|
Собственность и формы присвоения: владение, распоряжение, пользование. Субъекты и объекты.
С-ть как юр-ая категория выражает отн-ия между людьми по поводу присваивания, отчуждения средств и результатов пр-ва. Здесь в центре внимания оказался фактическое осуществление присвоения, сам механизм реализации с-ти, присвоения субъектам результатов хозяйствования, здесь необходимо дать ответ «как реализуется с-ть?» Эк-ое содержание с-ти проявилось в осн. функциях присвоения: 1) пользование 2) распоряжение 3) владение (1) простейшая форма присвоения, использование полезного эффекта блага. (2) Опред-ие порядка использ-ия вещи. (3) Фактическое обладание вещью, право исключ-го контроля над ней. Означает наличие у субъектов реальной возможности использования и распоряжения вещью, включая право передачи ее др. субъектам. Владение полной мат-ой ответственностью за свои действия. Соб-ть как эк-ая категория предполагает не только присвоение, но и отчуждение. Это обособление от условий и результатов эк. деятельности. Основные формы: 1) отчуждение от труд-ой деят-ти 2) --..-- от соб-ти В целом сис-ма отн-ий собственности характеризует эк. жизнь общества с точки зтения того: А) кто обладает реальной эк. властью Б) какую часть рабочего времени работник трудится на себя, а какую на др. чл. общества В) кто и в чьих интересах присв-т результат пр-ва С понятием с-ти тесно связано понятие эк интересов. Эк инткресы это объективные мотивы хоз-ой деятельности людей. В сфере эк отношений, формы эк интересов приобретают прежде свего потребности. Их удовлетворение становятся целью пр-ой деятельности людей. Сущ-ют разл. Подходы к с-ти. В соответствии с Маркс-м подходом с-ть занимает осн-ое место в способе производства. И смена способов пр-ва осуществляется в соответствии со сменой господствующих форм с-ти. Частная с-ть – зло. Необх. част. с-ть заменить общей. Реализация такого подхода на практике привела к подмене общ-ой с-ти гос-ой, к тотальному огосударствлению с-ти и управлению. В зап. эк.т. понятие с-ти связ-ся с организацией ресурсов по сравнению с потребностью в них. С-ть рассматривается как «пучок» прав по использованию ресурсов. Этот пучок включает след права: 1) право владения – исключ-ный контроль над благом 2) право использования – использ-ия полезных ископаемых свойств блага для себя 3) управления – принятие решений по использованию эк. благ 4) на доход – право обладать результатами благ 5) на потребление блага Субъекты – это те лица между кат. Склад-ся отношения собсв-ти. (частые лица, фирмы, гос-во) Объекты – то, по поводу чего складывается отношения с-ти. К ним относят: 1) средства пр-ва 2) предметы потребления, ресурсы 3) рабочая сила 4) продукт труда Отн-ия с-ти в РБ регламентируются законом «О соб-ти в РБ» Согласно этому закону объектами с-ти являются: 1) земля 2) ее недра 3) воды 4) возд. пространство 5) здания, сооружения 6) оборуд-ие 7) раст. и жив мир 8) результаты интелект-ой деятельности 9) деньги, ценные бумаги и др. имущество. Субъекты права собственности. Формы собственности: Субъектами права собственности в Республике Беларусь являются физические и юридические лица, государство. Собственность в Республике Беларусь выступает в форме частной собственности, коллективной и государственной собственности. В Республике Беларусь может существовать собственность других государств, их юридических и физических лиц, а также собственность международных организаций. Допускается объединение имущества, находящегося в собственности физических, юридических лиц и государств, и образование на этой основе смешанных форм собственности, в том числе собственности совместных предприятий. Имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности одновременно нескольким лицам, независимо от формы собственности. 9. Типы и формы собственности. Эволюция форм собственности.
