Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава II. Активизация развития связной речи при обучении составлению рассказов по картине





Глава II. Активизация развития связной речи при обучении составлению рассказов по картине

Определение уровня развития связной речи методом пересказа у детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности

Цель данного этапа: провести диагностику уровня развития связной речи методом пересказа у детей старшего дошкольного возраста.

Место проведения:

Выборка составила 40 детей: 20 детей контрольной и 20 детей экспериментальной группы.

Данная работа проводилась в течение учебного года.

При изучении уровня развития связной речи методом пересказа у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: 1. «Исключение предметов» [19, 37].

Методика предназначена для исследования умения строить обобщения.

Для проведения исследования необходимы наборы карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре предмета. Такие карточки-задачи могут быть градуированы по трудности от самых легких до чрезвычайно трудных.

Ребенку показывают карточки, заранее расположенные в порядке возрастающей трудности.

Инструкция дается на примере одной, самой легкой карточки. Ребенку говорят: «Вот здесь на каждой карточке изображено по четыре предмета. Три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Ты должен сказать, какой предмет не подходит (или какой надо исключить) и как можно назвать остальные три». Далее экспериментатор разбирает с ребенком первую карточку: вместе с ним дает обозначение трем обобщаемым предметам и объяснение тому, почему следует исключить четвертый предмет. Против номера карточки в протоколе записывается название предмета, который ребенок считает нужным исключить, а в соседнем столбце - его объяснения и то слово, которым он назвал остальные три предмета. Если ответ ребенка неправилен и экспериментатор вынужден задать наводящий вопрос, то записывается и вопрос экспериментатора, и ответ ребенка.

Ребенок должен синтезировать, т. е. найти обобщающее понятие для трех предметов из четырех изображенных, и исключить, т. е. выделить один, четвертый, не соответствующий общему понятию. 2. «Сравнение понятий» [18, 45]

Методика применяется для исследования особенностей анализа и синтеза. Используется очень давно; особенно широко практиковалась в школе академика В. М. Бехтерева.

Экспериментатор заготавливает 6-7 пар слов, обозначающих подлежащие сравнению понятия. Задача состоит в том, чтобы сравнить понятия, входящие в соответствующие пары.

В монографии Л. С. Павловской приводится 100 таких пар. Достаточно использовать лишь часть этого набора. Обращает на себя внимание, что уже в наборе Павловской содержатся понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Приведем пары слов-понятий, которые были использованы в эксперименте «сравнение понятий»:

1. Корова - лошадь. 2.Лыжи - коньки. 3.Трамвай-автобус. 4. Озеро-река. 5. Река-птица. 6. Дождь - снег. 7. Поезд-самолет. 8. Ось - оса 9. Обман -ошибка. 10.Яблоко - вишня.

Ребенка просят сказать: «Чем похожи и чем отличаются?» Все его ответы полностью записываются. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы ребенок сначала указывал, в чем сходство понятий, а затем в чем различие. Если ему не сразу понятна задача, можно совместно сравнить какую-либо пару слов.

При оценке ответов следует учитывать, удается ли детям выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Далее следует обратить внимание на то, выдерживает ли больной заданный ему план сравнения, или его мысль оказывается лишенной

3. «Последовательность событий»

Методика «последовательность событий» предназначена для выявления сообразительности больных, их умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Предложена А. Н. Бернштейном.

Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок в количестве 3, на которых изображены этапы какого-либо события. Существуют серии для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью («Кошка и яйцо», «Кошка и мышка», «Мама стирает» и др.), Оригиналы этих серий выполнены в красках, но можно пользоваться и их фотокопиями.

Инструкция и порядок проведения опыта таковы. Испытуемому показывают пачку беспорядочно перемешанных карточек и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда - вторую, сюда - последнюю»

После того как ребенок разложит все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например, 1, 2, 3). Затем он просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых - помочь установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки.

Таким образом, мы считаем, что нами выбран достаточный диагностический инструментарий, который отвечает требованиям к психодиагностическим тестам: валидности, надежности, стандартизации.

