болезненный процесс, так как мышцы очень быстро затекают. В фестивале участвуют несколько сотен человек, плотно сидящих друг к другу. В ходе этой групповой деятельности могут возникать сильные эмоции страха, любви или гнева, вплоть до потери самосознания. В этом кроется основная технология кундалини-йоги Бхаджана. Ее суть в том, чтобы создать крайне сильное и болезненное напряжение в теле, а сознание заполнить малопонятной однообразной мантрой. Процесс должен стать настолько тяжелым и неприятным, что само его прекращение заставит организм чувствовать некую эйфорию.

Дальнейшая философия учения Йоги Бхаджана строится вокруг сутры Патнджали, согласно которой для единения духа с Богом необходимы различные упражнения и праведный образ жизни. В сутре Патанджали основной упор сделан на умственное и нравственное очищение и использование психических сил для самосовершенствования. Весь процесс делится на восемь ступеней:

Яма — 5 ограничений: непричинение вреда, правдивость, неворовство, контроль чувств, нестяжательство;

Нияма — 5 дисциплин: чистота, удовлетворенность, стремление к очищению, самообразование, преданность;

Асана — Позы для оздоровления и медитации;

Пранаяма — Контроль праны – жизненной силы;

Пратьяхара — Синхронизация чувств и мыслей;

Дхарана — Однонаправленная концентрация;

Дхьяна — Глубокая медитация;

Самадхи — Пробужденность и сосредоточение на духе.

В переводе сутры Патанджали Вивикананды самадхи используется в значении «погруженность», а перевод Алисы Бейли характеризует её, как «связь». Очевидно, Йоги Бхаджан адаптирует 8 ступеней сутры Патанджали под сикхскую нам-йогу, в которой самадхи сопоставимо с нам симран (сосредоточенном размышлении на именем Сат-Нам, что переводится, как «Сущий – Его Имя», либо «Его Имя – Истина»). Остальные семь ступеней Патанджали Йоги Бхаджан адаптирует под соответствующие семь элементов практики нам-йоги.

Таким образом, мы видим, что сикхи вполне могли принять учение Бхаджана, как «остающегося в рамках сикхской традиции», хотя индуистские техники тантры были налицо. В 1970 году (расцвет Нью Эйдж) учения о тантре и кундалини были на пике популярности. Благодаря усилиям Рамакришны, Вивекананды, Гхоша, Шивананды и других в 70-е годы о тантре в США знал любой хиппи. Но знания ограничивались примерно следующим – сексуальную энергию, называемую кундалини, нужно поднять в мозг. О том, как это сделать, в то время было написано немало литературы. Например, Шри Матаджи Нирмала Деви обещала пробуждение кундалини от пяти минут созерцания ее фотографии. Учение о чакрах также пользовалось популярностью (о нем в основном говорили в рамках совершенно другой традиции индуизма – раджа-йоги), в связи с чем, каждый новый «проповедник» стремился принести учение о чакрах в свое учение. Это был самый понятный язык для поколения хиппи.

Хотя учение Йоги Бхаджана имеет множество параллелей с тантрическими практиками, в действительности это нам-йога, практикуемая сикхами. Трансцендентный аспект Бога в сикхизме (божественную правду) Йоги Бхаджан сопоставил с кундалини-шакти и, исходя из этой логики, заменил в кханде - символе сикхизма, обоюдно острый меч на изображение богини Шакти. Традиция сопоставления Шакти (Дэви, либо Дурги) с возможностью реализации Бога в человеке присутствовала в сикхизме еще с проповеди Нанака. Таким образом признание в 1969 году профессором Международной Школы Исследований Сикхизма (The International School of Sikh Studies) доктором Сакбиром Сингхом Капуром того, что Йоги Бхаджан остается в рамках традиции сикхизма, имеет свое обоснование.

В дальнейшей деятельности Йоги Бхаджана в западном полушарии после получению титула Сири Сингх Сахиба, также можно выделить несколько ярких моментов. Как представитель Миссии Сикхской Дхармы он участвовал в многочисленных межконфессиональных встречах, организованных католической церковью в 1972 году. В 1983 году он имел встречу с папой римский Иоанном Павлом II в рамках организации встречи представителей различных религий мира, состоявшейся в 1986 году в Италии. В 1984 году недалеко от Амритсара Йоги Бхаджан основал международную академию Мири Пири (Miri Piri Academy), которая представляла из себя школу на базе пансиона, где вместе с общеобразовательными предметами преподавались основы сикхизма и кундалини-йога. Также последователями Йоги Бхаджана был основан крупнейший сикхский интернет-ресурс www.Sikhnet.com


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.