Виды и формы с-ти служат определенными признаками эк.с. Различают 2 типа с-ти: 1) частную 2) общуственную Каждый тип имеет свои формы. Частная с-ть выражает отношения присваивания – отчуждения средств и результатов права част. лицами. Выделяют 2 формы ч. с-ти: 1) трудовая 2) нетрудовая Трудовая – результат предпринятой деятельности данного лица и его семьи. Нетрудовая с-ть возникает от получения имущества по наследству, деведендов от акций облигаций, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения. Общественная с-ть означает совместное присваивание - отчуждение средств и результатов производства. Основные формы: 1) государственная 2) коллективная В свою очередь формы коллективной собственности: - народная - кооперативная - акционерная Государственная: - федеральная - муниципальная В РБ согласно закону о соб-ти выделяют - частную - государственную - коллективную - смешанную Изменения в отношениях с-ти стали основным стержнем эк. реформ в бывших советских республиках. Требуют решения проблемы: - до какого уровня должна снизится гос собственность - какими темпами пойдет это - как и кому должна переходить эта собственность В России, в РБ и др. странах СНГ взят курс на переход у системе сочетающей частную, гос-ную и смешанную формы с-ти. Существуют рекомендации снизить гос-ную с-ть до 50% и даже 30%. Госсектору еще долгое время будут принадлежать, значит. позиции в нар. хоз-ве. Важная проблема в развитии гос. С-ти: преодоление монополизма, характерного для командно-административной системы. Трансформация с-ти – процесс сложный и соц. – острый.
Приватизация. Приватизация – ключевой момент процесса становления бизнеса. Это положение актуально для стран с развитой рын. эк-ой. Особенно приватизация важна для переходного периода. По официальным данным общая собственность гос-вого имущества в РБ оценивается в 36 триллионов рублей, 2/3 кот. принадлежит приватизации. Для этого вопроса необходимо изучить закон о разгосударствлении и приватизации соб-ти в РБ. Разгосударствление эк-ки – это многогранный процесс отстранения гос-ва от прямого хоз. упр-ия. и усиления на этой основе самостоятельности предпр-ий. С целью создания условий саморегулирования эк-ки. Сущ 2 направления развития эк-ки: 1) путем ограничения вмешательства гос-ва в хоз-ную деятельность предприятий 2) путем разгосударствления собственности. Разг. с-ти может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негос-ых формах собственности, так и путем приватизации гос-ных приватизаций. Цель разг. с-ти. Состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и тем самым ликвидировать обезличность соб-ти. Важнейшим направлением разгос-ия соб-ти явл. приватизация. Приват-ия – процесс приобретения у гос-ва предприятий и имущественных комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами, деятельность кот. основана на негос-ых формах собс-ти. В результате приватизации гос-во утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы—право непосредственного управления ими. Принципы приватизации в РБ. приоритет платных форм. 1) Право каждого гражданина РБ на безвозмездного получения части гос-го имущества 2) Предоставление льгот субъектам приватизации 3) Гибкое сочетание форм приватизации 4) Широкая гласность при проведении приватизации 5) Контроль за ходом приватизации со стороны гос-ва и общественных организаций. Финансовые источники приватизации: 1) средства предприятий (часть прибыли, амортизаторционные отчисления, фонд накопления) 2) заемные и привлечонные мр-ва (кредиты банков, кредиты предприятий, средства от продажи ценных бумаг) 3) личные средства Объекты приватизации 1) Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих предприятий. Оборудования, здания, сооружения и т.д. 2) Доли (паи, акции) гос-ва и аддминистративнотерриториальных образований в капитале акционерных обществ. Субъекты приватизации: 1) граждане РБ 2) юридические лица РБ деят. Кот. Основанна на негосударственных формах собственности 3) Трудовые коллективы гос-ых предприятий 4) Иностранные инвесторы 5) Лица без гражданства Субъекты приватизации могут действовать через своих представителей в соответсвии с законодательством РБ. Формы приватизации Под формой приватизации понимается определенное сочетание способов и условий приобретения новым собственником прав на гос-ое имущество. Различают следующие формы приватизации: 1) Прямой выкуп гос-го предприятия 2) Преобразование гос-ых и арендных предприятий в открытые акционерные общества. 3) Продажа гос-го предприятия на аукционе. 4) Продажа гос-го предприятия на конкурсе. 5) Выкуп арендного предприятия 6) Безвозмездная передача имущества. (1) Прямой выкуп предполагает одноразовость платежа в бюджет за выкупаемое имущество. Прямой выкуп может осуществляться и в рассрочку, но это – льгота. В случае прямого выкупа предприятия преобразуются в нар. Или коллективные. Однако могут образовываться и др. хозяйственно-правовые формы. (2) Все предприятия, кот подлежат приватизации, включаются в перечень объектов приватизации. Утверждается советом министров. Инициатором приватизации могут быть: Трудовой коллектив и любое лицо не гос-ой формы собственности. ( негос-ая форма собственности, это когда в уставном капитале негосая собственность занимает более 70%. ) Создается комиссия по приватизации (налоговая инспекция, профсоюзы, трудовой коллектив). Эта комиссия производит переоценку имущества. Она должна предположить правовую форму функционирования предприятия. ![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|