 

Таблица 1

Результаты исследования уровня развития связной речи методом пересказа у детей контрольной группы при помощи методики «Исключение предметов»

 

№ п/п Ф.И. ребенка возра ст № задания
           
  Рая Т.   + + + + II -
  Катя О.   + + + // II //
  Вита П   + + + // II //
  Максим У.   + + + + + +
  Дарима С   // // // // - -
  Вадим Р.   + + + + -
  Артон С.   + + + + - -
  Настя Е.   + + + + - -
  Мижит С.   + + + + - -
  Дима В.   + + + + + +
  Костя К.   + + + + +  
  Баир М   + + + // II //
  Коля Н.   + + + // - -
  Жаргалма Н   + + + // II -
  Баярма Г   + + + // II -
  Митуп С   + + + + - -
  Туяна Т.   + + + + - -
  Бато П   + + + + - -
  Баярма С.   + + + + + -
  Света Ф.   + + + - - -

Таблица 2

Результаты исследования уровня развития связной речи методом пересказа у детей экспериментальной группы при помощи методики «Исключение предметов»


+ - справляется самостоятельно, заданием с помощью взрослого.

 

№ п/п Ф.И. ребенка возра ст № задания
           
  Лена П.   + + + + + +
  Игорь П.   + + + // // //
  Олеся О.   + + + // // //
  Мижит Р.   + + + + + //
  Дарима С   // // // // - -
  Дарима Ф.   + + + + -
  Сандан Р.   + + + + - -
  Баир М.   + + + + - -
  Бато Е.   + + + - - -
  Валера Б.   + + + + - -
  Туяна У.   + + + + + +
  Гамбожап Г.   + + + // // //
  Алеша Е.   + + + // - -
  Миша К.   + + + // // -
  Жаргалма Г.   + + + // // -
  Ваня К.   + + + // II //
  Эльвира О   + + + - - -
  Батожаргал В.   + + + // - -
  Оля С.   + + + + + -
  Таня Э.   + + + - - -

- не справляется, // справляется с


Вывод: количественный анализ обработки результатов показал, что выполнение данного задания вызвало затруднение у большинства детей контрольной и экспериментальной групп. Выполнить все задания, что свидетельствует о высоком уровне развития развития связной речи, смогли только 2 детей контрольной группы (10%) и 2 ребенка экспериментальной группы, средний уровень определяется у 60% детей контрольной группы и 50% у детей экспериментальной группы, тогда как низкий уровень отмечается у 30 % детей контрольной группы и 40% детей экспериментальной группы. Наглядно это можно представить на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Сравнительный анализ результатов исследования мыслительной

Деятельности у детей контрольной и экспериментальной группы при

Выполнение заданий детьми контрольной и экспериментальной группы

 

МЕСТО ДЛЯ ДИАГРАММЫ

 

 

Таблица 3.

Результаты исследования методикой «Сравнение понятий» в контрольной группе

 

№ п/п Ф.И. ребенка возраст № пары
                   
  Рая Т.   + + - - + + - - - -
  Катя О.   + + + - + + - - - -
  ВитаП   + + + - - - - - - -
  Максим У.   + + + + + + + + + +
  Валера Т.   + - + - - - - - - -
  Вадим Р.   + + + - + + - - - -
  Артон С.   + + + + - - - - - -
  Настя Е.   + + + + + + - - - -
  Коля Н.   + + + + + + - - - -
  Дима В.   + + + + + + + + + +
  Костя К.   + + + + + - - - - -
  Баир М     + + - - - - - - -
  Коля Н.   + + + + + + - - - -
  Жаргалма Н   + + + + + + + - - -  
  Баярма Г   + + + + + - - - - -  
  Митуп С   + + + + + + + + - -  
  Туяна Т.   + + + + + + + + + -  
  Бато П   + + + + + - - - - -  
  Баярма С.   + + + - - - - - - -  
  Света Ф.   + + + + + + + - - -  
Итого                        
                             

 

Таблица 4

Результаты исследования методикой «Сравнение понятий»

В экспериментальной группе

 

№ п/п Ф.И. ребенка возр аст № пары
                   
  Лена П.   + + + + + - - - - -
  Игорь П.   + + + + + + - - - -
  Олеся О.   + + + + + + + - - -
  Мижит Р.   + + + + + + + - - -
  Дарима С   + + + - - - - - - -
  Дарима Ф.   + + + - - - - - - -
  Сандан Р.   + + + + - - - - - -
  Баир М.   + + + + - - - - - -
  Бато Е.   + + + - - - - - - -
  Валера Б.   + + + - - - - - - -
  Туяна У.   + + + + + + + + + +
  Гамбожап Г.   + + + + + + - - - -
  Алеша Е.   + + + + + + + + + -
  Миша К.   + + + + + + + + - -
  Жаргалма Г.   + + + + + + - - - -
  Ваня К.   + + + + + - - - - -  
  Эльвира О   + + + + + + - - - -  
  Батожаргал В.   + + + + + + + + - -  
  Оля С.   + + + + + - - - - -  
  Таня Э.   + + + + - - - - - -  
Итого                        
                                                   

