Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определение уровня развития связной речи методом пересказа у детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности





Цель данного этапа: провести диагностику уровня развития связной речи методом пересказа у детей старшего дошкольного возраста.

Место проведения:

Выборка составила 40 детей: 20 детей контрольной и 20 детей экспериментальной группы.

Данная работа проводилась в течение учебного года.

При изучении уровня развития связной речи методом пересказа у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: 1. «Исключение предметов» [19, 37].

Методика предназначена для исследования умения строить обобщения.

Для проведения исследования необходимы наборы карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре предмета. Такие карточки-задачи могут быть градуированы по трудности от самых легких до чрезвычайно трудных.

Ребенку показывают карточки, заранее расположенные в порядке возрастающей трудности.

Инструкция дается на примере одной, самой легкой карточки. Ребенку говорят: «Вот здесь на каждой карточке изображено по четыре предмета. Три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Ты должен сказать, какой предмет не подходит (или какой надо исключить) и как можно назвать остальные три». Далее экспериментатор разбирает с ребенком первую карточку: вместе с ним дает обозначение трем обобщаемым предметам и объяснение тому, почему следует исключить четвертый предмет. Против номера карточки в протоколе записывается название предмета, который ребенок считает нужным исключить, а в соседнем столбце - его объяснения и то слово, которым он назвал остальные три предмета. Если ответ ребенка неправилен и экспериментатор вынужден задать наводящий вопрос, то записывается и вопрос экспериментатора, и ответ ребенка.

Ребенок должен синтезировать, т. е. найти обобщающее понятие для трех предметов из четырех изображенных, и исключить, т. е. выделить один, четвертый, не соответствующий общему понятию. 2. «Сравнение понятий» [18, 45]

Методика применяется для исследования особенностей анализа и синтеза. Используется очень давно; особенно широко практиковалась в школе академика В. М. Бехтерева.

Экспериментатор заготавливает 6-7 пар слов, обозначающих подлежащие сравнению понятия. Задача состоит в том, чтобы сравнить понятия, входящие в соответствующие пары.

В монографии Л. С. Павловской приводится 100 таких пар. Достаточно использовать лишь часть этого набора. Обращает на себя внимание, что уже в наборе Павловской содержатся понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Приведем пары слов-понятий, которые были использованы в эксперименте «сравнение понятий»:

1. Корова - лошадь. 2.Лыжи - коньки. 3.Трамвай-автобус. 4. Озеро-река. 5. Река-птица. 6. Дождь - снег. 7. Поезд-самолет. 8. Ось - оса 9. Обман -ошибка. 10.Яблоко - вишня.

Ребенка просят сказать: «Чем похожи и чем отличаются?» Все его ответы полностью записываются. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы ребенок сначала указывал, в чем сходство понятий, а затем в чем различие. Если ему не сразу понятна задача, можно совместно сравнить какую-либо пару слов.

При оценке ответов следует учитывать, удается ли детям выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Далее следует обратить внимание на то, выдерживает ли больной заданный ему план сравнения, или его мысль оказывается лишенной

3. «Последовательность событий»

Методика «последовательность событий» предназначена для выявления сообразительности больных, их умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Предложена А. Н. Бернштейном.

Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок в количестве 3, на которых изображены этапы какого-либо события. Существуют серии для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью («Кошка и яйцо», «Кошка и мышка», «Мама стирает» и др.), Оригиналы этих серий выполнены в красках, но можно пользоваться и их фотокопиями.

Инструкция и порядок проведения опыта таковы. Испытуемому показывают пачку беспорядочно перемешанных карточек и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда - вторую, сюда - последнюю»

После того как ребенок разложит все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например, 1, 2, 3). Затем он просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых - помочь установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки.

Таким образом, мы считаем, что нами выбран достаточный диагностический инструментарий, который отвечает требованиям к психодиагностическим тестам: валидности, надежности, стандартизации.

 

Таблица 1

Результаты исследования уровня развития связной речи методом пересказа у детей контрольной группы при помощи методики «Исключение предметов»

 

№ п/п Ф.И. ребенка возра ст № задания
           
  Рая Т.   + + + + II -
  Катя О.   + + + // II //
  Вита П   + + + // II //
  Максим У.   + + + + + +
  Дарима С   // // // // - -
  Вадим Р.   + + + + -
  Артон С.   + + + + - -
  Настя Е.   + + + + - -
  Мижит С.   + + + + - -
  Дима В.   + + + + + +
  Костя К.   + + + + +  
  Баир М   + + + // II //
  Коля Н.   + + + // - -
  Жаргалма Н   + + + // II -
  Баярма Г   + + + // II -
  Митуп С   + + + + - -
  Туяна Т.   + + + + - -
  Бато П   + + + + - -
  Баярма С.   + + + + + -
  Света Ф.   + + + - - -

Таблица 2

Результаты исследования уровня развития связной речи методом пересказа у детей экспериментальной группы при помощи методики «Исключение предметов»


+ - справляется самостоятельно, заданием с помощью взрослого.

 

№ п/п Ф.И. ребенка возра ст № задания
           
  Лена П.   + + + + + +
  Игорь П.   + + + // // //
  Олеся О.   + + + // // //
  Мижит Р.   + + + + + //
  Дарима С   // // // // - -
  Дарима Ф.   + + + + -
  Сандан Р.   + + + + - -
  Баир М.   + + + + - -
  Бато Е.   + + + - - -
  Валера Б.   + + + + - -
  Туяна У.   + + + + + +
  Гамбожап Г.   + + + // // //
  Алеша Е.   + + + // - -
  Миша К.   + + + // // -
  Жаргалма Г.   + + + // // -
  Ваня К.   + + + // II //
  Эльвира О   + + + - - -
  Батожаргал В.   + + + // - -
  Оля С.   + + + + + -
  Таня Э.   + + + - - -

- не справляется, // справляется с


Вывод: количественный анализ обработки результатов показал, что выполнение данного задания вызвало затруднение у большинства детей контрольной и экспериментальной групп. Выполнить все задания, что свидетельствует о высоком уровне развития развития связной речи, смогли только 2 детей контрольной группы (10%) и 2 ребенка экспериментальной группы, средний уровень определяется у 60% детей контрольной группы и 50% у детей экспериментальной группы, тогда как низкий уровень отмечается у 30 % детей контрольной группы и 40% детей экспериментальной группы. Наглядно это можно представить на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Сравнительный анализ результатов исследования мыслительной

Деятельности у детей контрольной и экспериментальной группы при

Помощи методики «Исключение предметов»

 

МЕСТО ДЛЯ ДИАГРАММЫ

 

 

Качественный анализ показал, что только первые три задания не вызывают затруднения у детей обеих групп, остальные задания дети выполняют либо с помощью взрослого (наводящих вопросов, подсказок), либо вообще не выполняют. Это свидетельствует о том, что мыслительная деятельность у детей развита недостаточно. Дети испытывают затруднение в обобщении, то есть назывании предмета одним словом, например чашка, тарелка и вилка - посуда. Легче всего детям контрольной и экспериментальной группы найти лишний предмет. Наглядно это можно представить на графике 1.

 

График 1

Выполнение заданий детьми контрольной и экспериментальной группы

 

МЕСТО ДЛЯ ДИАГРАММЫ

 

 

Таблица 3.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.