|
Причины инфляционного спроса и предложения. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Инфляция спроса Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров». Но соотношения между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны, гораздо сложнее.
- рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости; - увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема; - рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов). Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены. Инфляция предложения Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют - «инфляцией издержек производства». В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.
Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис. 17.3). Инфляция относится к системе общеэкономических категорий и проявляется в тех общественно-экономических формациях, в которых существуют товарно-денежные отношения. Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, в которых не сбалансированы государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики. Став постоянным фактором экономической жизни, инфляция значительно усложняет систему экономических отношений, она требует к себе постоянного внимания и специальных мер по удержанию на «нормальном» уровне. Решающая характеристика инфляции – это ее величина. Степень воздействия на экономику и на все общество зависит именно от уровня инфляции. Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующем: 1) снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы развития производства; 2) происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыли, а также легче уклониться от налогообложения; 3) расширяется спекуляция в результате резкого и неравномерного изменения цен; 4) ограничиваются кредитные отношения, так как никто не верит в долг; 5) обесцениваются финансовые ресурсы государства. Главное отрицательное социальное последствие инфляции – перераспределение богатства и дохода, если доходы не индексируются, а кредиты выдаются без учета индекса цен. Перераспределение ВВП и НД происходит по различным направлениям: – между разными сферами производства, отраслями хозяйства, регионами страны в силу неравномерного роста цен; – между населением и государством, которое использует излишнюю денежную массу в качестве дополнительного дохода (возникает инфляционный налог); – между слоями и классами населения. Неодинаковый рост цен приводит к социальному расслоению, усугубляется имущественное неравенство, что негативно влияет на сбережение и текущее потребление. Особенно опасна инфляция для лиц с фиксированными доходами (пенсионеров, иждивенцев, государственных служащих); – между дебиторами и кредиторами. Дебиторы получают выгоды в результате обесценения денежной ссуды. Инфляция, особенно гиперинфляция, приводящая к обострению экономических и социальных противоречий, требует от государства проведения мероприятий по преодолению инфляции и стабилизации денежной системы. Преодоление инфляции – необходимое условие нормального экономического развития и эффективного функционирования денежной и финансовой систем. Но снижение инфляции нельзя рассматривать как самоцель, как способ автоматического подъема производства. Процессы снижения инфляции и подъема производства должны идти одновременно, так как они друг друга обусловливают. Это особенно наглядно для российских условий. Затянувшаяся инфляция в России – результат неудачной общей экономической политики, не обеспечившей роста производства, хотя резкое ограничение денежной массы и дало временный эффект снижения инфляции.
28. Антиинфляционная политика Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия. Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью: 1) денежной реформы; 2) государственного регулирования инфляционного процесса. Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта. Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем: 1) дефляционной политики; 2) политики доходов. Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста. Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия. Российская инфляция отличается своеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, которые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы: – оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства; – разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства; – усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения; – изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления; – стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков; – совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов; – формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.; – восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен; – создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики; – изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений; – стимулирование экспертной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.
Финансы Финансы- это движение денежных доходов. Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы. Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства Механизм финансовой системы РФ включает в себя планирование финансов, организацию выполнения финансовых планов, стимулирование их выполнения и финансовый контроль. Финансовая система РФ включает в себя: - Государственную бюджетную систему; -Внебюджетные специальные фонды; -Государственный и банковский кредит; -Фонды страхования (имущественного и личного); -Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. Финансовая система РФ имеет целый ряд экономических особенностей по сравнению с другими экономическими принципами (отношениями): • денежные отношения; • распределительные отношения; • связаны с формированием и использованием фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Эти особенности финансовой системы РФ позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений. Денежные фонды формируются на макро и микро-уровнях. На макро уровне к ним относятся государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой. На микро-уровне — это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам в финансовой системе РФ относятся кредиты и займы, к привлеченным — кредиторская задолженность. Денежные отношения на микро уровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т. д. В финансовой системе РФ финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т. д. Можно привести много примеров такого перераспределения.
Бюджет
. Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. 2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета. 3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части. доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета; расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. 4.Источники доходной части: налоги; государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.); эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег; займы у международных организаций. 5. Структура расходной части бюджета в развитых странах: социальные нужды (не менее 50% всех расходов); поддержание обороноспособности страны (примерно 20%); обслуживание государственного долга; предоставление дотаций предприятиям; развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики. 6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта: Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета. Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета. Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета. 7. Источники покрытия бюджетного дефицита Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования) Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации). Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций. Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости. - Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы. 8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов; фаза экономического цикла в стране; текущая политика государства.
31. Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика представляет собой разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т.е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Ее целью является: Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой
32. Налоговая система и налоговая политика. Особенности в РФ Налог – это обязательный платеж в пользу государства с физических и юридических лиц в определенном законом размере и в установленные сроки. К сегодняшнему дню сложилась следующий основной принцип налогообложения: 1)налог должен находиться в строгом соответствии с доходом субъекта; 2)зависимость налога от выгоды, полученной гос-ом; 3)у налогоплательщиков не должно оставаться сомнений об уплате данного налога; 4)налоговая система должна обеспечить перераспределение и быть эффективными инструментами в государственной экономической политике; 5)налогообложение должно носить строгий однократный характер. Виды налоговых ставок: 1)твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения; 2)пропорциональные ставки – действительны в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета и дифференциации; 3)прогрессивная ставка – налоговая ставка, увеличивающаяся по мере возрастания доходов; 4)регрессивная ставка – налоговая ставка, уменьшающаяся по мере возрастания доходов. По платежеспособности налоги делятся на прямые (облагается определенная прибыль юридического или физического лица) и косвенные (налог, который входит в цену товара и который оплачивает потребитель). Уровни налоговой системы: 1)федеральный; 2)региональный; 3)местный. Налоги: 1)федеральные (НДС, налог на прибыль, подоходный с физического лица); 2)региональные (налоги на недвижимость, имущество, транспортный налог, региональные лицензионные сборы); 3)местный (налог на имущество физического лица, на рекламу, земельный налог, местные лицензионные сборы).
![]() ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|