Вывод: количественный анализ показал, что уровень развития связной речи у детей контрольной и экспериментальной группы характеризуется как ниже среднего. Низкий уровень выявлен у 30% детей контрольной и 35 % экспериментальной группы, средний уровень выявлен у 60% детей контрольной и экспериментальной группы, высокий уровень у 10% детей контрольной группы и 5 % экспериментальной группы.

Наглядно это можно представить на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Детей контрольной группы

 

 

 

№ п/ п Ф.И. ребенка Серии
«Кошка и яйцо» «Кошка и мышка» «мама стирает» Правил
  Рая Т.                    
  Катя О.                    
  ВитаП                    
  Максим У.                    
  Дарима С                    
  Вадим Р.                    
  Артон С.                    
  Настя Е.                    
  Мижит С.                    
  Дима В.                    
  Костя К.                    
  Баир М                    
  Коля Н.                    
  Жаргалма Н                    
  Баярма Г                    
  Митуп С                    
  Туяна Т.                    
  Бато П                    
  Баярма С.                    
  Света Ф.                    

Таблица 6

Разных органов чувств.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.

Волшебник «Я слышу» - описание возможных ощущений полученных с помощью слуха.

Воспитатель предлагает детям представить, что они слышат на картине. Картина «Спасаем мяч»

Ответы детей:

Таня Э.»Я слышу, как мяч шлепнулся в лужу: плюх!»

Игорь П. «Я слышу, как прутик постукивает мячик».

Оля С. «Я слышу, как Таня плачет, а мальчик ее успокаивает и говорит: «Тише, Танечка, не плач: не утонет в луже мяч».

Олеся О.»Я слышу, как Сережа говорит: «Не плач, сейчас я достану прутиком твой мяч, и мы опять будем играть».

Эльвира «Я слышу, как шумит ветерок, и щебечут птички».

Дарима С. «Я слышу, как мама зовет Таню домой».

Волшебник «Я ощущаю лицом и руками» - описание возможных ощущений полученных с помощью тактильных анализаторов.

Лена П. «Я чувству, какой мячик мокрый, скользкий и теплый. Ведь лето, жарко и вода в луже совсем не холодная».

Мижит Р. «Я чувствую, что прутик твердый, немного шершавый и упругий».

Дарима Ф. «Я чувствую, какая травка мягкая, шелковистая, немного влажная. Особенно около лужи».

Сандан Р. «Я чувствую, как солнце припекает и жарко греет, но ветерок при этом приятно ласкает и обдувает».

Баи р М. «Я чувствую, какая елочка колючая и веточки у нее как маленькие ежики».

Волшебник «Я нюхаю» - описание возможных ощущений полученных через органы обоняния.

Олеся О. «Пахнет свежестью и травой, потому что только что прошел дождик».

Мижит Р.» Елочка пахнет очень приятно, чувствую запах цветов и меда».

Дарима Ф. «Я чувствую, как мяч пахнет резиной. Его ведь купили в магазине, и он новый».

Выводы по второй главе

1.Результаты исследования, проведенные нами на констатирующем этапе исследования показали, что для детей контрольной и экспериментальной групп характерна быстрая истощаемость, неспособность быстро переключаться, трудности с принятием решения и выбора, составлением описательного рассказа. Общий уровень развития развития связной речи у детей контрольной и экспериментальной групп характеризуется как ниже среднего.

Особенно это отмечается при составлении описательного рассказа по картине. Рассказы детей схематичны, часто повторяют друг друга. Предложения по своей структуре простые, в основном состоят из подлежащего и сказуемого. Прилагательные в речи встречаются редко. Средства образной выразительности не используются.

2. Второй этап работы - формирующий. Цель данного этапа активизация развития связной речи детей при составлении описательного рассказа по картине. Нами была проведена формирующая работа с детьми по активизации развития связной речи при обучении рассказыванию по картине. Для этой цели нами были использованы следующие приемы: «Определение состава картины», «Установление взаимосвязей между объектами на картине» «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств» «Составление загадок и метафор по картине» «Смысловая характеристика картины» «Смысловая характеристика картины»

Данная работа была организована не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этой цели мы использовали игры и игровые упражнения. Для родителей был организован родительский всеобуч, на котором мы познакомили родителей с основными приемами активизации развития связной речи у детей при обучении рассказыванию по картине.

С педагогами детского сада был организован семинар, проведены для них открытые занятия.


3. На контрольном этапе мы подвели итоги диагностики уровня развития связной речи методом пересказа у детей и отметили, что положительная динамика отмечается как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако динамика в экспериментальной группе заметнее. В сравнении с результатами констатирующего эксперимента у детей контрольной группы положительная динамика за этот период составляла 10%, тогда как у детей экспериментальной группы - 25%.

Речь детей экспериментальной группы более выразительна, так как под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова. Рассказы по картинам творческие, не похожие на другие, дети используют образные средства языка (метафоры, загадки, пословицы, поговорки, художественное слово). Значительно расширился словарный запас. В речи детей преобладают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они больше употребляют прилагательные как в сравнительной, так и в превосходной степени.

Исходя из результатов контрольного этапа исследования, можно сделать вывод о том, что выбранные нами методы и приемы работы с детьми оказались эффективными.


Заключение

Проблема связной речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики и психолингвистики.

Речь сопровождает каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг ребенка благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществить целенаправленное формирование конкретных речевых умений и развитие развития связной речи.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста -необходимая предпосылка для успешного обучения в школе.

В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С. Рубенштейна, Д.Б. Эльконина и др. определены теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

По определению Н.Н. Поддъякова, мыслительная деятельность — это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в предметах и явлениях существенного и несущественного, общего и единичного отличает мышление от других познавательных процессов.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Анализ методической литературы показывает (Н. М. Зубарева, М. М. Конина, Э. П. Короткова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина), что в основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей,


вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Однако исследования ученых, данные практических работников, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов - повторов («ну», «потом», «вот»... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

Использование нетрадиционных методов активизации развития связной речи при обучении рассказыванию по картине, таких как тексты фантастического характера, преобразование объектов во времени, приемы, эмпатии, составление загадок и метафор по картинам, прием «вхождения в картину» и т.д., как показал анализ литературы, позволит не только активизировать мыслительную деятельность детей, но добиваться более выразительной речи, при составлении рассказа по картине.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была организована экспериментальная работа, которая проходила на базе МДОУ _______

Экспериментальная работа состояла из нескольких этапов: констатирующий эксперимент - изучение уровня развития связной речи методом пересказа и описательной связной речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи методик «Исключение предметов», «Сравнение понятий», «Последовательность событий», «Характеристика описательной связной речи».

Результаты данного исследования показали, что у 30 % обследуемых детей выявлен низкий уровень развития развития связной речи. Этим детям свойственны некритичность мышления, слабость мыслительных операций анализа и синтеза, неумение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, бедность речи.

Исходя из данного констатирующего эксперимента, нами была организована формирующая работа по активизации развития связной речи детей при обучении детей составлению рассказов по картине с использованием нетрадиционных методов.

Данная работа проходила на занятиях развитию речи, в свободной детской деятельности.

На данном этапе нами систематизирован и конкретизирован практический материал по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению рассказа по картине и активизации развития связной речи, нами составлены и апробированы занятия с детьми, подобраны дидактические игры, также нами была проведена работа по педагогическому просвещению педагогов и родителей по данному направлению. Длительность данного этапа - 4 месяца.

После завершения обучающего эксперимента нами был проведен количественно-качественный анализ результатов работы, который подтвердил результативность нашей работы (повысился уровень развития развития связной речи на 25 % у детей экспериментальной группы), что и подтверждает нашу гипотезу о том, что использование нетрадиционных методов и приемов при обучении детей составлению рассказов по картине будет способствовать активизации развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, если:

- применять эти методы и приемы непосредственно на занятиях по
развитию речи;

- использовать игры и упражнения, содержащие приемы, содержащие
приемы активизации развития связной речи в процессе подготовке к
составлению рассказа по картине.

Таким образом, эффективность нетрадиционных приемов очевидна, что свидетельствует о правильности нашего выбора. Мы планируем не останавливаться на достигнутом, а продолжать работу в данном направлении.

Список литературы

 

Глава II. Активизация развития связной речи при обучении составлению рассказов по картине







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.